От верхнеудинска до хоринской степной думы. (Из путевых заметок). Часть 5.
К Югу против кульской станции, за р. Удой, у подножия горы, расположено кульское селение или кули, где находятся сборная изба кульского отдельного общества. В Кулях церковь и ежегодно бывает торжок или небольшая ярмарка. Кульское общество образовалось из хоринских бурят, принявших православие. Это доказывает их тип лица. В последствии к ним начали приселять поселенцев. В старину бурят, принявших православие, должен был выселиться из инороческого общества и приписаться в крестьяне или в оседлые инородцы, что в сущности почти одно и тоже. В Кулях живет местный заседатель, заведывающий районом от курбинского селения до последней станции к Чите. Но как находящиеся в его наблюдении хоринские бурята раскинули кочевья свои по всему верхнеудинскому округу, то подведомственный ему район вышел черезполосным. Земли принадлежащей кульскому отдельному обществу считается: под селениями и задорожными выгонами 653 дес.; под пашнями 1252 дес; под покосами 1220 дес.; под пастбищами 662 д., всего 5683 десятины. Это по одним сведениям, а по другим всей земли считается 7318 дес. Разница между ними на 1635 дес. Во всем обществе считается 18 селений, в которых 431 дом. Кроме того, две церкви, из них одна каменная, 7 деревянных часовен и 22 разных хозяйственных построек, не принадлежащих к жилым строениям, как-то: 7 кузниц, 7 мельниц, 5 сельских запасных магазинчиков и 10 питейных домов, содержимых сынами Израиля. Напрасно считают еврейскую нацию угнетенной. Это отнюдь не походит на угнетение, если еврей, по ссылке его в Сибирь, куда он является в разодранном рубище, с необъяснимой быстротой, в течении немногих лет, созидает самостоятельный солидный капитал, захватывает в свои руки всех сортов торговлю, преимущественно вином и проституцией, эксплуатирует труд русского крестьянина, высасывает как спрут отовсюду денежные соки, покупает лучшие дома в городе, держит русскую прислугу, знается запанибрата с земскими властями, одевается в шелк и бархат, беспощаден и горд к русским должникам и из всякой беды выходит сух. А потому разглагольствования наших публицистов об ужасах, которым подвергаются евреи, должно отнести к разглагольствованию pour passe le temps.
Число жителей в кульском обществе по сословиям разделяются следующим образом (в 1866 году):
М.п. | Ж.п. | Итого | |
Духовного звания | 11 | 14 | 25 |
Бессрочно-отпускных нижних чинов | 16 | 19 | 35 |
Их детей | 6 | - | 6 |
Казаков | 53 | 57 | 110 |
Крестьян | 1125 | 1055 | 2180 |
Оседлых инородцев | 63 | 53 | 116 |
Крестьян из инородцев | 2 | - | 2 |
Крестьян из поселенцев | 15 | 18 | 33 |
Ссыльных состоящих на льготе | 170 | 40 | 210 |
Ссыльных дряхлых | 33 | 8 | 41 |
Поселенцев положенных в оклад | 21 | 7 | 28 |
Их детей | 27 | 5 | 32 |
Итого | 1542 | 1272 | 2818 |
По вероисповеданию они разделяются следующим образом:
М.п. | Ж.п. | Итого | |
Православных | 1344 | 1098 | 2442 |
Католиков | 7 | 6 | 13 |
Раскольников | 163 | 154 | 317 |
Евреев | 22 | 18 | 40 |
Магометян | 6 | - | 6 |
Всего | 1542 | 1276 | 2818 |
Всех родившихся в 1866 году было: 50 душ муж. пола и 42 д.жен. пола, итого 92 д. обоего пола; умерших же было 35 д.м.п. и 29 д.ж.п.,итого 64 обоего пола. Последние по возрасту распределялись следующим образом:
М.п. | Ж.п. | Итого | |
Умерших от 1 до 15 летних возраста | 28 | 23 | 51 |
От 15 до 45 лет | 3 | 2 | 5 |
От 45 до 60 лет | 4 | 4 | 8 |
Всего | 35 | 29 | 64 |
Браков было совершено 24 пары.
По сведениям за 1866 год, урожай хлеба в кульском обществе был скудный. Посеяно было озимого 111 четв., ярового 1704 ч. 4 четв. и 4 гар. В урожае получилось: озимого 278,5 чет., ярового 3055 ч. Весь хлеб преимущественно пошел на домашнее потребление.
