Путешествие Преосвященного Вениамина по Якутскому тракту, р. Лене и ее притокам. 1874 г. Часть 4.
Записки и заметки, веденные во время путешествия Преосвященного Вениамина, Епископа Иркутского и Нерчинского, по Якутскому тракту, р. Лене и ее притокам (с 14 Мая по 15 Июня 1874). Часть 4.
Указ Ея Императорского Величества Самодержицы Всероссийской Елизаветы Петровны из Иркутского Архиерейского приказа Орленской слободы новопостроенной Спасской церкви священнику Михаилу Игнатьеву и приходским людям. По указу Ея Императорского Величества и по определению Преосвященного Иннокентия Епископа Иркутского и Нерчинского, а по доношению оной Спаской церкви церковного старосты Ивана Томшина велено означенную Спасскую церковь (буде она святыми иконами и прочим церковным благолепием убрана и ко освящению все приличное изготовлено, и прочими потребностями удовлетворена) освятить Илгинскому заказщику Богоявленской церкви священнику Луке Афанасьеву, обще с отправленным в Верхоленск для такого же освящения Иркутского Вознесенского монастыря иеродиаконом Макарием, до приписки из Москвы вновь освященных антиминсом из имеющихся дому Его Преосвященства у ризничего иеродиакона Алексея Притчина в сохранении освященных прежними Архиереи трех одним антиминсом малым освящением, который антиминс за подписанием на нем бывшего Федора Митрополита Тобольского и со означением года, месяца и числа и храма послан из Иркутского Архиерейского приказа ко одному заказщику Афанасьеву с помянутым старостой с Томшиным при указе Е.И. В. указ послан. Июня 22 дня 1744 года. Наместник иеромонах Ипполит Безсонов. Надзиратель Яким Филинов. (Арх. Орл. церк.).
После закуски в доме священника, Архипастырь поспешно возвратился на лодку. Отсюда следовал переезд по прибрежным станциям на 150 верст, вниз по Лене до Усть-Куты. Путь этот был везде одинаков. Четыре гребца-ямщики беспрерывно и проворно подвигают лодку по течению, от станции до станции; виды прибрежных гор и узких берегов быстро сменяются. Жители селений, завидев приближающиеся шитики и на одном из них флаг с красным крестом, являющий присутствие Владыки, — выходили на берег или, стоя при вратах, кланялись и творили на себе крестное знамение. На станциях Архипастырь обыкновенно сходил на берег и преподав благословение каждому из встречавших его, снова возвратился на лодку. Берега Лены по обе стороны окаймлены хребтами гор и усеяны лесом. В тайге много всяких крупных и пушных зверей: от сохатых и медведей до белки и соболя. И такое растительное богатство даровано в наследие столь отдаленному и отрезанному от других населенных местностей краю, исстари ведущему сношения только с Якутским краем. Богатство Ленской растительности, преимущественно строевого леса, могло бы обеспечить не сравнено большее население, чем три-четыре волости и один Киренский округ. Малонаселенность края (малонаселенность, мы разумеем, впрочем, относительную по обширности места. Приходы по течению Лены до тысячи и более душ; поселения от приходских церквей находятся иногда на 100 и более верст; — и пути сообщения по Лене и через впадающие через нее ключи и речки, опасные в весеннее и осеннее время, — в деле благоустроения проходов требуют еще много забот), болезненность прибрежных жителей, страдающих от зобов, обеднение вследствие частной золотопромышленности, из-за которой простолюдины оставляют дома и хлебопашества, составляющие здесь самый надежный способ к зажиточной и довольной жизни, все это заставляет больше сожалеть о бедном крае и желать ему лучшего в будущем во всех отношениях частной и общественной жизни. Дай Бог, чтобы труды и молитвы Архипастыря, всюду поучавшего народ добродетельной жизни, составляющей наше счастье и на земле, пало на добрую землю и принесло обильный плод.
29 Мая утром прибыли в Усть-Кут, при впадении р. Куты в Лену. Качугская пристань, Киренск и Усть-Кут служат складочными местами в этом крае, в сношениях с краем Якутским. Через Усть-Кут ежегодно провозят до тысячи пудов мамонтовой кости из Якутского края. Когда построена в Усть-Куте первая церковь, из дел церковного архива не видно. Из грамоты Преосвященного Вениамина 1-го 1796 г. видно только, что церковь была и до того времени, но сгорела. Настоящая церковь построена в 1869 году, после нового пожара построенной при Преосвящ. Вениамине церкви. В Усть-Куте Архипастырь был встречен священником в церкви при стечении народа, зашел в дом священника, ревизовал церковные документы и, назначив служение Литургии в обратный путь из Киренска, снова возвратился на лодку. К вечеру прибыли с. Подымахинское, куда приглашен был и Усть-Кутский священник.
