От верхнеудинска до хоринской степной думы. (Из путевых заметок). Часть 9.

В настоящей статье постараюсь описать те особенности в свадебных обрядах, которые были мной замечены в Попереченском селении и которые существуют в кульском ведомстве. После удачного сватовства, родные невесты назначают день, в который должен совершиться пропой невесты (т.е. рукобитие) и они же определяют количество и качество вина, которое для этого пропоя обязан представить жених. На пропой жених является со своими родственниками: за чаркою вина, назначается день, когда должно венчать брачующихся. Гулянка, по простому пьянство, начавшись в доме невесты, продолжается у всех тех лиц, которые были в доме невесты на рукобитии. После пропоя, до дня свадьбы, невеста должна немедленно выбегать из комнаты, если в таковую войдет жених или кто либо из родственников, а равным образом, не должна с ним разговаривать. У нас, напротив, невеста старается забросать словами будущую родню, чтобы пустить пыль в глаза и не ударить, как говориться, лицом в грязь, а здесь наоборот. Вот и извольте судить о приличиях!

После пропоя бывает, для развлечения невесты, несколько вечерок. Недели за две до венчания, невеста делается в своем доме гостьей и никакими работами не занимается. За несколько дней до девичника, невеста отправляется вояжировать по окрестным селам, в которых приглашает знакомых девиц на свой девичник. Набрав подруг, она привозит их к себе и снова бывают вечерки (вечеринки), со всей скандалезной обстановкой, какая обыкновенно бывает на простонародных вечеринках. В день девичника, невеста с раннего утра отправляется к подругам своего села. По улице она идет, окруженная привезенными подругами, которые поют проголосные песни. Придя в дом подруги, она с девушками пляшет и поет песни. Потом берет с собой подругу, у которой веселилась, и отправляется в дом к следующей подруге, тоже с песнями и так далее. Когда соберет всех подруг, то идет домой, где поются свадебные песни или, как они называют, поется девичник. Невеста начинает плакать во весь роток, причитая разную белиберду, и, для большего эффекта, колотит кулаками об стол и коверкается, стараясь этим выразить, как ей мил домашний очаг и как она страшится попасть в чужую семью. Чем сильнее убивается невеста, тем больше ей чести. Затем снимают с косы невесты красоту (т.е. разноцветные ленты) и навязывают их на принесенный заранее выдержанный веник, который, когда снимают с невесты красоту, должен лежать перед нею на столе. Невеста кланяется отцу и матери, а также и прочим старшим родным, в ноги, которые осеняют ее крестом. Одна из подруг берет веник и несет его к бане, идя впереди прочих, а остальные подруги берут невесту по руки и с песнями ведут ее или, вернее, тащат в баню, причем невеста должна выть елико возможно, упираться и пятится назад. По приходе к дверям бани, начинают просится в нее. В бане, в это время, сидит девица, ближайшая родственница невесты, например, сестра. После третьей просьбы, двери бани отворяют и невеста входит туда с подругами. Веник же втыкают, с надворной стороны, над дверями бани или где-нибудь подле. В бане подруги пьют вино, пляшут и поют песни. По выходе из бани, невесту ведут обратно в дом, а впереди ее несется прежний веник. По приходе к дверям сеней, начинают просить: «батюшку и матушку пустить доченьку в сенцы». Просьба повторяется три раза, затем читают молитву «Господи Иисусе», по прочтении которой, из сеней отвечают «аминь» и двери отворяются. В сенях, перед дверями комнаты, та же троекратная просьба, чтобы впустили в избу, и чтение молитвы «Господи Иисусе». Из комнаты отвечают «аминь» и отворяют двери. По приходе в комнату, ленты с веника снимают, и мать невесты плетет ей косу, навязывая снова ленты, а веник уносится. Потом ставится стол с закуской, за который садится невеста. Является жених со своими родственниками и поезжанами, а главное – приносит порядочный запас вина. Это так называемые «смотрины» или смотрение невесты. При входе жениха, невеста и все ее родные встают на ноги, приветствуя пришедших. Невеста выносит рюмку вина и подарки для жениха. Невеста, взявши вино, подносит его жениху и подчует, а затем дарят жениха и в свою очередь получают от него подарок. Долг приличия требует, чтобы невеста в это время потупила глаза. Затем жених и все прочие, по приглашению отца и матери невесты, садятся. Тогда тысяцкий обращается к главе семейства невесты и просит мерочку (т.е. рюмочку). По долгу приличия отвечают ему, что покушайте сначала чаю, а потом будет вам мерочка. – и то дело! Отвечает тысяцкий. Откушавши чаю, жених, тысяцкий и невеста встают на ноги. В это время выносят рюмку. Тысяцкий, наливши рюмку вина, начинает, по порядку старшинства, вызывать родственников невесты, величая каждого по имени отчеству. Названный подходит, желает жениху и невесте счастья, выпивает рюмку вина и, вытерев губы рукавом, целует жениха и всех пришедших с ним. Так делает каждый. Потом начинают выкликивать родственников жениха. Каждый, со стороны жениха, с вышесказанными приемами, выпивает вино и целует родственников невесты. Потом выкликивают гостей, которые в это время толпятся у дверей. Гость обязан целовать всех, кто попадется под руку. В заключение, если есть расположение, то подчуют подруг невесты. Окончивши привезенный запас вина, жених идет домой. Лишь только он переступит порог, то подруги невесты начинают петь:

(Имя) сударь (величание) воротися, воротися!
Твоя (имя и величание) стосковалася,
Из окошка в окошко металася,
Все окошечки, все косящатые – приломала!

