Поездка в Нижнеангарск баргузинского округа на Байкале в 1885 году. Часть 7.
Неводьба.
Морская тонь по берегу считается собственно 120 сажень длины; на таком расстоянии обыкновенно ставят 2 ворота, к которым начнут притягивать невод. Всем порядком неводьбы распоряжается старший рабочий, называемый «башлыком». Он приказывает, когда следует метать; он же разбирает все дела артели, состоящей, кроме него, например из 19 человек. Из этого числа еще выбирается один, более слабый, обыкновенно старик, — артельным поваром, который постоянно находится у балагана, обязан заготовлять дрова, всегда поддерживать огонь, чтобы чай был готов каждую минуту; двое подростков еще выбираются крутить канаты; наконец, еще назначают 2 метальщиков. Последних 4 лица, как и башлык, освобождаются от хождения к вороту; впрочем, метальщики обязаны еще весь сезон набирать невод в баркас после ловли, ставить лодки на место, чтобы в погоду от волны они о камень не бились, выкачивать из них воду; в некоторых артелях метальщиков нет постоянных, а все по очереди работают.
Конечно, если ветер дует с берега, то он очищает воду, делает ее прозрачнее и отгоняет рыбу дальше. В таком случае башлык мечет невод в сумерки – вечером и рано утром, когда сеть в воду менее замена и, кроме того, отъезжает от ворота в море по вертикальной линии к берегу, чтобы отъехать как можно дальше в море и там выкинуть невод по прямой линии параллельно берегу. Когда же вода мутна, можно рыбу ловить и днем; если же притом рыба близка, то невод отвозят от тони дугой, закидывают ближе, больше вдоль берега, а ворота расстанавливают пошире друг от друга. Конечно, у башлыка может быть больше различных соображений, когда и как метать.
Расставивши, по указанию башлыка, невода, подводят к одному из них баркас с неводом; человек 5 берут конец одного опуска от невода, обводят его 2 раза вокруг ворота и начинают последний вертеть, ходя по кругу сажени в 2 в диаметре; веревка наматывается, но конец ее схватывает один мальчик и начинает вблизи свертывать канат в кольца, кладя их одно на другое спиралью, так что выходит целый веревочный столб, внутри пустой: потом легко одеть этот столб на палку и перенести куда надо; таким образом, сколько намотается веревки на ворот, столько же этот мальчик сейчас же смотает с него: на вороте тянется всегда лишь 2 кольца веревки. В это же самое время в баркас садится 10 человек в греби, 2 метальщика спускают веревку по мере удаления от берега, и башлык на корме у руля. Если бы не начинали ходить на вороте сейчас же при отправлении баркаса, то не смогли бы потом скоро натянуть спуск, и невод могбы запутаться. Между тем, башлык все держит путь в открытое море. Когда уже проедут с версту и спуск уже кончится – башлык направляет баркас вдруг параллельно берегу и 2 метальщика, ставши по 2 разные стороны невода, один у кибасей, другой – у наплавней, начинают дружно выкидывать невод в море. Конечно, в ьаркасе ширина невода не оказывается в 4 сажени, а вдвое меньше, ибо сеть сморщивается. Когда невод весь выброшен, несколько времени его стараются сильнее вытянуть в одну линию, очень медленно спуская канат, а иногда даже и задерживая его, хотя гребцы непрерывно работают. Затем быстро поворачивают к берегу и, подведя другой конец спуска к второму вороту, начинают притягивать и этот конец невода. Вся процедура метания продолжается не меньше 1 часа, а в волну и больше.
Ходят на воротах часто посменно, т.е. то на одном вороте, то на другом, то одна половина артели, то другая. Если одновременно работают оба ворота, то это продолжается часа 1,5; если же по очереди, то – вдвое; в волну от берега, конечно, еще дальше. Спуск у начального конца невода естественно длиннее второго каната.
Но вот спуск разделился на две тетевы, подходят уши невода, наступает самая неприятная работа. Все раздеваются, остаются в рубашках; если холодно – одевают еще ватную куртку и кожаные рукавицы, у кого есть; затем одевают через плечо лямку и начинают тянуть невод. Лямка состоит из веревочной петли, а от нее веревки в 4 вершка длиной и привязанной к последней палки длиной менее аршина. Рабочий подходит к тетеве невода, вдергивает в ячею около тетевы палку и тянет за последнюю невод к берегу шагов 8-10; затем оставляет невод, заходит вперед всех других рабочих в воду, снова берет палкой невод и тянет к берегу. Вся эта процедура происходит в воде, иногда по пояс; невод совсем на сухой берег не вытаскивают, а оставляют в воде, где мелко. Человек 6 – 7 тянут тетеву с кибасьями – внутреннюю, и лишь 2 -3 – с наплавками, наружную. Когда большая часть невода уже подтянута, — начинают сводить 2 конца невода все ближе и ближе. Башлык, сначала также тянущий невод наряду со всеми – уже сидит в подъездочке и болтается около «бухты», т.е. мотни. Он здесь, перебирая пальцами сетку, начиная от тетевы, осматривает, сколько рыбы попало; отсюда же он следит, равно ли тянут оба крыла невода и, если надо, делает замечания.
