Путешествие Преосвященного Вениамина по Якутскому тракту, р. Лене и ее притокам. 1874 г. Часть 2.

Записки и заметки, веденные во время путешествия Преосвященного Вениамина, Епископа Иркутского и Нерчинского, по Якутскому тракту, р. Лене и ее притокам (с 14 Мая по 15 Июня 1874). Часть 2.

Город Верхоленск, куда Архипастырь прибыл 22-го Мая, имеет две старинные церкви. Зимняя Воскресенская построена в 1795 году, на место прежней (где часовня на отлогом берегу Лены), архитектурой своей несколько напоминает церковь Св. Василия Блаженного в Москве. Но первоначальная церковь была Благовещенская, современная основанию Верхоленского острога, бывшего в 8 верстах от нынешнего Верхоленска вниз по Лене, где теперь также стоит часовня. В приделе Св. Афанасия и Кирилла остается на престоле Св. антиминс. священнодействовавший и подписанный властной рукой Софрония Епископа Иркутского и Нерчинского (1753-1771), стало быть, перенесенный из прежней Благовещенской церкви. В том же приделе хранится Евангелие в 4° в кожаном переплете, напечатанное в Москве повелением царя Алексея Михайловича, благословением Архипастыря великого господина Святейшего Иоасафа, Патриарха Московского и всея России, в лето от создания мира 7176, от воплощения Бога слова в 1668 индикта 6 месяца Марта в 15 день. Оно сохранилось от первоначальной Благовещенской церкви. Об устройстве настоящего собора свидетельствуют две грамоты, уцелевшие в церковной ризнице, данная Преосвященным Вениамином 1-м, Епископом Иркутским и Нерчинским, одна на построение его от 13 Сентября 1792 года на имя десятоначального священника Стефана Попова, а другая на освящение его от 23 Сентября 1795 на имя десятоначального священника Луки Шергина. Следовательно и нынешнему собору, хотя также деревянному, около 80 лет.

Служба в Верхоленском Богоявленском соборе отправлена Св. Афанасию и Кириллу; за всенощной Владыка выходил на Литию и Величание, а за божественной Литургией, отправлявшейся в сослужении Архимандрита Мелетия, Благочинного Спасского, священников Михаила Малышева, Михаила Сизова и Евгения Знаменского, последние трое награждены набедренниками. Проповедь Владыка говорил на дневное Евангелие (14 зач. Матф.). После Литургии посетил градскую, недавно учрежденную больницу, мужское и женское училища; в обоих испытывал учащихся в знании Закона Божия. При отъезде из Верхоленска Владыка благословил образом Спасителя хозяина своей квартиры, старосту собора Степана Евдок. Купцова, прилагающего, старание об исправлении в лучшем виде храмов, вообще поспешного на всякое дело благое и полезное.

Г. Верхоленск составляет, можно сказать, крайний предел бурятских кочевьев. Далее вниз по Лене в Верхоленском и Киренском округах можно встретить в незначительном числе только Тунгусов (в Киренском округе Тунгусов, по сведениям Киренско-Хандинской Инородной Управы всего 338 м. 232 ж. Они живут на речках: Ханде, Бурге, Юхте, Тунгуске, Ние, Улькану, Тире, Туруке, Куте) – и те уже давно крещены, хотя и продолжают, за некоторыми исключениями, вести бродячую жизнь в тайге. Что же касается бурят, то их значительная численность и коснение в язычестве много еще потребует забот и усилий, чтобы достигнуть полного торжества христианству в этом крае.

Особый Миссионер для бурят, кочующих по Якутскому тракту, был назначен только с 1861 года, при Архиепископе Пароение, и был один для пяти ведомств; это священник Иоанн Родионов, ныне Преподаватель разговорного бурятского языка в Иркутской Духовной Семинарии. Не смотря на знание бурятского языка, быта и обычаев бурят, он не имел здесь особенных и по крайней мере ощутительных успехов. Равно как и заменивший его в 1866 г., Архим. Епифаний с своим рвением и предпринятиями только еще пролагал путь к достижению цели. Плодом этой деятельность было главным образом устройство церквей и станов, для проповедников, с тем ближайшим намерением, чтобы ни одно ведомство не осталось без миссионера.

