От верхнеудинска до хоринской степной думы. (Из путевых заметок). Часть 6.

В землях, принадлежащих хоринским инородцам, есть несколько минеральных вод: кислых и железистых. Подробных сведений об них я не мог собрать, потому что инородцы большую часть таких сокровищ скрывают от русских, в той уверенности, что воды потеряют свою силу. Вот перечень вод, лежащих в землях хоринских инородцев, о которых я получил сведения. Из них некоторые и посетил лично.

  1. Бургасутуевские, слабые железистые воды, в 5-ти верстах от хоринской степной думы, на правой стороне р. Зергилея, у подошвы гор. Вода довольно приятная на вкус.
  2. Хацуртуевские, кажется железистые, в 35 верстах от тарбагатайской станции, в левую сторону от тракта, если ехать в Читу.
  3. Кульские или Поперечинские, кислые, а по моему кисло-железистые, в урочище ульдурге, в 12-ти верстах от поперечинской станции, за р. Удой, подле речки Куль.
  4. Марактинский, железистый, в 20-ти верстах от поперечинской станции, в правую сторону от р. Уды, в горах. Можно ехать на них с грядской станции или лучше с грядского селения.
  5. Хонгынутуевские, железистые, примерно в 50 верстах от попереченской станции, в 30 верстах от Марактинских вод
  6. Дундадуевские, неизвестно какие, в урочище Чисан, в 70-ти верстах от попереченской станции. Чисана речка недалеко от чисановского дацана, впадающая в р. Кудун, который впадает с левой стороны в р. Уду.
  7. Погроминские, кислые, в 2 верстах от погроминской станции. Ныне воды открываются не ежегодно. В тридцатых годах это были самые лучшие воды. Помню, что я не мог выпить за один раз стакана этой воды. Так они были сильны. В последствии ослабели. Местность Погромна получила свое название от погрома, т.е. разбития на голову бурят казаками.
  8. Биагановские, неизвестно какие и где находятся
  9. И 10. Курбинские, железистые в двух местностях, около курбинской станции. Один находится верстах в 6ти, а другие, кажется, в 15-ти или 20-ти от селения курбинского.

Скажу несколько слов о попереченских и марактинских водах и о тех удовольствиях, какие можно испытать, посещая эти воды.

С онинской станции на грядскую дорога идет великолепным сосновым бором, потом спускается в долину, в конце которой на косогоре, стоит селение онинский бор. Затем, снова бор и вожделенная грядская станция, до которой от онинской станции считается 32 версты. Грядская станция скучнейшая из всех станций. Отсюда до попереченской станции считается 27,5 верст. Грядская станция получила свое название от грядского селения, лежащего далее по тракту в 9 верстах, а селение получило название от того, что в лево от дороги, считая по тракту в Читу, земля местами возвышается на подобие огородных гряд. Дорога на попереченскую станцию идет степью, на которой там и сям разбросаны чудские могилы, не причисляющиеся здесь к числу редкостей. По этой степи протекает несколько речек и ручейков, из них замечу: Нохоли Марактуй (Маракта) и Попереченскую. Река Уда от грядского селения сворачивает к югу, за гору и уже в попереченском селении не показывается, а протекает за горой в 6-ти верстах. Недалеко от грядского селения существует перевоз через р. Уду на батах, принадлежащий бурятам, которые охулки на руку не кладут и берут или, правильнее, дерут еврейские цены за переправу. Переехавши Уду, можно ехать на кульские воды. Но гораздо лучше ехать в селение Попереченское, от которого эти воды находятся в ближайшем расстоянии. Из грядского же селения можно ехать на железистые марактинские воды. Речка попереченская, по выходе из горной пади в попереченскую степь, течет сначала от севера к югу, а потом поворачивает к западу и течет в этом направлении, извиваясь беспрерывно, как змея. Речка эта, сама по себе не очень значительная, переезжается в брод; но в половодье является довольно опасной рекой и тогда переезжают ее по мосту. После всякого разлива, в этой речке, образуются зажорины, т.е. наносы песка и ила довольно топкого, в котором можно завязнуть по уши при переезде в брод. Течение этой речки считают около 35 верст.

Попереченское селение, расположенное на скате горы, не очень велико, но, растянутое в одну улицу, оно кажется значительным. В нем, несмотря на значительное количество жителей (около 200 душ обоего пола), красуются четыре питейных дома, содержимых евреями. Известно, что за Байкалом чуть ли не все питейные дома содержатся сынами израиля, а если где и имеется патент на русского мужичка, то я крепко сомневаюсь, чтобы он был действительным хозяином. Непременно за ним в тени скрывается сын израиля, в образе работника или чумака, который и есть истинный хозяин хлебной отравы. Тот же еврей, кроме винной операции, зачастую ведет торговлю разными мелочами, необходимыми в крестьянском быту, и служит коммисионером крупному еврею, которому выменивает у бурят и крестьян: рогатый скот, хлеб, белку и проч.; иногда провертывается что-нибудь незаконное, но как евреи действуют сообща, друг другу помогают, то легко хоронятся концы.

