От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кудринской степной думы. Часть 21.
Путевые заметки.
Нижнеангарские тунгусы бродят по Верхней Ангаре, Кичере до Лены. Занимаются звероловством.
В 1868 г. их считалось 146 д.м.п. и 137 д.ж.п., всего 283 л.об. пола.
Кичитские тунгусы, причисляются к бродячим, но в сущности это давно уже кочевники, занимающиеся скотоводством. Ясак сдают в г. Баргузин, от которого кочевья их находятся в 200 верстах, смежно с хоринскими монго-бурятами. В 1868 г. их считалось 30 д.м.п. и 25 д.ж.п., всего 55 д. об. пола.
Как кочевые (овены) так и бродячие (орочоны), тунгусы управляются шуленгами. Тунгусы весьма честны и доверчивы, чем охотно пользуются русские эксплуататоры. Тунгусу нужен порох, свинец и листовой табак, предметы без которых он обойтись не может. Весь остальной промысел, за получением вышеозначенных предметов, он пропивает на вине. Вино его страсть! В месте сдачи ясака не напиться, для тунгуса не мыслимо. Сами торгующие, секретно, нарочито угощают их, рассчитывая воротить угощение с лихвою. В пьяном виде тунгус готов продать, не только весь будущий свой промысел, хотя за 100 лет вперед, но даже самого себя, не думая о последствиях такой кабалы. Этим пользовались и пользуются многие, не считая за стыд обирать простяков и такими деяниями наживать капитал. Многие созидали и созидают, такими не благовидными проделками, капиталы и пользуются уважением сограждан как хорошие торговцы. А посмотрите на этих артистов, как они, примаслив волосы, со смиренным видом молятся в церкви и ставят гривенные свечки к иконам, с каким подобострастием подходят на благословение к священнику, как умиленно целуют его руку и какие медоточивые речи текут из уст их… Ну просто, в одно ухо влезут, а в другое вылезут. Отличные люди, да и только! В среду и пятницу не вкушают молока, но при случае сдерут у ближнего кожу с зубов.
Относительно волков, упромышленных в баргузинском округе, я помещаю следующий рассказ одного официального лица, заслуживающего доверия.
«В баргузинском округе, по словам промышленников, волков не было. А если и встречался какой-нибудь, то разве заблудший. Несколько лет тому назад забежа от куда-то, может быть, из верхоленского округа, волчица, которая завела интимное знакомство с черным кобелем одного тунгуса. Следствием такого знакомства явилось потомство черных волков, быстро размножившееся и которое соединило в себе способности обеих пород. Волки сделались язвой для тунгусов. Начали душить оленей, похищать из ловушек добытых зверей, но сами не поддаются ни каким хитростям тунгусов. В капканы и ловушки не попадают. Днем удаляются от тунгусских юрт, на весьма почтенное расстояние, а ночью озорничают. И только случайно убиваются из винтовки.» Рассказ этот очень правдоподобен.
В числе рыб добываемых в баргузинском округе, не показана форель (вероятно особый вид), который ловится тунгусами в двух озерах. Одно называется Голун-Тумур. Тунгусы солят форель в небольшие деревянные бочонки, вроде фляг и на оленях вывозят в места сборищ, где сдают ясак. Рыба эта длинною со средний селенговый омуль и очень вкусна.
В баргузинском округе, кроме золота, найдена медь. Может быть, есть и другие металлы, но все они покоятся в недрах земли, в ожидании когда дойдет до них очередь. В настоящее же время все стремится к скорой наживе, к открытию золотых россыпей! Иной наживается, а другой окончательно закапывает свой капитал в землю. Вероятно, в баргузинских хребтах, кроме белой огнеупорной глины, есть цветные камни, но об них пока не слышно. Известно только, что в горах окружающих Байкал, встречаются: раух-топаз, вениса, аметист, горный хрусталь, а по витимской системе, кроме того, слюда.
Баргузинский округ составляет почти четвертую часть забайкальской области и при том самую малолюдную, где часто, на расстоянии целых сотен верст, нет никакого человеческого жилья. Русское население сосредоточено преимущественно по системе р. Баргузина. Округ этот, начинаясь от устья р. Хайма впадающей в Байкал граничит с З. Байкалом (где на противоположной стороне лежит верхоленский округ), до устья речки Нандиракан, к с. киренским окр., В. якутской областью, к Ю.В. и Ю. верхнеудинским округом. На этом пространстве, прорытом хребтами, девственными тайгами и болотами, бродят владыки лесов черно-бурый медведь и его враг тунгус, оспаривая друг у друга владение бесконечными лесами и хребтами. Тут же бродят, не истребленные еще: богатырь-сохатый (лось) и пушистый соболь.
Главные реки округа: 1) Витим, пограничная река с верхнеудинск. Округом, впадает с прав. Стороны в Лену и принимает с левой стороны Мую и Цыпу. В Цыпу впадает с пр. стор. Большой Амалат; 2) Верхняя Ангара, течения ее до 350 вер.; 3) Баргузин и 4) Турка. Последние три впадают в Байкал.
Опубликовано 7 июня 1877 года.
От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 1.
От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 2.
От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 3.
От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 4.
От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 5.
От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 6.
От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 7.
От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 8.
От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 9.
От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 10.
От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 11.
От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 12.
От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 13.
От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 14.
От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 15.
От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 16.
От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 17.
От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 18.
От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 19.
От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 20.
От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 22.
От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 23.
От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 24.
От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 25.
От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 26.
От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 27.
От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 28.
От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 29.
От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 30.
От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 31.
От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 32.
От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 33.
От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 34.
От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 35.