В Подымахинской во имя Казанской Божией Матери церкви, освященной 10 Янв. 1866 г., Преосвященнейший слушал всенощное бдение и выходил на Величание Пеподобному Иссакию Долматскому. По окончании всенощной, Владыка, благословил народ, обращался к нему с вопросами по обязанностям приходским и по поводу некоторых заявлений на местного священника. По обревизовании церковных документов, Владыка ночь провел в лодке. 30-го Мая в 8 ч. началась Божественная Литургия, в которой сослужили Архипастырю Архим. Мелетий, свящ. Виктор Подгорбунский и Усть-Кутский священник Георгий Милетинский. Проповедь Владыка говорил на слова дневного евангелия: «вся Мне предана суть Отцом Моим: и никто не знает Сына, токмо Отец ни Отца кто знает, токмо Сын, и ему же аще волить Сын открытии» (Мф. 11, 27-30), и с объяснением догматического учения из дневного начала, убеждал слушателей к познанию воли Божией. После Литургии Архипастырь, по просьбе прихожан, отслужил молебен Казанской Божией Матери на полях, куда были подняты из церкви св. Иконы, — и, после кратковременного посещения дома священника и принятия прошений, изволил отправиться в дальний путь.
До г. Киренска оставалось еще 260 верст. Отправившись с Подымахинской станции в 15 м. 12-го ч. утра, плыли беспрерывно, и ночью миновали село Марковское, где Владыке желательно было служить, но за поздним приходом служение отложение на обратный путь. Со станции Марковской подул противный северный ветер, так что принуждены были по течению Лены идти бичевником, по 5 верст в час. Нужно было спешить ко всенощному бдению, а лодка то и дело садилась на мель. В это время с завистью мы смотрели на тунгусскую берестяную лодку, называемую веткой, сплоченную внутри и сшитой на обручах, просмоленную на спаях; она до того легка, что тунгус во всякое время свободно переправляется на ней через реки и речки, а по сухопутью переносит ее на себе.
К вечеру 31-го Мая (на субботу) прибыли в с. Криволуцкое (получившее название от изгибов р. Лены в виде кривого лука), где встретил Владыку заведовавший церковью и приходом, за не имением наличного священника, Подкаменский священник о. Прокопий Кокоулин. Из лодки Владыка отправился, по обыкновению, прямо в церковь, слушал всенощное бдение, и выходил на Величание, а ночлег, по причине утомления, принял в доме одного радушного крестьянина. В 8 часов началась Божественная Литургия, в сослужении Арх. Мелетия и свящ. Кокоулина. Проповедь Архипастырь говорил на слова Евангелия: «просите и дастся вам; ищите и обрящите; толцыте и отверзется вам; всяк бо просяй приемлет и ищай обретает и толкущему отверзется» (Мф. 7, 7-8), — объяснял слушателям, по духу Молитвы Господней, свойства истинной Христианской молитвы. Из Криволуцкого села Архипастырь приглашен был в ближайшее село отслужить молебен при часовне на пашнях о ниспослании дождя, и, отслужив молебен с водоосвящением, поспешно возвратился в свою лодку. В этом селении Владыке явился старик-тунгус, прикочевавший из тайги и просил напутствовать престарелую свою жену, что тотчас же и было исполнено, по поручению Архипастыря свящ. Кокоулиным.
К вечеру и в тумане, поднявшемся вследствие дождя, с лодки показался довольно замечательный вид города Киренска, возвышающегося своими церквами над Леной и Киренгой, на острове, на древнем Никольском погосте. Северный ветер не унимался и замедлял плавание. На берегу, унизанном баржами по случаю ярмарки и сплава товаров в Якутск, Архипастырь встречен был градским судьей с хлебом и солью, ласково приветствовал духовенство и местных властей и, по предании благословения, поспешил в Троицкий Киренский монастырь, где и слушал всенощное бдение, начавшееся в 10 часов вечера. Ночлег Владыка имел в Обители; тут же покоилась и вся свита Преосвященного.
