Путешествие Преосвященного Вениамина по Якутскому тракту, р. Лене и ее притокам. 1874 г. Часть1.

Записки и заметки, веденные во время путешествия Преосвященного Вениамина, Епископа Иркутского и Нерчинского, по Якутскому тракту, р. Лене и ее притокам (с 14 Мая по 15 Июня 1874). Часть 1.

Церкви по Якутскому тракту до Верхоленска и Ольхонское ведомство, находящееся на северо-восточном берегу Байкала, были посещены Преосвященнейшим Вениамином еще в 1865 году, когда управляя Забайкальской паствой, при Архиепископе Пароение, он заботился об устройстве Миссии по ту и другую сторону Байкала. Предприняв новое путешествие сюда, в 1874 году, Преосвященнейший Вениамин явился здесь, как уже знаемый и близкий народу, и голос Архипастыря был внятен, как голос доброго пастыря, по нем же овцы идут, яко едят глас его (Иоан. 9,4).

Некоторые из церквей Приленского края свидетельствуют о давно уже появившейся здесь заре Христианства. В первой четверти прошлого столетия, и даже в самом начале оного, когда в помощь Тобольским Митрополитам, управляющим от Тобольска до Камчатки и Амура, дан бы Викарий, Преосвященный Варлаам Коссовский (1706-1709), и когда учреждена была самостоятельная Иркутская Епархия под управлением святителя Христова Иннокентия, — существовали уже церкви по Лене, Ангаре и Илиму. В актах современных Святителю, упоминаются кроме церквей города Иркутска следующие: Идинская Троицкая (Каменка), Балаганская Спасская, на Ангаре, Бельская Сретенская, на р. Белой, приток Ангары, Оецкая Афанасия и Кирилла, Бадайская Николаевская, Олонская Благовещенская, Усольская и Уриковская обе Нерукотворного Образа, Китойская Христорождественская, Вверх-Иркутская Введенская, на притоках Ангары, Верхоленская Воскресенская, Бирюльская Покровская, Манзурская Введенская и Ангинская Ильинская на Лене и ее притоках. Но, в это росписание не входили церкви Илимского заказа.

Церкви, насажденные в этом крае назад тому полтора и даже два столетия, благодарение Богу, уже возросли и приносят свойственные им плоды для Царствия Божия. Смена поколений и умножение народонаселения уже много изменили внешний вид обществ в новом крае, который до сих пор еще не достиг настоящих пределов своего развития и благоустройства. Предания и акты исторические свидетельствуют, что существующие ныне храмы заменяют обветшалые древние, иногда погоревшие от разных случаев и в свою очередь бывшие обновленными после церквей первоначальных. Среди такой смены времен и поколений, только дух христианства и любви Евангельской, присущей миру христианскому течет струями живой воды, свидетельствуя о вечной истине, истинном пути и жизни в Боге.

Выехав из Иркутска в два часа по полудни 14 Мая. Преосвященный Вениамин прибыл ко всенощному бдению в с. Куда, где во дни своей святой жизни бывал и возносил молитвы пред Престолом Божиим Святитель Иннокентий, Чудотворец Иркутский, как изображается в жизни его. Церковь каменная сооружена на место двух древних, во имя Св. Троицы, как было во дни Святителя, с двумя приделами, в честь Пророка Илии и святителя Николая. Построена в 1833 году усердием Якутского купца Ив. Я. Шилова. В приходе состоит прихожан 1673 м. 1727 ж.

Всенощною Владыка совершал с Литиею и Величанием, при участии Архимандрита Мелетия и местного Протоирея Петра Родионова, — а к Литургии прибыли из г. Иркутска и участвовали в служении Ректор Семинарии Архиман. Модест и Преподаватель Семинарии свящ. Иоанн Родионов, сын местного Протоирея, замечательного по своей 45-летней службе в должности Благочинного и по беспрерывному служению в сане священника и Протоирея в своем родном селе, с 1826 в течении 48 лет. Столь почтенная и долговременная служба, свидетельствующая о практической опытности о. Протоирея, поучительна для детей и потомства (за ревностное и долговременное служение церкви о. Протоирей Родион в настоящем году Всемилостивейше сопричислен в ордену Св. Анны 2-й степени). О. Протоирей в лета молодости своей проходил и миссионерское служение у соседних духоборцев и беспоповцев.

