От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кудринской степной думы. Часть 16.

Путевые заметки.

Природные жители Баргузина отличаются в речи, какой-то особенной шепелявостью, почему из в насмешку называют «оро». Они отличаются наружным благочестием, хотя у иных сверх законного семейства, бывает побочное. Кроме того, любят сутяжничество. Прежде встречались между ними такие писаки, которые за шкалик (стакан) вина охотно писали просьбы.

В Баргузине весьма много лысых, так что из десяти лиц, наверное девять окажутся с этим почтенным украшением. Причина скудоволосости зависит вероятно от климатических условий и разных излишеств. Многие приписывают плешивость действию воды. Сверх того, между жителями сильно развито потребление горячих напитков, происходящее от безделья.

Училища в Баргузине нет, хотя имеется училищный дом, построенный купцом А. Цивилевым на церковной земле, из старинной лиственничной церковной колокольни. Церковь же перенесена в одно из селений. Во дворе училища старинное кладбище. Покойный Цивилев несколько лет содержал училище на свой счет, потому что общество денег не давало. Когда А. Цивилев отказался от содержания училища, то оно просуществовало несколько времени, на пожертвования других лиц и окончательно закрылось. Хотя общество на содержание училища средств не дает, но вероятно сознает необходимость грамотности, потому что по временам толкует об открытии училища… Иногда, старанием частных лиц, собирается небольшая сумма и в готовом училищном доме открывается частное училище. Педагогом является какой-нибудь поселенец или бывший бурсак. Но собранная сумма израсходована и училище снова закрывается на неопределенное время.

В Баргузине часто не оказывается разменной монеты, как медной так и серебряной. И не потому, как я думаю, что монеты действительно нет, а из коммерческих расчетов некоторых из сынов израиля, а за ними и прочих торговцев, желающих принудить каждого покапать никому не нужную залежавшуюся дрянь.

Однажды я прихожу в лавку офени и прошу разменять рубль. Офеня отвечает, что ни медных, ни серебра нет. И начинает предлагать мне купить то бродни, то рукавицы, то чугунные чаши и прочие вещи совершенно не нужные мне. Наконец на усиленную просьбу разменять мне рублевку, он объявил, что «если мне угодно купить чего-нибудь из предлагаемого, то он пятитку даст мне сдачи 70 коп. И то только для Вас», прибавил он с поклоном. Я случайно взглянул за прилавок и увидел там две объемистые кади, прикрытые рогожей. Рогожа немного сбилась в сторону и я рассмотрел, что кади были наполнены медными монетами. А это что у вас? Сказал я офене, указывая на медяки. Офена, торопливо прикрыв рогожей кади, отвечал «деньги эти сейчас пойдут в отсылку и он не может взять из них даже пятака». С досадой я ушел от этого афериста. На дороге встретил полицейского рассыльного и попросил его постараться, разменять мне несчастную рублевку.

Если угодно я пожалуй тройку разменяю, отвечал уверенно рассыльный.

Дал тройку и он отправился в лавку этого же офени. Ну, думаю, ничего не принесет. Через несколько минут он возвратился с медяками и мелким серебром. Это меня удивило и я полюбопытствовал узнать, как и чем он подействовал на офеню. Оказалось, что он менял тройку от имени исправника. И офеня разменял беспрекословно.

В питейных домах, в которых сидельцами почти везде сыны израиля, делалось так: приисковый рабочий, да и всякий покупатель, имевший кредитку, отдавал ее сидельцу и не получая сдачи, поневоле ходил ежедневно в питейный, чтобы запить свою кредитку. При расчете, сыны израиля не упускали случая не только обсчитать рабочего, но еще насчитать на него. Тот, почесывая за ухом, вынимал новую кредитку и удивлялся, как скоро он пропил тройку или пятитку. Подобная проделка, во время моих поездок, существовала не только в городе, но даже по всему округу и должна считаться отнюдь не торговым оборотом, а явным заранее условленным мошенничеством (Прошу припомнить, что сведения относятся к 1867-1868 годам).

Баргузинский округ, кроме города, заключает в себе следующие управления. Читканскую волость, земли баргузинской бурятской степной думы, совокупно с землями баргузинской тунгусской инородной управы. Кроме того несколько бродячих тунгусских родов.

