Ильинская волость и кударинское бурятское ведомство. Часть 6.
V.
Сельское хозяйство.
Огороды в здешней местности у крестьян имеются почти при каждом доме. Землю в огородах удобряют только под огурцы и табак; прочие же овощи земля производит без удобрения. Привольность земель позволяет иметь обширные огороды, так что в некоторых огородах вместе с овощами сеется и хлеб. В больших огородах землю пашут и только гряды загребают руками, не думая о том, что лучше от малого, но зато хорошо обработанного огорода, получать больше выгод, нежели от большого, но дурно обработанного. Известно, что уход за огородом требует вообще больших хлопот, следовательно огород должен быть по силам семьи и хозяина. Но здесь-то этого и нет. От этого здесь при больших огородах овощей всегда бывает недостаточно. Впрочем этот недостаток в овощах происходит еще и от неурожаев, неблагоприятствовавших по климатическим неудобствам. По причине бывающих холодных ветров с Байкала и от постоянно навещающего холода с гор, окаймляющих местность, теплое весеннее время начинается поздно (иногда в мае месяце выпадает снег), а осень начинается рано с сильными и холодными ветрами, которые здесь во время весны и осени считаются господствующими. От этого огородные овощи не всегда дозревают. От непостоянной же температуры во время весны семена портятся, а иногда и замерзают.
Посев овощей в огородах начинается с Николина дня (9мая). Сначала сеют картофель под соху, а иногда и в гряды. Сеять картофель в полях здесь обыкновения нет. Вынимают его из земли поздно осенью, когда уже снимут все прочие овощи. Хранят его в ямах (подпольях), устроенных под домами. Затем, или почти в тоже время сеют: морковь, свеклу, горох, редьку и репу. Со дня Матери Елены и Царя Константина (21 мая) или смотря по состоянию погоды и позже, сеют позднюю оедьку и затем огурцы.
После Егорьева дня (23 апреля), или со дня Ирины росадницы (5 мая), сеют капусту в росадники (в хорошо удобренную землю закрытую в роде парника). В эти же росадники сеют и брюкву. Потом около Троицына дня, когда капуста и брюква достигнут надлежащей величины, пересаживают их в гряды. Обыкновенно для каждого корня делается в грядах лунка, с той целью, чтобы при поливании около корня более держалась сырость. Поливают же их до тех пор, пока корень совершенно не отвердеет и начнет завиваться вилок. Потом корни огребают, т.е. вместо углубления делают возвышение, и поливка прекращается. Капусту сохраняют свежею и соленою. Рубка капусты производится обыкновенно помочами. Хозяин капусты приглашает из соседних домов девиц, которые в нарядных платьях, под крик песен и хохота, превращают ее в тот вид, в каком бывает обыкновенно соленою. По окончании капустки хозяин делает угощение к вечернику. В промежуток времени, между огородничеством и полевыми работами, женское население занимается сбором ягод, которые по роду их произрастают сообразно почве и кламата. Так, например, в хребтах (на горах) собирают чернику, голубицу, бруснику и шикшу (из княженики делают отличные наливки); на степях – землянику, клубнику, смородину; на островах на р. Селенге, собирают яблонь и черемуху. В период неурожайных годов крестьянки более стали обращать внимание на сбор ягод, груздей и рыжиков, потому что эти продукты, даваемые природой без всяких трудов со стороны человечества, есть главное лакомство и необходимая принадлежность незатейливого праздничного крестьянского стола. В некоторых селениях, а особенно расположенных по р. Селенге, где по берегам обильно растет черемуха, сбор ее сделался очень доходным женским промыслом. Собранную черемуху сушат и мелят в муку. В этом же виде ее хорошо покупают в волостях, расположенных вверх по Селенге (семейские). Покупка эта производится меною на хлеб. За пуд молотой черемухи дают от 3 до 5 пудов хлеба. Немолотую же меняют пуд на пуд. Черемухи в здешней местности родится всегда много, так что одна женщина набирает в день около двух ведер (сушеной около 15 фунт.). Родилось бы еще более, если не существовало варварского обычая срубать деревья для того, чтобы легче собирать. При этой операции, иногда в одно лето, опустошаются целые десятины заросшей черемухой местности.
Остальные ягоды собираются смотря потому, около какой местности лежит селение.
VI.
Обзор местности.