15 Мая за Литургей Архипастырь говорил слово на тексте: иже не носит креста своего и в след мене грядет, не может мой бытии ученик (Лук. 14, 27) – о терпении в скорбях, о труде и стяжении духа молитвы. После Литургии Архипастырь посетил богадельню при церкви, устроенную для престарелых и больных тем же купцом Шиловым, на 4 человека из мещан и 4 из крестьян. На обеспечение богадельни положен Шиловым капитал 3428 р. 57 к. Заметив в Куде недостаток в училище, Архипастырь при испытании в познаниях псаломщика Николая Каблукова, дал совет завести церковно-приходскую школу и заниматься обучением детей поселян за что обещал поощрение по службе.

Отсюда Архипастырь отправился для обозрения прочих церквей Кудинского Благочиния, в коем кроме Куды состоят церкви: Котинская Иннокентьевская, посещенная Преосвященством на пути из села Кудинского, Оекская Успенская, Никольская Николаевская (приписная), Куядская Петропавловская, Харатская Архангельская (В традициях Кудинского Благочиния состоит Миссионерская церковь среди бурятских кочевьев Кудинской Степной Думы и Капсальской Инородной Управы – Усть-Ордынская Троицкая, при Кудинской степной думе, подлежащая ведению Начальника Иркутской Миссии. Есть церкви Кудинского Благочиния по Ангарскому тракту, как-то: Уриковская Спасская, Усть-Кудинская Казанская, Лыловская Владимирская и Быковская Петропавловская. По Ангарскому тракту Преосвященным Вениамином совершено было ранее Архипастырское и Миссионерское путешествие с 2 по 19 Октября 1873 г.). Во всех более людных селах Архипастырь преднамеревался совершать Божественную службу. Почему и остановился в Оеке; где некогда бывали владения Посольского монастыря (вотчина – село Монастырское). Прихожан 3151 м. 2813 ж., разделенных на два притча, с приписной церковью в с. Никольском.

Церковь в Оеке, каменная, во имя Успения Пресвятой Богородицы, начатая тщанием прихожан и в 1829 году завершенная Иркутским купцом Павлом Мак. Герасимовым. По случаю исправлений, производившихся в Успенском храме и в зимнем пределе св. Афанасия и Кирилла, Владыка изволил совершать Богослужение на Екатерининском пределе. За всенощной выходил на Литию и Величание, в 16-го Мая совершал Божественную Литургию, при участии Архим. Мелетия, Благочинного Протоирея Петра Родионова, местного Протоирея Константина Стукова и второго священника Владимира Ларева. Проповедь Владыка говорил на текст: в терпении вашем стяжите души ваша (Лук. 21,19). После Литургии Архипастырь посетил приходское училище, испытывал в законе Божием учеников и учениц, обучаемых священником и учительницей, и, после скромной трапезы в доме о. Протоирея Стукова, где был и ночлег, изволил отправиться через с. Куяду в Тугутуй, по правую сторону Якутского тракта.

По мере удаления от центра цивилизации, перенимаемой обыкновенно с городов, большей частью с худой стороны, народ видимо показывал более преданности к церкви, набожности и благоговения к сану Святительскому. На всем пути от Куяды и далее народ выходил на встречу Архипастыря впереди селений и среди оных, где есть часовни с хлебом и солью, становился на колени и благоговейно принимал Святительское благословение, в чем буряты предваряли иногда русских. В Куяде прихожан 1198 м. 1227 ж. По указу 1718 года Куядская деревня составляла вотчину Посольского монастыря (Арх. Ирк. Д. Конс.)

