Ильинская волость и кударинское бурятское ведомство. Часть 2.
I.
Рыбопромышленность (продолжение).
В 1866 году, по собранным сведениям и кое-каким данным добыто было крестьянами и инородцами селенговых, каргинских и ангарских омулей до 1425000. Каждая тысяча средним числом продавалась по 25 р. Цифра эта, нельзя полагать, чтобы была совершенно верна, потому что сведения эти собирались тогда только, когда рыба привозилась на известное место в продажу свежей. Но надо заметить, что промышленники продают и на местах ловли и при домах и наконец сколько-нибудь оставлено и для домашности. Кроме того, сведения эти собирались только тогда, когда рунный ход, именно с 1 августа по 20 сентября; между тем как рыбу промышляли, хотя и не в большом количестве, до рекостава и далее.
По некоторым данным, известно сколько в 1866 г. добыто прочей рыбы, но это количество так незначительно, что если бы так промышляли в действительности, как показано в этих данных, то многим бы из рыбопромышленников привелось бы сидеть на половину голодом, а уже о поддержке хозяйства от промысла в таком случае и говорить нечего.
Добыто в 1866 г.
Крестьянами | Инородцами | |
Осетров | 200 шт. | 35 шт. |
Тайменей | 50 шт. | 20 шт. |
Щук | 1200 шт. | 75 шт. |
Налимов | 2000 пуд. | до 20 пуд. |
Хариусов | 6000 шт. | 200 шт. |
Окуней | 10000 пуд. | до 30 пуд. |
Язей | до 50 пуд. | |
Сорожены | 50 т. пуд. | до 150 пуд. |
Цифра, показанная здесь в таблице, как можно полагать по частным сведениям, далеко ниже действительной. Это видно из того, что язей здесь совершенно в промысле у крестьян нет, между тем как эта рыба в р. Селенге и Байкале попадается в числе прочей рыбы, в течении целого года и в особенности в то время, когда только что пройдет Селенга. Количество хариусов также надобно увеличить, потому что они промышляются жителями целый год в Байкале и Селенге.
Вообще промысел всей остальной рыбы производится в течении круглого года, за исключением того времени, когда уже преимущественно почти промышляют одних только омулей. Рыба в Байкале и Селенге бывает во всякое время. Из опытов в применении лова рыбы промышленники заметили, что каждый род рыбы имеет свое известное время хода. Когда же рыба западает, т.е. нет ей хода или подъема, тогда она худо ловится, а потому каждый род рыбы, по преимуществу для лова, имеет известное время в которое и промышляют ее. Так например, когда оканчиваются омулевые в Селенге промысла, около 20 сентября (после чего омули хотя и попадаются, но они очень тощи и сухи и, обессилив от течения, уносятся обратно в Байкал), тогда начинают промышлять одних только хариусей. Омули же, как сказано, хотя и попадаются, но они не предпочитаются хариусу и их более употребляют в пищу, а хариус берегут. В тоже время, когда промышляли омулей, то хариусы шли в пищу, а омулей берегли и засаливали.
Пойманных хариусей сохраняют живыми до рекостава. Для этого устраиваются садки, т.е. плетенные из прутьев ящики, которые с рыбой ставятся в таких местах реки, шуга, хариусей вынимают и замораживают. В таком виде они обыкновенно продаются. Если же предвидится, что хариусы должны некоторое время находиться на руках непроданными, то чтобы предохранить их от влияния воздуха, от которого они портятся, их замораживают в ледяную оболочку, обмакивая на морозе, каждое утро, в холодную воду.
Считаю нужным заметить, что берега р. Селенги большей частью оброчные, на которых дозволяется промышлять всему населению только во время рунного хода омулей, а во все остальное время года берегами пользуются одни только обротчики. От этого хариусей промышляют уже маленькими неводами и артелями, потому что посторонний человек не имеет права промышлять на оброчном месте.