Ранее было сказано, что под пашнями числится 1252 десят., между тем, перебирая внимательно статистические сведения, мы находим, что засеяно хлебом 1787,5 дес., чему верить – не знаю. Вообще на статистические сведения наших сельских обществ нельзя безусловно полагаться. Составляются они ради соблюдения формы, без всякого сознания из важности.
Для поездки с кульской станции в хоринскую думу, я избрал самый ближайший тракт, которым однако в половодье не возят. Дорогой я видел на солнцепеке цветущую черемуху. Тогда было 5 мая. Впрочем, через два или три дня, этот ранний цвет погиб от заморозка.
Лес в окрестностях думы почти весь истреблен. На горах лежит какая-то дрема, свойственная только Забайкалью. Когда в ясный безоблачный день смотришь на эти горы, то глаз как-то утомляется и чувствуется нервная боль. За то кругом отличные пастбища. Вообще надобно заметить, что там, где раскинулись кочевья бурят, лес истреблен. И бурята по необходимости должны собирать аргал (лошадиный назем), для отопления. Благо этого добра довольна.
Много способствует истреблению леса, кроме вырубки его, еще обыкновение пускать весною по степям палы, для истребления прошлогодней ветоши. По мнению бурят и здешних русских крестьян, если сжигать ветошь, то трава после этого лучше и скорее растет. Это мнение имеет основание, но в то же время пал сжигает остатки леса. И горы, и равнины, которые еще недавно были покрытии дремучим бором, являются голыми. Извлекая одну временную выгоду, бурята и крестьяне, в тоже время, наносят себе невозвратимый вред. Трава растет и без палов, а лес приведется потомкам нашим сеять, о чем нынешние крестьяне и во сне не думают. Много пособляет истреблению леса обыкновение бурят и крестьян – звероловов выжигать нарочно лес, для того, чтобы образовать молодую заросль, на которую будто бы выходит ночью изюбр, по здешнему зверь. Изюбр добывается для мяса, а еще более для рогов, которые идут в Китай. Китайцы из оконечностей разветвленного рога, которые в свежих рогах бывают мягки и на вид кровянисты, извлекают мускус для лекарства. Цена рогов, смотря по требованию, бывает различна. Свежие рога стоят в продаже китайцам от 60 до 100 р. и более. Сухие рога дешевле. У сухих рогов китайцы распаривают известными им средствами оконечности и извлекают мускус, но уже в меньшем количестве. Иногда цена рогов возвышалась свыше 150 р. Желание приобрести без большого труда, за один выстрел, свежее, нежное мясо и еще доход около 100 р., заставляют прибегать к истреблению леса, которого, по глупой пословице «да на наш век хватит» и которого мы не сеяли, но который создан Богом на потребу всем, а потому и не думаем жалеть. А 100 р., по мнению зверолова «тоже не баранья рожа, под камнем не найдешь». И это глупое умствование служит немалой причиной к истреблению вековых рощей. К этому прибавьте небрежное или, лучше сказать, своевольное обращение с огнем таких личностей, как: дроворубы, пастухи и прохожие, т.е. беглые, которые никогда не имеют обыкновения тушить разводимый ими огонь: все это служит главной причиной к истреблению строевых и дровяных лесов. Ежегодно, с марта месяца, начинают гореть леса и горят целое лето, то тут, то там, и никто из жителей и усом не моргнет на такое коварство. Лишь только тогда крестьяне начинают почесываться и копошиться, когда пал подойдет к самой деревне, под самый нос православных. А прошел мимо, ну слава Богу, опять все по старому. В последние года, говорят, явилась новая причина к истреблению лемма в окрестностях Верхнеудинска, именно в верх по р. Уде. Для существующего на Уде стеклянного завода потребовались, по соображениям хозяев, преимущественно самосушные дрова. И вот те личности, которые заподряжаются доставлять такие дрова и у который, по обыкновению, за проданный товар еще на корню, чтобы не утруждать себя излишней заботой в отыскании самосушника, там и сям по лесу, нарочито пускают пал. Лес горит, но не все лесины сгорают, иные подгорев падают, другие опаленные остаются на корню, и вот является избыток самосушняка, как нельзя лучше годного на такие дрова. Впрочем, это только слух, который я не выдаю за факт. Как бы то не было, а потомки за варварское истребление леса, вероятно, не помянут добром своих предков.
