Путешествие Преосвященного Вениамина по Якутскому тракту, р. Лене и ее притокам. 1874 г. Часть 7.
Записки и заметки, веденные во время путешествия Преосвященного Вениамина, Епископа Иркутского и Нерчинского, по Якутскому тракту, р. Лене и ее притокам (с 14 Мая по 15 Июня 1874). Часть 7.
Но в особенности ясным доказательством забот правительства о духовном благе и просвещении сибирских инородцев, служит освобождение их от кабалы, в которую русские из своих корыстных видов забирали иноземцев. Это рабство было воспрещено именным высочайшим указом, который приводим здесь тоже сполна
По присланным Ея И.В. из Святейшего Правительствующего Сунода к Преосвященному Антонию Митрополиты Тобольскому и Сибирскому из Высокого Сената к Статскому Действительному Советнику и Сибирской губернии Губернатору Князю Михаилу Володимировичу Долгорукому, указом велено с общего согласия, чтоб иноверцы, которые крестились и которые желают креститься, видя прежде учиненную к новокрещенным от Тобольских надворных судей в перепродаже нескольких душ из холопства от первых хозяев Тюменских татар русским разных чинов людям в холопство ж обиду, которая им новокрещенным и возвращена со свободой из холопства на волю, отныне не имели бы в том и в содержании христианской веры сомнения и впредь бы, кои не крещены как свободные, так рабы в надежде из холопства освобождения их на волю же не опасно ко крещению приходили, где надлежит, публиковать указами, и по оным Ея И.В. указом определено: учинив об оном Тобольску публику в городы Тобольской провинции ко управителем и в Енисейскую и в Иркутскую провинции к воеводам для точной же публике во оные провинции и во городы указы и посланы, а о читании в церквах о том же указов и о увещании в ясачных волостях оставшихся в неверствии разных народов и о безопасном ко крещению их иноверцев прихождения к духовным управителем то ему к закащиком из Архиерейскаго приказа послать Ея И.В. указы, в которых написать, дабы они разосланием от себя ко обретающимся в соседственных от некрещеных родов местах или в волостях священников указов, велели им, чтобы они оставших в неверствии всякаго звания языц к восприятию святаго крещения увещевали обнадеживая из Е. И. В. высокой милостью, а холопьей свободой, и приходящих сподобляли бы св. крещения и потом, довольно их православной христианской вере обучив, содержали так, как пастырем прилично и должно есть и как апостольская и соборная предания гласят во всем неотменно, а которые между приходящими ко крещению будут из холопства от неверных, о таковых присылали бы к закащикам ведомости, которых о свободе из холопства им закащикам к светским командирам посылать от себя промемории немедленно. (30 Сентября 1726 г.) (Архив Орленской Спасской церкви. На подлинном указе: Наместник монах Феодосий. Приказной и надхиратель Никифор Словцев. Подканцелярист Филипп Кокорин). Преосвященным Иннокентием Неруновичем было циркулярно предписано по епархии, чтобы с новокрещенных всяких родов, с венечных памятей пошлинных и на отвозов и за письмо денег не брать ни пд каким видом, но токмо по указам одни лазаретные имать без упущения; також, чтобы и за венчания взятками не были отягчены. (Указ от Илчухскаго свящ. Луки Афанасия Орлинскому свящ. Михаилу Испатову 5 Сентября 1738 г.)
При положении сибирских инородцев в ясак, было предписано, чтобы духовного и священного чина люди в силу прежде посланных указов с здешними братскими, Якутами и прочими подобными их религии иноверцам, в силу имянного 1748 года указа, дачею тож и взятием у них в долг деньгами и прочим во избежание в том единых хлопот во обязательство не вступали и напрасным и напрасных приметок им иноверцам не чинили, под опасением за неисполнение по изобличении по законам суждения и штрафа, а тот, кто даст, лишится может всего взыскания. (14 Августа 1768 г. Арх. Илгин. ц.). Пресвященный Сафроний принимал деятельное участие в распространении христианской веры между инородцами своей епархии.
1 Февраля 1769 года было подтверждено указами, с отобранием подписок, чтобы священники живущих близ парохии (прихода) их идололяторов (идолопоклонников) всемерно старались по Апостольской заповеди обращать и просвещать св. крещением в Грекороссийско-Православно-Восточно-Католическую веру; ибо де в некоторых местах за помощью Божией самым делом и исполняется, но в прочих видно, что почти от единой лености и небрежения таковому о приведении оных из заблуждения в Богопознание душ спасения священники не принадлежат, но только репортируют, что в такой-то половине года в парохии их никого крещено идололяторов не было (Арх. Илгин. ц.). В следующем году Преосвященным Софронием снова было определено чтобы г. Иркутска к поповскому старосте и закащиков в подверждение прежде посланных указов послать еще указы, с тем, чтобы он староста поповский и закащики ведомства своего всем священникам с наикрепчайшим подтверждением объявили, чтобы оные не такими, как выше сего значит бесполезными ответа довольствовались, но по долгу звания своего, яко врачи душ человеческих всевозможнейшие меры о приведении из идололяторов в христианскую веру старались употреблять, не чиня притом им никакого к тому принуждения, но увещевая и приводя к познанию благочестивые православные веры по преданиям Св. Апостол и Богоносных отцов, обличая же идололяторское их заблуждение с обнадеживанием им от Ея Императорского Величества милостивой протекции и облечения в збор казенного ясака со всякою доброю лаской и приветствием, дабы чрез что не только те, у которых в сердца желание православия вкоренилося, но превратно в оном состоять, но и сами бы оные о приведении к тому других в идололяторстве заблуждающихся старание иметь могли (16 Генваря 1770 г.). Относительно дарования льготы инородцам за принятие св. крещения – возникала также переписка, о которой характеристично изъясняется указ от 15 Августа 1772 (Илг. ц.), который и приводим здесь.
