Историческое описание Посольского Спасо-Преображенского монастыря. Часть 3.

1727 –го года следующий от Российского Императорского двора в Китайское государство чрезвычайный посланник и полномочный министр, действительный статный советник, Иллирийский Граф Савва Владиславович, по прошению Посольского игумена Иова с братией, подтвердил, по полной своей мочи данным указом жалования и вечно достойный памяти Его Императорского Величества Государя императора Петра первого, рыбные места (подлинный указ за подписанием его посланника руки и печати имеется в монастыре) с тем сверх того пополнением, чтоб впредь оного монастыря обитателям братии, служителям и промышленникам иметь свободные рыбные промыслы на байкальском море, где они похотят. А именно: в прорве и в сору и по всем прочим местам, кроме устья реки Селенги, где никому ловить не велено, дабы селенгинских жителей тем не озлобить, а в прочих местах, пристойных реках и угодьях, не обходя ни единого места, промышлять, и дабы им никто не чинил никакого помешательства, грабежа, принуждения, ни озлобления под потерянием чести и истязанием военного суда. А в 1728 году он же тайный советник чрезвычайный министр и кавалер граф Иллирийский, по прошению пограничных обывателей и Кяхтинской новостроеной слободы торговых людей, дозволил вновь построить церковь в Новотроицкой крепости во имя Пресвятой Троицы и Святого Саввы Сербсткого, в которую для убора приложенв им Посольской походной канцелярии Китайской экспедиции походная церковь со всеми церковными утварями и уборами, каковые получены им из Государственной иностранных дел коллегии. Оную вышепомянутую новопостроенную церковь, он, господин посланник, по полной мочи данной Посольскому монастырю грамотой (подлинная имеется в монастыре) определил быть парохией, сиречь, под ведением и протекцией байкальского Посольского Преображенского монастыря. Содержать эту церковь и посылать пресвитера для отправления службы Божьей, остережения церкви и сбору приходов, повелел он их Посольского монастыря, подтвердит таким образом, что вышепомянутая святая церковь со всем убором, прикладом, утварью и строением останется ныне и впредь под ведением и протекцией вышеписанного Посольского монастыря, чтоб не умирала слава Его Императорского Величества и в пользу и в пользу всенародную душевную. И по этому определению и расписанию господина посланника в вновь построенную в Кяхте Троицкую церковь, на содержание оной, равно и священника с причтом, доставлялось из Посольского монастыря каждый год церковных и прочих треб, а именно: воска по двадцати фунтов, вина церковного по полуведра, светилен по три фунта, муки пшеничной на просфоры по пять пудов, священнику по шубе и рясе суконной, дьячку и старосте по шубе ж и зипуну; а каждому на рубахи холста по двадцать четыре аршина, по две чарки и по две пары чулков суконных, по рукавицам лосиным с варигами; хлебного жалования в год ржаного запаса пуд, круп ячменных по три пуда с половиной, рыбы-омулей по две бочки, юколы сиговой по три пуда, мяса говяжьего и свиного по пятнадцать пудов, масла коровьего по четыре пуда, жиру говяжьего и омулевого по пуду. И оные церковные требы и харчи доставляемы были в Кяхту монастырем почтой до 1736 года, а для священнослужения посылались поочередно по одному из иеромонахов, и двое из вкладчиков для дьячества и в старосты.

После игумена Макария с 1716 года был по нем второй игумен Иов: который же Преосвященным Архиереем, и где произведен, о том по делам не значится. В 1729-м году за старостью он уволен от настоятельской должности.

На место его в том же году произведен во игумена того ж Посольского монастыря иеромонах Паисий Давыдов, который тогда же и определен в Иркутский Архиерейский дом наместником, и членом в Приказ Архиерейский. В небытность его монастырскими делами управлял иеромонах Манассия Ощепков. Означенный же игумен Паисий, потом переведен в Якутский Спасский монастырь настоятелем и там 1741-го года скончался.

