От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кудринской степной думы. Часть 19.

Путевые заметки.

В 1868 г. вновь выстроено домов 13 и юрт 21, итого считалось домов 1,647 и юрт 2,520. Сверх того, в отчете упомянуты, кроме общественных зданий, которые значились в предыдущем году, еще церквей деревянных (монастырь) 1, мельниц 2 и кожевенных заводов 2. Многие буряты имеют по два зимовья или юрты, одно для летнего кочевья, а другой для зимнего. По неимению сведений, о тех и других, трудно определить пропорцию жителей на каждое отдельное хозяйство.

В 1867 г. было посеяно ярового хлеба 1,316 четв. 3 четвер., снято 4,001 четв. 2 четвер. т.е. урожай был немного более сам третей. Овса посеяно было 22 чет. 1 четв., снято 50 четв. Урожай немногим более сам друг. Картофеля посеяно 6 четв. 2 четвер., снято 18 четв. 6 четвер. Урожай сам третей. Цена муки ржаной за четверть, зимой и весной, была 13 р. 50 к., а осенью 9 р. 90 к., а в зерне зимой и весной, 12 р. 60 к. а осенью 9 руб. овес, зимой и весной, 8 р. 25 к. а осенью 5 р. 50 к. Летом продажи не было.

В 1868 г. посеяно ярового хлеба 1,220 четв. 5 четвер., собрано же 5,793 четв. 6 четвер. 2 гарнца. Урожай был более сам пять, почти сам шесть. Картофеля посеяно 8 четв. 3 четвер., а снято 36 четв. 2 четвер. Урожай был почти сам 4,5. Мука ржаная продавалась зимой по 6 р. 30 коп. за четв., весной 3 р. 85 к., а осенью 7 р. 20 к. Рожь в зерне продавалась, зимой и весной, 8 р. 55 к. за четвер., а осенью 6 р. 30 к. четв. Овес продавался, зимой и весной, 5 р. 31,25 к. четв. а осенью 9 р. 45 к. четв.

Хлеба и картофеля, за возвращеньем семян, в 1867 г. приходилось по 1 четв. слишком на 3 д., а в 1868 г. 1 четв. слишком на 2 души.

Надобно заметить, что инородцы не очень много употребляют хлеба в пищу, заменяя его мясом, кирпичным чаем с молоком, сараной (луковицы полевой лилии) и арцой. Арца кислый белый осадок, остающийся от перегонки молочного вина алакши или араки. Арака приготовляется летом, когда бывает излишек молока. Зажиточные бурята, любители араки, приготовляют ее даже зимой. Два раза перегнанная арака, довольно приятна на вкус, крепковата и снотворна.

В 1867 г. скотоводство инородцев заключалось в 78,060 головах, а именно: лошадей было 9,450 штук. Принимая среднюю цену лошади в 25 ру., ценность лошадей будет приблизительно в 236,250 руб., рогатого скота 19,700 шт. Средняя цена быка, в то время была 29 руб. и коровы 18 руб., всего будет, если положить, что быков было 4,500 шт, и коров 15,200 шт., на 404,100 руб., овец 47,800 шт. Принимая ценность барана в 3 руб., будет на 143,400 руб., коз (яманов) 1,100 шт., принимая среднюю цену козы 2 р., будет на 2,200 руб. Все же скотоводство имело ценность приблизительно в 785,970 рублей.

В 1868 году считалось лошадей 10,070 шт., рогатого скота 27,990., овец 21,330 шт, и коз 1,133 шт., всего 60,532 головы. Принимая ценность скота, какая была в этом году, оказывается, что лошадей было на сумму 302,100 р. (по 30 руб. лошадь), рогатого скота, если положить количество быков в 6,500., по 20 руб. шт. и которов 21,490 шт. по 15 р. шт., всего будет на 452,350 руб. овец на 63,990 р. и яманов на 1,266 руб., всего же на 819,706 рублей.

Рогатый скот закупается партиями, для продовольствия приисковых рабочих в округе.

1868 год был неблагоприятный для бурят, потому что у них пало 1,550 голов скота от разных причин и преимущественно от бескормицы и худых дорог на золотые прииски, куда доставлялся хлеб и тягости.

В 1867 г, по количеству населения, приходилось на 1 душу почти по 1 лошади, по 2 головы рогатого скота, около 5 голов овец и почти на 9 человек одна коза.

