Поездка в Нижнеангарск баргузинского округа на Байкале в 1885 году. Часть 6.
Обстановка рыбного промысла.
Рыбу в море Байкал добывают неводом и сетями.
Невод вяжется из мотоуса средней толщины. Он состоит из отдельных столбов по 10-12 аршин и по 11-20 сажень длины. Длина столба (т.е. одной «стени» полотна невода)
Зависит не столько от количества мотоуса, взятого дл вязания, сколько от густоты сети, т.е. от величины ячей. В «мотне» и около нее в квадратной четверти аршина по 36 ячей, это называется «частик»; на крыльях невода в квадратной четверти аршина ткани лишь 16 ячей, это – «режь»; а в середине на том же пространстве по 25 ячей, это «межеумок». В центре невода находится «мотня», т.е. мешок, в виде башлыка, длиной между столбов по тетеве – аршина 1,5, а по оси конуса – аршин в 18.
Для устройства морского невода сшивается по 30-40 таких столбов летом и по 20 зимой для подледного промысла; при этом мотня становится строго в середине невода. Для ручного же невода берется лишь 7-12 столбов, причем мотню помещают таким образом, что одно крыло делается столба на 2-4 длиннее другого. И с той, и с другой стороны по длине полотна невода идет толстая веревка – «тетева»; на одной тетеве, приблизительно, на каждый аршин привязано по «кибасе», иначе по «грузилу», т.е. по камню, менее фунта весом, завернутому в березовую кору; по другой тетеве на таком же расстоянии идут «наплавни», т.е. привязаны дощечки величиной больше ступни человека; у мотни же, чтобы она была заметней, вместо наплавней приделываются 2 доски, представляющие собой по половине круга, разрезанного по диаметру; эти доски соединены друг с другом плотно прямолинейными сторонами, так что когда одна плавает горизонтально, другая стоит над ней под углом в 45°; диаметр этих досок равняется 0.75 аршина; на досках вырезается по кресту. Таким образом, невод закинутый в воду и вытягиваемый на берег за оба крыла, одной тетевой с наплавнями плывет по поверхности, а другой опускается вертикально в глубь сажени на 4, если позволяет глубина; мотня при этом раздувается коническим мешком, и вся рыба, обхваченная неводом, попадает в нее. Чтобы тянуть невод, к крыльям его, т.е. верхней и нижней тетеве, связываемых у конца невода в один общий узел, привязывается по толстой веревке «спуску» сажень по 300-500 для морского и по 60-120 для речного невода. Пред неводьбой следует еще не сшитый невод по отдельным столбам «смолит». Для этого ставят три высоких жерди в виде конуса, связывают их в верху вместе; через верх перекидывают веревку, к коей и привязывают столб невода; внизу между жердей ставят бочку с горячей смолой, разведенной водой, и в ней мочат сети.
Каждый столб невода стоит 35-40 рублей; ценность готовой мотни – вдвое; цена спуску по 35 рублей за «конец» в 120 сажень. Таким образом, выходит, что новый речной невод стоит до 500 рублей, а морской – до 1500 руб. Считается, что невод служит 3 года; на самом деле, конечно, лет 5 и более, но с частой починкой.
Но недостаточно завести невод; следует еще иметь лодки: 1 баркас, 1 палубницу, 2 подъездка; для реки же вместо баркаса – речной неводник.
Баркас бывает длиной до 12 аршин, шириной до 3 арш., стоит до 150 рублей; служит он для складки морского невода перед и после закладывания; на весла в нем садится 10-12 человек; руль длинный, но не шире 4 вершков, в виде весла, всегда привязан к корме. Палубница или речной неводник гораздо легче, мельче, длиной лишь до 9 аршин; стоимость ее до 70 рублей; гребцов садится 8 человек; служит для перевозки тяжестей, балагана, рыбы, дров, хлеба; речной же неводник – для метания невода; рулем служит уже длинное весло, не привязываемое к корме. Подъездок, наконец, — самая мелкая лодка: сажени 2 длины, аршина 1,5 ширины; гребцов 2-4; цена такой лодке 20 руб. Не видал я лодок плоскодонный или с постоянным рулем на подвесах, приделанным к прямой корме; здесь все кормы с таким же почти подъемом над водой, как и косы – передние части. Конечно, нет лодок и с колесами, как у парохода.