1734 года Сентября 10 ч., в Санкт-Петербурге Преосвященным Гавриилом, Епископом Суздальским и Юрьевским, произведен в архимандриты Тобольского Архиерейского дома иеромонах Илариен Трусов, живший перед тем в Китае, которому велено ехать в Пекин на место архимандрита Автония Платковского; местным же архимандритом быть ему в Посольском Преображенском монастыре; священнодействие отправлять ему в архимандричей шапке с палицей, посох иметь настоятельский и мантию обыкновенную монашескую; быть под ведением Иркутского Архиерея, яко местного своего архипастыря и к нему относится. Прибыл оный Архимандрит в Посольский Монастрырь в 1736 году, в Пекин же отбыл в 1737 году и в 1741 году там скончался. Перед отъездом же в Пекин, присланным из Иркутского Архиерейского Приказа к нему указом, велено избрать в монашествующих в Посольском монастыре братий и в наместника по себе, которому оный монастырь и братию сдать в управление. Почему призван им и братией способным к тому того ж Посольского монастыря иеромонах Варлаам Захаров, уроженец города Соневы Чесодска; из духовных в монашество пострижен в Иркутском Вознесенском монастыре, которому по сдаче от архимандрита монастыря для управления монастырскими делами дана инструкция, по которой и прочие до них уже бывшие наместники управляли; в 1738-м году помянутый наместник Варлаам скончался.

Не безприлично здесь упомянуть о том, как Посольский Преображенский монастырь имел местного настоятеля помянутого архимандрита Илариона, а после того и других отправляемых в Пекин архимандритов; почему с 1735 по 1764 год не определялись в оный монастырь на духовные штатные места игумены, а единственно наместники из иеромонахов.

На место Варлаама в том же году определен в монастырь наместником иеромонах Виктор, который в 1740-м году переведен был в Нерчинский Успенский монастырь наместником же; а на места его в том же 1740 году отправлен в Китай с следующим купеческим караваном. По нем определен в должность наместническую монах Иннокентий Пустозеров, который потом переведен в Киренский монастырь в должность наместника.

А в 1744 году определен наместников иеромонах Дорофей Шергин, уроженец города Устюга, из духовных в монашество пострижен в Иркутском Вознесенском монастыре. В 1754-м году, по некоторому делу, от наместничества отменен, и оставлен в том же Посольском монастыре в братстве при одном священнослужении; а в 1756-м году, по указу Иркутской Духовной Консистории определен для священослужения к Кяхтинской Троицкой церкви.

На место его в 1754-м году определен наместником в Посольский монастырь иеромонах Гервасий Леонтович, прибывший в том же году в Иркутск с Преосвященным Софронием Епископом Иркутским. Уроженец Малороссийских слободских полков города Межерича; из духовных в монашество пострижен в Харьковском училищном монастыре. В 1756-м году, по указу Иркутской Духовной Консистории, отчислены от Селенгинского заказа Кударинской, Твараговской, Тресковской, Темлюйской и Кабанской церкви священно-церковно-служители и поручены в смотрение и управление судом и расправой помянутому Леонтовичу, для того и дана ему от оной Консистории инструкция; а в 1758-м году, по случаю перевода Селенгинского духовного правления в Селенгинский Троицкий монастырь, управлене оного монастря поручено архимандриту Илие Ветритскому, то вышеозначенных церквей священно-церковно-служители исключены от управления наместника Леонтовича, а причислены опять по прежнему в Селенгинский заказ. В том же году наместник Леонтович указом Иркутской Духовной Консистории вызван в Иркутск, и, по некоторому секретному делу, отослан к следствию в Иркутскую канцелярию; а между тем к управлению монастырскими делами и в должность наместническую определен из Иркутского Вознесенского монастыря иеромонах Герман Шастин; по представлению от него потом 1760-го года из Иркутской Духовной Консистории, указом помянутому наместнику Леонтовичу (который в том же году по окончании следственного дела пока вступил в настоятельскую должность) велено построенную в 1739-м году в нижнем Селенгинском устье (большими водами) Никольскую часовню (так как то устье большими водами заметало песком и судовой ход перестал и оную часовню подмыло) перевесть по близости монастыря в Прорвинскую пристань, куда в осеннее время купецкие суда пристают и с оной часовни присылать в казну оброку по сорока копеек в год; в том же 1760-м году помянутый наместник Леонтович скончался и погребен в монастыре.

