Путешествие Преосвященного Вениамина по Якутскому тракту, р. Лене и ее притокам. 1874 г. Часть 6.

Записки и заметки, веденные во время путешествия Преосвященного Вениамина, Епископа Иркутского и Нерчинского, по Якутскому тракту, р. Лене и ее притокам (с 14 Мая по 15 Июня 1874). Часть 6.

Круг действий Маслова определен следующей грамотой Митрополита 1697 года. «От великого Господина Преосвященного Игнатия Митрополита Сибирского и Тобольского в Якутск десятильнику нашему Ивану Маслову. По нашему великаго Господина указу велено ведать церковные догматы и духовные дела Выркутском, в Нерчинском, в Селенгинском и тех городов уездах и в Брацком и в Балаганском и в Верхоленском острогах и в селе Бирюльке и в Баргузинском Иркутскому десятильнику Ивану Толстоухову а в нынешнем 205-м (1697) году Октября 15 дня ведомо нам великому Господину учинилось, что в Брацком и в Верхоленском острогах и в селе Бирюльском ведал церковные догматы и духовные дела бывшей Якуцкой Василий Аврамьев и тебе Ивану те остроги и село Бирюльское ведать велено ж а по справке с нашим Архиерейским разрядом в прошлых годах при бытии брата нашего прежде бывшего Преосвященного Павла Митрополита Сибирского в Брацком и в Верхоленском острогах и в селе Бирюльки выдал церковные догматы и духовные дела закащик Селенгингинского Троицкого монастыря Игумен Феодосий и по нашему Архиерейскому указу тогож монастыря Игумен Мисаил ведал же, а бывшему десятильнику Василию Аврамьеву и тебе те остроги и село Бирюльское написаны в заказах не справясь подлинно с прежними отпусками и з записными книгами; и мы великий Господин слушав выписки указали по прежнему и по сему нашему Архиерейским указом ведать церковные догматы и духовные дела в Брацком и в Верхоленском острогах и в селе Бирюльском Иркутскому десятильнику Ивану Толстоухову, а тебе тех острогов и села Бирюльского ведать не велено и ни для каких дел не выезжать и как к тебе сия наша великаго Господина грамота придет и ты б о всем чинил по сему нашему великаго Господина указу, как писано в сей нашей Архиерейской грамоте выше. Писан в Тобольску в нашей Архиерейском дому лета 7025-го Отября в 21 день». На обороте грамоты даны подпись: Дьяк Григорий Яковлев. Писал Мишка Протодьяконов.

В 1699 закащиком духовных дел Митрополитом Игнатием был определен строитель Киренского Троицкого Монастыря Иеромонах Григорий Тушин, который и управлял вновь открытой Киренской десятиной, отчисленной от Якутской, до прибытия на Тобольскую Митрополию Филофея Лещинского. Ему поручено было ведать церковные догматы и духовные дела в Киренске и в Илимске с уездами, в 1700 году в Киренской десятине был отчислен Чечуйский острог с церковью Вознесения; так как Чечуйский острог в близости Киренского острога, а от Якутска в дальнем расстоянии.

Митрополит Филофей сменил Иеромонаха Тупина за излишние поборы, а грамотой от 20 Апреля 1702 года определен закащиком священника Киренской Спасской церкви Михаила Данилова, впоследствии произведенного в Протопопы. 10 Октября 1704 г. Иеромонах Григорий лично явился в Тобольск Митрополиту и принес оправдание. В том же году была снова восстановлена власть строителей монастыря. Митрополит Филофей назначил сюда из своего Софийского дома казнаея монах Иоасафа Милюкова т определил его строителем и закащиком Киренской десятины. Замечательна грамота Филофея к Иоасафу о принятии схимы и отзыв о Пресвященном Варлааме, Епископе Иркутском, Викарие Тобольской Митрополии, писанная Иосафу в 1709 году, когда Епископ Варлаам, от трудности пребывания и не устройстве в Иркутске, без указа выехал в Москву.

