Ильинская волость и кударинское бурятское ведомство. Часть 8.
Домашняя жизнь крестьянина.
Затем, после рождества Христова, наступает самое свободное и разгульное время для здешнего крестьянина. В это время года обыкновенно бывают сильные морозы, которые в народе с истари разделяются на екатерининские, никольские, рождественские, крещенские и сретенские. После столь веселого праздника, как Рождество, в деревнях делается по видимому как-то скучно и не весело. Только встречающиеся праздники проходят весело, хотя мороз и крепчает со дня на день. Разгулявшаяся молодежь не боится морозов, только бы дождаться вечера, то уже и начинается повторение рождественских заводов. Здесь на всех вечерках, едва ли только не одни игры, как только святочные. Круглый год, кроме постов, поются песни: венчик и голубь. Только на свадьбах, молодежь песнями не занимается, а всегда по балалайке отхватывают барыню и восьмерку. Впрочем, к балалайке требуется мастрюк (мастер, игрок) этого дела, да и струны на ней всегда как-то часто рвутся, то, в отстранение этих неудобств, заменяются тоже песнями, такт которых похож на балалаешный, только прикрикивание и уханье еще более воодушевляется плясуна к выдаваниям и присядкам. Обхождение кавалеров с девицами очень беспременно. Удар по плечу, означает приглашение к плясу. Заартачившихся вытаскиваю на сцену за руки. О свадьбах не говорю, потому что все обряды, случающиеся на свадьбах, можно встретить во всякой деревне, которые год от года все более упрощаются. Ныне даже дружка, самый главный оратор свадьбы, редко где случается, а обходятся с обыкновенным поездом: тысяцким, боярами и свахами. Но какая-то боязнь от закоренелых суеверий еще видна. Мне случайно привелось быть на одной деревенской свадьбе. Свадьба эта по видимому была без всяких особенных обрядностей, но из числа участвовавших в свадьбе попадались иногда врасплох такие субъекты, которые над порогом и матицей читали какие-то заклинания. Все свадебные обрядности разделяются на семь периодов: сватовство, свидание, рукобитие, девичник, венчание, веселый обед, а потом гулянка и у тещи блины есть. Здесь зима вообще служит временем перерождении девицы в женщину. Зимние занятия состоят в одном и можно сказать самом пустом занятии, — извозничестве, не приносящем их домашнему хозяйству, никакой пользы. Да и вообще надобно сознаться, что здешние крестьяне, по своей беспечности и разгульной жизни не умеют с пользой употреблять свободного зимнего времени. Они не предприимчивы, ни сколько не помышляют о будущем, а живут всегда настоящим. Лишь бы было чего съесть, а больше не о чем у них нет забот. Они тогда только начинают заботиться и беспокоиться, когда недостаток в хлебе сделается для них ощутительным. Заблаговременное заготовление, на обеспечение себя и семьи своей, не по из разгульному нраву. Свадьбы, крестины, съездные праздники – большую половину растрачивают их ограниченные годовые заработки. Вино, бражничество – делают мужика тароватым, и уже тут он ни чего не жалеет, все нипочем! От этого, многие из здешних крестьян, прожились и разорились вокорень и сделались, как говорится, «яко благ, яко наг, яко есть нечего!»
Но я отошел от того порядка, с каким хотел продолжать свои заметки, относительно бытовой жизни по порядку земледельческого года, а потому ворочусь к тому времени, на котором остановился, именно ко времени после Рождества.
Хотя и весело провожают зиму, но бездействие и убавляющийся хлеб и приходящий в цене все выше и выше, заставляет подумывать о теплом времени. Но вот наступает день св. Афонасия (18 января), ожидают, что уже полоз у саней покатится. Солнце разрушительно начинает действовать на снег, а коровушкам и бок пригревает. Аксиньи полузимници – половина зимы, — треть сена, половина хлеба. Замечают, что если в этот день сильный ветер – сено пошевелит, это значит что сена понадобится много. 1 марта – Авдотьи плющихи (Евдокии), начинают капели показываться. Замечают, что если в этот день воробей – представитель жидовства, напиться может в луже, то весна будет теплая; а также, если в этот день сильный ветер, то весь год будет погодливый (с ветрами). С этого времени начинает от зимнего окоченения отходить лес, а потому с этого времени начинают приготовлять дрова, которые и называются веснодельными и ценятся лучше летних. Затем наступает день «сороки» (9 марта сорока мучеников) – лошади в извозах делаются присталыми, а чтобы не уставали в дороге, то для этого пекут жаворонков из хлеба, которых высушивают и понемногу примешивают в корм лошадям. Если лошадь от усталости, во время пути, начинает останавливаться, то приговаривают: «Что? Видно жаворонки на уши сели!». В это время санной путь всегда уже портится и дорога делается, как говорится, ни на санях, ни на телегах. От этого цены на извоз повышаются. А на высокую цену возчики очень падки! Между тем не принимают в расчет, что в это время лошади, работавшей целую зиму, самое тяжелое. Возчики накладывают на воза много тяжести и тем изнуряют лошадей до того, что они с трудом поправляются в течении лета.