На место его в 1761-м году переведен из Нерчинского монастыря наместник иеромонах Антоний Максимович, который 1762-го года переведен из Посольского в Селенгинский Троицкий монастырь, где будучи произведен Архимандритом и 1764-го года скончался при переводе оного в Селенгинский Посольский монастырь. В том же 1762-м году определен из братства оного наместником иеромонах Макарий Макарьев, который потом в 1763-м году произведен игуменом; уроженец Нижегородской епархии; из духовных в монашество пострижен в Нижегородском Печерском монастыре. При нем, по состоявшемуся 1764 года о духовных имениях указу и штату, последовала монастырскому имуществу опись и сбор вотчинных крестьян и земель в ведомство казенное, в которое тогда и поступили от монастыря крестьяне по последней ревизии, положенные в подушный оклад, жительствующие при монастыре в пяти оного заимках большереченской, источной, дворецкой, крупышевской – сто двадцать семь, в Иркутском уезде – в Куядской, — сто шесть; а всех двести тридцать три души. Четыре колесчатые мукомольные мельницы, одна на большой, две (намельные мельницы) на Кабанье, а четвертая на Куяде речках. А по штатному расписанию монастырь Посольский положен в третий класс, при котором в силу Высочайшего о духовных имениях учреждения 12 пункта, для рыбной ловли, по неимению в натуре пруда или озера оставлены Коргинский сор в малой оного губе котцовая рыбная ловля, и, впадение в оный сор, две малые речки под названием Талбазиха и Абрамиха, да для пастьбы лошадей и выгона скота близ монастыря земли шесть десятин.

В 1769 году Октября 22-го, сгорели имевшиеся в монастыре деревянные церкви, первая первоначальная Знаменская, вторая Преображенская и настоятельская большая о трех этажах келья. По сгорении же оных церквей при оном же игумене Макарии для отправления божественной службы 1770 года устроена из больничной кельи церковь, которая тем игуменом (в монастыре) во имя Святителя Николая Чудотворца и освящена 1771 года; заложена тем же игуменом в монастыре каменная двухпрестольная соборная церковь начальная в верхнем этаже во имя Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, а внизу Знамения Пресвятой Богородицы, которая с того времени и начата строением 1773 года. Игумен Макарий будучи в глубокой старости скончался и погребен в монастыре.

На место его в том же 1773 году определен игумен Иоль, уроженец Малороссийского города Киева; из купцов в монашество пострижен в Харьковском училищном монастыре. С 1746-го по 1754 год был учителем разных классов латинского языка и немецкого. 1760-го года произведен в игумена, по указу Иркутской Духовной Консистории, для обращения в православную веру христианскую из идололяторов (идолослужителей) по Иркутской Епархии был слова Божьего проповедником; почему в пребывании им в монастыре он выезжал к живущим в Селенгинском ведомстве по степям и по другим местам в стойбища братских и монгол для неоднократной проповеди слова Божьего. В 1774 году в нижнем этаже церковь во имя Знамения Пресвятой Богородицы освящена; в 1775 года тот игумен скончался и погребен в монастыре.

На место его 1776 года определен игумен Андроник Седенин, уроженец Устюжской Епархии; из духовных в монашество пострижен той же Епархии в Архангельском монастыре. В 1763 г. Соезерской Троицкой пустыни был устроителем; по упразднении в 1764 году оной пустыни и за недостатком по Иркутской Епархии в штатное число монашествующих, по указу Святейшего Правительствующего Синода 1766 года отправлен в Иркутскую Епархию и по прибытии в оную определен при доме Архиерейском экономом и духовником, а потом и членом в Духовную Консисторию. В 1778 году освящена им в монастыре каменная в верхнем этаже Преображенская церковь; а в 1780 года при нем построена над вратами деревянная во имя Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова церковь. В 1782 г. игумен Андроник скончался и погребен в монастыре.

Опубликовано 1 апреля 1872 года.

Историческое описание Посольского Спасо-Преображенского монастыря. Часть 1.

Историческое описание Посольского Спасо-Преображенского монастыря. Часть 2.

Историческое описание Посольского Спасо-Преображенского монастыря. Часть 4.

Историческое описание Посольского Спасо-Преображенского монастыря. Часть 5.

Историческое описание Посольского Спасо-Преображенского монастыря. Часть 6.

Историческое описание Посольского Спасо-Преображенского монастыря. Часть 7.

Историческое описание Посольского Спасо-Преображенского монастыря. Часть 8.

Историческое описание Посольского Спасо-Преображенского монастыря. Часть 9.

5

Видео

Нет Видео для отображения
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
.