От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кудринской степной думы. Часть 5.

Путевые заметки.

В Селенгу, подле перевоза, с правой стороны впадает речка Итанца. Тут же острог – деревушка дворов в 15. Это прежний итанцинский острог, основанный в 1693 году, для наблюдения над кочевавшими тут бурятами и для собрании с них ясака.

В настоящее время бурят здесь нет. Они давно или откочевали, или же, приняв православие, смешались с русским населением, оставив на память о себе братские имена в названии своих поселков, напр. Халзанова, Карымская, Батурина и пр. да смугловатый (карымоватый) тип некоторых крестьян указывает на эту помесь.

За Байкалом всех бурят, обратившихся в православие, называют карымами.

Хотя обрусевшие бурята исчезли бесследно в массе русского населения, но за то много повлияли на пришлый русский элемент, в бытовом отношении.

Место где был острог, т.е. деревянная крепостца с деревянной церковью, давно смыты Селенгой; селение было переносимо несколько раз, вверх по р. Итанце.

На третьей версте от Острога деревушка Кома на речке того же имени, впадающей с правой стороны в р. Итанцу. Через три версты д. Кочнева, потом через четыре версты д. Засухина.

Тракт идет по правому берегу р. Итанцы. Дорога немного гористая, но вообще ровная и крепкая.

Слобода Турунтаевская – не очень большая деревушка. Здесь каменная церковь, приходское училище и итанцинскоке волостное правление.

На турунтаевской станции я начал внимательно осматривать комнату, которая чуть не вся была улеплена суздальскими картинами, карикатурами из «сына отечества», этикетками с мыла, коновальских даб и проч. и проч.

Чего только тут не было? Под матицей натыканы пучки мяты, девятисила и еще каких-то трав, вероятно полезных от сорока недугов; а с потолка на мотаузе висел распущенный веером хвост косача. Подле косого, усердно запятнанного мухами, зеркала была прилеплена на полулисте бумаги раскрашенная картинка, фантазия местного живописца, изображавшая героя с вылупленными елико возможными глазами. Это как гласила надпись был (соблюдая орфографию подлинника):

«Эрмак Тимоффееич покоритель Сибири главнокомандующий козацкими войсками едет по сибирским пределам и поет песни. Вот сибирские купцы едет с соболями, ну ребята все дружней полетим стрелами, всю добычу отобьем, то-то запируем, гей, гей, гей гуляй в поле ни робеем, выпьем сладко поедим все горе забудем. Наш товарищ острый нож сабля лиходейка пропадем мы ни за грош жизнь наша копейка.»

Эрмак изображен в таком костюме, какого он от роду не нашивал и во сне не видывал. Я даже не берусь описывать этот костюм, так он нелеп! То-то любовались этим панком все местные крестьяне, начиная с самого живописца.

Про Итанцу существует поговорка: «Итанца нет ей ни краю ни конца». Поговорка эта придумана более для красного словца, потому что вся долина, по которой расположена волость, в ширину от двух до трех верст и только местами расширяется до десяти верст, да и не очень-то длинна. Почтового тракта по ней считается 60 верст. Долина эта окаймлена с обеих сторон горами. По этой-то долине извивается р. Итанца, выходящая из оз. Колок. Озеро это в ширину до 5 верст, в длину около того же. Берега речки болотисты, но в тоже время покрыты лесом разных пород. Такая местность, где лес или кустарник растет на болоте, за Байкалом называется калтусом и потому можно верно выразиться сказав, что берега р. Итанцы калтусисты.

В итанцинской волости существуют старинные жеравцы, которые не смотря на страшные гонения, в 1833 и последующих годах, все-таки уцелели и красуются в селениях, наводя грустные мысли на земские власти; потому что прошло то счастливое время, когда земские власти с каждого жераца, чтобы не срубать его, получали ежегодно по 5 рублей.

Селения по Итанце довольно часты, по этому одна эта маленькая волость давала кругленькую сумму своему барину; а у каждого барина, т.е. заседателя было в заведывании по две, да по три волости. Неудивительно, что прежние земские власти всегда наживали состояние и благоденствовали, и хотя не редко эти деятели умирали под следствием, но потомство их более или менее было обеспечено.

Горы по Итанце не высоки и не имеют грозного характера, хотя и называются хребтами. Многие острые сопки, пожалуй указывают на их прежнюю вулканическую деятельность, но это пока под сомнением. Есть кое-где утесы. К хаимской станции горы представляются величественнее и грознее, а с хаимской – высоки и грозны, покрыты вековым лесом.

Итанцинская долина с окрестными горами на вид кажутся удобными для хлебопашества; но в действительности народ жалуется, что хлеб от ранних холодов, часто померзает. Обилие известковых гор и малоуспешность в хлебопашестве, заставило жителей обратиться к выжиганию извести. Это главный их промысел, о чем однако же умалчивает официальная статистика. Затем они звероловы и потому считатются хорошими стрелками, не смотря на то, что кремневые винтовки их заряжаются с дула круглыми пулями. Но все-таки они стрелки. Главный зверь белка, скупаемая верхнеудинскими купцами и особенно евреями, которые по выходе промышленников из лесов, ездят по волости с товарами и ловят на свою удочку упромышленных зверей.

Из других зверей преимущественно упромышляется: коза, хорек и заяц. Из птицы – рябчик и тетерева. Существует и рыбный промысел.

Остальные промыслы – это добыча кедровых орехов; впрочем незначительная, и гонка смолы и дегтя. Последний постоянно дурного качества, потому что смешивается со смолой, почему и называется половинником. Статистические сведения об этих промыслах умалчивают.

Доход от продажи картофеля, капусты и лесных ягод так незначителен, что не стоит об нем говорить.

Кроме того, три-четыре зажиточных крестьянина занимаются свозкой купеческих тягостей, преимущественно в г. Баргузин. Женский пол летом отправляется по образу пешего хождения, в баргузинский округ на рыбалку, т.е. на омулевый промысел, где нанимаются преимущественно на чистку рыбы, при чем сверх денежной платы и лакомства до обжорства свежей рыбой, они пользуются рыбными внутренностями, из которых на месте промысла вытапливают жир, продаваемый рыбопромышленникам, преимущественно своим хозяевам.

Опубликовано 4 февраля 1877 года.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 1.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 2.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 3.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 4.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 6.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 7.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 8.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 9.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 10.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 11.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 12.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 13.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 14.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 15.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 16.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 17.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 18.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 19.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 20.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 21.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 22.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 23.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 24.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 25.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 26.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 27.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 28.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 29.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 30.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 31.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 32.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 33.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 34.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 35.

942

Видео

Нет Видео для отображения
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
.