Таким образом, снаряжение невода еще лодками стоит до 260 рублей, из коих на каждый год причтется до 60 рублей. Но главная часть рыбопромышленников еще вынуждена иметь суда для езды по Байкалу. Самое малое из таких судов: — это «братская лодка». Прежде эти лодки были преобладающим типом судов; ныне же на них плавают почти лишь одни буряты. Эта лодка длиной до 7 сажень. В носу и корме делаются маленькие комнаты, в которые спускаются сверху; в корме находится не большая «помпа» — насос для выкачивания воды; середина лодки без палубы; есть мачта с парусами и кливером; на бочках же здесь лежат якоря, канаты, ящик с землей – огонь, дрова и проч. Такая братская лодка на полном ходу стоит более 1500 рублей, поднимает до 60 бочонков рыбы, служит с ремонтом лет 10 на 1-1,5 невода ежегодно, т.е. 250 рублей в год и на невод, но едва ли менее.
Среднее судно имеет длины до 12 сажень, ширины – 12 аршин, глубины – 5,5 аршин. Такое судно всегда покрыто палубой, над коей остается борт около 1,5 аршин вышины. Как в носу, так и в корме под палубой – комната, называемая – «шахшой»; в корме «шахша» хозяйская, и в ней разнее продовольствие: спирт и проч. В носу помещаются холостые рабочие. Наконец, по середине, в трюме свалены бочки с рыбой, и на них положены доски – постели семейных рабочих и женщин. Закатывают бочки в трюм через дверцы с боку судна; перед отходом эти воротца плотно запирают, законопачивают, и в трюм остается ход лишь с палубы. На палубе еще ставится как бы домик, разделенный на две половины: в одной «очаг», т.е. печь с котлами, в которых всегда кипит вода, чай, в другой – помещение для прикащиков. Мачта – одна, к ней парусов – рублей на 800. На судне 5 якорей по 20 пудов; к ним 5 шейм (толстых веревок) по 30 пудов; кроме того, «причал» — канат межеумок в 200 сажень длины весом также до 30 пудов. У судна же еще должны быть две лодки. Вообще вес самого судна – 3,000 пудов, а груза может поднять до 9,000 пудов, т.е. до 300 бочонков рыбы и до 100 человек экипажа. Стоимость такого судна простирается до 6,000 рублей; служить оно может не более 12 лет при перемене снастей, на 4 – 5 неводов ежегодно, т.е. рублей по 250 – 200 в год на невод.
Но бывают суда и большие, напр. одно- двухмачтовое; к одному судну даже применена паровая сила: вышел как бы катер; конечно, недостаток силы (всего лишь 8 лошадиных сил) не дозволит ему бороться вполне удачно со всяким ветром, но все-таки он менее нуждается в буксире.
Остается сделать лишь одно замечание: чем больше судно и чем на большее число неводов оно, — тем обходится дешевле каждый невод.