Когда Архиепископом Пароением было устремлено внимание на этот, по видимому, совсем забытый край в 1861-м году, то численность инородцев, требовавших христианского просвящения через веру и Евангелие, простиралась до 43 тыс. по ведомствам: Кансальскому (1845 м. 1679 ж.), Кудинскому (6335 м. 5749 ж.), Верхоленскому (6048 м. 5213 ж.), Ленскому (5036 м. 4782 ж.) и Ольхонскому (3127 м. 2995 ж.). В этом числе ясачно-крещенных было всего 1235, в Капсальском ведомстве 171 д., в Кудинском 444, Верхоленском 193, Ленском 359 и Ольхонском 68. Влияние христианства выражается в самом образе жизни этих ясачных, называющих себя русскими и живущих совершено по русски. С годами число новокрещенных значительно увеличивается и многие из них по внешнему образу жизни не уступают коренным русским. Стремление к слиянию с русской народностью проявляется прежде всего в устройстве оседлой жизни. Там, по Якутскому тракту, вслед за Усть-Ордынским инородческим селением Кудинского ведомства, встречаем три ясачных деревни: Ользоновскую, Баендаевскую и Хоготовскую Верхоленского ведомства. Другие ясачные живут выселками, таковы: Маркеловский, выселок безымянный 1-го Буровского рода и выселок Адыкского улуса. Благодаря влиянию густого русского населения в Манзурской и Качугской волости, крещенные Ленского ведомства (478 м. 429 ж.) еще лучше усвоили русский быт и обычаи русских, и селений и выселков инородческих гораздо больше. Таковы: село Хорбатово, где миссионерский стан с церковью Святителя Николая (34 м, 29ж.), Житовское (94 м. 25 ж.), заимка Ланхайская (7м. 9 ж.), выселки: Кудренский (9м. 17 ж.), Харухай (8м. 5 ж.), Сутаевский (12 м. 8 ж.), Гогонский (51 м. 43 ж.), Нохоевский (20 м. 23 ж.), Хромовский (7 м. 9 ж.), Дурутуйский (27 м. 19 ж.), Имыхнутский (28 м. 31 ж.), Шевыканский (22 м. 21 ж.), Ленский (6м. 10 ж.) Кеторгойский (1 м. 1 ж.). Русский быть привился с течением времени даже к Тунгусам, не смотря на страсть их к звероловству, требующему бродячей жизни в тайге; — тунгусские деревни: Шевыканская, Очеульская, Тарайская, Малоангинская и Карамская, — служат очевидным тому доказательством. Как крещению, так и устройству быта этих инородцев способствовали в прошлом столетии благоприятные делу христианства меры правительства. Тотчас по крещении они водворяемы были в отдельные селения, где каждому отводилось по 30 десятин на душу удобной земли. Мера эта необходима и в наше время, когда число новокрещенных с каждым годом увеличивается, — и они требуют необходимого призора и устройства, чтобы не затеряться в языческой орде.

Все инородцы вышеупомянутых ведомств, исключая оседло живущих в селениях держатся шаманского суеверия, сопровождаемого грубыми религиозными обрядами, как-то: приношением в жертву животных с разными заклинаниями от шамана, брызганьем тарасуном и проч. на тайлаганах, когда инородцы отправляют свои моления целым обществом, и на кырыках, когда одним семейством. Тайлаганы совершаются вообще у всех шаманистов по сю сторону Байкала: а) владетелю утугов (отоги эджин ынхыр наен), дважды в год при перекочевке из зимников в летники и обратно, где приносится жертва владетелю утугов (покосов) и обитаемых мест; б) природе и земле, производящей растительность и урожай; в) девяти юго-западным царям (Баруни, Эген, Хат) духам обитающим на Саянских горах, покровительствующим Бурятскому народу. Впрочем буряты не имеют никаких определенных понятий о чтимых ими духах; слепо поклоняются онгонам, в роде кукол и уродливых фигурок, хранимых в сумках, покопченных сажей с жиром и сметаной; чтут прежних шаманов, в особенности 364 летнего старика шамана и 200 летнюю старуху шаманку, от которых будто бы пошло шаманство на здешних степях. Бырык, наиболее частое моление, состоит в заклании животных: жеребенка, барана, или козла, в случае несчастия или болезни в семье, в опасности смертной, от злых голодных духов (при заклании животное пронзают ножом с правого бока, потом шаман рукой достает и вырывает у животного сердце, при чем животное страшно мучится). При этих обрядах всегда руководствуются указанием шамана. Почему, по заклании животного, мясо поступает в полное распоряжение шамана; после разных закланий и призываний шамана делается общий пир с попойкой; по истреблении мяса кожа животного, нередко и скелет выставляются на шестах в огородах. Все праздники шаманские сопровождаются страшным пьянством, так что в этом случае опасно попадать на пьяных бурят. Собственно говоря, у шаманистов при рождении, свадьбах и похоронах нет никаких религиозных обрядов, а только всеобщее пьянство; шаманы служат для народа колдунами, чародеями, которые посредством напитков и пляски приводят себя в исступление и тем держат в рабстве у себя суеверный народ. Скоро ли настанет вожделенное время всеобщего просвещения здешних инородцев истинным Боговедением, — ведомо одному Богу! Но несомненно, что время это настанет и, по обетованию Божию, не замедлит исполниться.