После хариусевого промысла, как только что покроется льдом река, загораживают язы (Об язах будет упомянуто отдельно в описании ловушек) для ловли оставшихся еще в реке омулей. Омули в это время, утомленные ходом против течения, делаются сухи, невкусны и без икры и называются поплавшиной. Вместе с поплавными омулями ловятся хариусы, налимы, щуки и др. Язы таким образом остаются до весны, когда пройдет лед. Омули после рекостава промышляются неделю, много две, потом совершенно уносятся в Байкал и нигде не попадают. В половине зимы, промысел рыбы в Селенге бывает всегда скудный, но перед началом весны делается лучше, и более другой рыбы попадаются хариусы: тогда они возвращаются в Байкал и на пути заглядывают в ловушки.
Весной, в реке промышляют осетров сетями и вершами. Сетями промышляют до Прокопьева дня (8 июля), а верши стоят целое лето. Хариусей и язей также продолжают промышлять выколотами до 8 июля. С этого времени делается перемежек, хариусей совершенно не бывает. Но перед омулями, в конце июля, опять начинают появляться вновь хариусы, которые обыкновенно предшествуют омулям.
На Байкале промысел рыбы продолжается также весь круглый год, летом и зимою. Кроме омулей неводами промышляют: щук, окуней, налимов, ленков, тайменей, сорожек, сигов. Осетров промышляют летом конопляными трехстенными, а зимой волосяными одностенными сетями; в невода же попадают случайно.
В зимнее время на Байкале для промысла рыбы невода и сети употребляют следующим образом: прорубают во льду ряд дыр (для невода – дугою, или полукругом, а для сети – по прямой линии), которые должен описать невод или сеть, в таком одна от другой расстоянии, чтобы из одной в другую, можно было подать конец шеста (нарила), за который прикрепляется веревка (спуск или побежник), тянущая за собой невод или сеть. Одолбив пространство, соразмерное величине невода или сети, и укрепив конец спуска в конец шеста, просовывают его под льдом до первой проруби, где приняв его снова просовывают до второй дыры и так далее, проходя от дыры до дыры, утягивают невод в море, который, обойдя там взятое пространство возвращается к исходному пункту, где дыра против обыкновенных делается более, вытягивают обыкновенным порядком. Сеть же, как затянутая по прямой линии и которая вытаскивается не тот час, а остается на время в море в ожидании, когда осетр заячеится (запутается), то вытягивают в последнюю дыру или среднюю, смотря как удобнее. В реке же, по случаю быстрого течения, такого способа ловли рыбы не употребляют.
Промыслом рыбы в Байкале с успехом занимаются жители прибрежно-байкальских селений, как-то: Посольского, Речинского, Истопкого, Степнодворецкого, Дубининского, Шерашевского и Оймурского и инородцы, кочующие на Часовенском острове в устьях р. Селенги. Это население постоянно круглый год занимается промыслом рыбы, соединяясь для этого небольшими артелями. Промысел рыбы для этих жителей есть важнейший источник к поддержке их хозяйств. Жители этих селений, как инородцы, так и русские, живут исправнее других местных жителей. Не смотря на неурожайные годы, продолжающиеся несколько лет сряду, у них все-таки хозяйства находятся в удовлетворительном виде; напротив же у жителей других мест хозяйства находятся в плачевном состоянии.
Кстати здесь же упомяну о некоторых случайностях, бывающих с рыбой и замечания промышленников. Так например: осетры никогда не попадаются в ловушки, поставленные в реке зимою, между тем как в Байкале, в тоже время, ловится сетями. Если бы осетров в зимнее время не было в Селенге, то они бы сейчас же по проходе льда не попадались, потому что надобно же положить на проход в реку хотя короткое время, а то они являются сейчас же, как только покажется вода. Промышленниками замечено, что осетры в зимнее время в реке стоят на ямах и находятся как бы вроде летаргического сна, от этого пойманную весной рыбу различают: ходовая ли она, или ямная. Ямная рыба, которая зимовала в реке, всегда бывает жирная, но не так вкусна, как ходовая. У ямной рыбы бывают в щаглах червячки. Такого же рода случаи бывают и с омулями, которые, предчувствуя бурю и снег, западают на глубокие места и тоже после этого ловятся с червячками в щаглах. Замечено тоже, что омули, когда западают на ямах, то так плотно прижимаются к почве земли, и при том правильными рядами, подняв немного хвосты к верху, что никаким образом не можно их поймать. Так что если невод и проходит по огромному руну рыбы, то ни одного не захватывает. Селенговые омули не любят вообще снежную воду, от которой они и западают или отступают назад в Байкал и промысел омулей, после выпавшего снега, всегда бывает плоше, а иногда и вовсе прекращается.
