От верхнеудинска до хоринской степной думы. (Из путевых заметок). Часть 2.
Костюм монголки выдуман скорее для наказания, чем для щегольства: чем богаче монголка, тем костюм ее тяжелее, т.е. тем более на нем маржан в серебряной оправе (красных корольков из коралла), серебряных привесков замысловатой формы, и даже серебряных монет. Костюм девицы отличается тем, что она не носит уджи (безрукавой курмы) и головного убора, которые составляют принадлежность костюма замужних женщин. Головной убор, в роде обруча с маржанами, а у бедных с китайскими корольками, приготовленными из какой-то мягковатой массы, под цвет коралла, в посеребряной или даже железной оправе, очень редко снимается с головы. Можете судить о чистоте головы монгольской красавицы. К этому прибавьте множество мелкозаплетенных кос на висках и тут же висящие нитки маржана. Косы расплетаются и чешутся в два, три месяца раз. Ну, как тут не быть всякому добру! Первая степная красавица покажется противною, кто знает тайны ее туалета. Мне случалось встречать девушек, которые носили одну только серьгу. Это объясняли тем, что девушка, вне брака, потерявшая девство, должна непременно снять одну серьгу. Это, сколько я мог заметить, не считается предосудительным. К чести бурят надобно заметить, что между ними не слышно о насилии, а если и случится какой грех, то обоюдному согласию. Бурятские серьги – огромные кольца с прикрепленными к ним маржанами. Общая принадлежность костюма как женщины, так и девицы красная лента через плечо, вершка в 2 или 2,5 шириной, связанная у пояса бантом и с опущенными концами. Она надевается через левое плечо. У некоторых бурят и буряток на верхушке шапки (малахая), с загнутыми к верху краями, можно встретить красный коралловый, малахитовый, лапись – лазуриковый, иногда белый молочного цвета, или желтый непрозрачный стеклянный шарик, с разными вокруг его белыми металлическими, а у богатых серебряными украшениями и шелковой или бумажной кистью (дзола), преимущественно красного цвета, редко синего. Позади головы, края малахая имеют разрез, к концам которого прикреплены две длинные, красные ленты, но это уже щегольство. Ношение шарика собственно присвоено людям, занимающим какую либо общественную деятельность или людям чиновным. Правом этим пользуются те, которые занимали какую-нибудь должность и затем из жены, сыновья, дочери и так далее. От этого шарики на шапках встретить можно ежеминутно (это заимствовано от китайцев, где шарики означают известную степень или чин). К щегольству же должно отнести ручные кольца, всегда серебряные и притом массивные. У иного на обеих руках, можно насчитать с полдесятка широких, часто с вырезанными печатями, колец. Многие носят серебряные или желтомедные кольца на кистях рук. Это считается предохранительным средством против развития руки, но скорее это щегольство, как наши браслеты. Как мужчины, так и женщины носят штаны кожаные, зимою с шерстью внутрь, а летом без шерсти. Кроме того, оба пола носят коротенькие штаны не более четверти длиной, которые надеваются на голое тело – умуда. Ныне большая часть бурят, оба пола, приняли, для нижнего белья, мужской крестьянский костюм, т.е. рубаху и подштанники и такого же и такого же покроя; у женщин всегда из синей дабы; а сверху этих отрибутов надевается национальный костюм; иногда мужчины, поверх летней или зимней одежды, надевают курму с рукавами; моду эту они заимствовали от китайцев; иные надевают суконные шинели (синие или черные), с коротеньким крагавом и с разрезом позади для удобства при верховой езде; покрой дыгила и шубы лам и простых бурят отличается тем, что у первых они походят на обыкновенный халат с открытым воротом; точно такой же покрой одежды у заграничных монголов, живущих по русской границе; у прочих же бурят на груди нашиты узкие полосы черного, красного или синего сукна или плиса, в несколько рядов, вдоль и поперек, соединенных между собой под прямым углом; нашивка эта, по форме, напоминает чертеж какого-нибудь карниза. Крещенные бурята стараются по возможности подражать в костюме русским, за что их и величают – харамангут, что равносильно черному лешему, так как словом мангут (лесной черт) они втихомолку величают русских.