Но кроме перечисленных предстоят еще другие необходимые расходы желающему неводить. Он должен нанять до 20 рабочих, что будет стоить за весь рыбный сезон до 800 рублей, — да 4 чищалок, за что последует до 200 рублей, положим, часть он выдает, по заведенному обычаю, табаком, сахаром, одеждой и проч.; но – много ли меньше выйдет? А надо еще позаботиться о хлебе для рабочих хотя бы рублей на 400 (пудов более 300), о кирпичном чае рублей на 100, о пустых бочонках (они заготовляются по заказу бурятами близ Голоустной по 1р. 20 к. – 1р. 25 коп. за бочонок) хотя бы рублей на 60, да соли пудов 125 на 200 рублей. Наконец, надо же положить еще хоть 100 рублей на прочие мелочи и непредвиденные хозяйственные расходы: носилки (в виде четырехугольной корзины с 4-мя палками-ручками, вместимостью до 4-6 ведер; обыкновенно корзины плетутся из ветвей, но у одного промышленника я видел из проволоки), сачки (обручи, на кои натянута веревочная сеть; ими «сакают», т.е. перебрасывают рыбу из невода в лодку, а из лодки в носилки, причем легко стекает вода; эти сачки также бывают из проволоки), корытца, обрезы (т.е. кадки шириной до 1,5 аршин), сито на всю бочку, котлы для рабочих и пр. Я не упоминаю об устройстве рыбодела, балагана для рабочих и т.д. Между тем, у некоторых промышленников еще держатся лошади, кои ходят на вороту; идут еще расходы на больных, церковь и проч.
Одним словом без преувеличения можно сказать, что снарядить вполне морской невод, не считая своих трудов или прикащика, будет стоить 2,420, а вместе с расходами на судно, на арендную плату, за право неводьбы и прочие необходимости, — до 3,000 рублей. Разумеется, при широком ведении дела, при имении неводов 15, — эта сумма должна быть значительно изменена.
Кроме неводьбы еще промышляют много сетями. Сеть вяжется из тонких веревочек, почти обыкновенных суровых ниток; ячей в ней до 36-40 в квадратной четверти аршина; длина сети около 20 сажень, ширина 2 сажени, по нижней тетеве идут грузила, по верхней же – наплавни; эти наплавни иногда устраиваются подвижные, на длинных веревках, так что можно сеть по желанию погрузить даже на глубину до 20 сажень; у крыльев этой сети привязываются тяжелые, фунтов по 15-20, камни, чтобы сеть не относило волной. С такими 4-20 отдельными сетями 2-3 рыбака выезжают с вечера на ночь в море, иногда близко за 0,25-0,5 версты, а иногда и очень далеко, и там закладывают отдельно каждую сеть, вытягивая ее в одну прямую линию; одну – параллельно берегу, другую – под большим или меньшим к нему углом, — вообще, на разных глубинах и в разных направлениях. Рыба в темноте не видит сети, как муха паутины, и запутывается в ней; но рыболовы всю ночь ездят вдоль берега с разведенным на корме огнем, и где наплавни сильно шевелятся, — вытягивают заячеившуюся рыбу. Конечно, при этом рыбаки стараются заметить, с какой стороны больше идет рыба, и сообразно с этим переставлять сети, чтобы добычи больше попадало. В течении ночи можно наловить от 0 до 40 рыб одной сетью.
Опубликовано в 1886 году.
Поездка в Нижнеангарск баргузинского округа на Байкале в 1885 году. Часть 1.
Поездка в Нижнеангарск баргузинского округа на Байкале в 1885 году. Часть 2.
Поездка в Нижнеангарск баргузинского округа на Байкале в 1885 году. Часть 3.
Поездка в Нижнеангарск баргузинского округа на Байкале в 1885 году. Часть 4.
Поездка в Нижнеангарск баргузинского округа на Байкале в 1885 году. Часть 5.
Поездка в Нижнеангарск баргузинского округа на Байкале в 1885 году. Часть 7.
Поездка в Нижнеангарск баргузинского округа на Байкале в 1885 году. Часть 8.
Поездка в Нижнеангарск баргузинского округа на Байкале в 1885 году. Часть 9.
Поездка в Нижнеангарск баргузинского округа на Байкале в 1885 году. Часть 10.
Поездка в Нижнеангарск баргузинского округа на Байкале в 1885 году. Часть 11.
Поездка в Нижнеангарск баргузинского округа на Байкале в 1885 году. Часть 12.