От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кудринской степной думы. Часть 34.

Путевые заметки.

Кударинская степная дума, от Кударинского селения, находится в 5 или 6 верстах. Дорога ровная, степная. При кударинской думе небольшое селение оседлых крещенных инородцев (20 д. об. пола) называемое Хараузскими, лежащее на Хараузе (Хара-усу черная вода. И действительно, вода в этой протоке темна и грязна как душа старого грешника), протоке Селенги. Селение это предположено было, после бывших в 1861-62 году сильных землетрясений, перенести на новое возвышенное место.

В селении приходское училище, в котором обучаются русской грамоте бурята. Иногда обучаются бурятские девушки. Учащихся очень мало. Было время, что здесь обучалось до 30 и более учеников. Но по некоторым причинам, независимым от обучающих, но которые трудно отвратить, по тем условиям, какими они обставлены, родители стали удаляться от училища… Между тем как училище прямой проводник обрусения инородцев. В последствии, историк края не скроет от потомства этих причин. Ниневия, за несколько столетий до Р.Х., была стерта с лица земли, а кропотливые археологи ныне выводят на свет ее закулисную жизнь. Дом для училища пожертвован бывшим тайшей Заяханом Хамагановым.

Во время бывших землетрясений, цаганская степь, лучшее кочевья бурят, осела и затоплена Байкалом, образовав новую прорву (Цаганская степь исчезла под волнами Байкала, но на память о ней осталась потомству песня «кударик цаган чалон» (кудиринский белый камень)); в следствии чего, многие бурята, по недостатку кочевьев, переселяются частью в баргузинский край, а частью к Еравинскому озеру, под ведение хоринской думы.

Во время потопления Байкалом цаганской степи, у бурят погибло много рогатого скота и баран. По официальным сведениям, погибло кажется не более двух человек. По частным же рассказам насчитали до пяти, но из боязни, будто бы о них умолчали. Во всяком случае, более веры должно давать официальным известиям, потому что, частные слухи, о необыкновенных происшествиях, всегда принимают легендарный характер. Так рассказывали, что во многих местах показывалось из под земли пламя, которое в одном месте опалило заборы, а в другом юрту и т.д. Многие рассказывали, что вблизи образовавшейся прорвы, в одной горе слышен подземный гул и стук и что гора по временам как бы дрожит от легкого землетрясения. Но, ни один бурят не решался показать эту гору, отзываясь не знанием. Последнее понятно. Бурят храбро выйдет на единоборство с медведем, но в то же время жестко трусит своих онгонов и умерших шаманов, действию которых приписывает все не обыкновенные явления природы, а потому понятно, что никто не решился указать эту гору, боясь своим присутствием рассердить духов, избравших эту местность своим местопребыванием.

Трусость, относительно необыкновенных явлений природы, свойственна не только бурятам шаманистам, но и ламаитам. В 1872 г. 3 сентября, в 7 часов над Верхнеудинском пролетел от З. к В. огромный метеор. Сделалось так светло, как в яркий солнечный день. Аэролит видели в Кабанске и по читинскому тракту на курбинской станции. Форма его казалось эллипсовидной, за ним тянулась небольшая темная полоса, как бы от дыма. По прошествии примерно полуминуты когда скрылся метеор послышался непрерывный ровный, глухой гром без особенных раскатов. Гром продолжался несколько секунд. Об этом метеоре кажется нигде не было сообщено. По частным слухам вот что известно: метеорная масса упала где-то в Цахартае, в 22-25 верстах от Верхнеудинска. При падении, от нее отломилось два или три куска. Главная масса глубоко вдавилась в землю. Место, где упал метеор указали бурятам их дети, пасшие скот. Масса найдена горячей. На ней были заметны пятна желтого или, по словам других золотистого цвета. В последствии ламы будто бы объявили, что камень этот послали тэнгэрины или небесные духи и что его следует, как весьма священный предмет, зарыть в землю и не показывать русским. И действительно, как я не старался от своих приятелей бурят узнать местность, где лежит этот камень, ничего не узнал. Бурята, сначала охотно болтавшие о нем, вдруг начали отзываться не знанием. Власть шаманов и в особенности лам еще велика над умами инородцев (Между ламайцами есть много двоеверцев, т.е. держащихся кроме ламайской, еще шаманской веры. Эти люди хотят угодить «нашим и вашим». В левом переднем углу юрты ламайцами заткнута стрела или повешена небольшая овчинка, это признак двоеверца. При посещении ламы, знаки эти прячутся). Нужно много еще времени, чтобы сломить эту неосязаемую силу.