Мужчины голову бреют, но не часто, оставляя на верхушке хохол, который заплетают косой. Ламы же бреют все волоса. В конец косы, для красоты, вплетают шелковую или бумажную кисть. Но встречаются и либералы, которые по временам отрезают косу, но это скорее, как я думаю, вынуждается необходимостью, когда уже через чур наплодится паразитов. Впрочем, ношение косы не составляет религиозного догмата, обычай. Из кударинских бурят очень редкие носят косу, а голову вовсе не бреют; брить голову скорее можно отнести к видам чистоплотности.
Забайкальские бурята, за исключением большинства кударинских, имеют узкие косолежащие глаза, плоский нос, широкое лицо и редкую бороду и усы. Усы и борода у них от природы реденькие, но они еще более делают их реденькими, выщипывая волоски нарочито для того сделанными щипчиками. Цвет лица белее, чем у иркутских и кударинских бурят; большей частью они румяны. Богатые и чиновничество отличаются от прочих смертным заплывшим от жира и араки лицом и вообще дородностью. Я говорю вообще об общем типе; конечно можно встретить и горбоносого бурята: в семье, как говорится, не без урода. По Илиму встречаются же тунгусы с голубыми глазами. Что ж удивительного, если у забайкальского бурята встретится пошиб на европейский тип.
Все бурята имеют косые ноги, именно колени держат врозь и несколько вперед. Это происходит сколько от того, что они с 4 и 5 летнего возраста (оба пола) приучаются к верховой езде, которую всегда предпочитают экипажу, столько же и от того, что малолетним в люльках, между ногами, укрепляют кол или столбик, подле которого делается на дне люльки отверстие с желобком для стока мочи. Этот-то столбик, кажется, главный виновник их кривости ног. Люлька эта вроде низменного деревянного ящика с кругловатым дном. Чтобы усыпить ребенка, берут люльку за край и покачивают ее, что очень удобно, по причине выпуклого дна. Детей не пеленают, как наше простонародье, а просто нагих обертывают овчинами и кладут в эту люльку. У люльки, против рта ребенка, укреплен обруч, на котором привязывается кусок бараньего курдюка. Дитя сосет этот жир, который и заменяет ему соску.
Бурята допускают многоженство, но благом этим пользуются только зажиточные. Вторая жена должна во всем повиноваться старшей, как матери, и этим самым не нарушается мир домашнего очага. Часто бурята высватывают невест своим сыновьям (по буддийскому закону кровное родство, препятствующее бракосочетанию, считается по мужской линии до 10 колена, а по женской до 7. Поэтому то однородцы никогда не вступают в брак, а берут жен из других родов.), когда те находятся еще в малолетстве, а это впоследствии ведет к ссорам и разводам. Женившийся обязан выплатить отцу невесты – калым (условленную плату), преимущественно скотом. Плата эта, смотря по званию и состоянию родителей невесты, бывает иногда очень велика и уплачивается несколько лет. В случае развода, калым возвращается, и это служит поводом к нескончаемым тяжбам. Случается и так, что воруют замужних жен, конечно с их согласия, — и вот новая тяжба. Кровавой мести нет и все может кончиться сделкой, если только обе стороны сойдутся в условиях.
Так как в Иркутских Губернских Ведомостях, за 1866 год были г. Норбоевым подробно описаны все обряды, бывающие при рождении и браке бурят, то я, со своей стороны, нахожу излишним их повторять, а желающим ознакомиться с ними рекомендую прочесть статью г. Нор-ва, который, как бурят, описал их верно, не упуская ни малейшей подробности. Здесь я только замечу, что забайкальские бурята, за исключением кударинских, считают свои годы возраста не со дня рождения, а со дня зачатия, что мне кажется справедливее, чем наше исчисление. Таким образом, годовой ребенок, по ихнему счету, будет уже двухлетний.
Опубликовано 14 сентября 1868 года.
От верхнеудинска до хоринской степной думы. (Из путевых заметок). Часть 1.
От верхнеудинска до хоринской степной думы. (Из путевых заметок). Часть 3.
От верхнеудинска до хоринской степной думы. (Из путевых заметок). Часть 4.
От верхнеудинска до хоринской степной думы. (Из путевых заметок). Часть 5.
От верхнеудинска до хоринской степной думы. (Из путевых заметок). Часть 6.
От верхнеудинска до хоринской степной думы. (Из путевых заметок). Часть 7.
От верхнеудинска до хоринской степной думы. (Из путевых заметок). Часть 8.
От верхнеудинска до хоринской степной думы. (Из путевых заметок). Часть 9.