«Бывший Преосвященный Филофец Митрополит Сибирский ныне же благодатию всесвятаго и животворящаго духа схимонах Федор. В уст-Киренской острог в Троицкий монастырь строителю монаху Иоасафу Божие благословение, известно тебе буди что аз по воли Божия оставя архиерейство восприях схиму и хощу бытии на обещании в Киевопечерском монастыре, и буде Преосвященный Варлаам, Епископ Иркуцкий и Нерчинский учнет от себя какие указы к тебе присылать, или похощет, Киренскую десятину под своей властию имети, и тебе б отнюдь его же в чем неслушать и на Киренге и во всей Киренской десятине потом слушать его не велел и о том им учинить заказ м подкреплением посланную от мене грамоту, которую пришлет к тебе из Енисейска архимандрит Даниил в Якуцк ко всечестному отцу архимандриту Илариону приняв послат с ездоками не замедлительно, писан в Тобольску лета 1709-го Октября в 14 день» — На обороте столбца подпись: Дьяк Григорий Яковлев.

В ожидании нового Митрополита Архиереосхимонах Федор продолжал однако же управлять Паствой Сибирской и, как известно, по смерти Митрополита Иоанна, снова принял жезл правления Тобольской Митрополией. Грамотой 25 Августа 1710 года, он уволил Иоасафа Милюкова, желавшего принять схиму, вследствие его просьбы по причине старости от заведывания десятиной поручил Якутскому Архимандриту Илариону, назначенному в Якутск в 1709 году, — и повелел ему «в Якутску и Илимску и на Киренге с уезды ведати церковные догматы и митрополичьи архиерейские дела исправляти и церквы святыя и них всякого благочиния церковного дозирати». Такими правилами, как судья духовных дел и, закащик, Архим. Иларион пользовался и при Иоанне Максимовиче, как видно из грамоты Митрополита Иоанна от 7 Июля 1713 года. Но с назначением Архимандрита Илариона (Трусова) в Пекинскую миссию, с управлением монастырем Посольским, бремя правления снова пало на Иоасафа Милюкова. 3 Августа 1713 г. он просил увольнения от десятинного сбора, по причине старости и для воспринятия схимы. Митрополит Иоанн грамотой от 9 Авг. 1713 г. велел ему посоветоваться с братией, выбрать доброго и искусного иеромонаха или монаха, или доброго священника, которому бы можно было верить и представить Митрополиту за общим подписом. В ответ на это получил от Митрополита следующую грамоту:

«От великаго Господина Преосвященнейшаго Иоанна Митрополита Тобольскаго и всея Сибири на Киренгу в Троицкий монастырь строителю Иоасафу. Многажды писал ты к нам, объявляя всю немощь и что за древнею старостию более в строителех быть не желаешь, в нынешнем 1714 году Декабря в 27 день указали мы в Киренском Троицком монастыре на твоем месте быть строителем Енисейскаго Спасова монастыря иером. Михаилу, и как к тебе сия Наша грамота придет а он иеромонах Михаил на Киренгу будет, и тебе ему Михаилу Троицкой монастырь и в монастыре церкви святые и в церквях Боже милосердие, книги, ризы, и всякую церковную утварь и в монастырской казне денежную и всякую наличную барышневую казну и монахов и работников и крестьян и их детей племянников и внучат и в жилищах всякой хлеб, лошади и рогатый и мелкий скот и о десятильном зборе Архиерейскую грамоту, и прочее что есть все на лицо, отдать, и во всем с ним росписатца. Писан в тобольску лета 1714 Декабря в 27 день. Василий Карташов».

Иоасаф в тоже время вызвался в Иркусткий монастырь для содействия Архимандриту Мисаилу в следственных делах, куда Мисаил был переведен из Троицкого Селенгинского монастыря, по смерти наместника Игумена Макария, и вместе с тем был определен закащиком Иркутской десятины, за которую было взялся без Архиерейского указа и выбора братии протопоп Петр Григорьевич, начавший запрещать в священнослужении, расправляться с духовенством и смирять цепями своих сослуживцев.