Рассказывают, что на образовавшейся, на месте цаганской степи, прорве явились плавучие острова, на которых бурята косят сено. Острова эти, по воле ветра, пристают то к одному берегу, то к другому. На одном из таких островов бурят, косивший сено, провалился и потонул. Ясно, что острова состоят из переплетенных между собой корней растений. К этому добавляют, что в прорве достаточно рыбы, но что рыба эта по временам скрывается под берегом. Значит, и оставшаяся низменная часть степи состоит из того же материала, из которого состоит почва образовавшихся островов и что под низменной степью, тот же Байкал, который был тут до образования степи. Появившиеся, после землетрясений 1861-62 г., зыбуны доказывают, что под степью вода и низменная часть степи, рано или поздно, осядет и на месте ее будут снова шуметь и плескаться волны Байкала.

В 1868 году, в кударинском бурятском бурятском ведомстве считалось жителей: 1-го чернорудского рода 808 м. 850 ж.п. – 1,658 об. пола; 2-го чернорудского рода 587 м. 651 ж.п. – 1,238 об. пола; абазаевского 536 м. 540 ж.п. – 1,076 об. пола; сборного 408 м. 403 ж.п. – 811 об. пола; оседлых инородцев 10 м. 10 ж.п. – 20 об. пола; итого 2,349 м. 2,454 ж.п. – 4,803 об. пола.

Кударинцы (по преданию сохранившемуся между ними) переселились с противоположной стороны Байкала, именно с р. Куды и потому они однородцы кудинским бурятам. Сборный род образован вероятно из лиц, принадлежащих к разным родам, а чернорудский, по многочисленности его, разделился на два рода.

Кударинские бурята по вероисповеданию разделились: православных 486 м. 306 ж.п. – 792 об. пола; шаманствующих (буойского исповедания) 1,861 м. 2,146 ж.п. – 4,007 об. пола; ламайцев (будайск. испов.) (К ламайскому исповеданию принадлежат бывший главный тайша Сувор Соктоев и его семейство. Ныне они православного исповедания) 2 м. 2 ж.п. – 5 об. пола; итого 2,349 м. 1,454 ж.п. – 4,803 об. пола.

Все бурята за исключением 20 д. оседлых, принадлежат к сословию кочующих инородцев. У инородцев нет наследственного тайши, но таковой выбирается из среды их. По прослужении известного срока, он делается по прежнему простым инородцем.

Рассматривая цифры народонаселения видно, что женский пол превышает мужской на 105 душ.

Браков, в течении 1868 г., заключено между православными 1 и шаманствующими 15, итого 16. У шаманствующих из 124 д.м.п. в брак вступил 1 и из 143 д.ж.п. вышла в замужество 1.

Родившихся было: православного испов. 11 м. 13 ж.п. – 24 об. пола; шаманского 62 м. 28 ж.п. – 90 об. пола; итого 73 м. 41 ж.п. – 114 об. пола. Родившихся муж. пола было более против женского пола на 32 д. В общем численародонаселения, на 42 д. об. пола приходится одно рождене. В частности же на 45 д. шаманствующих об. пола приходится одно рождение и на 33 д. об пола православных одно же рождение.