Когда приходит мотня, все собираются в круг, оставляют лямку и, перебирая пальцами сеть, выворачивают мотню: рыба плещется, мечется, прыгает, особенно если попал в невод хищный и беспокойный таймень. Если рыбы много, подают палубницу, даже баркас, — мало – подъездок; сачками начинают перебрасывать рыбу в лодку: заячеившуюся в сетке рыбу рабочие берут себе; точно также, если рыбы совсем пустяки добыли, — с разрешения башлыка, всю себе же кладут на уху.
Отправлением лодки с рыбой с тони в рыбодел кончается главная работа: масса рабочих, пробыв в воде от 1,5 до 3 часов, глядя по составу бодрых работников и по погоде, — спешит в свой балаган обсохнуть, погреться у огня, а потом попить чайку, соснуть. На берегу остаются лишь 2 человека «набирать» невод, т.е. сложить его в баркас, до новой неводьбы; эта работа еще может продолжаться 0,5 – 1,5 часа. Таким образом, одна полная тонь в здоровой сильной артели не может идти меньше 4,5 – 5 часов, а в непогоду, что чаще бывает даже 7 часов, причем собственно в воде рабочие бродят не менее 1,5 часа. Приходится удивлять заявлению некоторых развязных рыбопромышленников, будто морская тонь, длится 3 часа и будто в воде люди находятся лишь 30-45 минут. Впрочем, большинство рыбопромышленников рассуждает здраво и не силится скрывать правду.
Речная неводьба, конечно, гораздо легче, ибо и невод меньше, и спуска почти нет. Если ширина реки сажень 50, то невод употребляют столбов в 9 т.е. длиной в 150 сажень. У начального крыла невода спуска нет, и на берегу, откуда начинается тонь, оставляют 2-3 человека держать тетеву, лодка же с 8 гребцами, 2 метальщиками и башлыков у руля – направляется вверх по реке дугой к другому берегу, здесь поворачивает и вдоль берега спускается вниз по течению, пока не выкинут весь невод, т.е. продолжают грести вниз по течению, но спуск держат, тянут; через 2 минуты, однако, начинают спуск выбрасывать и направляются опять дугой к другому берегу ко второму концу тони, что исполняют 2 минуты. Длина тони и здесь по 120 сажень, спуска же у конечного крыла опоясываемого невода выпускают всего 60-80 сажень. Тут начинают за спуск тянуть невод: в тоже время те 2 человека, которые держат начальное крыло, идут вдоль тони по берегу вниз по реке. Минут через уже выберут весь спуск. Если есть рыба и необходимость быстро неводить, башлык закричит «заводи следующую» (очередь). Люди входят в воду: человек 8 станет тянуть кибасевую тетеву, двое – наплавни; когда вытянут столба 2, успеют подойти двое с первым крылом невода, тогда рабочие разделяться на две партии и потянут дружно невод. Башлык в это время у «бухты»; если ест ьв мотне рыба, он в это время закричит следующей очереди «мечи». Тот же крик, чтобы услышали далеко все соседние тони, поднимают хором и все рабочие, будь то в море или реке, лишь бы при хорошем улове. Еще не успеют выбрать иногда и половины невода и, если время ловли заставляет спешить, начнут поторапливать рабочих. Обыкновенно в воде тянут 18-25 минут, так что речная тонь спешная идет четверть часа, а не торопливая 45 минут и более, лишь бы река своим течением не унесла невод далеко ниже тони, что иногда и случается. Таким образом, повторяется тонь за тонью в горячее время через четверть часа, ибо убирают почти в одно время 2 невода, что составляет в сутки, в течении дневной и ночной работы, почти до 100 очередей.
Если морских тоней за сутки тянут по 1-2, речных по 4-9, то зимой никогда не более одной, хотя зимний морской невод вдвое короче летнего. Дело в том, что зимой приходится на протяжении более версты прорубать ряды отверстий во льду, через которые подо льдом и тянут невод бограми.
Опубликовано в 1886 году.
Поездка в Нижнеангарск баргузинского округа на Байкале в 1885 году. Часть 1.
Поездка в Нижнеангарск баргузинского округа на Байкале в 1885 году. Часть 2.
Поездка в Нижнеангарск баргузинского округа на Байкале в 1885 году. Часть 3.
Поездка в Нижнеангарск баргузинского округа на Байкале в 1885 году. Часть 4.
Поездка в Нижнеангарск баргузинского округа на Байкале в 1885 году. Часть 5.
Поездка в Нижнеангарск баргузинского округа на Байкале в 1885 году. Часть 6.
Поездка в Нижнеангарск баргузинского округа на Байкале в 1885 году. Часть 8.
Поездка в Нижнеангарск баргузинского округа на Байкале в 1885 году. Часть 9.
Поездка в Нижнеангарск баргузинского округа на Байкале в 1885 году. Часть 10.
Поездка в Нижнеангарск баргузинского округа на Байкале в 1885 году. Часть 11.
Поездка в Нижнеангарск баргузинского округа на Байкале в 1885 году. Часть 12.