Историческое описание Посольского Спасо-Преображенского монастыря. Часть 7.

На место умершего игумена Лаврентия переведен был из Кяхты вдовый протопоп Софроний Кондаков, а в монашестве Серапион. Он в том же году в котором назначен настоятелем в Посольский монастырь, пострижен был и в монашество. По принятии монастыря в свое управление он преимущественно занялся продолжением постройки каменной оградки около монастыря, начатой его предшественником и довел ее до задних выездных ворот, открытых на восточной стороне монастыря, успев выстроить почти целую половину, в продолжении своего настоятельства. Он же докончил и Никольскую церковь во внутреннем ее устройстве, сделав для нее иконостас, и снабдив ее потребной утварью церковной. Но накануне 10 дня Декабря 1812 года, в которой назначено было освятить сию церковь, от излишней топки загорелись стропилы, крыша сгорела, а потолок хотя был настлан деревянный остался невредим, так что случившийся на кровле пожар ни мало не помешал на следующий назначенный день освятить сию церковь. Крыша в тоже время была вновь сделана. Сверх того, игумен, будучи хорошо знаком с Кяхтинскими Гражданами нарочито умножил и поправил церковную ризницу. Вообще сей настоятель заботливо старался о поправлении Посольского монастыря не только в наружном его устройстве, но и в нравственном состоянии братии и служителей монастырских, и славился твердостью характера и основательным умом. Происхождение вел из бурятских племен. В 1817 году он был переведен настоятелем в Якутский Спасский монастырь и там скончался.

После Серапиона должность настоятеля в Посольском монастыре передана была, в 1817 году, Игумену Феодориту, который в том же году был пострижен в монашество и произведен в сей сан Преосвященным Михаилом, первым Архиепископом Иркутским, и который доселе служил во вдовстве Кафедральным Протоиреем при Иркутском Богоявленском Кафедральном Соборе. Игумен Феодорит много сделал доброго, в Посольском монастыре по части его устройства. Во-первых, он устроил в верхней Преображенской Соборной церкви новый иконостас весьма отличной работы, написал для него святые иконы, которые в живописном художестве могут почесться лучшим произведением (писал св. иконы для иконостаса мещанин Нефедьев, который оставил на память в монастыре портрет с себя из зеркала. Он и доселе висит в Настоятельской Кельи). Во-вторых, в той же церкви расписал стены и своды священными изображениями, братьями из библии Ветхого и Нового Завета. Подобным образом украсил он стены и потолки и в Никольской церкви, а сверх того в сей последней он оббил железом кровлю по тесу, которым она покрыта, но только средину ее, около купола, оставив, по сторонам окрылия, в прежнем виде деревянной. В-третьих, доклал каменную ограду, до самого того места, откуда она была начата игуменом Лаврентием. В-четвертых, предпринял еще с 1820 года соорудить, на сборную сумму от добровольного подаяния, каменную церковь над св. вратами во имя св. Евангелиста Иоанна Богослова вместо деревянной, стоявшей на том же месте и с тем же наименованием, но пришедшей в ветхость, он сломал ее заложил, им предложенную, каменную церковь. Во время своего настоятельства, которое было довольно продолжительно, он успел ее кончить. Но поелику верхние ярусы и купол срубленные из дерева были поставлены на каменных сводах нижнего этажа, и своей тяжестью подавив их произвели значительные трещины, то и велено было снять весь верх с церкви из опасения, дабы своды не обрушились, в св. вратах и двух по сторонам их кельях, устроенных в том же нижнем этаже. Верх был снят, но другой новый возведен не был, потому что монастырь сам того не мог сделать; оставался один нижний этаж, в котором теперь устроены настоятельские кельи. Слом всей церкви происходил уже после смерти Феодорита, и при жизни своей он пожалел бы о разрушении сей церкви, на построение которой он употребил столько трудов и издержек и притом все понапрасну. Да и всякому нельзя не пожалеть о сем столь великолепном здании (Рисунок сей церкви и доселе хранится в монастыре, а также и иконостас весь готовый и иконы для него написанные складены в своем месте; прочая же утварь размещена по церквам и монастыре существующим), потому что кроме украшения, какое делала сия церковь своим видом, быв поставлена в самом главном месте, с подъезда от моря к монастырю, она уже своей древностью во всех окрестных жителям произвела глубокое к себе уважение ради Возлюбленного ученика христова св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, покровительству которого была посвящена. К празднику сего великого Апостола христова и доселе собирается значительное число богомольцев и Посольском монастыре.

Впоследствии за понесенные труды по устройству монастыря игумен Феодорит произведен был в Архимандрита лично тем же Преосвященным Михаилом, которым был пострижен в монашество, только уже в сане Архиепископа. Кончина жизни постигла Архимандрита Феодорита в Иркутске, где он и погребен при Кафедральном Соборе, в котором служил некогда протоиреем в белом духовенстве (О последних игуменах, начиная с Лаврентия II и до Феодорита включительно, сведения получены мной от о. Василия Сукнева, служившего при сих игуменах приходским священником в Посольской епархии). Им оканчивается период игуменства в Посольском монастыре и начинается Архимандрия с возведения сего монастыря во 2-й класс.

Опубликовано 15 июля 1872 года.

Историческое описание Посольского Спасо-Преображенского монастыря. Часть 1.

Историческое описание Посольского Спасо-Преображенского монастыря. Часть 2.

Историческое описание Посольского Спасо-Преображенского монастыря. Часть 3.

Историческое описание Посольского Спасо-Преображенского монастыря. Часть 4.

Историческое описание Посольского Спасо-Преображенского монастыря. Часть 5.

Историческое описание Посольского Спасо-Преображенского монастыря. Часть 6.

Историческое описание Посольского Спасо-Преображенского монастыря. Часть 8.

Историческое описание Посольского Спасо-Преображенского монастыря. Часть 9.

4

Видео

Нет Видео для отображения
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
.