Жених обязан воротится. Невеста прячется за подруг, приседает к полу, даже лазит под столы. Два молодца из поезда жениха, разыскивают невесту и тащат ее к жениху, который обнимает и целует ее. Поцеловавши невесту, жених идет в сени. Снова поется «воротися» и жених возвращается. Снова идет та же потеха. Так делается до трех раз. Остальные поезжане, во все время этой потехи, стоят в сенях и на крыльце. Наконец, свадебное приличие соблюдено и жених, заломивши шапку набекрень, идет со своим поездом домой. Вечером приглашают к невесте на вечерку. Является жених и те, которые желают повеселиться. Под звуки балалайки и дребезжащей скрипки, отхватываются замысловатые танцы, которым нет даже имени. Танцы чередуются песнями, которые поются подругами невесты. Подруги ходят по комнате взад и вперед и поют. Из всех песен, мне показалось самой замечательной следующая:

Ах я молодец,
Тихой образец!

Уж ты тестюшко.
Да родной батюшко!
Уж ты пиво варя,
Пиво пьяное, да похмельное!
Про меня зятенька,
Да променя гостенька!

Ах я молодец,
Тихой образец!

Уж ты тещенька,
Да родна матушка!
Ты блины пеки,
Блины масляны!
Про меня зятенька,
Да променя гостенька!

Ах я молодец,
Тихой образец!

Уж ты ширин мой,
Да жене брат родной!
Ты коня седлай.
Коня доброго, да иноходного!
Про меня зятенька,
Да променя гостенька!

Ах я молодец,
Тихой образец!

Уж ты свояченица,
Да родна сестрица!
Ты ширинку шей, всю на золоте,
Да на стол набирай!
Про меня зятенька,
Да променя гостенька!

Ах я молодец,
Тихой образец!

Уж ты проезжанушки,
Да катаржанушки!
Снаряжайте вы меня,
С крупным поездом!
Вы меня зятенька,
Да променя гостенька!

Ах я молодец,
Тихой образец!

Уж вы тетушки,
Да родны свашенки!
Снаряжайте вы меня,
С крупным поездом
Вы меня зятенька,
Да променя гостенька!

Ах я молодец,
Тихой образец!

Уж ты тестюшко,
Да родной батюшко!
Уж на тебе ситу,
Да ситу на золоте!
Уж зато тебе сита,
Что ты пиво варил,
Пиво пьяное, да похмельное!
Про меня зятенька,
Да променя гостенька!

Ах я молодец,
Тихой образец!

Уж ты тещенька,
Да родна матушка!
Уж на тебе ситу,
Да ситу на золоте!
Уж зато тебе сита,
Что ты блины пекла,
Да блины масляные!
Про меня зятенька,
Да променя гостенька!

Ах я молодец,
Тихой образец!

Уж ты шурин мой,
Да жене брат родной!
Уж на тебе ситу,
Да ситу на золоте!
Уж зато тебе сита,
Что ты коня седлал,
Коня доброго, до иноходного!
Про меня зятенька,
Да променя гостенька!

Ах я молодец,
Тихой образец!

Уж ты свяченица,
Да родна сестрица!
Уж и на тебе ситу,
Да ситу на золоте!
Уж зато тебе сита,
Что ширинку шила всю на золоте,
Да стол набирала!
Про меня зятенька,
Да променя гостенька!

Ах я молодец,
Тихой образец!

Уж вы поезжанушки,
Да катаржанушки!
Уж нате вам ситу,
Да ситу на золоте!
Уж зато же вам сита,
Что снаряжали вы меня,
Да с крупным поездом!
Вы меня зятенька,
Да променя гостенька!

Ах я молодец,
Тихой образец!

Уж вы тетушки,
Да родны свашенки!
Уж нате вам ситу,
Да ситу на золоте!
Уж зато вам сита,
Что снаряжали вы меня
С крупным поездом!
Вы меня зятенька,
Да променя гостенька!

Ах я молодец,
Тихой образец!

Уж ты тестюшко,
Да родной батюшко!
Ты не гневайся,
Да не коверкайся!
Я не сам говорил,
А меня хмель подшиб!
Ваш-от зять-то хмелен,
Ваш-от зять неумен!
(Дай-ко мне на болтушечку!)

Ах я молодец,
Тихой образец!