Стечение народа по случаю Архиерейской службы в Тугутуе было довольно значительное, по населению прихода 1131 м. 1182 ж. За всенощной Владыка выходил на Литию и Величание, а 17-го Мая совершал Божественную Литургию, при участии Архим. Мелетия, Кудинского Миссионера о. Филиппа Саввина, выехавшего сюда для служения из Усть-Ордынского стана, Куядского священника Николая Попова и местного о. Василия Копялова, который за Литургией был награжден от Преосвященнейшего Архипастыря набедренником. Доброе попечение о Тугутуйских прихожанах и занятие его с инородцами близ Тугутуя, заслужили особенное Архипастырское внимание. Проповедь Владыка говорил на дневное Евангелие (Иоан. 17,18 – 26); призывал всех к единству веры и любви Евангельской, выражаемой в подвигах поста и молитвы.

Харатская Архангельская церковь, стоящая между Иркутским и Верхоленским округом, также по правую сторону тракта (Якутского) построена в 1817 году из часовни, а в 1853 году исправлена и поновлена. Прихожан 892 м. 873 ж. Ясачные Кудинского частью Капсальского и Верхоленского ведомств живут оседло по всему приходу и целыми селениями, так что приход Харатский можно назвать ясачным, по преобладающему инородческому населению бурят и тунгусов. После Литии с многолетием, положенной при встрече Архипастырей, Преосвященнейший обратил к священнику с вопросом об усердии его прихожан к храму Божию, к исполнению долга исповеди и Св. Причастия и сообразно с ответами давал тут же нужные наставления народу, потом испытывал детей в знании молитв, при чем внушал родителям заботиться о христианском воспитании детей. Наконец в доме давал наставления самому священнику и ревизовал церковные документы. На пути из Харата встречали большие улусы Кудинских бурят, а при выезде на Якутский тракт миновали Ординское озеро с выпадающей из него р. Ордой, на устье которой построен Кудинский миссионерский стан, при Степной Думе. Здесь и граница владений Кудинских бурят. Станции Ользоновская и Баендаевская с селением Хогот (Харатского прихода), где другой миссионерский стан, принадлежит ведению Верхоленской Степной Думы. На пути в Хогот лежит водораздел Ангарской системы от Ленской.

По прибытии в Хогот на субботу пред Пятидесятницей (в 11 час. вечера), спутник Владыки Архимандр. Мелетий служил в Хоготовской Миссионерской церкви Утреню и заупокойную Литургию, а Сам Архипастырь – большую панихиду на могиле трудившегося здесь Архимандрита Епифания. За Литургией Владыка говорил собравшимся в храме крещенным и не крещенным инородцам поучение о христианской вере. После Литургии посетил инородческое училище, испытал учеников в знании молитв и заповедей и, по испытании всех одарил книгами.

18-го Мая прибыли в Манзурку и остановились на ночлег на заводе Ивана Флегонт. Голдобина, соревнователя здешней Миссии. В тот же день Иван Флегонтович, в память посещения его дома Архипастырем, предоставил при адресе в распоряжение Преосвященнейшего 300 р. сер. на нужды Иркутской Миссии с обращением делать такие же взносы в течении 3-х лет. Кроме того приезд Архипастыря в Манзурку, находящуюся между Ленской Инородной Управой, где существует Хорбатовский Миссионерский стан, и Верхоленской Степной Думой с Хоготовским станом, послужил к привлечению здешних инородцев к Православной вере. В числе изъявивших желание оставить языческое заблуждение и принять св. крещение был один шаман из Верхоленского ведомства.

С вечера на день Св. Пятидесятницы совершено было всенощное бдение, на котором Архипастырь выходил на Литию и Величание и читал акафист Пресвятой Троице. 19-го Мая пред Литургией Начальник Миссии Архимандрит Мелетий совершил крещение 7 инородцев воспринятых от купели Его Преосвященством, в числе их и шамана, нареченного Гавриилом. Во время Литургии новокрещенные стояли с правой стороны Архиерейского амвона с вожженными свечами. На малом входе местный священник Иоанн Надеждин, (уроженец Костромской), был награжден набедренником. Проповедь Владыка говорил о нравственном законе, написанном, на сердцах наших Благодатей Божией. Новокрещенные были приобщены Св. Тайн Христовых. В числе крестившихся был один больной старик, наждавшийся в приюте, который и дан ему в богадельне, устроенной Ив. Флегонт. в Манзурке, а мальчик – сын его взят им же для обучения; в деле благотворения приняла живое участие Елизавета Ивановна – его супруга, бывшая крестной матерью всех новокрещенных.