Вся здешняя местность с северо-запада окаймлена Байкалом, а с остальных сторон Байкальскими горами, Которые расстилаются по обеим сторонам р. Селенги и обыкновенно именуются селенгинскими. Из падей этих гор вытекает в Селенгу много ручейков и речек, но горных промыслов никаких нет, кроме предполагаемых открыться, на новом кругобайкальском тракте, на р. Ивановке, золотых приисков. В горах умеренной высоты и в падях леса состоят из кедра, лиственницы, пихты, сосны, ели, тополя, ольхи, яблони, рябины, черемухи, боярышника, разных родов таволги, багульника, вереса и прочих мелких кустарников, между которыми повсюду находятся разные в том числе полезные для лекарств растения и многоразличные полевые и лесные цветы. Из растений, известных по местному наименованию и употребляющихся местными жителями в лекарства, следующие: горлянка младенческая, богородская и урочная травы, чигина, чертополох, губуса, колючки, стародуб, девятилистник, морской мох, троелистка и многие другие; из кореньев: дягилев корень, бадан, маланьина ручка. Кроме этих лекарственных растений местными жителями собираются коренья белоголовинки и чаги. Эти коренья употребляются вместо чая. Вкус их похож на кирпичный чай, только непривычному человеку сначала с него очень не здоровится, сильно слабит, но потом ни какого действия не производит. В июне месяце собирают пучки, черемшу и полевой лук, которыми также лакомятся с удовольствием. Из цветков более красивы следующие: жаркие цветы, колокольчики, кокупкины башмачки, анютины глазки, сарана и многие другие. Цветок сарана, или саранка (из рода лилий) привлекает здешних жителей не по одной только наружности: у этого растения, кроме красивых листьев, в земле бывает белая луковица, прикрытая сверху желто-беловатой пленкой, мучнистого и сладкого вкуса. Инородцы во время лета лакомятся саранкой вместо хлеба, а у русских лакомятся дети вместо пряника. И ныне у бедных вошло в пословицу: «хлеба не будет, так пойдем в поле сараны есть».
Начиная от Кабанского селения на левом берегу р. Селенги, лежащего от Байкала более 40 верст продолжается высокая сухая степь, называемая кударинской, а по правую сторону, в нескольких верстах от Кабанска, начинается хрящ и щебень покрывающий отлогий байкальский берег далее Посольсого селения. В девяти верстах южнее нижнего селенгинского устья находится корга (отмель), называемая бабьей, которая считается опаснейшей для судоходства и состоит из крупного и мелкого булыжника, в местности называемой жарун.
Если принятое мнение справедливо, что здешняя местность стоит в уровень с Байкалом, то можно заключить, что она расположена на высоком месте, потому что Байкал, с окружающими его горами, в северо-восточной части Азии занимает самое высочайшее место. Доказательством этого может послужить наблюдение, по которому известно, что Байкал, отстоящий от Иркутска только 60-ти верстах, в отношении плоскости или горизонта лежит выше Иркутска, около семидесяти сажень и вытекающая из Байкала Р. Ангара имеет падение до Иркутска около семидесяти сажень.
Около гор дно и сами берега Байкала как бы уложены большими каменными валунами, крупным и мелким булыжником. Попадаются иногда местами и в особенности около устьев Селенги и на провалившемся от землетрясения месте ил и песок. Начиная от Посольского селения, по речке и по подошве гор до еланского селения, местность вся состоит из болот и озер (калтуса).
В самом Байкале на глубине трех или четырех сажень растет на каменьях морская губа (бодяга), иногда выбрасываемая ветрами на берег. Употребляется для чистки вещей, состоящих из мягких металлов, как-то золотых, серебряных, оловянных и медных. Выкидывается также морской черный воск (род асфальта), который имеет благовонный запах и от теплоты растаивает. Местными жителями употребляется в костоломных болезнях и всегда служит будто бы с пользой. Правда это, или нет, однако ж его употребляют с полной уверенностью на выздоровление. Попадаются также морской ладан, употребляемый для залечивания неважных ран, и железный песок, употребляемый обыкновенно для засыпки письма. В разных же местах по берегу Байкала и в горах его окружающих находятся: кварц, кремень, лазуревый камень, слюда, нениса, затверделая глина и каменный уголь.
Ксенофонт Капустин.
Опубликовано 9 декабря 1867 года.
Ильинская волость и кударинское бурятское ведомство. Часть 1.
Ильинская волость и кударинское бурятское ведомство. Часть 2.
Ильинская волость и кударинское бурятское ведомство. Часть 3.
Ильинская волость и кударинское бурятское ведомство. Часть 4.
Ильинская волость и кударинское бурятское ведомство. Часть 5.
Ильинская волость и кударинское бурятское ведомство. Часть 7.
Ильинская волость и кударинское бурятское ведомство. Часть 8.
Ильинская волость и кударинское бурятское ведомство. Часть 9.
Ильинская волость и кударинское бурятское ведомство. Часть 10.