Уж ты тещенька,
Да родна матушка!
Ты не гневайся,
Да не коверкайся!
Я не сам говорил,
А меня хмель подшиб!
Ваш-от зять-то хмелен,
Ваш-от зять неумен!
(Дай-ко мне на болтушечку!) и т.д.

Первые две строфы каждого куплета поются протяжно, а последующие почти скороговоркой. Подруги, во время пения, подходят к тому лицу, которое упоминается в пении и кланяются ему. А при пении заключительных куплетов даже становятся перед упоминаемым лицом на колени, при чем прибавляют, после каждого куплета, плаксивым тоном: «дай-ка мне на болтушечку» ил «дай-ко мне на четушечку». Эта фраза видимо не вяжется с песней и есть новейшая подбавка какого-нибудь деревенского балагура, который думал этим сострить. Во все время продолжения вечерки, жених и невеста обнявшись, сидят в переднем углу, склоняя головы друг к другу. Но, ради приличия, они не должны разговаривать. Про такое сидение говорят, что жених и невеста знакомятся. А как вечерка продолжается иногда очень долго, то нередко в антрактах, когда прекращается визг скрипок и топот сапогов, раздается громкий храп жениха или сильное сопение невесты!...

Назавтра невеста ходит с подругами на кладбище поклониться праху предков. Иногда они ходят накануне. По возвращении с кладбища, она кушает в плотную. Потом угощает подруг обедом, во время которого они подают на вилках друг другу мясо. Всякая, получившая такой сюрприз, в совю очередь подчует которую-нибудь из подруг. Невеста же, покушавшая с аппетитом заблаговременно, сидит за столом, не прикасаясь к пище, но обязана причитать и плакать. «Покушайте, мои подруженьки, покушайте», говорит она сквозь слезы, и в то же время, если девушки запоют песню, она поет с ними несколько слов, потом воет, стучит в стол кулаками, приглашает подруг «покушать у ней» и снова поет, и снова плачет. После обеда «расплетают невесте косу», при чем красота (т.е. ленты) раздаются на память подругам и родственникам. Это расплетение сопровождается песнями подруг и плачем как невесты, так и всех чувствительных душ. Затем невесту умывают и одевают к венцу. После принятия благословения от родителей, она садится за стол, а подле ее садится или становится бойкая, не старее 15 лет, девушка или мальчик, преимущественно из родственников. Это называется «продавать косу». Является дружка, с перевязанным через плечо белым полотенцем. За ним жених и весь поезд. Начинается продажа невестеной косы. Тысяцкий кладет деньги на стол, а тот, кто продает косу, старается сдуть деньги со стола, для того, чтобы тысяцкий прибавил. Эта проделка делается несколько раз, смотря по состоянию тысяцкого, и, в заключение, тысяцкий придавливает данные им деньги, какой-нибудь медной монетой. Если плата за косу оказывается достаточной, то продающий косу берет деньги и отходит от стола, а жених с тысяцким садятся подле невесты. Прочие поезжане также садятся и их угощают небольшим обедом. Дружка с этого времени начинает играть главную роль. Во время обеда идет подчивание друг друга кусками мяса. Невеста и жених ничего не кушают. Но невесте подают самые лучшие куски и она прячет их под скатерть. После обеда, невеста кланяется отцу, матери и старшим родным в ноги и затем ее увозят «к венцу», а отец и мать обязаны, по отъезде ее, скушать все собранные ею, кусочки мяса. При выходе свадебного поезда из дому, дружка обходит кругом экипажи, нашептывая разную чепуху, для того, чтобы «все было благополучно и никто не повредил». Роль дружки продолжается дня два или три, смотря по обстоятельствам и по состоянию жениха. Во время веселого стола, бывающего после венчания, он пьет первую рюмку вина, веселит компанию своими прибаутками и оберегает молодых (т.е. жениха и невесту) от злых людей. Дружка – это, как говорится, тянутый плутина и пройдоха, который пользуется легковерьем крестьян.

Я слышал, что в некоторых селениях эти обряды мало по малу выводятся из употребления, а пройдет лет пятьдесят, они исчезнут из остальных. Надобно заметить, что у нас свадьба для простолюдина, в особенности бедняка, чистое разорение!...

Опубликовано 29 ноября 1869 года.

От верхнеудинска до хоринской степной думы. (Из путевых заметок). Часть 1.

От верхнеудинска до хоринской степной думы. (Из путевых заметок). Часть 2.

От верхнеудинска до хоринской степной думы. (Из путевых заметок). Часть 3.

От верхнеудинска до хоринской степной думы. (Из путевых заметок). Часть 4.

От верхнеудинска до хоринской степной думы. (Из путевых заметок). Часть 5.

От верхнеудинска до хоринской степной думы. (Из путевых заметок). Часть 6.

От верхнеудинска до хоринской степной думы. (Из путевых заметок). Часть 7.

От верхнеудинска до хоринской степной думы. (Из путевых заметок). Часть 8.

820

Видео

Нет Видео для отображения
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
.