В Мае 1717 года Митрополит Федор произвел в Тобольске в Архимадриты Киренского монастыря Иеромонаха Иоанна Шапошникова (по подписи на надгробном памятнике – Сапожников), который сменялся местами с Якутским Архимандритом Феофилом в 1719 г., а в 1722 году Митрополитом Антонием снова утвержден на Архимандрии Киренской и пожалован митрой, до ныне хранимой в Киренском монастыре. Кроме монастыря он опять управлял Киренской десятиной до кончины своей в 1730 году. От него сохранились в церквах на Илге и по Лене распоряжения и указы, начинающиеся с учреждения Святейшего Сунода и повеления Петра I-го (Архив Орленской Спасской церкви начинающийся с 1719 года предписанием Лейб-Гвардии Солдата Баркова по всей Сибири с вызовом на доносы против Губернатора Сибирского Гагарина, преданного казни за своекорыстное правление и злоупотребление). Со времени учреждения Сибирской Митрополии в Тобольске с 1620 года, — ни один из Митрополитов Тобольских не мог осчастливить своим посещением церквей нынешней Восточной Сибири; — управление шло, как мы видели, через доверенных от них десятинников и закащиков. Через целое столетие, под саамы конец власти Митрополитов на крайнем Востоке, — и только раз суждено было осуществиться желанию Митрополитов: самолично посетить эти пределы, — и это счастливая доля выпала на Митрополита Филофея, в схиме Федора, во вторичное его управление, в 1720 году. Так как в это время предпочитался путь реками, хотя бы зимой, а летом на судах и дощаниках, — то Митрополит ехал через Кетский острог и Обью на Енисей, а отсюда на Илим, где и был в Генваре 1720 года. Митрополит отправлял здесь Божественную службу в Спасском Илимском Соборе, — и конечно в других церквах Илимского заказа, к коему принадлежали церкви на Лене, уже существовавшие в то время. 25 Генваря 1720 года, при служении в г. Илимске, Митрополит Федор посвятил в Собороной церкви в священники Михаила Игнатьева, по выбору Орленской слободы пашенных крестьян и разночинцев, к их Орленской церкви, вероятно, в это время приведенной к окончанию постройкой. На содержание священника определено было прихожан по два пуда ржи с сенца, с 62 дворов, а венцов 145, и того двести девяноста пудов.

Но в последствии посвященный Митрополитом Орленский священник стал жаловаться на скудость, что пахотной земли и сенных покосов от прихожан ему не определено и оные де покосы покупает он от крестьян на тоеж ругу, а спрошлого де 1735 и по 1743 год волею Божией в оной Орленской слободе от великих засух и от мразов хлеб родиться не стал и платить крестьянам ему священнику по ряде руги за скудостью не чем, а иные де крестьяне и разночинцы взяты ради сплавки казенного провианта в Якутский город и до Юдомского креста, також де иные взяты в рекруты, а иные многие умерли, и взять де руги не с кого и сенных покосов купить ему не на что и от той де хлебной не выплаты пришел он священник в великое разорение и в скудость и питаться не чем. Дело решено по 25 пункту прибавл. к духовному регламенту (ст. 23): «ежели приход нужным неким случаем обнищает так, что священнику с причтом весьма не возможно питаться и о таковых самому Архиерею иметь попечение, не допуская их скитатися, а определить их туды, где нового священника требуют». Сообразно тому, Иркутский Архиерейский приказ, по удостоверению через объездчика Игумена Панея, предписал Орленскому церковному старосте и приходским людям указать, чтобы они по требованию означенного священника Игнатьева к определенной ему руге за умалением в приходе его дворов и венцов до исправи своей из порожних оставшихся после взятых в рекруты и умерших крестьян земель или и своих собственных, отвели пахотной земли и сенных покосов надлежащее число без всякого отрицания, ибо везде священникам покосы дают без картому, кортомить на тоеж ругу, нигде при церквах не ведется, також и домоимочную с насильных крестьян ругу заплатили бы ему без всяких отговорок. В противном случае священник д. б. перевестись в другое место (Апр. 30, 1743 года).