По приезде в попереченское селение, я, к большому моему удовольствию, узнал, что кульские воды отстоят от селения в 12 верстах, среди леса, в болоте; что там нет никакого жилья, кроме грязной юрты, крытой древесным корьем в которой, во время дождя, страшная сырость и духота; что дымом выест все глаза, особенно во время ветра; что съестными припасами нужно запастись, иначе можно остаться на пище Антония. Такие уважительные причины заставили меня нанять квартиру в деревне, с тем, чтобы заусловить кого-нибудь привозить воду. С первого раза казалось бы, что в деревне всегда можно найти небольшую квартиру за сходную цену; что съестные припасы под рукой, потому что в деревне можно купить хлеб, кур, молоко, масло, а в окрестностях, где в степи разбросано множество бурятских улусов, всегда найдутся бараны. Но на деле вышло иначе. Один не может принять на квартиру потому, что у него останавливается барин т.е. заседатель; другой принимает к себе только приискателей, т.е. прикащиков и рабочих, служащих на золотых промыслах. Заметьте, что рабочие выходят с приисков в сентябре, а я искал квартиру в мае. Третий, кобенясь и почесываясь, объявил, что он держит только купцов, и если вот, примерно, на счет свозки товаров в Читу или в Удинск, то он с моим почтением, а то квартирантов держать не выгодно, да и заботы много. Все мои поиски квартиры были в таком же роде. Нашелся один крестьянин, который объявил, что есть у него свободная холодная горенка и он пожалуй примет на квартиру, но только на лето, а осенью у него квартируют приискатели, которых держат выгодно, потому за деньги не стоят. Уверив крестьянина, что я более месяца не могу прожить в деревне, я полюбопытствовал осмотреть комнату. Оказалось, что это какая-то стайка, кой-как вымазанная глиной, местами уже обвалившейся, и в этой стайке жили телята. Взглянув на крестьянина, тот и глазом не моргнул, а красноречиво начал расхваливать удобства квартиры и в конце концов объявил, что он согласен взять с меня за месяц двенадцать целковых, но чтобы свет (т.е. свечи), содержание, вода, дрова и посуда были мои.

– От чего же так дорого? — спросил я.

— Да потому что здесь тракт, всегда бывают проезжие.

По дальнейшим справкам оказалось, что здешние жители, с устройством в 25 верстах от селения резиденции золотых приисков, обратили всю свою деятельность на прием и угощение приисковых людей, чем и обеспечивают себя чуть не на весь год; а потому, предаваясь приятной лени, они не очень то заботятся о будущем, зная, что сентябрь месяц (время выхода рабочих с приисков) доставит им обильную жатву. Тогда разливное море. Пей вина сколько хочешь. Приисковые платят наличными без разговора, за все, за что только поворотится язык запросить, и притом такую цену, какую им ни назначат. Кое как найдена довольно сносная квартира, за 8 р. в месяц. Покончив с квартирой, я встретил новое затруднение. Крестьяне не продают баран, потому что не встречают пока надобности в деньгах, а здешние бурята без толмача (переводчика) не говорят с русскими. Найдешь переводчика, поговоришь с бурятом, битых часа два (они страшно любопытны и многоречивы), даже сторгуешь барана, а баран не является. Бурята, как и крестьяне, до поры до времени, пока не пришла рабочая пора, т.е. сенокошение, не очень нуждаются в деньгах. Мясо, молоко и араки (молочное вино) у бурята всегда в избытке. Он сыт и пьян. Иногда выменяет в деревне на масло или араки, небольшую ковригу хлеба и живет припеваючи. За неимением мяса, я должен был довольствоваться курятиной, да и ту приобретал с большим трудом.

При найме квартиры было условлено, чтобы воду, как кислую так и железистую, доставляли по мере надобности, хозяева, за что я обязан был платить им, за каждую поездку ,1 р 50 к. А за один раз, я мог получить только 30 бутылок. Лом бутылок я должен был принимать на свой счет. Прошла одна неделя, как явилось, в виде сюрприза, новое препятствие. Пошли дожди, река Уда разлилась и доставка воды прекратилась. Уда здесь не глубока и переезжается в брод. Но лишь только сделалась прибыль воды, то сообщение прекращается, не потому, чтобы Уда была очень глубока, а потому что здешние жители, живя в 6-ти верстах от реки, решительно боятся воды. На случай большой воды, была когда-то общественная лодка, но пропала бесследно. И вот, когда поселившиеся на водах и устроившие себе там временное жилье, свободно, на своих лошадях, переезжали в брод реку, я оставался без кислой воды, потому что крестьяне боялись переезжать реку. А глубина ее было не больше 1,5 аршин и то на расстоянии одной сажени. Так и мучился целый месяц, доставши в это время с большими хлопотами раза два минеральную воду. Наконец, крестьяне купили общественную лодку, какое-то старье, кое-как сколоченное, за 15 рублей, и на котором едва помещалось 6 человек. Но за то сколько шуму, спору и говору было на общественных сходках, по случаю заведения такой драгоценной посудины. Этим именем крестьяне величали свою покупку.

Вот какие сюрпризы ожидают тех, которые желают лечиться оршаном. К этому прибавьте, что в рабочий день крестьянин ни за какие блага не поедет на воды, а нужно выбирать воскресный или праздничный день.

Опубликовано 6 сентября 1869 года

От верхнеудинска до хоринской степной думы. (Из путевых заметок). Часть 1.

От верхнеудинска до хоринской степной думы. (Из путевых заметок). Часть 2.

От верхнеудинска до хоринской степной думы. (Из путевых заметок). Часть 3.

От верхнеудинска до хоринской степной думы. (Из путевых заметок). Часть 4.

От верхнеудинска до хоринской степной думы. (Из путевых заметок). Часть 5.

От верхнеудинска до хоринской степной думы. (Из путевых заметок). Часть 7.

От верхнеудинска до хоринской степной думы. (Из путевых заметок). Часть 8.

От верхнеудинска до хоринской степной думы. (Из путевых заметок). Часть 9.

805

Видео

Нет Видео для отображения
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
.