Поездка в Нижнеангарск баргузинского округа на Байкале в 1885 году. Часть 12.

Метеорологические заметки, пароход.

Следить за переменами погоды рыбопромышленники имеют две причины: во-первых, как рыбаки, во-вторых, как мореходы на своих судах. Но у них сложились своеобразные представления.

Для рыбы хороша пасмурная погода, туманная, но без сильного ветра. Ясные и бурные дни неблагоприятны. Сильный ветер с верховьев отбивает, относит рыбу от устья в море; обратный – пригоняет ее. Чем холоднее, тем скорее рыба пойдет осенью в реку; но весной ход заставит ее уйти глубже в море. Промышленники различают ветер вообще двух родов: «из тучи» и «проходной»; но первый – не продолжителен. По направлению ветра в Ангарске называют: 1) «культук», т.е. юго-западный, идущий по длине Байкала; 2) «верховик», т.е. северо-восточный, обратный первому, дующий с верховьев Ангары; говорят, что он здесь преобладает и всегда следует в течении 3-5 дней после култука, продувшего 2-3 дня; 3) «гора», — так зовутся ветра северо-западный и юго-восточный, дующие поперек Байкала с одной горы на другую; говорят, что когда в открытом Байкале дует «гора» северо-западная, в Догарах кажется «култук» один мыс около речки Толстихи отклоняет ветер.

Ч представлю при сем табличку наблюдений, произведенных мной; не смотря на имение многими хозяевами барометров, я не нашел нигде термометра для наблюдений (про больницу и не говорю: там нет термометра и для измерения температуры тела); впрочем, один градусник был да разбился. Из прилагаемой таблицы я отмечу тот факт, что снег раньше показался на горах восточного берега Байкала.

Сказавши о влиянии погоды га появление рыбы, передам несколько слов о плавании на судах по Байкалу. Почти каждое судно имеет компас и барометр. По барометру следят постоянно за изменениями погоды, конечно, не обращая внимания на температуру в комнате. Судну и уходить из Ангарска, и приходить в него надо, всегда держась Иркутского берега, ибо берег забайкальский очень скалист, опасен подводными камнями, особенно около «Ушканчиников» близ св. Носа, против горячих туркинских вод. Поэтому для судна нет ветра опаснее северо-западного. Во избежание неожиданной бури суда проходят всегда на запад от Ольхона, т.е. малым морем. По иркутскому берегу встречается масса бухт, заливов, где можно судам быть на отстое, во время бури. Особенно замечательна бухта Бакачанская, близ которой стоит деревня Горемыка: здесь с юга идет мыс на 7 верст в море, причем скала на нем стоит как бы стеной и преграждает путь южным и западным ветрам. Если будет попутный ветер, то судно доходит в 4 дня из Ангарска до Лиственничного или наоборот. В противном случае приходится ждать попутного ветра: некоторые вынуждены плыть по месяцу, хорошо, если они находятся где-нибудь на отстое; а если буря застигла в открытом море, то их будет носить по волнам, из стороны в сторону, из конца в конец, верст 100 – 400 и более… счастье, если не произойдет крушение: еще недавно гибли суда и пропал без вести пароход.

Кстати о настоящем пароходе, делающем 5 рейсов в Ангарск и обратно к Лиственничному ежегодно. Пароход новый, принадлежит богатому обществу, получает, как говорят, субсидии до 12 тысяч рублей в год. Море – бурно; вы ждете увидеть электрический фонарь на мачте парохода для освящения мрака ночи; каких-нибудь маяков по удобным бухтам; бочек с блестящим составом, сомодействующих от прибоя волн или ветра ревунов над подводными камнями; красных фонарей на Ушканчиках; наконец, если это дорого, невыполнимо, то хотя бы каких-нибудь костров в Кургулике, устье Баргузина, на Турке, вообще там, где близко живут люди! Напрасны ваши ожидания: пароход ходит также не смело, тем же путем, как и парусные суда… Море бурно, путь длинный, иногда пароход запаздывает на несколько суток против расписания по случаю бури: вы ждете увидеть на пароходе хотя бы походную аптечку, гофманские капли, нюхательный спирт, слабительное. Напрасные ожидания: вас встретит поражающий запах в ватерклозете вместо дезинфекции хотя бы дегтем, о коей не имеют и понятия; не говорю уж об отдельной комнате для заразных больных, на что вам скажут, что публика не предъявляет таких требований. Море бурно; вы ждете увидеть точную, даже хоть какую-нибудь карту Байкала с нанесенными на ней бухтами, скалами и проч.; вы ждете быстрого путешествия, не стоянки даже в темную, но тихую ночь, чтобы идти по компасу, чтобы была вера барометру, чтобы дальше уйти от могущей быть впереди бури… Напрасно! Ваша жизнь вверена капитану, кажется безграмотному, держащему все искусство в своей голове.

Упомяну еще про одно обстоятельство, случившееся во время пути на пароходе: на буксире шло 5 судов: вдруг буксирный канат у одного среднего судна лопается, хорошо, что выдержал второй канат и еще не было сильной бури; случилось это с мелким промышленником.

Врач Кирилов.

Опубликовано в 1886 году.

Поездка в Нижнеангарск баргузинского округа на Байкале в 1885 году. Часть 1.

Поездка в Нижнеангарск баргузинского округа на Байкале в 1885 году. Часть 2.

Поездка в Нижнеангарск баргузинского округа на Байкале в 1885 году. Часть 3.

Поездка в Нижнеангарск баргузинского округа на Байкале в 1885 году. Часть 4.

Поездка в Нижнеангарск баргузинского округа на Байкале в 1885 году. Часть 5.

Поездка в Нижнеангарск баргузинского округа на Байкале в 1885 году. Часть 6.

Поездка в Нижнеангарск баргузинского округа на Байкале в 1885 году. Часть 7.

Поездка в Нижнеангарск баргузинского округа на Байкале в 1885 году. Часть 8.

Поездка в Нижнеангарск баргузинского округа на Байкале в 1885 году. Часть 9.

Поездка в Нижнеангарск баргузинского округа на Байкале в 1885 году. Часть 10.

Поездка в Нижнеангарск баргузинского округа на Байкале в 1885 году. Часть 11.

569

Видео

Нет Видео для отображения
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
.