С открытием самостоятельной Иркутской Епархии в 1726 году и назначением Святителя Иннокентия на Иркутскую Кафедру, по всей справедливости должны были подчиняться его ведению все церкви по обе стороны Байкала – Даурской, Иркутской и Якутской десятины. Но Митрополит Антоний Стаховский не захотел потерять свою власть на отдаленном Востоке. Он проихвольно оставил за собой Троицкий Селенгинский монастырь, за Байкалом, церкви по Илиму с уездом, Киренск и Якутск. Что при Святителе Иннокентие Иимским ведомством и Киренским краем действительно заведовал Тобольский Митрополит, на это сохраняется след в архивах местных церквей.

Илимские церкви с уездом по Лене и Киренский округ (и за Байкалом Троицкий Селенгинский монастырь) отчислены были в Иркутскую Епархию указом Свят. Сунода 16 Ноября 1731 г. уже по кончине Святителя Инокентия, делавшего о том представление Святейшему Суноду двукратное: 4 Декабря 1728 и 28 Марта 1729 года. По учреждении духовных правлений, — заказные дела вершились в Киренском монастыре, в Илимске, в Балаганске, на Илге, в Тутуре и в Марковской слободе, -переменно, смотря потому, где находились способные к тому люди. Трудности путей сообщения, ощутительные даже в настоящую пору, тогда еще более вызывали заботы относительно ускорения дел управления и заставляли административные места назначать то там, то здесь.

Обращают на себя внимание древние антиминсы, найденные нами, при обозрении Приленских церквей, на Илге:

1) На престоле Илгинской Знаменской церкви в Никольском приделе до ныне употребляется Антиминс 1709 года, устроенный при державе Царя и Великого Князя Петра Алексеевича, всея велики и малые и белые России Самодержца, между патриаршеством, лета мироздания 7217, от Рождества Христова, 1709 индикта 2, месяца Августа в 28 день. На стороне слова печатные с прописью: имеет власть священнодействовати в храме Святителя Христова Николая в царствующем преславном граде Бог-Дойском священнодействован Преосвященным Варлаамом Епископом Иркутским и Нерчинским. Преславный Богдойский град – это, конечно, — Пекин, столица Китайского государства, куда в 1685 году были уведены Албазинские пленники. Церковь устроенная в русской сотне из Феовского буддийского капища, подаренного русским пленникам Китайским Императором для молитвы по чину православия, — была утеряна в храме или во имя Софии премудрости Божией (по митрополии Тобольской), или во имя Свят. Николая, по образу, вынесенному из Албазина в Пекин священником Максимом Леонтьевым; но она была устроена и освящена еще при Митрополите Игнатие, который составил дажевозношение на Сугубой эктении за Его Богдыханово Величество, дабы Господь привел его в познание истинного Бога (Император Кан-ся, известный Петру I, подавал надежду на принятие Св. Прав. Веры и просвещения всего Китая с Монголией). Приемник Митрополита Игнатия Филофей скорбел о том, что русские пленники в Китае приняли Китайские обычаи и строгой, обличительной грамотой напоминал им не изменять истиной христианской вере – и отправлял в Китай, а преимущественно в Ургу, несколько посольств, составленных из духовных лиц, с отправлявшимися в Китай купеческими караванами. – Не относится ли освящение Антиминса ко храму Святителя Николая в преславное Богдойское (Китайское) царство, судя по времени (1709), к дальнейшим заботам об утверждении христианства в Китае, когда для Албазинцев и Китайцев (почитающих Свят. Николая), устроился новый предел в храме Софии Премудрости Божией, или даже при одном престоле, когда было восстановлено между заблудившимися Албазинцами и сознано необходимым прославление Святителя Николая, зарею чудес своих озаряющего всю вселенную! – Но почему же в таком случае остался не отосланным в Пекин Св. Антиминс, 28 Августа 1709 года священнодействованный Епископом Иркутским Варлаамом? – В этом году Преосв. Варлаам от тесноты пребывания в Иркутске, уехал в Москву без указа, а Митрополит Филофей уже сам лично занялся управлением Митрополией, без помощи своего Викария Варлаама, — и даже предписал, как мы видели, вовсе не слушать распоряжения Варлаама. – Антиминс этот остался в ризнице Иркутского Кафедрального Собора, а когда понадобился Антиминс для Илимской Никольской церкви, — то Преосвященный Иннокентий Нерунович велел его послать туда, о чем свидетельствует надпись на стороне:

«Сего 1745 года Октоврия 2-го дня по приказу Преосвященнаго Иннокентия Епископа Иркутскаго и Нерчинскаго посылается Антиминс для священия и священнодействия в пределе Святаго Николая Чудотворца что в Илимском остроге Знаменской церкви» Вверху собственноручная надпись: Смиренный иннокентий Божией милостью Епископ Иркутский и Нерчинский – рукой властной.

2) Другой древний Антиминс хранится на престоле в приделе Рождества Пресвятой Богородицы, в летнем Богоявленском храме села Илгинского. Антиминс холщевый; на нем слова «Божественный и священный Антиминс он есть Трапеза Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа освященная Благодатию Пресвятаго и Животворящаго Духа благословением Святейшаго Правительствующаго Всероссийского Сунода рукодействен и освящен тщанием Преосвященного Антония Божию милостию Православного Митрополита Тобольскаго и Сибирскаго, во еже священнодействоватися на нем в храме Рождества Святаго Иоанна Предтечи в пределе. Се же бысть за державы Благочестивейшаго Самодержавнейшаго Втораго Императора Петра Алексеевича всея России лета бытия мира 7230 от воплощения же Бога Слова 1730 месяца Сентемврия 6 дня». Внизу подпись: Вышеимянованный Митрополит рукою mp. (manu propria).

3) Холщевый Антиминс с следующей надписью печатью: «При державе Благочистивейшаго Государя нашего Царя и Великаго Князя Петра Алексеевича всея велики и малые и белые Росии Самодержца и при великом государе Святейшем Кур-Адриане Архиепископе Московском и всея Росии и всех северных стран Патриарха лета мироздания 7200 месяца Мая в 24 день». На стороне слова: «имеет власть священодействовати во храме Николая Чудотворца в селе Карапчанском Илимскаго уезду Филофеем священодействован Преосвященным (Игнатием – зачеркнуто) Митрополитом Сибирским и Тобольским». Внизу подпись самого Митрополита: «рукою властной». По Антиминсу, хотя он остается уже без употребления, (Св. мощи вынуты), и неизвестно, как попал в Илимскую церковь, — (вероятно в то время, как здесь было правление заказных дел) – можно было бы определить начало Карапчанской Никольской церкви, построенной на том интересном пункте, где р. Ангара получает название Верхней Тунгуски; но 1692 год (7200) не может соответствовать основанию или началу церкви: потому, что в это время Тобольской Митрополией правил Игнатий, а не Филофей, вступивший на Митрополию Тобольскую в 1702 году; почему и заметна поправка чернилами на время управления Митрополита Филофея в начале XVIII столетия, — но год седьмого по тысяче столетия не возможно разобрать по выцветшим чернилам.

Остается внести на страницы нашей летописи материалы истории миссии и просвещения бурят, тунгусов и якутов за тот период времени, — дабы уяснить историческим путем взгляд на современное нам положение миссионерского дела.