В 1868 г., на бывшее тогда население, приходилось на 1 душу по 1 лошади, почти по 3 головы рогатого скота, по 2 овцы и почти на 9 человек по 1 козе. Свиней бурята не держат. Также не держат у себя домашней птицы.

В 1867 г. добыто рыбы:

Щук – 225 п.

Сорожины – 188 п.

Язей – 83 п.

Налимов – 37 п. 20 ф.

Омулей — 37 п.

Сигов — 15 п.

Хариузов – 10 п.

Итого – 595 п. 20 ф.

Всего на 558 руб. 75 коп.

В 1868 году добыто рыбы:

Щук – 2,500 шт. 625 п.

Язей – 4,200 шт. 105 п.

Омулей — 30,000 шт. 377 п.

Сигов – 400 шт. 100 п.

Окуней – 100 шт. 4 п.

Тайменей – 20 шт. 10 п.

Осетров – 4 шт. 3 п.

Итого – 37,224 шт. 1,225 п.

Всего на 578 руб. 8,5 коп.

В 1867 упромышлено зверей (Для ловли зверей употребляются: плашки, кулемы, помет, пуля же дело второстепенное) белки 6,000 шт., кабарги 20 шт., косуль 20 шт., изюбрей 5 шт., волков 5 шт. и нерпы 20 шт., всего на 1,410 рублей.

В 1868 г. упромышлено зверей: белки 1,7650 шт., кабарги 35 шт., косуль 40 шт., волков 16 шт. и лисиц 8 шт., всего на сумму 558 руб. 50 коп.

Вообще, в этом году звериный промысел был не благоприятный.

Общая ценность улова зверей и рыбы в 1867 г. была 1,968 руб. 75 коп., из этой суммы, на каждую душу обоего пола, приходилось около 20 коп. В 1868 г. ценность промысла была 1,136 руб. 58,5 коп., из которых на каждую душу приходилось почти 11,5 коп.

У баргузинских бурят существует две ярмарки. Одна улюнская при степной думе, трехдневная, открывается с 1 января, но в действительности торговля начинается с 26 декабря. Другая, с 15 июня по 1 июля, в урочище Цаган-Нор при баргузинском дацане.

В 1867 г. на улюнскую ярмарку привезено товаров: купцами на 5,000 руб. и инородцами на 7,000 р., всего на 12,000 р. Продано товаров: купцами на 4,000 и инородцами на 6,500 р., всего на 10,050 р. Осталось не проданного товара, у купцов на 1,000 р. и у инородцев на 500 р., всего на 1,500 р.

На цаганнорскую ярмарку было привезено товаров: купцами на 3,000 р. и инородцами на 2,000 р., итого на 5,000 р. Продано: купцами на 1,500 р. и инородцами на такую же сумму, всего на 3,000 р. Осталось не проданного товара, у купцов на 1,500 р. и у инородцев на 500 р., всего на 2,000 руб.

Кроме того, как на ярмарках так и в течении года, продано инородцами:

КоличествоЦенаНа сумму
Лошадей 30 шт25 р750 р
Рогатого скота (быков)1,000 шт29 р29,000 р
Масло коровьего100 п10 р1,000 р
Жира коровьего80 п3 р240 р
Кож коровьих3,500 шт2 р7,000 р
Шести1,000 шт2р 50 к2,500 р
Итого на40,490

Из этой таблицы видно, что инородцы, кроме шкур упромышленных зверей, кабарговой струи (о которой статистика умалчивает) и рыбы, на ярмарки (вернее торжки) пригоняют скот и привозят коровьи кожи, масло, баранью шерсть, в замен чего получают предемты необходимые в ихнем быту, как-то: кирпичный чай, маржан (корал), стеклянные корольки, плис, синие дыбы, сукно, винтовки, чугунные чаши, деревянные чашки, медные пуговки и проч.

В 1868 г. на улюнску ярмарку привезено товаров купцами на 4,500 р. и инородцами на 5,000 р., всего на 9,500 руб. Продано купцами на 3,000 р. и инородцами на 4,500 р., итого на 7,500 руб. Осталось не проданного товара у купцов на 1,500 р. и у инородцев на 500 руб. всего на 2,000 рублей. На цаганнорскую ярмарку привезено товаров купцами на 2,000 р., инородцами на 850 р., итого на 2,0850 р. Продано: купцами на 750 р., а инородцы продали весь товар. Итого продано на 1,600 р. Осталось не проданного товара у купцов на 1,250 рублей.

