Путешествие Преосвященного Вениамина по Якутскому тракту, р. Лене и ее притокам. 1874 г. Часть 5.

Записки и заметки, веденные во время путешествия Преосвященного Вениамина, Епископа Иркутского и Нерчинского, по Якутскому тракту, р. Лене и ее притокам (с 14 Мая по 15 Июня 1874). Часть 5.

После посещения Усть-Кутской часовни, Архипастырь изволил осматривать соляные варницы. Простое устройство варниц – выкачивание рассола посредством насоса, через который рассол проходит по желобу в две варницы и вываривается в железных ящиках на огне, — дали понятие о добыче столь необходимого жизненного продукта. Потом Архипастырь принял предложенную Аркад. В. Николаевым трапезу, и затем, отблагодарив хозяев, со свитой возвратился рекой Кутой на устье оной, и, на берегу благословил народ, отправился в путь также водой 314 верст до Усть-Илги. Проплыв всю ночь на 10-е ч., в сумерки 11 Июня, как и было предположено Владыкой, прибыли в Усть-Илгу. Народ, как и в передний путь, снова стоял на берегу с вожженными свечами, в ожидании Святителя. Благословив каждого по одиночке, Архипастырь отправился с берега прямо в церковь ко всенощному бдению. За всенощной, по обыкновению, выходил на Литию и раздавал хлеб, а на Величание помазывал освященным елеем всех стекшихся на торжество с Илги и Лены. В 8 часов утра 12 Июня началось освящение воды и благовест, во время которого происходила встреча Архипастыря в предшествии иподиаконов с дикирием, трикирием и подсвечниками; Архипастырь шествовал в Святительской мантии с посохом из покоев священнического дома в обновленную церковь, при пении певчими тропаря Богородицы. По входной и облачении, началось и совершилось освящение храма в честь Пресвятой Богородицы Одигитрии, с торжественным обнесением вокруг храма Св. Мощей. Архипастырю сослужили: Архимандрит Мелетий, Благочинный, священник о. Николай Знаменский и местный священник Ефимий Добротин, в передний путь испытанный в познаниях, посвящен Его Преосвященством во диакона. Проповедь Владыка говорил на слова Апостола: «и сами яко камение живо зиждетеся в храме духовень, святительство свято» (1 Петр. 2,5). Из храма Архипастырь возвратился в дом священника принял трапезу и опять поспешно отправился в путь. В 5 часов вечера в Жигаловской сели в экипажи и поехали сухим путем. Поздно вечером прибыли на ночлег в село Петровское. В половине 9 часа утра 13-го Июня отправились в Верхоленск и остановились в доме Алексея Петровича Измайлова. При осмотре Вознесенского собора, где производилась поправка глав и ремонтировка, Архипастырь делал нужные указания и распоряжения, — потом принял трапезу и, отблагодарив радушных хозяев, отправился далее. Службы более не было, потому что во всех почти церквах Владыка служил в передний путь. После двух ночлегов – в Хорбатовском и Усть-Ордынском миссионерских станах – согласно предначертанию, в час пополудни. Преосвященнейший Архипастырь возвратился в г. Иркутск, где Архипастыря ожидали семинарские экзамены вместе с обычными трудами и заботами.

Мы сказали, что некоторые из обозренных в эту поездку церквей Ленской системы и вообще по Якутскому тракту получили начало еще при Тобольских Митрополитах. К сожалению, всегубящие время, пожары и разные случайности уничтожили много старинных хартий, проливающих свет на былые времена. В особенности это нужно сказать о приходских церквах. Только монастыри – первые рассадники веры и просвещения, чем они заявляют себя во всех новых краях, где требуется просветительское влияние христианства, — сохраняют для нас бережливо наиболее данных для истории отдаленных мест. Мы обращались к архивам всех, осмотренных нами, церквей; но документы далеко не восходят к началу этих церквей.

Так как завоевания в Восточной Сибири шли Енисеем, Ангарой, Илимом, Леной и Витимом, — то прежде других мест – появляются здесь, как центральные и правительственные пункты первоначальные остроги, города – Илимск и Якутск, где и было учреждено воеводское управление; там же установилось и церковное управление с учреждением десятин и заказов. Личным доверием Митрополитов пользовались так называемые десятники, из духовных особ, иногда из боярских детей, каков, наприм., был Иосаф Семенович Немчинов, именуемый в актах церковных воеводой; но чаще – в лице Архимандритов и строителей монастырей и заказчиков, которые потом окончательно утвердили за собой права десятников.

Вот акт блаженной памяти Митрополита Иоанна Максимовича, проливающий свет на эти времена, относительно церковного управления (Сообщен Усть-Илгинским священником Михаилом Мичуриным).