Алексея Божия человека (17 марта) – с гор вода, а рыба со стану. С этого дня поговаривают старики, загорится лед от воды, а снег от земли, — т.е. начинают портится реки и дороги. По этому дню заключают о полой воде и у крестьян есть поверье, что до Благовещенья (25 марта) или неделю не доездят по реке или неделю переездят. Но приближающийся день Дарьи прорубницы (19 марта) всегда уже бывает с грязными прорубями, так или не та, а скоро уже пойдет и Селенга. «Время свое возьмет», прибавляет обыкновенно мужичек.
Благовещенье Богородицы (25 марта). Этот праздник считается самым великим и большим праздником и совершается везде единообразно и с большим благовещеньем. У крестьян есть поверье, что в этот день птица гнезда вьет. По хорошему его дню замечают, что будет хорошая весна, а также если каково было Благовещенье, такова будет и Пасха. Ко дню Благовещенья, как и ко дню Пасхи, приготовляют самые лучшие платья. Женщины наряжаются в те платья, в которых венчались. Тоже делают когда приступают к принятию св. Таинств. Старые же старухи наряжаются во все белое и обыкновенно в то платье, которое предназначено к смерти, т.е. в котором завещает своим родным положить ее в гроб. Девицы же приходят в церковь с распущенными волосами.
В какой день случится Благовещенье, то во весь год, в эти дни, не делают ни каких работ. И если случится в деле какая-нибудь неудача, то приписывают, что должно быть согрешила, работала в тот день, в который было Благовещенье. Воры в этот день, как и в новый год, стараются чтобы украсть, дабы удачнее воровать в течении всего года! Есть еще поверье, что если в этот день птица начнет вить гнездо, то никогда не совьет, от этого и думают, что и начатая в этот день работа не окончится. Полагают, что кукушка не имеет никогда своего гнезда, и поэтому именно не имеет, что она когда-то вила свое гнездо в день Благовещенья, за что проклята Богом быть без гнезда.
С этого времени начинают сошным лошадям прибавлять корма и по временам покармливают хлебом. В Вербное воскресенье, на ветках вербы замечают: что если верхушки голы – быть позднему посеву хорошему; если на малом расстоянии от верхушек хаковки, то должен быть средний посев хороший и так далее. На Великий четверток есть обыкновение, утром рано на заре купаться, дабы быть здоровым телом. И есть еще поверье, что в этот день купается ворон. От этого нужно купаться как можно ранее, чтобы не искупался ранее ворон, потому что тогда купание теряет уже свое лечебное свойство. В этот также запасают на год: соль, деготь и пепел, которым приписывают лечебное свойство и бабушки, кроме разных трав, имеют всегда и эти медикаменты. Также в этот день, утром рано шьют, кроят, считают деньги. Цель известная – стремление к обилию!
Но вот приходит давно жданная Пасха. С Пасхою приходит и весна, с которой открывается деятельный труд как природе, так и человеку. Благорастворение воздуха невольно как-то радует сердце поселянина. Это время ему служит залогом его будущего состояния. От этого Пасха встречается и с весельем и с заботой. Земледелец веселится и в тоже время, с тревогой на душе следит за состоянием погоды весны. Он часто ходит на поле и узнает, глубоко ли оттаяла земля и оставил ли снежный покров какую земле влагу. Одним словом, весна для земледельца время забот, тревог и дум. От этого у него вместе с молитвой и сопряжено много замечаний. Так, например, если он выходит от Христовской утрени, что свеча, с которой он молился, у него уже приберегается для посева. Также не забудет оставить огарочек и той свечи, с которой он стоял у утрени во время погребения Христа. Яичко, с которым он христовался с первым человеком, тоже участвует в посеве. Чтобы посеянный хлеб не был испорчен каким-нибудь злым человеком-колдуном, то мужичек всегда в начале пахания, проедет сохой по полю «крест на крест». В заломы, т.е. в порчу еще на корне хлебов, здесь сильно верят. Найдут какой-нибудь клочок, сделанный из колосьев, то уже приписывают порче и сей час принимаются за лечение. От этого в здешней местности шарлатанов по этой части очень много, которые отчитываю по неалтари, требникам и другим священным книгам. Мне рассказывал один крестьян, как они испытали одного знахаря в том, что действительно ли он знает что-нибудь о заломах. Для этого, они взяли колосья и заплели в кучу, потом пригласили знахаря отчитывать. Он, не зная их умысла, начал рассказывать, что была бы беда хозяину этого хлеба, что от этого бы семья перемерла и стал отчитывать по неалтари. Но они не дождавшись его отчитывания, распорядились с ним домашним образом – физическими увещательными мерами и заказали, чтобы он впредь не занимался этим промыслом. Однако ж, несмотря на это обнаружившиеся шарлатанство эти же крестьяне, при малейшем каком-нибудь завитке на хлебе, обращаются к нему же. Да просят уже с почтением и кланяются, а бабы слезами умоляют полечить, да и денег то дают побольше, да и те вперед, до отчитывания. Без тройки рублей он и в поле не пойдет. Так вот к чему послужило их испытание, к его же собственному обогащению! Отчитывальщик заломов нужды в водке не знает. Захотелось выпить – стоит только сходить в кабак, а там уже всякий выпивающий, долгом считает попть первую рюмку лекарю.