В этой местности находятся три Миссионерские церкви: Еланцинская Покровская среди Ольхонских бурят, Хоготовская Николаевская при Верхоленской Степной Думе и Хорбатовская Николаевская при Ленской Инородной Управе, подлежащая ближайшему ведению Начальника Миссии, — все же церкви до города Верхоленска принадлежат Качугскому благочинию. Таковы: 1) Манзурская Введенская, каменная, 3-х предельная, церковь с населением 2237 м. 2140 ж., разделенным на два причта; 2) Качугская Вознесенская с приделом внизу во имя Святителя Николая, — прихожан 1105 м, 1126 ж.; 3)Бирюльская Покровская – древняя и новая, устроенная Верхоленск. купцом Карпом Карп. Сапожниковым, с приделом Архангела Михаила. Прихожан разделенных между двумя причтами, 1821 м. 1805 ж. В 8 верстах от Бирюльки в с. Залоге построена прекрасная церковь во имя Святителя Иннокентия Верхоленским купцом Михаилом Агеевым Сапожниковым. Церковь эта, бывшая приписной к Бирюльской. В настоящем году передана ведению Миссии с назначением сюда особого миссионера; 4) Ангинская Ильинская; прихожан 1536 м. 1546 ж. В 200 верстах есть приписная к ней во имя Святителя Николая, на Караме, устроенная свящ. Алексеем Поповым для бродячих тунгусов, давно принявших св. крещение, и для живущих оседло ясачных на Караме и Малой-Анге 43 дворами 110 м. 125 ж.; 5) Воскресенская, в г. Верхоленск, с приделами Святит. Пресвят. Богородицы Казанской и Богоявленская (летняя) с приделом Св. Афанасия и Кирилла, двухштатная, с приходом 1388 м. 1376 ж.; 6) Белоусовская Иннокентьевская, с приходом 853 м. 820 ж.; 7) Косостепная Благовещенская, на пути в Ольхонское ведомство, построенная в 1804 г. Иркутским купцом Яковом Яковлевичем Протасовым, прихожан 472 м. 453 ж.

Миновав Хорбатовский Миссионерский стан и сделав распоряжение, чтобы миссионер священник Павел Берденников прибыл с приготовленными им к крещению инородцами в Залог, Преосвященный Вениамин поспешил 19-го ч. ко всенощной в Качуг; за всенощной выходил на Величание, а 20-го ч. совершил Божественную Литургию, в сослужении Архимандрита Мелетия, Бирюльского Протоирея Лавра Кокоулина, Благочинного священника Александра Снаского и Манзурского Священника Иоанна Надеждина. Слово говорено было Владыкой – о молитве Господней. После Литургии Владыка изволил посетить приходское училище и испытал учеников и учениц в знании свящ. истории и молитв; причем наставница училища представила образцы чистописания и рисования детей.

Ко всенощному бдению на 21-е Мая прибыли в с. Бирюльское. Была Лития и Величание, а после 1-й кафизмы Преосвященный в мантии и с посохом в руках сказал поучение на 4-ю заповедь Закона Божия, потому что при ревизии документов пред всенощной усмотрел холодность в прихожанах к посещению храма Божия и долгу исповеди и Св. Причастия. На ночлег прибыли в Залог к михаилу Аггеевичу Сапожникову.