«Лета 1712 Июля в 7 день. По указу великого Господина Преосвященного Митрополита Иоанна Сибирского и Тобольского и по приказу Якутской и Илимской десятины Спасского монастыря духовных дел судьи и закащика Илариона Архимандрита память Илимскаго уезду Илгинской волости попу Ивану Козину в нынешнем 1712-м году Июля в 7 день били челом великому Господину тогож Спасского монастыря строитель монах Флор и вся братия, чтоб великий Господин пожаловал их челобитников строителя з братиею благословил и велел строить на Илге ж в монастырской Анисимовской деревне на Тыпте часовню во имя Стретенья Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и Святого Пророка Илии Фезвитянина. И как к тебе сей великаго Господина указ память придет и тебе б попу Ивану заложить тое часовню на заимке Тыпте с молебным пением без всякого отлагательства а сей великаго Господина указ отдать поселщику вкладчику Егорью Савину с товарищи и хто по нем будут поселщики для ведения а дани с тоя часовни брать в казну великаго Господина по три алтына, по две деньги на год. К сему великаго Господина указ Сифейские и Якутские десятины печать приложена. Иларион Архимандрит.»

Таким образом Якутская десятина обнимала огромнейшее пространство, где ныне целая Якутская епархия, Киренский, частью Верхоленский и Балаганский округа. Но и ранее и после, кроме Якутской десятины, были особые заказы, как то: В Илимске (основ. 1630 г.), в Киренске (1630 г.), на Илге, в Тутурской и Марковской слободах, в Балаганске (1654 г.), в Манзурке, в Верхоленске (1641 г.). Так как Якутск основан двумя годами позднее Илимска, — то естественно, что там, при воеводстве, ранее возникли и церкви, коих ныне сохранилось пять в самом городе (заштатном); то естественно Ммитрополиты по всем делам относились в Илимское духовное правление заказных дел. В 1663 г. Препод. Гермоген основал на Никольском погосте, переименованном в 1655 году в Киренск, обитель во имя святой Живоначальной Троицы, по челобитию с свящ. Илимской Спасской церкви Амвросием Лентьевым Толстоуховым и с мирскими людьми Ленского волока и с великой реки Лены (По Якутски: улахан орюсь (большая река). Выпадая из Байкальских гор, она протекает до Ледовитого моря 4233 версты; ширина ее в Якутске около 7 верст, а там где много проток и островов – до 25 верст; глубина от 5 аршин до 5 сажень) пашенными крестьянами и промышленными людьми. С самого своего основания обитель получает уже важное значение для Ленского края. Был ли сам Гермоген духовным судьей, как основатель Иркутской Вознесенской обители Преподобный Герасим, из документов ничего не видно; видно только то, что грамотой 15 Окт. 1665 года Преосвященный Симеон, Архиепископ Сибирский и Тобольский благословил и велел ему в Усть-Киренской новой пустыне на церковное и монастырское строение лес ронять и, выроня лес, основать церкви во имя Троицы Живоначальной (ныне каменная), да в пределе Сретения Чудотворные Иконы Пресв. Богородицы Владимирской, да в другом пределе Свят. Алексея, человека Божия (ныне новая деревянная, где покоятся под спудом мощи Преподобного Гермогена). Есть предание, что основатели здешних обителей – Алексий и Мелевсипп, построившие Якусткий Спасский монастырь, для обращения Якутов в христианство, Гермоген, кроме Усть-Киренской пустыни, устроивший два монастыря на Амуре – в Албазине 1671 и на Кумаре, во имя Всемилостивого Спаса, и Герасим, основавший Вознесенскую обитель в Иркутске, пришли вместе из дальних пределов России для просвещения Сибирской страны, — и заняты были главным образом устройством монастырей. С Гермогеном, при самых начальных трудах, по устройству обители, случилось странное приключение. В 1666 году его насильно увлекли из Киренского острога преступники, убившие воеводу Лаврентия Авдеевича Обухова и бежавшие отсюда из страха кары и наказания от правительства за Нерчинск – единственное убежище для подобных злодеев, в Даурскую землю около р. Амура. Двадцать лет, проведенные им на Амуре, в путях промысла Божия, послужили начатком и залогом для России христианского просвещения этого края. А при набеге Китайцев, как известно, плененный ими сотрудник Препод. Гермогена свящ. Максим Леонтьев, вероятно, родной брат Илимского священника Амвросия Леонтиева Толстоухова, — возжег светильник Православной Церкви и в Китае, в самой столице поднебесной Империи. В этот период времени за Байкалом уже возник для просвещения Дауров (монголо-бурят) Троицкий монастырь на р. Селенге и Посольский на берегу Байкала, в 1681 году, основанные по воле Царя Федора Алексеевича и святейшего Патриарха Иоакима, первыми здешними миссионерами – Игуменами Феодосием и Макарием. Церковь и монастырь в Албазине естественно стали в ведение Даурских миссионеров. Этого мало. Назначенная по воле Царя и Святейшего Патриарха миссия, отделенная от Иркутска Байкалом, простерла свое влияние по ту и другую сторону Байкала. Грамотой на имя Игумена Феодосия от 15 Июня 1687 года Митрополит Тобольский и Сибирский Павел поручал Игумену Феодосию ведати церковные догматы и духовные дела в Даурских острогах: Иркутском, Удинском, Баргузинском, Нерчинском, Албазинском, Аргунском, Телембинском (на озере Еравне), Селенгинском, Илимском, Братском, в Николаевской заимке (Посольской), где была заведена пустынь для обитания монахов, совокупно с Троицкой Селенгинской обителью. Грамотой того Митрополита 15 Марта 1689 года, Игумену Феодосию поручалось обложить данью новопостроенные в Даурских острогах церкви. Остальные церкви и острожки (укрепления или городки) оставались под ведением Якутской десятины. Десятникам для сбора окладных и неокладных денег посылались от Тобольского Митрополита уполномоченные Софийского дома боярские дети. Особой грамотой Митрополита Павла от 16 Марта 1689 г. Игумену Федосию поручалось Верхоленский острог и Бирюльское село с уездами от Якутской десятины пригласить к Даурской десятине, а Братский острог и Спасский монастырь с уездами причислить от Даурской к Якутской десятине. В помощь Игумену Феодосию в столь общирном заведывании был определен заказщиком прибывший вместе с ним из Москвы иеромонах Мисаил (Трусов), впоследствии знаменитый Архимандрит Мисаил, достигший 110 летней старости и переживший во время своего служения за Байкалом и в Иркутске Митрополитов: Павла, Игнатия (Карсакова), Филофея – в схиме Федора (Лещинского), Иоанна Максимовича, Антония Стаховского, Епископов: Варлаама и Св. Иннокентия, который лично уважал и любил маститого отца. Еще в сане иеродиакона Мисаил ездил по обе стороны Байкала по разным поручениям митрополитов. Так в 1691 г. велено было ему ехать в Иркутск и от Кудинского попа принять сборные деньги собрать дань с церквей и часовен: в Воснесенском монастыре, в Куде, в Каменке (на Ангаре) и в острогах Балаганском и Братском.

