От верхнеудинска до хоринской степной думы. (Из путевых заметок). Часть 8.

Самые сильные воды бывают в марте апреле месяце. Затем они несколько ослабевают, но годны для лечения до половины июня месяца, а потом с сентября до заморозков. Но в нынешнем году они хотя и ослабели, однако годны были к употреблению в течении июня, июля и августа, не смотря на постоянно дождливую погоду. Вероятно, холод много способствовал этому. Сравнительно, воды этого ключа слабее, чем воды когда-то знаменитого Погроминского ключа, который открывался верстах в двух или трех от Погроминской станции, отстоящей от Попереченской в 25,5 верстах.

Говорят, что не нужно расчищать это место, откуда бьет ключ, потому что камешки и песок, при расчистке, непременно засорят его и тогда ключ исчезает. Через несколько времени он открывается на новом месте. Это подтверждают примерами.

Недалеко от ключа на уступе горы, поставлен деревянный крест. Подле же ключа, на деревьях навешаны разноцветные лоскуты и ленты, преимущественно белые, синие и желтые с напечатанными на них молитвами на тангутском (тибетском) языке. На них есть изображения каких-то буддийских божков. Есть и на бумаге такие же изображения. По большей части изображена бегущая лошадь, в седле которой сидит что-то в роде пламени с глазами. На иных лоскутьях, впереди и сзади лошади, какие-то скорчившиеся чертенята. Рядом с лоскутьями, повешены конские волоса из гривы и бараньи лопатки с монгольской надписью: ом-мани-пад-мехум. Эта фраза пишется три раза. Бурят, живший у минерального источника и кушавший баранину, непременно повесит, около источника, баранью лопатку, очистивши ее совершенно от мяса и написавши на ней вышесказанную надпись. У корня одного дерева положена плита, на которой набросаны медные деньги. В старину бросали серебряные деньги, а русские обращали их в свою пользу, и потому бурята, наученные опытом, ныне кладут медные гроши и копейки. Тут же я заметил кончик обожженной гуджи (китайская желтая свеча, приготовляемая из чего-то растительного). Все вышеозначенное было принесено в жертву бурхану, охраняющему, по мнению бурят, целебный оршан.

Больные не только пьют целебную воду, но принимают из нее ванны. Многие бурята пили эту воду не иначе, как подогрев ее на огоньке. Были и такие господа (из русских), которые чай и все кушанья готовили на этой воде. В 1869 г. больных, жаждавших исцеления, было до 80 человек русских, евреев, но преимущественно бурят. В саженях 25 от кислого источника, вправо к речке Куль (считая от ключа), близ дороги, есть источник, который на слово считается железистым. Уверенность, что он железистый, многим послужила в пользу. Впрочем, присутствие железа в здешней почве обнаруживается во многих местах.

Сверх упомянутых мною двух дорог, с почтового тракта, на кислый Кульский источник есть еще дорога через средний удинский брод, в верстах 8 от попереченского селения, в том месте, где находятся бурятские экономические магазины.

Дорога на Марактинский железистый источник из Попереченского селения идет сначала на СЗ. На пути переезжаются речки: Поперечная, потом Хара-Шибирь и Зун-нарин-горхон. Последняя впадает в озеро Маракту, потом снова вытекает из него и впадает в Уду. Влево, не далеко от дороги, лежит озеро Маракта, имеющее в окружности около 2-ух верст. Озеро это, в засушливый год, усыхает, но не все. Оно по середине очень глубоко. Хотели измерять его глубину, для чего пускали шест около 12 сажень, но не достали дна. В озере водятся окуни, сорочина и караси. Но рыба эта, за глубиною озера, редко промышляется.

Вправо от дороги, виднеется хара-шибирский дацан. От Попереченского селения до дацана считается около 5 верст. Потом дорога поворачивает на С. по долине, где протекает р. Маракта. Р.Маракта имеет течения более 50 верст. По степи разбросаны улусы бурят. Пастбища здесь отличные, в особенности по падям. Зимой в тех падях, в которых не была скошена трава, останавливаются на жительство бурята, и скот их довольствуется подножным кормом. По долине Маракты дорога большей частью идет по мочежинам. По обе стороны дороги встречаются живописные утесы.

Железистый ключ находится у подножия небольшого холма, кругом которого небольшой колок березняка и лиственницы. Почва здесь пропитана железняком. Из холма добывается охра.

Железистый источник открывается при тех же условиях, при каких открывается и угле-кислый. Но ложе, в котором собирается вода, довольно обширное, более сажени в поперечнике, а потому и количество воды здесь довольно значительнее, чем в кислом (кульском) источнике, где оно не более трех четвертей в поперечнике. Из ложа вода стекает по желобам, но силы своей отнюдь не теряет. Близ ключа юрта, в которой, с марта по июль, проживают больные бурята. В 1869 г. их перебывало до 100 человек. У юрты они принимают ванны, нагревая воду каленными камнями. Насколько полезна ванна на открытом воздухе, я судить не могу. Глазную боль лечат довольно оригинально. На боку желоба делают выемку, куда вставляют маленький желобок, который приводят к глазу. Вода течет тонкой струей на глаз. Пациент в это время лежит на спине. К С., близ источника, растет лиственница, в дупле которой стоит небольшая, слепленная из глины, конусообразная фигура с начертанным на ней бордюром. Дупло прикрыто доской. Кругом дупла набросаны медные деньги. На окрестных деревьях навешаны конские волоса и такие же тряпки и ленты, как у кислого источника.

Если встать лицом к источнику, а спиной к вышеозначенной лиственнице, то в левую сторону от нее дозволяется ходить женщинам, для которых оставлена правая сторона. Само собой разумеется, что запрещение это на русских женщин не распространяется.

Опубликовано 22 ноября 1869 года.

От верхнеудинска до хоринской степной думы. (Из путевых заметок). Часть 1.

От верхнеудинска до хоринской степной думы. (Из путевых заметок). Часть 2.

От верхнеудинска до хоринской степной думы. (Из путевых заметок). Часть 3.

От верхнеудинска до хоринской степной думы. (Из путевых заметок). Часть 4.

От верхнеудинска до хоринской степной думы. (Из путевых заметок). Часть 5.

От верхнеудинска до хоринской степной думы. (Из путевых заметок). Часть 6.

От верхнеудинска до хоринской степной думы. (Из путевых заметок). Часть 7.

От верхнеудинска до хоринской степной думы. (Из путевых заметок). Часть 9.

727

Видео

Нет Видео для отображения
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
.