Пред Литургией, по благословению Архипастыря, Арим. Мелетий совершил крещение 5 инородцев Ленского ведомства, воспринятых от купели Его Преосвященством. Литургию Преосвященнейший отправлял в сослужении Архим. Мелетия, Ангинского свящ. Алексея Попова, Благочинного свящ. Александра Спасского и Бирюльского свящ. Филарета Титова, награжденного за Литургией набедренником. Проповедь Владыка говорил на основании кондака Пятидесятницы: егда, снисшед, языки слия, разделяше языки вышних, егда же огненные языки раздаяше, в соединение вся призва, — говорил о распространении единой истиной веры на земле и о побуждениях и средствах к тому в настоящее время для всякого православного христианина. Новопросвященные, стоявшие с вожженными свечами, были живым свидетельством соединения народов в единство веры. Все они удостоились приобщения Св. Тела и Крови Христовых. После Литургии был отсужен молебен Равноапостольным Константину и Елене; потом Архипастырь посетил дома Сапожниковых и имел особенное утешение в живом сочувствии делу Миссии Мих. Аггев. Сапожникова, представившего Его Преосвященству 300 р. наличными деньгами на нужды Миссии и изъявившего усердие выдать 13 тысяч рублей на обеспечение одного из станов Иркутской Миссии, по усмотрению самого Архипастыря. Представляя в ведение Миссии прекрасную церковь Св. Иннокентия с домом для миссионера, в Залоге, Мих. Агг. обещал обеспечивать жалованием и миссионера с псаломщиком до принятия стана в ведение Православного Миссионерского Общества. Слава и благодарение Богу!

Отблагодарив хозяина за хлебосольство и приношения на пользу Миссии Архипастырь поспешил в с. Ангу – родину Высокопресвященнейшего Иннокентия, Митрополита Московского. После Литии с многолетием, положенной при встрече Архипастырей, Преосвященнейший Владыка, благословил народ при выходе из Троицкого храма, изволил осматривать Ильинский предел и ветхости каменной церкви, потрескавшейся вследствие землетрясения. На исправление церкви Высокопреосвященнейшим Митрополитом Иннокентием уже выслано две тысячи рублей. При этом левый предел теплой церкви предположено обновить в честь Святителя Иннокентия, Иркутского Чудотворца, Ангела Его Высокопреосвященства. Близ церкви до ныне сохраняется тот деревянный домик, занимаемый теперь крестьянином, где прожил свой век родитель Высокопреосвященнейшего Митрополита. В Анге, до сооружения в 1804 году каменной церкви приходской было две церкви монастырских, построенных Киренским монастырем на отводных дачах в своей монастырской вотчине. Здесь жили, так называемые, посельные монахи, управляющие монастырским хозяйством в звании казначеев и экономов. На том месте ныне стоят богадельня или приют для престарелых, а на месте бывших церквей – часовни. На одной монастырской усадьбе, где стояла церковь видны надгробные памятники; здесь же покоится родитель Высокопресвященнейшего Митрополита старец Евсевий и двое из иноков Киренской обители; один из них казначей – убиенный. В преданиях народа еще сохраняется воспоминание о существовавшем здесь монастыре, приписанном к Киренскому; он с отчислением земель и крестьян монастырских в ведение коллегии экономии (1764 г.).

Опубликовано 24 августа 1874 года.

Путешествие Преосвященного Вениамина по Якутскому тракту, р. Лене и ее притокам. 1874 г. Часть 2.

Путешествие Преосвященного Вениамина по Якутскому тракту, р. Лене и ее притокам. 1874 г. Часть 3.

Путешествие Преосвященного Вениамина по Якутскому тракту, р. Лене и ее притокам. 1874 г. Часть 4.

Путешествие Преосвященного Вениамина по Якутскому тракту, р. Лене и ее притокам. 1874 г. Часть 5.

Путешествие Преосвященного Вениамина по Якутскому тракту, р. Лене и ее притокам. 1874 г. Часть 6.

Путешествие Преосвященного Вениамина по Якутскому тракту, р. Лене и ее притокам. 1874 г. Часть 7.

Путешествие Преосвященного Вениамина по Якутскому тракту, р. Лене и ее притокам. 1874 г. Часть 8.

92

Видео

Нет Видео для отображения
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
.