В 1868 году умерших было православного исповедания: от 1 до 5 лет 5м. 4 ж.п. – 9 об.пола; от 5 до 20 л. не было; от 20 до 30 л. 1ж.п.; от 30 до 40 л. 2 м.п.; от 40 до 50 л. 10 м.п.; от 50 до 60 л. 10 м. 5 ж.п. – 15 об. пола; свыше 60 л. 3 м.п.; итого 30 м. 10 ж.п. – 40 об. пола.

Бурят православного исповедания м.п. умерло ровно второе больше, чем женского пола.

Умерших шаманского исповедания было: от 1 до 5 лет 1 м.п.; от 5 до 25 л. не было; от 25 до 30 л. 3м. 2 ж.п. – 5 об. п.; от 30 до 35 л. 1 м. 2 ж.п. – 3 об. пола; от 35 до 40 л. 10 м. 1 ж.п. – 11 об. п.; от 40 до 45 л. 5 м. 2 ж.п. – 7 об. п.; от 45 до 50 л. 1 м.п.; от 50 до 55 л. 2 м. 2 ж.п. – 4 об. п.; от 55 до 60 л. 6 м.п.; Итого 29 м. 9 ж. п. – 38 об. пола; всего же обеих исповед. 59 м. 19 ж.п. – 78 об. пола. И здесь, между шаманствующими муж. пола умерло втрое более, чем женского.

Почему-то возраст умерших православного исповедания показан по отчетам не в том порядке в каком показан возраст умерших шаманского исповедания, то для лучшего сравнения общего числа умерших обоих исповеданий, я расположу таблицу смертности в следующем порядке: умерших от 1 до 5 лет 6 м. 4 ж.п. – 10 об. пола; от 5 до 20 л. не было; от 20 до 30 л. 3 м. 3 ж.п. – 6 об. пола; от 30 до 40 л. 13 м. 3 ж.п. – 16 об. п. от 40 до 50 л. 16 м. 2 ж.п. – 18 об. п. от 50 до 60 л. 18 м. 7 ж. п. – 25 об. п.; свыше 60 л. 3 м.п.; итого 59 м. 19 ж.п. – 78 об.пола.

Большая смертность была между 30 и 60 годами, т.е. когда человек вполне сознательно обладает развитием своих сил и способностей. Сравнивая число родившихся и умерших между собой, видно, что православных умерло на 16 д. об. пола более чем родилось, при чем м.п. умерло на 19 д. более чем родилось и только ж.п. родилось на 3 д. более чем умерло. Между тем как шаманского исповедания м.п. родилось более против умерших на 33 д., а ж.п. более на 19 д., итого родилось об. пола более против умерших на 52 души. В общем же итоге, в обоих исповеданиях, родилось на 36 душ более чем умерло. Сравнивая число умерших с наличным населением оказывается, что почти на 62 д. об. пола приходится один смертный случай. В частности же, между православными почти на 20 д. об. пола 1 смертный случай, а у шаманствующих 1 смертный случай на 105 д. об. пола. Если же взять каждый пол обоих исповеданий отдельно, то на 40 д.м.п. приходится 1 умерший и на 129 д.ж.п. 1 умершая. В частности же, у православных на 16 д.м.п. 1 смертный случай, а у шаманствующих же на 64 д. У православного почти на 4 д.ж.п. 1 смертный случай, а у шаманствующих на 238 д. Из этого видно, что православное население находится в более не выгодных условиях, в отношении смертности, чем шаманствующее. Причина тому вероятно та, что православное население состоит большей частью из пролетариев, следовательно из лиц находящихся в невыгодных экономических условиях.

Опубликовано 20 сентября 1877 года. 

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 1.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 2.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 3.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 4.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 5.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 6.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 7.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 8.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 9.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 10.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 11.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 12.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 13.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 14.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 15.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 16.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 17.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 18.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 19.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 20.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 21.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 22.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 23.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 24.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 25.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 26.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 27.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 28.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 29.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 30.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 31.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 32.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 33.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 35.

1107

Видео

Нет Видео для отображения
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
.