От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кудринской степной думы. Часть 18.

Путевые заметки.

Отношение привилегированного класса к инородцам выражается как 1:621, причем отношение мужского пола, друг к другу, будет как 1:409, а женского как 1:125.

По вероисповеданию бурята разделялись: православного 57 м. 27 ж. – 84 об. пола, ламайского (шигемунианского) 4,525 м. 4,612 ж. – 9,137 об. пола, шаманского (буойского) 336 м. 393 ж. – 729 об. пола, итого 4,918 м. 5,032 ж. – 9,950 об. пола.

Православные относятся к иноверцам как 1:117. В частности же, православные относятся к ламайцам как 1:109, а к шаманствующим как 1:9. Идя далее, можно сделать следующий вывод: православные мужского пола относятся к иноверцам того же пола, как 1:85; причем православные к ламайцам будут относиться, как 1:79, а к шаманствующим как 1:6. Православные женского пола относятся к иноверкам как 1:185 и в тоже время православные относятся к ламайскому женскому полу, как 1:171, а шаманскому как 1:15.

Православных мужского пола вдвое более чем женского пола. Это зависит от того, что женщины у всех народов более привержены к своей религии в которой рождены и потому упорнее держатся той религии. А потому, у баргузинских инородцев более прозелитов в жуском поле чем в женском.

В 1864 г. баргузинских бурят считалось: штатных лам (духовенства) 8 личных дворян, (семейство главного тайши Сахарова) 5 м. 5 ж. – 10 об. пола, инородцев 4,666 м. 4,843 ж. – 9,509 об. пола. Итого 4,679 м. 4,848 ж. – 9,527 об. пола… Сравнив это число с цифрами за 1868 г., оказывается, что число народонаселения в течении 4-х лет увеличилось на 423 д. об. пола, именно на 239 д.м.п. и на 184 д.ж. пола, т.е. немногим более 1%. Причем, в 1864 г. женский пол превышал мужской на 169 душ, тогда как в 1867 и 1868 годах увеличение женского пола перед мужским понизилось.

Известно, что ламы обязаны жить при дацанах (кумирнях), не вступают в брак и таким образом представляют из себя как бы монахов; но это нисколько не стесняет лам иметь побочное семейство, под именем племянников и племянниц. Точно также как, некоторые из светских бурят-ламаитов носят желтые пояса, в знак того, что они обязаны вести честную безупречную жизнь и исполнять разные обеты, сообразно требованиям ламайской религии, но это ни сколько не мешает им при случае обмануть ближнего. Между женщинами-старухами есть такие, которые дают обет безгрешной жизни. Они носят одежду ламского цвета т.е. желтую и живут при дацанах. Они называются шавгвнца. Так как шавганцы за старостью не способны уже к житейским треволнениям, то они постоянно молятся, нося на поясе четки и сообразно со своими силами, прислуживают ламам или же вертят хурул, находящийся в дацане. Хурул, это особенный инстумент, специальная обязанность которого молится за того кто его вертит.

Я не буду здесь повторять того, что мной было уже высказано о ламах и бурятах в особой статье.

Между инородцами-бурятами в 1867 г. было заключено 50 браков, а именно: православных 1, ламайских 45 и шаманских 4.

В 1868 г. заключено браков между православными 1, ламайцами 30 и шаманствующими 5, всего 36. Менее, против предыдущего года на 14 браков.

Число родившихся в 1867 г. было: православных 3 ж. п., ламайцев 60 м. 29 ж. – 89 об. пола, шаманствующих 2 м. 2 ж. — об. пола, итого 62 м. 34 ж. – 96 об. пола. Мальчиков родилось почти вдвое больше чем девочек, а собственно у ламайцев даже % рождения несколько превысил. Число родившихся в 1868 г. было: ламайцев 85 м. 64 ж. – 149об. пола, шаманствующих 3 м. 2ж. – 5 об. пола, итого 88 м. 66 ж. – 154 об. пола. И в этом году мальчиков родилось более чем девочек. Рождений у православных не было.

Умерло ламайского исповедания в 1867 году:

м.п.ж.п.об.п.
от 1 года до 5 лет235
от 5 лет до 10 лет3-3
от 10 лет до 15 лет3-3
от 15 лет до 20 лет-11
от 20 лет до 25 лет213
от 25 лет до 30 лет213
от 30 лет до 35 лет-11
от 35 лет до 40 лет-22
от 40 лет до 45 лет-11
от 45 лет до 50 лет358
от 50 лет до 55 лет549
от 55 лет до 60 лет213
от 60 лет до 65 лет628
от 65 лет до 70 лет224
от 70 лет до 75 лет112
от 75 лет до 80 лет415
от 80 лет до 85 лет-11
Итого352762

Умерших православных и шаманствующих не было.