Представив, на сколько возможно, общую картину ловли рыбы, считаю не лишним описать и все способы ловли, которые употребляются в здешней местности, кроме описанных мною неводов. Полагаю, что и особенности природы, и разные случайности и породы рыб, словом, все может обуславливать способы лова. Из этого заключаю, что может быть здесь, как при месте рыбном, придуманы такого рода ловы, каких нет в других местах и которые общеизвестными сделать не бесполезно. Также может быть и то, что здешние способы, как придуманные съиздавна, могут быть не так удобны против тех, какие придуманы в новое время, с развитием простого класса народа.
Эти ловы и ловушки следующие:
1. Сети – вяжутся из тонкого конопляного мотауза, тонких ниток и из конского волоса, смотря по надобности. Ячейки их соразмеряются с величиной рыбы. Сети бывают одностенные и трехстенные. Одностенными волосяными промышляют одних только осетров зимою, а летом конопляными трехстенными. С последними в реке плавают в двух лодках, поперек, переметывая реку и проплыв известное пространство, вынимают обратно один конец сети в одну, а другой в другую лодку, и таким образом соединяясь на середине, всю сеть перекидывают в одну лодку, и уплывают к берегу. Осетровою сетью, с двумя лодками, управляют 4 человека. Одностенные сети ставят в тихих местах реки или в озерах и перегораживают небольшие протоки или проточины, посматривая по временам, не попалась ли рыба. Иногда же плавают в реке и Байкале. В особенности ныне в последнее время этот способ ловли, как самых удобный, сделался в большом употреблении при ловле коргинских омулей. Одностенною сетью, в одной лодке, управляют два, а много три человека.
2. Сак – приготовляется тоже из мотауза ячейками, вяжется в роде куля, оканчивающегося тупообразно. Расширенный в устье обручем отпускается с лодки на длинном шесте в воду, как бы черпая ковшом готовую рыбу. Шесты для сака употребляются соразмерно с глубиной. Бывают до 20 аршин. Этим более удачно промышляют в то время, когда вода бывает мутная. При закидывании сака в воду и при управлении шестом требуется сила и ловкость.
3. Кривда – тоже куль вязанный ячейками, в устье на двух шестиках, отпускается в воду с берега на заводях, то есть где вода от высунувшегося мыска завертывается и как бы имеет обратное течение. К такому способу ловли рыбы прибегает только старость, бедность и одиночество.
Саком и кривдой промышляют одних только селенговых омулей, во время рунного хода.
4. Фитиль – вяжется также из мотауза ячейками и составляет сеткообразный мешок, натянутый соразмерно на четыре обруча, от устья во внутрь вяжется конусообразный язык, с небольшим отверстием, в который заходит рыба.
5. Верша или морда матка – плетется из толстых длинных прутьев и употребляется для ловли одних только осетров. Она устанавливается в реке на двух плотах, крепко утвержденных с берега на древесных снастях, между которыми и отпускается в воду огромная матка – верша. Верша имеет сверху палати, которые нагружаются каменьями до 20 пудов для давления в воду, с боку же имеются дверцы. Она опускается и поднимается посредством поворотов, устроенных на пятах и когда нужно высматривать ловушку, то ее поднимают в уровень дна ее с плотами, снимают нагруженные на палатях каменья и один человек влезает в дверцы и достает рыбу. Верши для осетров ставятся вообще на бойких (быстрых) местах и чтобы почва земли была твердая. От этого верша ставится иногда далеко от берега и тогда между берегом и вершею, отпускаются и ставятся берды, сплетенные из толстых прутьев, в роде решетчатого забора или заплота. От верша, или от последнего речного плота, тоже отпускается одно бердо. Это делается с целью, дабы не дать рыбе хода в сторону. Вообще с вершею бывает много хлопот. От этого у здешних рыбаков вошло в пословицу: «нет работы, так заведи вершу, работа будет».