Сего 1772 г. Августа 8 дня, в указе Ея И.В. из Иркутской Д. Консистории написано: прошлаго де 1771 года Ноября от 16 числа Святейшему Правительствующему Суноду из оной духовной Консистории с доношением, присланных от Селенгинских заказных дел и находящихся в городах Иркустку и Якутску проповедников представлено было доношениями, что с крещенных в здешней губернии иноверцев ясак взыскивается с излишними против оставшихся в заблуждении и никакой за восприятие крещения в силу законов льготы не дается, а притом тем новокрещенным от некоторых родовых их шуленг и зайсанов за то, что они против воли из приняли крещение разным образом причиняются притеснения и налоги, для сего прочие новокрещенные от воспринятия крещения отрицаются, о чем хотя в Иркутскую Губернскую Канцелярию неоднократно было сообщено и требовано о даче тем, новокрещенным льготы и о нечинении притеснения городовым канцеляриям подтверждения, но какое по тем в оной канцелярии рассмотрение последовало, о том в оную канцелярию никакого уведомления не получено, и для того от Святейшего Правительствующего Сунода прошено о подтверждении о том Иркутской Губернской канцелярии, куда надлежит сообщить, на которое в полученном здесь минувшаго Июня 30 дня от Святейшаго Сунода указом написано, что сего 1772 года, Февраля от 24 числа с того посланного из Иркутской Д. Консистории доношения из Святейшего Сунода Правительствующему Сенату сообщена копия и требовано, дабы о даче как прежде восприявшим св. крещение, так и впредь крестящимся из инородцев, по силе имянных Высочайших 740 Сентября 11 и 764 годов Февраля 20 числ указами льготы и чтобы они от притеснения и налогов были защищаемы, учинено было Иркутской Губернской канцелярии подлежащее подтверждение; а Апреля 5 дня сообщенным Святейщему Суноду из Правительствующего Сената ведением объявлено учиненное в Правительствующем Сенате определение, как де указами 1720 Сентября 1, 1731 Апреля 3, 1740 Сентября и 1764 годов Февраля 20 чисел повелено новокрещенным, и кои веру Греческого исповедания из иноверцев приняли, давать льготы на три года и до обид и озлобления их не допускать, а паче от оных охранять. Того ради Иркутский Губернатор по силе данного в 1774 году губернаторам наставления и имеет и Иркутской Губернской Канцелярии надлежащим образом подтвердить, чтобы в даче тем новокрещенным и впредь крестившимся трехлетней льготы и о защищении их от обид поступаемо было на основании вышеупомянутых указов непременно. О чем к Иркутскому Господину Губернатору в Иркутскую Губернскую канцелярию, а для ведома и в Комиссию о расположении в Сибири вновь ясака указы из Сената посланы. И по оному Ея И.В. указу Иркутской Д. Консисторию определено для надлежащего о вышеписанном ведома во все подчиненные оной Консистории места, куда надлежит, послать и посланы указы. Августа 18 дня 1772. (Указ от Илимских заказных духов. Правл. Дел Илгинской остр. Богоявл. ц. свящ. Гавриилу Громову).
Опубликовано 5 октября 1874 года.
Путешествие Преосвященного Вениамина по Якутскому тракту, р. Лене и ее притокам. 1874 г. Часть1.
Путешествие Преосвященного Вениамина по Якутскому тракту, р. Лене и ее притокам. 1874 г. Часть 2.
Путешествие Преосвященного Вениамина по Якутскому тракту, р. Лене и ее притокам. 1874 г. Часть 3.
Путешествие Преосвященного Вениамина по Якутскому тракту, р. Лене и ее притокам. 1874 г. Часть 4.
Путешествие Преосвященного Вениамина по Якутскому тракту, р. Лене и ее притокам. 1874 г. Часть 5.
Путешествие Преосвященного Вениамина по Якутскому тракту, р. Лене и ее притокам. 1874 г. Часть 6.
Путешествие Преосвященного Вениамина по Якутскому тракту, р. Лене и ее притокам. 1874 г. Часть 8.