Киренская Троицкая Обитель, основанная в 1663 году Препод. Гермогеном, местно чтимым, подобно Пепод. Герасиму, основателю Иркутского Вознесенского монастыря, сохраняет уже много святых воспоминаний о посещении его Святителями. В 1758 году Мая 9 дня посетил ее, на пути в Якутск, Пресвященнейший Сафроний, управлявший Иркутской Паствой с Якутским и Камчатским краем (с 1753-1771 г.), и памятный для обители не возобновлению его, вследствие наводнений и пожара. В 1799 году покоился в Обители Преосвященнейший Иосаф, Епископ Кадьякский, Викарий Иркутский, погибший со свитой в Ледовитом Океане, на пути в Америку. В 1816 году Обитель была посещена Михаилом II, Архиепископом Иркутским, портрет коего в обители свидетельствует о нем до сего дня. В 1841 году имел здесь пристанище Высокопреосвященнейший Иннокентий, Епископ Камчатский, Курильский и Алеутский, проездом в свою епархию. В Июле и Августе был здесь по обозрению епархии блаженной памяти Высокопреосвященнейший Нил, Архиепископ Иркусткий, Нерченский и Якутский. 1854 г. 11 Марта в 10 ч. утра снова прибыл сюда проездом из Якутска в Иркутск Высокопресвященнейший Иннокентий, Архиепископ Камчатский.
2 Июня, перед Литургией, Преосвященнейший Вениамин слушал панихиду, отправленную Иером. Венедиктом в храме Св. Алексея над гробом Препод. Гермогена. Потом изволил осматривать все монастырские церкви и здания. В 8 часов начался благовест и Архипастырь прибыл в Спасский собор к служению Божественной Литургии, в которой соучаствовали: Архим. Мелетий, Настоятель Киренского монастыря о. Сергий, Благочинный, свящ. Чечуйской Петропавловской церкви Дмитрий Пономарев, соборный свящ. Петр Грозин, Подкаменский священ. Прокопий Кокоулин и Мартыновский свящ. Димитрий Старцев. На малом выходе соборный свящ. Петр Грозин и Подкаменский о. Прокопий Кокоулин награждены Его Преосвященством набедренниками. Исповедь Владыка говорил на слова Апостола: «не слышателие закона праведны пред Богом, но творцы закона, сии оправдятся», о стяжании Благодати Божей, преподаваемой в Таинствах Св. церкви и содевающей наше спасение.
Во время проповеди был сильный гром, а потом крупный и обильный дождь. Не смотря на то, Архипастырь не отказался посетить дом священников: о. Петра Грозина и о. Прокопия Кокоулина, и принял трапезу в доме церковного старосты М.И. Скретнева. Возвратившись из города в Обитель, Архипастырь поспешил того же дня, без отдохновения, в низовые селения по р. Лене.
В Подкаменной Николаевской церкви Владыка слушал всенощную, на которой говорил проповедь о Молитве Господней и выходил на Величание; а к Литургии в ночь отправился в село Горбовское, где в обычное время говорил к народу проповедь о внутреннем царствии Божьем (Мф. 10, 7).
На 4-е Июня Архипастырь изволил прибыть водой в с. Чечуйское и слушал всеношное бдение в Воскресенской церкви, благословил на Литии хлебы и выходил на Величание; по первой кафизме говорил проповедь на слова Евангелия: «кая заповедь больши есть в законе?» — о любви к Богу и ближним. К Литургии, тоже в ночь, Архипастырю благоугодно было спуститься вниз по Лене, в с. Петропавловское, где при служении Божественной Литургии в обычное время сказано было в назидание народа слово: «в оньже еще град или весь внидите, входящее глаголяте: мир дому сему», — о мире с Богом, ближними и собственную совестию каждого (Мф. 11, 12). Отсюда утрудившийся от пути Архипастырь принял обратное плавание, по предании должных наставлений духовенству и народу. Плавание обратно до Киренска было весьма трудное, потому что, за сильным разливом Киренги нельзя было плыть ни на гребях, ни лошадьми тянуться бичевой, потому что бичевник на всем пути был залит, так что около ста верст ямщики должны были тянуть лодки лямкой, с трудом пробираясь по прибрежным утесам.
5-го Июня в 4 часу по полудни снова показалась с восточного изгиба р. Лены пред Киренской Обителью лодка Владыки с развивавшимся крещатым флагом. На короткое время Владыка приехал в Обитель, где оставался на это время для исторических занятий по архиву спутник Его Архим. Мелетий, — и чрез час приготовлений к дальнему путешествию, отправился со своей свитой вверх по р. Лене, сопровождаемый прощальными благожеланиями Киренских граждан, чиновничества и духовенства.
