От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кудринской степной думы. Часть 33.
Путевые заметки.
Посольский монастырь в старину владел землями и крестьянами: за ним считались заимки: степно-дворецкая, рупышевская и куядинская. Ему кажется принадлежала р. Голоустная, на противоположном берегу Байкала. В настоящее время, ему принадлежат рыболовные статьи на Байкале как в селенгинском, так и в баргузинском округах (На Байкале есть рыболовные статьи, принадлежащие якутскому монастырю. Это чистейший анахранизм).
Посольское селение имеет какую-то печальную физиономию. Здания, несмотря на недавнюю постройку, от испарений Байкала, смотрят сизыми и дряблыми. Народ, не смотря на достаточное количество пищи, глядит как-то уныло. На лице не заметно живого румянца. В движениях какая-то вялость. Сами окрестности Посольска непривлекательны и унылы. Почва сырая. Деревья хотя и высоки, но тонки, кривлявы, обросли мхом и дряблы. Ночи холодны. В воздухе постоянная сырость.
Байкалом можно любоваться, восхищаться, но жить постоянно на берегу его, почти не возможно.
С 1866 г., почтовый тракт, из Кабанска в Иркутск идет на селение Темлюй (Ныне кажется изменился). Дорга довольно сносная, хотя и проходит по болотистой местности.
Темлюй старинное, но бедное на вид, селение с церковью.
От Темлюя дорога идет на Большереченское селение, где почтовая станция. Дорога горная беспрерывными злобками и крутыми подъемами и спусками и вместе с тем болотистая, требующая ежегодного ремонта. По сторонам дороги то непролазная тайга, то калтуса и болота. Перед станцией дорогу пересекает Большая речка, на которой порядочный мост. Дорога с Большереченского селения на боярскую станцию точно такая же. То гати по болотистой местности, то крутые спуски и подъемы, а по бокам дороги тайга, наполненная валежником по которому путешествует Михайло Иванович Топтыгин (Медведь). На дороге встречается речка, называемая Большой (Есть несколько речек, называющихся Большими). Вода в ней чистая, ложе каменистое, через нее довольно хороший мост, не заставляющий трепетать за свою безопасность. Далее, в лево от дороги, виднеется прорва (байкальский залив) где погиб, несколько лет тому назад, селенгинский исправник Мошкин. В прорве ловля рыбы производится только зимой (Подледная ловля). Ловится щука, окунь и сорожина.
На боярской станции пароходная пристань. Здесь начинает образовываться селение. Во вновь проектируемых дворах растут: строевой лес, рябина, березняк, малина и крупная брусника.
С боярской станции далее идет кругобайкальский тракт в Иркутск.
Кудариснкая степь лежит на правом берегу Селенги, начинаясь в нескольких верстах ниже Тресковского селения, она простирается до впадения Селенги в Байкал.
По степи разбросаны, поближе к Селенгге и на берегу Селенги, русские селения, а далее в глубь степи кочевья бурят.
Жители от мала до велика рыболовы. Хлебопашество занятие побочное и потому хлеб постоянно прикупается в значительном количестве.
Самое большое селение Кударинское, лежащее на Хараузе, протоке Селенги, в 18 верстах от Кабанска. Оно образовалось из трех селений: собственно Кудары, Павлова и Манжетовой. Последнее населено потомками крещенных бурят (карымами).
Во всем Кударинском селении, жителей считается до 800 ревизских душ. По обширности Кударинского селения, оно разделено на три участка и потому имеет трех старшин.
В собственной Кударе каменная церковь и при ней торговые лавки. Тут же, в стороне на пригорке, приходское училище, содержимое на счет общества. Дом для училища, купленный у бывшего здесь дьякона, гнил, тесен и холодный. Учащихся, постоянно посещающих классы, от 40 до 50 человек. Весною учащихся бывает мало, потому что дети пасут скот, а осень из мало, потому что они бывают на рыбных промыслах. В числе учащихся есть достаточно девочек и между прочим евреек. Продолжительность вакации в сельских училищах, с апреля по октябрь, много вредит успехам преподавания. Не все же дети поголовно занимаются полевыми работами. Бывали примеры, что крестьяне составляли приговоры на продолжительность вакаций и требовали ее сокращения.