Въехав в думское селение, я был встречен стаей голодных монгольских собак, которые сочли своей непременной обязанностью с громким лаем и азартом погнаться за моим экипажем, забегая под носы лошадей рискуя таким образом быть смятыми и раздавленными лошадьми и экипажем.
Хотя строение думы напоминает русское селение, но все таки пахнет улусом. И немудрено. Хоринская степная дума находится в селении, разбросанном на большое пространство, какими-то лоскутами, в роде изорванного кафтана. Собственно домов немного, но строились, кто где хотел. От этого и заняли своими постройками большое пространство. Тут встречаются и юрты… Жители преимущественно православные, но по происхождению бурята. В селении деревянная церковь, приходское училище и много лет строящийся экономический магазин.
В ведомстве хоринских инородцев два училища: пулгинское, о котором я уже говорил ранее (Ныне пулгинское училище временно присоединено к онинскому), и онинское при думе. Онинское училище основано в 1805 году.
В 1866 году в нем считалось 50 учеников, из них 26 православного исповедания и 24 ламайского. Все они были дети инородцев. Преподаванием занимаются учитель и его помощник, оба бурята.
Была, и не раз, попытка основать женское училище, но, после нескольких дней, девочки прекращали учение. Неразвитость родителей, закоренелые предрассудки и еще кой-какие причины всему виной.
При хоринской думе бывает ежегодно ярмарка, для которой назначено время с 15 ноября по 15 декабря; но действительно ярмарка открывается с 10 декабря, т.е. когда являются верхнеудинские купцы, и продолжается по 25 число того же месяца.
Ярмарочный оборот, в 1866, был следующий:
Привезено товаров | Продано | Осталось не продано | |
Купцами | 8315 | 6590 | 1725 |
Инородцами | 4150 | 4150 | - |
Итого | 12465 | 10740 | 1725 |
Это приблизительные цифры. В действительности ярмарочный оборот был более, чем показано в официальных сведениях. Купцы привезли: сукно, дабу, маржан, плис, чай, преимущественно кирпичный, шелк и другие предметы. Инородцы же доставили на ярмарку: шкуры белок, хорьков, волков, лисиц, и диких коз, также мясо, масло, сало, скотские шкуры и проч. Торговый оборот ярмарки был более против 1865 г. на 3240 р., что произошло преимущественно от излишнего количества проданных коровьих кож и сала, на которые было большое требование.
На здешнюю ярмарку являются разные темные личности с игральными картами. Карты составляют выгодный промысел. Между инородцами картежная игра, в полном смысле азартная. Есть личности, которые дают карты на прокат и получают плату с майдана, т.е. с игры. Таким образом, в ночь одной колодой он выручает несколько целковых. Играют обыкновенно под секретом, так, чтобы никакое постороннее лицо не видало и не знало, а тем более какое-нибудь начальство. Сверх того, игроки платят за квартиру, т.е. за комнату, где играют и за угощение, которое они по временам требуют себе от хозяев. Угощение преимущественно состоит в вареном мясе, иногда водке и чае с булками. Каждое угощение, из чего, бы оно не состояло, оплачивается целковым с круга игроков. А таких угощений в ночь бывает иногда четыре или пять, следовательно хозяин, сверх платы за квартиру и свет (т.е. свечи), выручает от 4 до 5, а иногда и более рублей. Впрочем плата зависит от уговора. Я указал только minimum ее. Иногда инородец играет с таким азартом, что проигрывает не только все деньги и товары, но лошадей и всю одежду свою. И затем, облекшись в хламиду, ходит, как угорелый, пока не поправятся его обстоятельства или не уберется по добру – по здорову в свой улус к домашнему очагу.
Опубликовано 30 августа 1869 года.
От верхнеудинска до хоринской степной думы. (Из путевых заметок). Часть 1.
От верхнеудинска до хоринской степной думы. (Из путевых заметок). Часть 2.
От верхнеудинска до хоринской степной думы. (Из путевых заметок). Часть 3.
От верхнеудинска до хоринской степной думы. (Из путевых заметок). Часть 4.
От верхнеудинска до хоринской степной думы. (Из путевых заметок). Часть 6.
От верхнеудинска до хоринской степной думы. (Из путевых заметок). Часть 7.
От верхнеудинска до хоринской степной думы. (Из путевых заметок). Часть 8.
От верхнеудинска до хоринской степной думы. (Из путевых заметок). Часть 9.