От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кудринской степной думы. Часть 2.
Путевые заметки.
В 1652 г. сын боярский Петр Бекетов, по приказанию воеводы Пашкова, переплыв Байкал, остановился табором на том месте, где, за два года перед этим, был убит монголами посол Заболоцкий. Бекетов послал пятидесятника Ивана Котельникова осмотреть устье р. Селенги, о которой давно слышали русские, в намерении построить там острог. Местность по осмотру Котельникова, оказалась не удобной, а потому Бекетов построил на прорве зимовье. В следующем 1653 году Бекетов поплыл по Селенге и первый из русских проплыл по ней, в шесть дней до устья Уды, а отсюда в три дня доплыл до устья Хилка, по которому, поднявшись, добрался до озера Иргена. Надобно удивляться настойчивости наших сибирских пионеров, казаков и вольных охотников, побывавших в Сибири в таких местах, куда теперь никого не заманишь и калачом.
Обращаюсь снова к таблице вскрытия Селенги от льда и покрытия ее льдом. Из этой таблицы видно, что в течении 31 года, самая продолжительная коммуникация была в 1856 году – 214 дней и самая короткая в 1846 году – 182 дня. Разность 32 дня. Среднее же число коммуникаций – 195 дней. Самое продолжительное стояние реки подо льдом было в 1850/1851 году – 187 дней, самое короткое в 1858/1859 году – 149 дней. Разность – 38 дней. Среднее же число стояния реки подо льдом – 169 дней. От Верхнеудинска до половинной станции (селенг. Окр. ильинской волости) прежде считалось – 29,75 вер. (Ныне Половинная станция построена ближе и до нее считается – 24,75 вер.)Дорога от перевоза идет по песчаному острову, поросшему тальником, черемухой, шиповником и пр. На пути встречаются две протоки Селенги: Усова и Степная, через которые устроены животрепещущие мосты. В полую воду через последнюю протоку бывает перевоз на карбазах.
От степной протоки начинается селенгинский округ (Земли иволгинского отдельного общества). Дорога всюду почти ровная, крепкая, местами встречаются небольшие солончаки. Дорога эта идет то степью, то покосными лугами и только в одном месте идет подле утеса, но и тут она довольно сносная. В половодье дорога от степной протоки направляется прямо к горе, у которой поворачивает к С.З. и далее идет подле горы. Степная местность, около горы, называется Туланжею. Здесь я заметил подле небольшого утеса, остатки маяков или чудских могил (Могилы эти представляют четырехугольники (иногда продолговатые), образуемые камнями, которые часто бывают огромной величины. Но чаще всего четырехугольники состоят из больших плит, поставленных вертикально. Иногда впереди могилы положен отдельный камень или поставлена плита.). Но действительно ли эти могилы принадлежат чуди, о том ведает аллах. Кастрен, путешествовавший по Сибири, называет маяки – киргизи-юр. Он лично говорил мне, что нашел за Байкалом следы когда-то жившего здесь тюркского племени (на это, кроме преданий, указывают китайские источники). Нужно иметь привычный глаз, чтобы распознать в Туланже остатки могил, потому что время и люди наложили на них свою руку. Камни и плиты повалены. Туланжинские могилы чуть ли не крайний предел, где встречаются эти памятники седой старины. Далее к Байкалу я их не встречал. Другой крайний предел их, река Турга в нерчинском округе. На всем этом пространстве, они встречаются или отдельно, или сгруппированы целыми кладбищами. Народ зовет их маяками; а в нерчинском округе местами называет киргизскими могилами. Что киргизы жили за Байкалом, на это, кроме китайских летописей, указывают Рашид, Абулгазы и др. По всей вероятности киргизы, вытесненные из забайкала или приливом новых орд номадов или победами китайцев, разделились на две части. Одна часть поселилась сначала у верховьев Енисея, а потом на нынешних местах, другая же, обогнув Байкал, вышла к р. Лене, по которой уплыла в нынешнюю якутскую область и послужила ядром к образованию якутского народа.
Многое можно было бы объяснить по китайским сказаниям о древних народах Сибири, но дело в том, что китайцы имена стран и народов так переделывали на свой лад, что трудно добиться в их хрониках толку.
В чудских могилах встречается пепел, саженные кости (в том числе лошадиные), ломанная глиняная посуда, иногда покрытая муравою, маленькие глиняные кружки с дырками, и иногда просверленные камни и проч. Но так как могилы эти почти не обследованы, то по этому трудно сказать, что можно в них найти.
По неимению письменных памятников можно основываться только на одних догадках, более или менее вероятных «можно сметь – свое суждение иметь». И так начинаю ab ovo.
Чудские могилы (по Кастрену – Киргизи-юр) можно отнести к концу каменного периода, который для Сибири кончился гораздо позднее, чем для других стран. К этому периоду относятся находимые в разных местностях (даже в якутской области) нефритовые топоры, ножи и наконечники стрел. Но так как нефрита здесь нет, по крайней мере не найдено его до сих пор, то можно положить что вещи эти или занесены когда жившим здесь племенем, из более южных стран или же приобретались посредством торговой мены. Недостаток нефритовых орудий по необходимости заставил тогдашних аборигенов обратиться к местным каменным породам, из которых они начали выделывать необходимую домашнюю утварь. У меня имеется пестик, для раздавливания или толчения семян, так искусно отполированный, что, не видавши его, трудно вообразить, чтоб люди могли при тогдашних средствах достигнуть до такого искусства. К каменному, же периоду должно отнести виденное мной в 1860 году, близ г. Читы на горе, обмываемой р. Ингодой, сооружение из четырех огромнейших валунов. Сооружение представляло вид продолговатой конуры, составленной из трех камней и открытой с одной стороны, а сверху плотно прикрытой четвертым камнем. Было ли это жилище человека каменного века или его намогильный памятник, можно решить только раскопкой. Окрестная местность осталась не исследованной.
Опубликовано 25 января 1877 года.
От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 1.
От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 3.
От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 4.
От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 5.
От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 6.
От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 7.
От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 8.
От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 9.
От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 10.
От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 11.
От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 12.
От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 13.
От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 14.
От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 15.
От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 16.
От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 17.
От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 18.
От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 19.
От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 20.
От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 21.
От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 22.
От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 23.
От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 24.
От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 25.
От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 26.
От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 27.
От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 28.
От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 29.
От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 30.
От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 31.
От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 32.
От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 33.
От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 34.
От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 35.