В кударинской степи, многие местности, по словам жителей, после землетрясений, бывших в 1861-62 годах, сделались ниже, а другие выше. В иных местах образовались зыбуны. Все это вероятно.
Жители кударинской степи не отличаются особенной нравственностью. Правда, они благочестивы, посещают храмы, но в тоже время исправно пропивают заработки и многие страдают сифилисом. В настоящее время, благосостояние их упало. Пароходство подорвало их извозный промысел. Остался один зимний извоз, но и тот не приносит тех барышей, какие он давал их отцам и дедам. Между тем, по извозному тракту, расплодились как грибы, разные увеселительные здания, в которых крепко осели Гершки, Янкели и Борухи, со своими Хайками и Ривками. Ну как не забежать к ним и не погреться, тем более что Гершка, и Янкель, и Борух, и Ривка, и Хайка встречают по приятельски, услужливо поддерживают полуштофы, обстоятельно рассуждают о делах и верят в долг. В конце концов, весь барыш от извоза переходит в бездонный карман сына израилева. По селениям видишь дома, построенные на городской манер, инде даже в два этажа. Но, все это покосилось, поломалось, облупилось, расшаталось и смотрит уныло, как бедные сиротки… Это остатки минувшего величия и бесшабашной жизни. Бобровые шапки и плисовые поддевки мужей по обшаркались, шелковые шапки и платья жен по обтрепались, достатки уменьшились, а пропой увеличился.
По всей кударинской степи существует варварский обычай, который следовало бы уничтожить, именно, весной жители собирают утиные и гусиные яйца. Для этого зажигают в степи т по островам селенги травуи наблюдают, где во время этого пала вылетела птица, бегут туда и собирают яйца. Но все ли яйца они успели собрать? Если бы яйца и остались не тронутыми, то птица сама бросит свои гнезда. Такие операции вредно действуют на размножение полевой птицы. И не мудрено, что она год от года, все далее и далее отдаляется на пустынный север.
Сбор яиц крестьяне оправдывают необходимостью приискания средств для своего пропитания. Но едва ли это справедливо?
Крестьяне ильинской волости ни чем не отличаются от прочих крестьян Забайкалья. Те же предрассудки, те же глупые поверья, те же обычаи как и у прочих. Веру в могущество шаманов они заимствовали от бурят, как ближайших соседей. Они верят, как и все крестьяне Забайкалья, в залом хлеба и потому нанимают разных пройдох лечить пашни! На свадьбах присутствуют дружки, преимущественно жиганы поселенцы, которые по понятиям крестьян прошли много городов, видали всяких людей, следовательно должны много знать относительно чертовщины, в силу которой крестьяне верят безапелляционно.
Калым, существующий у инородцев, у крестьян не известен. Но во всяком случае, свадьба крестьянину обходится дорого. Нужно сделать несколько вечерок для невесты и ее подруг, нужно устроить несколько повальных попоек родным невесты, нужно заплатить за выправку в метриках, нужно нанять дружку, нужно заплатить за венцы (иногда очень дорого), нужно сделать гулянку после свадьбы и проч. и проч. Да кроме того, дать всем родным невесты, присутствовавшим на свадьбе подарки, ценность которых зависит от степени родства и от средств жениха. Начинаясь шалью, они кончаются бумажным платком или даже пряником. Обычай дарить существует и между бурятами. Большинство свадьб бывает по окончании полевых работ, т.е. когда крестьянин может рассчитывать свои достатки. От этого, в неурожайные годы и свадеб между крестьянами менее.
Между кударинскими крестьянами сохранились обычаи петь, во время святок под окнами, «виноградье».
Опубликовано 16 сентября 1877 года.
От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 1.
От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 2.
От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 3.
От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 4.
От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 5.
От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 6.
От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 7.
От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 8.
От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 9.
От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 10.
От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 11.
От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 12.
От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 13.
От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 14.
От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 15.
От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 16.
От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 17.
От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 18.
От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 19.
От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 20.
От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 21.
От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 22.
От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 23.
От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 24.
От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 25.
От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 26.
От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 27.
От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 28.
От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 29.
От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 30.
От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 31.
От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 32.
От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 34.
От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 35.