Кроме того, как на этих ярмарках так и в течении года, продано бурятами

 КоличествоЦенаНа сумму
Лошадей 7 шт30 р210 р
Рогатого скота (быков)64 шт20 р1,280 р
Масло коровьего200 п5 р1,000 р
Жира коровьего250 п3 р750 р
Кож коровьих2,500 шт1 р 50 к3,750 р
Шести400 шт3 р1,200 р
Итого на  8,190

Сравнивая цифры продажи обеих годов оказывается, что 1868 год был не благоприятный для торговых оборотов. Причина та, что не было закупа скота на прииски и незначительный промысел белки. Кроме того, случившийся падеж скота препятствовал торговле этим предметом. Промысел белки имеет связь с урожаем орехов. Так в 1866 году в баргузинском округе был не урожай кедровых орехов (и кроме того ягод), в следствие чего произошло переселение белки в новую местность. Тогда, по частным сведениям, упромышленно белки до 30,000 шт.

Баргузинские бурята, как выходцы с р. Лены (Они переселились в 1840 году из нынешнего верхоленского округа) во многом сходны с кударинскими бурятами, тоже выходцами из иркутского округа, именно с Куды. Это заметно в их привычках, одежде, а особенно в языке, во многом отличающимся от прочих монголо-бурят забайкалья. Разница между баргузинскими и кударинскими бурятами в том, что баргузинские бурята, принявши к себе лам (за исключением выходцев с остр. Ольхон, оставшихся в шаманстве), усвоили монгольскую письменность и таким образом сделались более твердыми в своих религиозных убеждениях. Это заметно у всех монголо-бурят, где ламство твердо пустило свои корни и следовательно усвоилась письменность. Ламство без письменности не мыслимо. Между тем как у кударинских бурят ламство не имело и не имеет прозелитов (Ламайцев считалось одно семейство, бывшего тайши Сувора Соктоева из 3-х душ. В последствии семейство это приняло православие) и монгольская письменность почти не известна. А в настоящее время прозелитизм этот не возможен, при тех мерах, какие приняты против него. А потому кударинцы, как шаманствующие, не имея монгольской письменности, учатся русской грамоте, потому что монгольская грамота преподается преимущественно ламами. Ламы же обучают тибетской и тангутской письменности. Я говорю письменности, потому что ламы умеют только читать и писать по тибетски, не разумея смысла прочитанного или написанного. Хорошо знающих этот язык, между ними найдете не много. Чтобы укрепить прозелитов в вере, ламы старались распространить между ними религиозные сочинения, как переводные с тангутского языка, так и написанные заграничными монгольскими ламами. Кроме того, заграничные ламы, отличающиеся святостью жизни т.е. вернее хитростью, пронырством и влиянием на невежественные массы, по временам секретно наведываются к нашим ламаитам и пользуясь обаянием своей учености, славя и святости, обирают доверчивых сынов природы, стараясь уверить их в небывалых чудесах, которые они (т.е. ламы) могут сотворить и вместе с тем поддержать религиозные убеждения в неприложность шигемунианской веры. Рядом с религиозными сочинениями существуют в народе исторические, написанные почти с той же целью. Впрочем, строго говоря, это скорее сочинения легендарные чем исторические, время от времени, подкрашиваемые игривой фантазией переписчика ламы. Надо сознаться, что забайкальские бурята, кроме заграничной литературы, имеют свою народную, редко писанную, сохранившуюся более в памяти балагуров; это сказки, предания, песни, пословицы, поговорки и загадки. Для собирателя монголо-бурятской народной литературы, хорошо знакомого с письменным, а еще лучше с разговорным языком, представилось бы богатое поле. Но нужно уметь вселить к себе доверие, чтобы что-нибудь выпытать и записать. В противном случае, на все расспросы, вы получите стереотипный ответ: «Угей, угей, медэху угей».

Опубликовано 27 мая 1877 года.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 1.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 2.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 3.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 4.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 5.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 6.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 7.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 8.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 9.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 10.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 11.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 12.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 13.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 14.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 15.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 16.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 17.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 18.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 20.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 21.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 22.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 23.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 24.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 25.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 26.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 27.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 28.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 29.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 30.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 31.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 32.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 33.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 34.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 35.

993

Видео

Нет Видео для отображения
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
.