Путешествие Преосвященного Вениамина по Якутскому тракту, р. Лене и ее притокам. 1874 г. Часть 8.
Записки и заметки, веденные во время путешествия Преосвященного Вениамина, Епископа Иркутского и Нерчинского, по Якутскому тракту, р. Лене и ее притокам (с 14 Мая по 15 Июня 1874). Часть 8.
При введении христианства в среду язычников естественно возникает, как это повторяется и до сих пор, вопрос о инородческих браках. Новокрещенные инородцы, вследствие соблазнов, нетвердости в вере и по общественным связям, — иногда вступают тайно и явно в связь с язычниками, — и это ведет к беззаконной жизни, воспрещаемой чистотой правил христианской нравственности. Преосвященный Михаил указ. От 8 Авг. 1773 г. давал знать по епархии следующее: «из производящихся в Духовной Консистории дел усмотря, что в некоторых местах из здешних инородцев крещенные выходят в замужество за некрещеных братских и живут с оными по прежнему своему идолопоклонническому обыкновению, что весьма христианскому и гражданскому узаконению противно, и для ого повелеть изволил, чтоб отныне впредь крещенные за некрещеных в замужество отнюдь ни под каким видом не выходили; в том за ними приходским священникам иметь крайнее наблюдательство, и до того их как возможно не допускать под спасением за несмотрение неупустительнаго штрафа» (указ на имя Илгинского свящ. Г. Грозина). По донесении о том Святейшему Суноду, — Сунодом дано знать от 17 Мая указом следующее: «велено, в дозволении крещенным из идолопоклонников лицам с некрещенными по самопроизвольному их желанию сожитие иметь, поступать по апостольскому к Коригоян. в гл. 7 изображенному завещанию, с тем чтобы из означенных новокрещенных и идолопоклонников никакой стороны к сожитию против воли их самих насильства и принуждения отнюдь чинено не было, (да когда и обе стороны добровольно согласятся иметь сожитие, то и в таком случае Его Преосвященству самому собой ничего не предпринимать, а иметь сношение о том напред с светскими командами)». (Указ свящ. Грозину). В некоторых отдаленных, напр. Якутских и Камчатских, ведомствах нередко показывались в церковных документах младенцы, умирающие без св. крещения, которых (младенцев) приходские священники в метриках своих хотя и показывали, однако ж с такой оговоркой, что таковое приключение происходит за отсутсвтием в дальнее разъезды за духовными требами. Согласно наставлению книги о должностях пресвитеров приходских гл. 3 на листе 107 и 68 прав. Номоканона, 21 пр. Анкинского соб., 6-го Вселенского Собора 91, Василия Велик. гл 2, пр. 86 велено было внушить, что это смертный грех, а по требнику Петра Могилы 73 пр. Карфаг. Соб. 6 Всел 85, дозволялось крестить и миром помазывать в случае крайней необходимости, и под кондицией («еще не крещен есть») с соблюдением формы крещения, — и погребения над таковыми при церквах чинить по церковному чиноположению (14 Ноября 1784).
По представлении Балаг. Д. Правл. оказалось, что находящиеся в Баланск. уезде новокрещенные в летние времена от домов своих отлучаются в иноверческие улусы и бывают у некрещеных иноверцев в наймам в работах и постов святых не почитают и потребляют общую с теми иноверцами пищу, а иные из них новокрещенных бывают и на шаманствах и, будучи на оных, также дерзают употреблять мяса и пьют вино, сделанное иноверцами из кобыльего и коровьего молока, а некоторые из них совсем и домов у себя не имеют, но жительствуют еще в юртах обще с иноверцами, которое все тех новокрещенных дерзновение не тольправославной христ. вере и законам весьма противно, но и предосудительно. Для исправления таковых беспорядков приписывалось указом 23 Генваря 1785 г. составить по каждому приходу именные о новокрещ. обоего пола ведомости, с показанием, кто, скольких лет и сколь далеко оные новокрещенные или вместе с оными (язычниками) жительствуют; и тех новокрещенных без всякой проронки с прочими христианскими прихожанами ввести в исповедные росписи; а при всем том тем новокрещенным приказать, чтобы они в праздничные и воскресные дни не отменно приходили во св. церковь и слушали Божеств. Славословие и во святые посты исповедывались и приобщались Св. Таин и обучать их молитвам, в чем священникам за теми новокрещенными иметь наипрележнейшее наблюдение.