Из Баргузина до Большечитканского селения считается 25 верст. Между тем как зимой, до этого селения, не более 14-15 верст. Но почему-то прогоны берутся за летний тракт. Зимняя дорога, по переезде за р. Баргузин, идет болотистой местности, почти прямо на юг. Летняя же дорога, по переправе на карбазе за р. Баргузин, делает круг, объезжая болота и калтуса и действительно имеет расстояния 25 верст.

Читканское селение есть одно из больших сел баргузинского округа. Здесь протекает речка Читкан. В селении каменная церковь, волостное правление и приходское училище, построенное обществом. Учащихся до 20 человек. Преподавание шло очень успешно. Но преподаватель почему-то не понравился ближайшему своему начальнику и уволен от должности. Не имея средств возвратиться на родину он поступил в ямщики!

Всех жителей в волости, по отчеиам зща 1867 г. считалось 3,786 м.п. и 2,613 д.ж.п., всего 6,399 д. об. пола. В отчете за 1686 г. значилось об. пола только 6,198 душ. В числе жителей за 1867 г. заметна не соразмерность, именно численное преобладание мужского пола.

По сословиям жители разделялись:

В1867 г.
об. пола
В1868 г.
об. пола
Священно и церковно служителей2018
Отставных и бессрочно
отпускных солдат и еврейских детей
160169
Крестьян40693991
Поселенцев19491815
Оседлых инородцев201205
Итого63996198

По вероисповеданию они делились в 1867 году:

м.п.ж.п.об.п.
Православного344924465895
Римско-катол.48755
Лютеранского2-2
Магометанского56561
Иудейского221154375
Раскольников415
Скопцов из военного ведомства5-5
Скопцов из ссыльно-поселенцев1-1
Итого378626136399

В 1868 г.

 м.п.ж.п.об.п.
Православного--5688
Римско-катол.44349
Лютеранского1-1
Магометанского51556
Иудейского232161393
Раскольников516
Скопцов из военного ведомства5-5
Скопцов из ссыльно-поселенцев1-1
Итого--6198

С первого взгляда на эти цифры оказывается, что народонаселение в 1868 г., вместо увеличения уменьшилось на 201 д.об. пола. В отчете волостного правления значится, что в 1868 году умерло от оспы, свирепствовавшей по округу 201 д.об. пола. Прибавив это число к общему числу населения т.е. к 6,198 получим итог населения, бывший в предыдущем году т.е. 6,398. Далее в отчете значится, что родившихся по волости было 86 д.м.п. и 91 ж.п., всего 177 д. об. пола. Всех умерших было 134 м.п. и 121 ж.п., всего 255 об. пола. Вычтя из этого числа 201 д., умерших от оспы, оказывается, что от старости и прочих болезней померло 51 д. об. пола. Это число следует вычисть из числа родившихся т.е. из 177, что составит 123 д. об. пола, оставшихся в живых, которых следует прибавить как прибыль общему числу жителей, тогда итог будет не 6,198, а 6,321 д. об. пола. Впрочем у волостных писарей своя статистика.

В числе родившихся было незаконнорожденных 12 д. об. пола, т.е. почти на 15 законных детей один незаконнорожденный. Браков заключено 42.

Количество земли, принадлежащей волости определяется: Под строениями и выгонами 100 десятин, под пашнями 1516 дес., сенокосной 1394,5 д., под лесами 293,5 дес., под водами, дорогами, не удобной 2,001 д., казенно-оброчной (бывших сувинско и сухинско-оброчных статей) 2395 д. 1752 саж., итого 7,790 дес. 1,795 саж.

Опубликовано 3 мая 1877 года.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 1.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 2.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 3.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 4.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 5.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 6.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 7.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 8.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 9.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 10.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 11.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 12.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 13.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 14.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 15.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 17.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 18.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 19.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 20.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 21.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 22.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 23.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 24.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 25.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 26.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 27.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 28.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 29.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 30.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 31.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 32.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 33.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 34.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 35.

725

Видео

Нет Видео для отображения
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
.