После Божественной Литургии в г. Верхоленске 23-го мая, Преосвященнейший Вениамин поздно вечером прибыл на ночлег в село Петровское. Здесь встретил нас Илгинский Благочинный священник о. Николай Знаменский. Поелику в селении Петровском не было в то время священника, то ни всенощной, ни Литургии здесь Владыка не служил, а на другой день служил в храме Святителя Николая сооруженном в 1859 г. Иркутским купцом Николаем Алексеевичем Кончиотти, молебен Святителю Николаю, в сослужении Арх. Мелетия и Благочинного священника Знаменского. К вечеру того же дня прибыли в село Тутурское.

В Тутурской Покровской трехпредельной церкви Преосвященнейший служил всенощное бдение, выходил на Литию и Величание Св. Пророку и Предтечи Иоанну. После всенощной, по обыкновению, ревизовал церковные документы. Литургия совершена Его Преосвященством в сослужении Архим. Мелетия, Благочинного священника Знаменского и местного священника А. Попова. Слово говорено Архипастырем на текст: «от дней Иоанна Крестителя доселе царствие Божие нудится и нуждницы восхижают е» (Мо. 11, 12) – о стяжении навыка к беспристрастной молитве и христианским подвигам, как необходимым условиям благочестивой жизни.

Всенощную на 26-е Мая Преосвященнейший Вениамин, сопровождаемый Арх. Мелетием, изволил слушать в селе Илганском, или Знаменском, в старинном Богоявленском храме, современном Святителю Иннокентию, освященном в 1731-м г. и украшенном с верху до низу стенной живописью, выходил на Литию и Величание всем святым. После всенощной в доме Благочинного происходила ревизия церковных документов и дан экзамен псаломщикам. За Литургией на малом выходе Благочинный свящ. Николай Знаменский, свящ. той же церкви Николай Флоренсов и свящ. Тимошинской Христорождественской церкви Василий Пляскин награждены Его Преосвященством набедренниками. В назидание народа в изустной проповеди Закона Божия, с примечаниями к слушателям, какие оказались необходимыми по ревизии церковных документов и расспросам священников. Стечение народа было многочисленное, так что обширная Богоявленская церковь была полна, как за всенощной, так и за Литургией. После Литургии Архипастырь посетил мужское училище, в коем было 36 мальчиков; испытал их в знании молитв и закона Божия, а вернее сказать изъяснял им сам молитвы и учил святой и непорочной жизни. Потом посетил лечебницу для сельских обывателей, обоих священников и двух почетных прихожан. В два часа по полудни Архипастырь с своей свитой изволил отправиться на станцию Жигалово, откуда путь начинается уже водой по р. Лене. В 7 часов вечера сели на ялик, или по здешнему шитик (лодка с крытой каютой); певчие заняли другой такой же шитик, — поплыли вниз по р. Лене на гребях. В поздний вечер приплыли в Усть-Илгу. Народ на берегу ожидал Архипастыря во множестве с вожженными свечами. Архипастырь вышел на берег, — и каждого по одиночке благословил, потом изволил зайти в дом священника и сделал распоряжение о приготовлении к обратному проезду, в 12-е ч. Июня, обновлявшегося храма к освящению, — и по преподании благословения дому, снова отправился на шитик, оставив здесь для должных исполнений Благочинного священника Знаменского.

Опубликовано 31 августа 1874 года. 

Путешествие Преосвященного Вениамина по Якутскому тракту, р. Лене и ее притокам. 1874 г. Часть1.

Путешествие Преосвященного Вениамина по Якутскому тракту, р. Лене и ее притокам. 1874 г. Часть 3.

Путешествие Преосвященного Вениамина по Якутскому тракту, р. Лене и ее притокам. 1874 г. Часть 4.

Путешествие Преосвященного Вениамина по Якутскому тракту, р. Лене и ее притокам. 1874 г. Часть 5.

Путешествие Преосвященного Вениамина по Якутскому тракту, р. Лене и ее притокам. 1874 г. Часть 6.

Путешествие Преосвященного Вениамина по Якутскому тракту, р. Лене и ее притокам. 1874 г. Часть 7.

Путешествие Преосвященного Вениамина по Якутскому тракту, р. Лене и ее притокам. 1874 г. Часть 8.

93

Видео

Нет Видео для отображения
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
.