Император Петр желал обратить в христианство всех Сибирских инородцев и даже за пределами русских владений, в Китае и Монголии распространить христианскую веру. Доказательством таких его стремлений служат постоянные о том напоминания Тобольским Митрополитам, которому в это время принадлежало управление церковных дел из Софийской митрополии в Тобольске на все необъятное пространство Восточных пределов. При существовании миссии в пределах Сибири при м. Филофее для остяков в Тобольской губернии и в Иркутских пределах в Троицком, Селенгинском и Томском монастырях для Монголо-бурят, Петр I-й озабочен был учреждением миссии для Калмыцкого народа, как известно, держащегося одних и тех же суеверий с Монголо-бурятами. Вот исторический документ, доказывающий это.

Указ Его Величества Императора Самодержца Всероссийскаго из Канцелярии Святейшаго Правительствующаго Сунода Преосвященному Антонию Митрополиту Тобольскому и Сибирскому Апреля в 12 день сего 1724 года по имянному Его Императорскаго Величества числу велено приискать таких учителей, которые могли бы калмыцкаго народа людей ко благочестию приводить, а как такие учителя приисканы будут, доложить о них Его Императорскому Величеству и сего Июня 15 дня Святейший Правительствующий Сунод, исполняя оный Его Императорскаго Величества указ приговорили о приискании таких людей калмыцкий язык знающих, которые могли бы учителями быть, послать из Сунодуу указы к Вашему Преосвященству да в Нижегорскую, Казанскую и Астраханскую епархии ко Архиереям и в Макарьевской Желтовской монастырь и в другие, по обитанию онаго народа прилежащия, места и к духовным персонам, дабы ваше Преосвященство и по обитанию онаго народа в прилежащих местах в епархии вашей духовные персоны по посланным от вас к ним указам о таких людях наведывались о прилежащих; и где таковые уведаны и просмотрены будут, приписывались оных в Святейший Сунод при донесениях обстоятельныя ведомости немедленно; и Преосвященному Антонию Митрополиту Сибирскому и Тобольскому о исполнении вышепоименованнаго учинить по сему Его Императорскаго Величества указы.

В тоже время были придумываемы и принимаемы все меры для того, чтобы облегчить всем Сибирским инородцам переход в христианскую, господствующую в России, веру.

В указе Святейшего Сунода 22 Генваря 1725 года на имя Антония Митрополита Тобольского и Сибирского, сообщено между прочим, что 24 Октября 1724 года было изображено Высочайшее повеление, — «ради обретающихся в епархии Его Архиерейства новокрещенных иноземцев, которые жительствуют от церквей в дальности (часовен нигде невозобновляют) 1) где буде надлежит и быть пристойно строить церкви, взять у них новокрещенных о довольствовании оных церквей всякими потребами и о награждении священников с причетниками нескудным пропитанием крепкое по обыкновению обязательство и тем новопостроенным церквам священников с причетниками определить искусных и добродетельных людей по обыкновению. (п. 2) Впадающих из Татар и из прочих инородцев в воровства, которые осуждаются на смерть и прежде казни желают крещения в православную веру, принимать и довольно научив, святаго крещения сподобить, как св. правила повелевают, а по восприятии ими того святого крещения, ежели кто из них достоин будет казни, таких отсылать куда следует по обыкновению.» (Архив Орленской Спас. церкви).

Опубликовано 28 сентября 1874 года.

Путешествие Преосвященного Вениамина по Якутскому тракту, р. Лене и ее притокам. 1874 г. Часть1.

Путешествие Преосвященного Вениамина по Якутскому тракту, р. Лене и ее притокам. 1874 г. Часть 2.

Путешествие Преосвященного Вениамина по Якутскому тракту, р. Лене и ее притокам. 1874 г. Часть 3.

Путешествие Преосвященного Вениамина по Якутскому тракту, р. Лене и ее притокам. 1874 г. Часть 4.

Путешествие Преосвященного Вениамина по Якутскому тракту, р. Лене и ее притокам. 1874 г. Часть 5.

Путешествие Преосвященного Вениамина по Якутскому тракту, р. Лене и ее притокам. 1874 г. Часть 7.

Путешествие Преосвященного Вениамина по Якутскому тракту, р. Лене и ее притокам. 1874 г. Часть 8.

105

Видео

Нет Видео для отображения
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
.