Историческое описание Посольского Спасо-Преображенского монастыря. Часть 5.

Посольский монастырь на основании духовных штатов сопричитается к разряду третьеклассных монастырей.

С учреждением духовных штатов в 1764 году Посольский монастырь занял 86 ступень между третьеклассными монастырями Российской Иерархии. Игуменом в сем новосостоянии монастыря оставлен Макарий II, тот самый, который до сего был в нем последним наместником. С начала его игуменства все было в монастыре спокойно, как, в конце 1769 года Октября 22 дня, случившийся при сильной буре пожар разрушил спокойствие настоятеля и братии, истребив в нем почти все здания до самого основания, которые выстроены были из дерева. Две деревянные церкви первоначальная Знаменская, вторая Преображенская и настоятельские кельи о трех этажах превращены были в пепел. Чтобы после сего несчастья возобновить как можно поспешнее богослужение в монастыре, игумен с наступлением 1770 года на первый раз устроил в большой кельи церковь, освятив ее во имя Святителя Николая Чудотворца. В том же году заложена им была и соборная каменная церковь о двух этажах с таким предложением, чтобы в одном храме поместить обе церкви, которые от пожара сгорели. Преображения Господня в верхнем этаже холодную, и в нижнем теплую во имя Знамения Пресвятой Богородицы. На сию постройку употреблены были им те самые материалы, какие были некогда заготовлены Григорием Афанасьевичем Осколковым, а прочие недостающие дополнены были вновь. Но игумен храмоздатель пришедши в глубокую старость, не мог дождаться совершенного окончания постройки сей главной в монастыре церкви. Впрочем в 1773 году нижний этаж уже был совсем готов к освящению, как смерть того же года похитила старца Макария из сей жизни временной в вечную, не дав ему утешения вкусить от плода трудов своих.

Между тем как стройка верхнего этажа для церкви Преображения Господня продолжалась, недавно поступивший, на место умершего игумена Макария II, настоятель в Посольский монастырь игумен Иоиль с благословения Епархиального Архиерея совершил освящение церкви в нижнем этаже во имя Знамения Пресвятой Богородицы, которое происходило в 1774 г. т.е. в следующем после того времени, как он был назначен игуменом в Посольский монастырь. Сей же игумен, кроме должности настоятельской, проходил еще другую по званию проповедника христианской веры между языческими племенами, обитающими в Иркутской Епархии; сия последняя должность возложена на него указом Ирк. Д. Консистории еще в 1760 году по истечении шести лет после прибытия его в Иркутск из Киева, откуда он был и родом. Вместе с возложением на него должности проповедника он в тоже время произведен был во игумена, но только носил этот сан лично, а монастыря ему тогда не дано было в управление, вероятно, по неимению праздных мест настоятельских. Какие плоды произвела его проповедь на сердцах диких обывателей в сей части Восточной Сибири, о том никаких нельзя было собрать сведений, из коих что-нибудь можно было бы извлечь для изображения его деятельности на сем поприще проповеднического служения. В Посольском монастыре он настоятельствовал не очень долго. Спустя два года после своего назначения игуменом в сей монастырь, т.е. 1775 году, он переселился из здешней жизни в вечную и погребен на кладбище монастырском.

После смерти Андроника I переведен был, в том же году, из экономов Иркутского Архиерейского дома в Посольский монастырь игумен, соименный ему, Андроник II Седякин, который отправлен был в Иркутск, по распоряжению Св. Синода, еще в 1766 году, из строителей упраздненной Троицкой Соезерской Пустыни в Устюжской Епархии, что ныне Вологодская.

Истязание Андроника II от ссыльных. На другой год после прибытия его в Посольский монастырь на должность настоятельскую случилось одно приключение, которое едва не стоило ему жизни. 17 Июня 1777 года, во время утреннего пения, ссыльные в числе семи человек, бежавшие с Нерчинских Заводов, ворвались в монастырскую ограду, сначала вошли к казначею в келью, ограбил у него все, что могли найти из денег и из вещей, в коих надеялись получить себе прибыль. Потом перешли к кельям настоятельским, отбили двери и вломились внутрь, напали на игумена, требуя от него денег. Но не довольствуясь найденными вздумали выведать от него истину способом насильственным: связав ему руки и ноги, злодеи начали жечь его огнем; однако ж и после сего нашли у него денег менее, нежели сколько надеялись. Прекратив над игуменом такую бесчеловечную пытку и взяв последние деньги, найденные ими в его кельях с некоторыми вещами, попавшимися им на глаза, они ринулись опять к казначею, отняли у него ключи от церкви и от ризницы, думая здесь сыскать довольное число денег, но и тут надежда их обманула: денег нисколько не нашли нив церкви, ни в ризнице, с досадой бросили к ногам казначея церковные ключи, а сами поспешили вон уйти из монастыря. После того как разбойники скрылись, в церкви и ризнице произведено было обозрение и оказалось все в целости. Бродяги ни чего не похитили ни из утвари церковной, ни из других вещей, в ризнице хранящихся, вероятно, опасаясь обременить себя в дороге лишней тяжестью. Казначей же с прочими из братии, взошел в кельи настоятельские, нашли игумена своего простертым на полу, изувеченным так, что едва дыхание переводил в груди. Однако через несколько часов он оправился, а с течением времени и совершенно выздоровел.

На следующий 1778 год, после сего истязания, Андроник увидел церковь Преображения Господня в верхнем этаже конченой. Не упуская времени, он немедленно освятил с приличным сему церковному обряду положением.

Опубликовано 20 мая 1872 года.

Историческое описание Посольского Спасо-Преображенского монастыря. Часть 1.

Историческое описание Посольского Спасо-Преображенского монастыря. Часть 2.

Историческое описание Посольского Спасо-Преображенского монастыря. Часть 3.

Историческое описание Посольского Спасо-Преображенского монастыря. Часть 4.

Историческое описание Посольского Спасо-Преображенского монастыря. Часть 6.

Историческое описание Посольского Спасо-Преображенского монастыря. Часть 7.

Историческое описание Посольского Спасо-Преображенского монастыря. Часть 8.

Историческое описание Посольского Спасо-Преображенского монастыря. Часть 9.

605

Видео

Нет Видео для отображения
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
.