По производившемуся в Иркутской Д. Консистории делу, открылось при Преосвящ. Вениамине 1- м, что некоторый из светских командиров земский Капитан Исправник требовал от дух. Правления, дабы священники приходящих ко святому крещению иноверцев без письменного от родовых их шеленг и старшин увольнения, над ними онаго не совершали. А потому из сего начали происходить такие обстоятельства, что инородцы к восприятию крещения хотя и усердное имели желание, но объявленные родовые их шуленги на сие позволения им не давали; то иноверцы, не видев во исполнении своего желания, намеревались лишать себя жизни. Чрез что самое не иное что, как только худые следствия происходить могли. Для того в предупреждение онаго со внесением на таковой случай приличных законов, посланных от оной Консистории в Иркут. Наместническое правление сообщением просимо было, дабы оно благоволило к находящимся в городах в нижние земские суды и капитанам-исправникам от себя учинить предписание, чтобы они всем состоящим в ведении их иноверческим шуленгам подтвердили, дабы они желающих иноверцев принятия Прав. Греко-Росс. Христ. веры и св. крещения, от онаго ни под каким видом их не отвращали, а капитан-исправники при сих случаях ревнители были бы благоугодному сему намерению. Наместническое правление дало знать епарх. Начальству, что по сему предмету им сделано должное распоряжение; предписано нижним земским судам, областным комендантам и городничим чтобы оные суды и городничие во всем по силе прописанных в сообщении от оной Консистории законов чинили выполнение. (21 Июня 1792 г. За подписью Прот. Ливерия Мордовского (Архив Криволукской церкви)).
Таким образом, и прошлое столетие не прошло бесследно в истории нашей Миссии. Меры к христианскому просвещению края принимаемы были и тогда и приносили плоды. Те же были затруднения в борьбе с язычеством и обычаями заблуждающихся племен. Запутанности более усиливались от несоответственных распоряжений. Тем дороже для Миссий добытые путем опыта результаты. В этом отношении распоряжение Сперанского занимает особенное видное место, достойное высокопреосвященного ума его. В наше время прилагается уже к делу сознанная правительством и миссией необходимость оседлости при церквах крещенных инородцев. Для предупреждения же возможных запутанностей, для блага своих инородцев, остается вывести из обычаев калымы, порождающие обыкновенно бесконечные тяжбы и непримиримую вражду
Архимандрит Мелетий.
15 Июля 1874 года.
Опубликовано 12 октября 1874 года.
Путешествие Преосвященного Вениамина по Якутскому тракту, р. Лене и ее притокам. 1874 г. Часть1.
Путешествие Преосвященного Вениамина по Якутскому тракту, р. Лене и ее притокам. 1874 г. Часть 2.
Путешествие Преосвященного Вениамина по Якутскому тракту, р. Лене и ее притокам. 1874 г. Часть 3.
Путешествие Преосвященного Вениамина по Якутскому тракту, р. Лене и ее притокам. 1874 г. Часть 4.
Путешествие Преосвященного Вениамина по Якутскому тракту, р. Лене и ее притокам. 1874 г. Часть 5.
Путешествие Преосвященного Вениамина по Якутскому тракту, р. Лене и ее притокам. 1874 г. Часть 6.
Путешествие Преосвященного Вениамина по Якутскому тракту, р. Лене и ее притокам. 1874 г. Часть 7.