В 1692 году Игумен Феодосий с иеродиаконом Мисаилом отправился в Тобольск к новоприбывшему Митрополиту Игнатию, подал ему челобитье об увольнении на покой в Москву и просил вместо себя назначить Мисаила, который и был возведен в сан Игумена. Игумен Феодосий, на пути в Москву скончался в Великом Устюге, в Архангельском монастыре, где и погребен; а Мисаил возвратился в Дауры, в Троицкий Селенгинский монастырь, где во время странствования их, управлял совокупно с старцами Тихоном и Ионой иеромонах Макарий, со временем Феодосий и после того бывший Игуменом и устроителем Посольской обители, а в 1713 году скончавшийся наместником Иркутского Вознесенского монастыря. Грамотой Митрополита Игнатия от 12 мая 1693 г. Игумен Мисаил был снова назначен митрополичьим заказщиком по Даурской десятине вместо Игумена Феодосия, которого, вероятно, не охотно Митрополит отпускал в Москву и быть может ожидал возвращения оттуда. Мисаилу были поручены те же церкви и часовни Даурской десятины и дарованы были те же полные права суда и расправы, как и Феодосию. Но Митрополит Игнатий вскоре заменил Игумена Мисаила другим уполномоченным, вероятно, вследствие неисправной высылки сборных денег и дани с церквей в пользу Софийской митрополии. Грамотой от 20 Июня 1695 г. в десятники в Даурскую десятину, вместо Игумена Мисаила назначен боярский сын Толстоухов, которому Мисаил должен был отдать все архиерейские указные грамоты и памяти и дела совершенные и не свершенные, приходо-расходные книги и проч.

В таком же положении находилась Якутская десятина. В 1674 г., когда Преподобный Гермоген подвизался еще в Албазине, Митрополит Корнилий определил строителем казначея старца Иосифа, который 2-го Февраля 1686 г. Митрополитом Павлом в Тобольске посвящен Игуменом той же обители; но Киренский монастырь продолжал оставаться под ведением Якутской десятины. Десятиной ведал в Якутске митрополичий домовой, сын боярский Иван Захаров. В 1689 г. Митрополит Павел относился в Якутск к своему домовому, сыну боярскому Федору Старкову, которого в 1693 г. сменил Федор Дедерев, а в 1695 г. определен в Якутск десятником Василий Аврамьев, которому предписывалось сделать учет и розыск обоим предместникам и сами книги для подлинного розыска и счета прислать в Тобольск с ведомыми ездоками без замедления. Аврамьева сменил десятник Иван Маслов.

Опубликовано 21 сентября 1874 года.

Путешествие Преосвященного Вениамина по Якутскому тракту, р. Лене и ее притокам. 1874 г. Часть1.

Путешествие Преосвященного Вениамина по Якутскому тракту, р. Лене и ее притокам. 1874 г. Часть 2.

Путешествие Преосвященного Вениамина по Якутскому тракту, р. Лене и ее притокам. 1874 г. Часть 3.

Путешествие Преосвященного Вениамина по Якутскому тракту, р. Лене и ее притокам. 1874 г. Часть 4.

Путешествие Преосвященного Вениамина по Якутскому тракту, р. Лене и ее притокам. 1874 г. Часть 6.

Путешествие Преосвященного Вениамина по Якутскому тракту, р. Лене и ее притокам. 1874 г. Часть 7.

Путешествие Преосвященного Вениамина по Якутскому тракту, р. Лене и ее притокам. 1874 г. Часть 8.

129

Видео

Нет Видео для отображения
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
.