Сравнивая таблицы родившихся и умерших т.е. вычтя умерших из числа родившихся оказывается, что в 1867 г. прибыли в мужском населении было 27 душ, в женском 7 душ, всего 34 души об. пола. Процент весьма ничтожный в сравнении с общим числом населения, именно: на 181 д. м.п., одно рождение мальчика или 1 % прибыли и на 713 д.ж.п. одно рождение девочки, а в общем на 290 душ 1% прибыли. Самый не благоприятный результат приращения был для женского пола.

Процент же смертности был следующий: на 159 душ. об. пола один смертный случай, а в частности на 139 мужчин один смертный случай. Отношение же между умершими мужчинами и женщинами выразится не в пользу муж. пола, т.е. мужчин умерло более чем женщин. Но так как между православными и шаманствующими не было смертных случаев, то процент смертности между ламайцами будет, в отношении мужского пола, как 1:128; в отношении женского пола как 1:169, а в общем числе как 1:146.

Число умерших в 1868 году было:

 м.п.ж.п.об.п.
недостигших одного года-22
от 1 года до 5 лет437
от 5 лет до 10 лет2-2
от 10 лет до 15 лет2-2
от 15 лет до 20 лет2-2
от 20 лет до 25 лет314
от 25 лет до 30 лет325
от 30 лет до 35 лет213
от 35 лет до 40 лет437
от 40 лет до 45 лет527
от 45 лет до 50 лет3-3
от 50 лет до 55 лет426
от 55 лет до 60 лет426
от 60 лет до 65 лет314
от 65 лет до 70 лет---
от 70 лет до 75 лет325
от 75 лет до 80 лет6-6
от 80 лет до 85 лет---
от 85 лет до 90 лет-11
Итого502272

К сожалению мне не известно число умерших по вероисповеданиям. Вычтя число умерших из числа родившихся окажется, что прибыли в мужском поле было 38 д., в женском 44 д., всего 82 д. об. пола. Это значит, что 1% прибыли приходится на 129 д.м.п. и тот же процент на 114 д.ж.п., а в общем числе 1% прибыли на 121 д. об. пола.

Процент же смертности выразится так: один смертный случай на 138 д. об. п., или на 98 д.м.п. и на 229 д.ж.п. приходится по одному смертному случаю. В числе умерших было: утонувших 2, убитых лошадью 1 и потерявшихся без вести 1.

В 1867 г. году привита оспа 156 челов. По измерению, бывшему в 1823 году, буряты имеют во владении своем земли 230,192 десятины, из которой в 1867 году было: пахатной и сенокосной 11,515 дес. (под пашнями 2,940 д. и покосами 8,575 десят.) для пастьбы скота 159,230 дес., под лесами 16,618 дес., под строениями и загородями 831 дес., удобной но не обработанной 1,448 дес. и неудобной (под солнцами, водами и дорогами) 40,550 десятин. Значит на кажду. Душу обоего пола приходится, в общем числе, несколько более 23,3 дес. удобной и неудобной земли. В частности же, на 1 душу об. пола приходится пахатной и сенокосной земли около 1,2 десят., скотского выгона несколько более 16,1 дес., лесу около 2 дес, неудобной несколько более 4 деся. Затем, почти на 12 душ причитается по 1 десятине земли под строениями и загородями, и почти на 7 душ тоже количество земли не обработанной. В этом отношении, экономический быт инородцев обставлен плохо.

Инородцы кочуют улусами в следующих урочищах: 1) улюн, где степная дума, 2) улюкчихон, 3)ярихта, 4) тунука, 5) сулачи, 6) ина, 7) норское, 8) аламбурга, 9) килгантай, 10) кунтой, 11) цаган-нор (не далеко от озера Цаган-нор, на берегу р. Аргады, находится дацан или кумирня), 12) аргатай, 13) турохин, 14) ундгытей, 15) шор-тода, 16) хора-модон, 17) могойто, 18) курумкан, 19) ахулии, 20) корга, 21) ултацай, 22) дыран, 23) таса, 24) куллун, 25) бранхор и 26) кулен.

Всех зданий деревянных в 1867 г. считалось 4,181. Из них дацанов 1, ламайских молитвенных домов (сумв) 2, мунгонов (ламайских часовен) 14, общественных домов 2, училищных 2, экономических магазинов 5, кузниц 16, тюрем 1, ледников для хранения мертвых тел 5, итого 48 зданий. Частных домов 1,634 и юрт деревянных 2,499, итого частных жилых помещений 4133.

Опубликовано 20 мая 1877 года.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 1.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 2.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 3.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 4.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 5.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 6.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 7.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 8.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 9.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 10.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 11.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 12.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 13.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 14.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 15.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 16.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 17.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 19.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 20.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 21.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 22.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 23.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 24.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 25.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 26.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 27.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 28.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 29.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 30.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 31.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 32.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 33.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 34.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 35.

871

Видео

Нет Видео для отображения
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
.