Между посевом, дни из народного календаря: 16 апреля Ирины урви берега, а потом 23 апреля Егорий с водою, а Никола (9мая) с травою. К Георгиеву дню проходят реки, а с Николина дня зеленеет трава. 5 мая Ирины рассадницы – сеют капусту в рассадни (в хорошо удобренную землю вроде парника), которою затем, в известный срок, пересаживают в гряды. С Николина дня рыбопромышленники выезжают на Байкал за промыслом коргинских омулей, а женское население занимается уходом за огородами. Затем остальное население, около Троицына дня, начинают заниматься приготовлением паров и городьбою огородов. Надобно при этом заметить, что здесь как поскотины, так и отдельные полевые огороды, остаются полыми очень долго. Иногда хлеб уже покроет землю, а поля только начинают загораживаться и скот привольно прогуливает и затаптывает всходы. Крестьяне очень хорошо понимают этот вред и даже рассуждают, что беда как вредит скот хлебу, в особенности в ненастное время, на копытах сколько вытаскивают хлеба! А загораживать благовременно никто не печется, потому что ранее так заведено, надо же и скота-то дескать чем-нибудь поправить.
На когинских омулевых промыслах, также есть свои замечания о днях, в которые рыба лучше ловится. Эти дни называются привальными, приваливает к берегу рыба. Они следующие: Троицын день, 9-пятница (на 9 недели после Пасхи или на первой Петровского поста), Ивановские привалы (24 июня), привалы на день Петра и Павла – Петровский (29 июня), Прокопьевские (8 июля). С этого последнего дня некоторые заканчивают промысел коргинских омулей, а некоторые промышляют еще до Ильина дня (20 июля).
Смотря по урожаю трав, начинают сенокос. Если трава хорошая, начинают косить с Петрова дня и обыкновенно на низких местах, дабы предупредить половодье или большеводье, потому что от бывающих в июле месяце дождей, прибыль воды в Селенге бывает очень значительна, так что затопляет сенокосные луга и острава. Хотя вода иногда и скоро сбывает, но уже трава из под воды делается неудобною для сенокошения, потому что вода наносит с собою ил, который засаривает траву. Этот ил сильно прибивает к земле и она делается земленая и пыльная, совершенно не годная на корм скоту. На высоких же местах, на которые в обыкновенную прибыль вода не заливается, начинают косить позже с Прокопьева и Ильина дней. Спасов день (1 августа), срок сеяния озимовых хлебов. С этого же дня начинаются в Селенге омулевые промысла. Ходу омулей всегда предшествуют хариусы, а потом уже появляются омули, которые понемногу начинают показываться с 15 июля. Затем чем далее, тем более идут рунами весь август. Лов их производится в Селенге до покрытия ее льдом. Лову омулей наводнения, также как и сенокошению, наносят большой вред. Бывали такие года, что неводами не ловилось ни одного омуля, потому что вода прикрыв рыболовные дреслы, тем самым отнимает совершенно места от неводьбы.
Уборка хлебов начинается, смотря по состоянию погоды и потому, как начнут наливаться хлеба. Хлеб ранних наливов начинают обыкновенно убирать с Успеньева дня (15 августа). Рыбные селенговые промысла сильно замедляют уборку хлебов. Случалось, на памяти жителей, что вследствии промыслов, хлеб оставался у некоторых на зимовку и убирался уже весною, потому что заваленных снегом, не представлял ни какой возможности к уборке.
С покрова (1 октября) здесь становится очень холодно. В половине октября обыкновенно все речки и озера, а также и р. Селенга покрываются ледяным покровом, а Байкал остается еще долго не замерзшим. В декабре месяце на Байкале только что делаются забереги, о покрывается совершенно всегда почти в январе месяце. В это время года, как только установится санная дорога, жители более всего занимаются извозничеством. А затем начинаются другие зимнее занятия, о которых я поговорил ранее.
Ксенофонт Капустин.
Опубликовано 16 марта 1868 года.
Ильинская волость и кударинское бурятское ведомство. Часть 1.
Ильинская волость и кударинское бурятское ведомство. Часть 2.
Ильинская волость и кударинское бурятское ведомство. Часть 3.
Ильинская волость и кударинское бурятское ведомство. Часть 4.
Ильинская волость и кударинское бурятское ведомство. Часть 5.
Ильинская волость и кударинское бурятское ведомство. Часть 6.
Ильинская волость и кударинское бурятское ведомство. Часть 7.
Ильинская волость и кударинское бурятское ведомство. Часть 9.
Ильинская волость и кударинское бурятское ведомство. Часть 10.