Путь по бичевнику против воды вообще гораздо медленнее; часто попадались мели и зацепляло бичевую за кустарник. Подвигались не более 6 верст в час; а путь предлежал в 160 верст до с. Марковского, где преположено было служение. В 8 часов утра 6 числа вышли с Заборской станции, в 10 ч. 18 мин. вышли из села Марковского, а в 7 часов вечера достигли до с. Красноярского, где есть приписная церковь во имя Святителя Иннокентия Марковского прихода. Архипастырю благоугодно было остановиться здесь для выслушания всенощной, которую и совершил сопутствовавший Его Преосвященству Архим. Мелетий. Владыка выходил на величание. Богомольцев было довольно. Из храма Владыка отправлялся на свою лодку; опять плыли всю ночь, а в 4 ч. утра причалили к берегу в с. Маркове. В 8 часов началась Литургия, которую Архипастырь совершил при участии Архим. Мелетия и местного священника о. Константина Малкова. Проповедь владыка говорил на слова: «сей есть живот вечный, да знают Тебе единого истинного Бога, и его же послал есть Иисуса Христа» (Иоан. 17, 3), — о преданности Св. Вере и Церкви Христовой, как условия к жизни и царствию Божию. После ревизии в доме священника церковных документов, Архипастырь благословил предложенную трапезу, — и потом снова отправился по Лене вверх до Усть-Кута, в 148 верстах.
Плыли всю ночь. 8-го Июня, в 7 час. 15 мин. миновали с. Подымахинское; а к вечеру, в половине 8 часа вошли в устье р. Куты. С берега Владыка изволил отправиться прямо в церковь, выходил на Литию и Величание. Ночлег Владыка имел в лодке. На утро в 8 ч. 9-го Июня (Воскресенье) Архипастырь начал Божественную Литургию, совершавшуюся в сослужении Архим. Мелетия и свящ. Георгия Милетинского. Проповедь Владыка говорил на слова дневного Евангелия: «никто же может двема господинома работами: либо единаго возлюбить, а другого возненавидеть: или единаго держится, о друзем же не радити начнем: не можете Богу работами и мамоне» (Мф. 6, 24), — о спасении души и вечных благах. После Литургии Архипастырь, по просьбе прихожан, совершил крестных ход к часовне, устроенной на пашнях и отслужил молебен с водоосвящением о ниспослании благовременного дождя. Не успели после молебна дойти до берега, как полился дождь, от которого должны были укрываться под берестяной покрышкой почтовых лодок. Из Усть-кута отправились на Усть-Кутский солеваренный завод, по приглашению содержателя его, А.В. Николаева. Завод этот, основанный в 1641 году Иерофеем Хабаровым (храбрым Сибирским завоевателем), снабжает солью не только Киренский округ, но и Якутский. Старинная часовня завода, посещенная Архипастырем, сохраняет чтимую народом икону Св. Прокопия и Иоанна Устюжских Чудотворцев, вынесенную в числе других икон из Албазина, по разделении его Китайцами 1685 году, а туда принесена из северных губерний Европейской России, откуда были первые насельники Сибирской страны, покоренной России. Другая икона Святого Николая, вынесенная из Алюазина спасшимися от плена Китайского, находится в Мукском селении (Илимского прихода), где во имя Святителя устроена церковь в 1867 году. Икона Казанской Божией Матери, в одно и тоже время вынесенная из Албазина находится в частном доме, у крестьянина Борисовского селения, Димитрия Аксенова. Но самая замечательная – в Троицком Киренском монастыре – Нерукотворный образ Христа Спасителя в окладе, вынесенный из Албазина Преподобным Гермогеном, основателем Киренского Троицкого монастыря на Лене, и на Амуре – в Албазине и на Кумаре-Спасских монастырей. Почему Преподобный Гермоген, скончавшийся 1698 г. 19 Декабря в сане Иеромонаха и должно полагал схимником (потому что по возвращении из Албазина, он уже не управлял монастырем), изображается на иконах или держащим на персях Нерукотворный образ Спасителя, в епитрахили, в клобуке, с изображением в перспективе церкви и келий, им сооруженных, или с крестом и распятием в деснице.
Опубликовано 14 сентября 1874 года.
Путешествие Преосвященного Вениамина по Якутскому тракту, р. Лене и ее притокам. 1874 г. Часть1.
Путешествие Преосвященного Вениамина по Якутскому тракту, р. Лене и ее притокам. 1874 г. Часть 2.
Путешествие Преосвященного Вениамина по Якутскому тракту, р. Лене и ее притокам. 1874 г. Часть 3.
Путешествие Преосвященного Вениамина по Якутскому тракту, р. Лене и ее притокам. 1874 г. Часть 5.
Путешествие Преосвященного Вениамина по Якутскому тракту, р. Лене и ее притокам. 1874 г. Часть 6.
Путешествие Преосвященного Вениамина по Якутскому тракту, р. Лене и ее притокам. 1874 г. Часть 7.
Путешествие Преосвященного Вениамина по Якутскому тракту, р. Лене и ее притокам. 1874 г. Часть 8.