6. Уда или крючок. Уда с удилищем – приятное занятие для малолетнего и развлечение для взрослого, водится везде, а потому и всякому может быть известна, но в здешнем месте уда имеет свои особенности. Удами здесь промышляют в зимнее время под льдом и одних только налимов. Для этого прорубают во льду дыру, в которую опускают уду на шестике. Она наживляется тальяном или сорожкой, за хрептик (Промышленники предпочитают для наживы на уду гальянов нежели сорожину, потому что гальян долее держится живым на уде. Разницы в них та, что гальян ловится в озерах и по виду бесчешуйчатый, сорожка же в реке и с чешуею. Гальян может пробыть в воде на уде целую зиму и дырочка на хребтике, в которую продета уда, обрастает и делается как бы природною. Но замечательно то, что гальян, пробывши некоторое время в реке, обрастает чешуею). По утрам уды высматривают, не попалась ли рыба. Заснувших гальянов переменяют, потому что на мертвого гальяна налим не ловится.
7. Корчага и мордочка – плетется из тоненьких прутьев, также как верша, но в самом миниатюрном виде. Употребляется для ловли гальянов и сорожек.
8. Глушенье. Глушат только одних налимов, которые осенью, когда только что тихие места рек и озера покрываются тонким прозрачным льдом, поднимаются на поверхность, почему сквозь лед их бывает видно. Рыболовы ходят с колотушками и, увидя рыбу, сильно ударяют польду. Рыба, оглушенная стуком, повертывается вверх брюхом. Рыболов тот час же прорубает дыру и вытаскивает рыбу.
9. Язы и выколота. Этот способ лова есть не собственно ловушка, а только снаряд или приготовленное место для ловушек. Делается так: как только что покроется Селенга льдом и пока лед еще не сделается толстым, поперек реки делают сквозную борозду и наставив в землю колья, соразмерно глубине, плетут из березняка или тальника берда, которые будучи приставлены к кольям загораживают ход рыбе. В оставленные между бердами проходы ставят ловушки. Таким же образом заколачивают выколота и летом, но только не во всю реку. Заколачивают у берега и более на отлогих местах. Ставят и под яром. Но тогда можно поставить одну только морду или фитиль. Этот последний выколот называется поползухой.
Из описанных здесь ловушек одни только омулевые одностенные сети не всегда бывают полезны. В частности для одного лица сеть удобна для промысла омулей, но в общем для всех промыслов она очень вредна, и вредна собственно только для омулей, ловимых в Селенге. Попавшийся в сеть омуль сильно бьется и тем пугает других омулей, которые рассеиваются из руна и если не далеко еще зашли в реку, то поворачивают назад. Таким образом один человек может убавить и сотни промыслов. А потому для свободного хода рыбы в Селенгу обществом установлены, в 15 верстах от Байкала, межи, за которыми во время рунного хода омулей строго запрещается ловить рыбу, какими бы то не было ловушками. У пойманных за межами рыболовов отбираются все снасти, лодки и ловушки и продаются с частного аукционного торга. Вырученные деньги отсылаются в иркутский приказ общественного призрения. Сети же, как вредная ловушка, при своде самих хозяев жгутся. За наблюдением этого порядка, а также и за наблюдением порядка на ярмарке, бывающей в это время в деревне Чертовкиной, учреждается временное сельское управление из волостных членов и сельских старшин. Здесь же, в это время бывает постоянное местопребывание участкового заседателя.
Ксенофонт Капустин.
Опубликовано 2 сентября 1867 года.
Ильинская волость и кударинское бурятское ведомство. Часть 1.
Ильинская волость и кударинское бурятское ведомство. Часть 3.
Ильинская волость и кударинское бурятское ведомство. Часть 4.
Ильинская волость и кударинское бурятское ведомство. Часть 5.
Ильинская волость и кударинское бурятское ведомство. Часть 6.
Ильинская волость и кударинское бурятское ведомство. Часть 7.
Ильинская волость и кударинское бурятское ведомство. Часть 8.
Ильинская волость и кударинское бурятское ведомство. Часть 9.
Ильинская волость и кударинское бурятское ведомство. Часть 10.