Абаканский железоделательный завод. Часть 1.
В юго-западном углу Енисейской губернии, где отроги Алтайского и Саянского горных хребтов стеснили быстрое течение реки Абакана, впадающей с левой стороны в многоводный Енисей, в нескольких верстах от границы Томской губернии и в 80 верстах от северных пределов Китая, 22 года тому назад одиноко стоял Арбатский форпост, состоящий из двух семей, да по берегам горной, бурливой реченьки Джебаш, впадающей справа в Абакан, перекочевывали несколько инородческих юрт. По нижнему течению Абакана, местами, разбросаны были незначительные казачьи станицы, составляющие единственный оплот для этих южных границ Азиатской России. Вся местность этого угла была изрезана каменистыми кряжами гор, поросшими хвойным лесом, где единственными путями сообщений служили звероловные лесные тропинки инородцев, да горные реченьки и ключи.
Впервые, в 1865 году, предприимчивый дух москвича, в лице купца Кольчугина, проник в эти дебри, — внес в него промышленную жизнь и положил основание горнозаводской деятельности в Восточной Сибири, открыв богатый железный рудник, по левой стороне р. Абакана, повыше Арбатского форпоста, против казачьей заимки Большой луг (Челбарты), между ключами малой и средней Кенями.
С тех пор, в двадцать слишком лет, благодаря неустанным трудам и, поистине феноменальному терпению и выносливости пионеров горнозаводского дела в Восточной Сибири – сначала Кольчугина, а потом его приемников Григория и Николая Пермикиных в борьбе с топографическими, климатическими и экономическими условиями этой местности, а главным образом с косностью и невежеством местной среды власть имущих, — первоначальный Алексеевский рудник, открытый Кольчугиным, вырос в чугуноплавильный и железоделательный Абаканский завод, с тысячным горнозаводским рабочим населением, выработав за свое двадцатилетнее существование полтора миллиона пудов чугуна и до миллиона пудов железа. Не смотря однако, на эти внушительные цифры его деятельности, Абаканскому заводу грозит теперь опасность погибнуть, и погибнуть не от недостатка энергии или неумелости заводовладельца, не от естественно-физических препятствующих причин, а единственно от тех роковых причин, которые опутывают как тенетами всякую разумную экономическую деятельность наших промышленных предприятий и топят ее пучине бюрократических измышлений, угнетающих каждое живое дело.
С целью указать будущим предпринимателям в разработке естественных богатств Сибири, с какими препятствиями им придется считаться здесь, — препятствиями, пока не предусмотренными ни одним курсом специальных научных знаний, но тем не менее требующих большой личной энергии и материальных пожертвований, — я расскажу вполне беспристрастную и правдивую историю Абаканского завода, — на основании неопровержимых документов – как яркую страницу в летописи сибирской промышленности.
Открыв рудник в описанной местности (Собственно говоря, как открытие рудника так и дальнейшая деятельность по устройству Абаканского завода всецело сосредотачивалась в руках доверенного Кольчугина, минусинского купца Афанасия Шираева), сделав подробные разведки и разыскания, описав точно район местности будущего завода, сняв ее на план, и сделав заявку, московский купец Кольчугин в июле 1865 года вошел с ходатайством к бывшему тогда генерал-губернатором Восточной Сибири Корсакову о разрешении устроить на открытом руднике чугуноплавильный и железоделательный завод, предполагая ежегодно производить выплавку чугуна в размере 100,000 пудов, для чего поставил важнейшим условием, согласно действующего горного устава, отвод необходимых для завода земли и леса из пустопорожних, втуне ледащих казенных земель минусинского округа по обеим сторонам реки Абакана, от границы земель Алтайского горного округа вниз по течению к Арбатскому форпосту на 10 верст, а также по обеим сторонам реки Джебаша до вершин ее, с притоками, всего 50,000 квадр. Десятин; в это же пространство входила и та местность, на которой предполагалось устройство завода, с селением и выгоном дл скота; испрашиваемая местность, никем не занятая, принадлежавшая казне, заключала себе крутые, горные кряжи, с редким лесом, совершенно не пригодные для хлебопашества, и не имевшая даже никаких либо путей сообщения с селениями расположенными в долине Абакана. Признавая для действия своего завода испрашиваемую и исследованную площадь в 50,000 кв. десятин недостаточной для будущей деятельности завода, Кольчугин просил об отводе ему еще 50,000 кв. десятин из ведомства Алтайских горных заводов. Кроме того он ходатайствовал также о дозволении ему устроить поселение горнорабочих людей, в местности указанной в плане, для 2000 душ обоего пола, с распространением на них податных льгот, существующих вообще для переселенцев из России. В своем прошении Кольчугин указывал, что устройство чугуноплавильного и железоделательного завода на Абакане, в местности не только необитаемой, но даже мало знакомой, вблизи китайской границы, необходимо будет иметь большое значение в общих государственных интересах, дав работу массе рабочего населения, увеличив благосостояние всего Минусинского края, способствуя заселению глухого нетронутого края и, наконец, может быть средством сближения русских с китайцами – открытием нового менового рынка.
Я считаю необходимым несколько подробнее остановиться на поставленных Кольчугиным правительству условиях относительно отвода леса и земли, и основания поселения, столь существенных, по его мнению, для устройства и дальнейшего существования открываемого им завода, — тем более, что эти-то условия и составляли впоследствии те камни преткновения, совладать с которыми никак не могла логика сибирских властей и от правильного понимания которых зависит дальнейшая судьба Абаканского завода.
Кольчугин, а особенно Ширяев, как опытный горнозаводчик, хорошо сознавали, что успех будущего завода и непрерывность деятельности его на вечные времена возможны только при полной обеспеченности его топливом и рабочей силой. Если массы железоделательных заводов на Урале, в Вологодской и Вятской губерниях, в видах обеспечения непрерывности их действия, неистощимости в топливе существовали с помощью посессионного права, стеснительного в равной степени, как для правительства, так и для заводовладельца, но тем не менее, до сиз пор еще не замененного другим, более целесообразным, — то естественно, что для такой местности, не заселенной, отдаленной на громадное расстояние от промышленных центров, не связанной с ними никакими путями сообщений, каковой была территория будущего Абаканского завода, конечно, прежде всего надлежало предпринимателю позаботиться о достаточном количестве топлива для непрерывного действия завода. Точно определяя количество лесов для этой цели в 100,000 кв. дес., Кольчугин испрашивал их на точном указании завода, предоставляющего предпринимателю просить вместе с правом на разработку рудника и постройку завода и нужных средств. Кольчугин хорошо сознавал, что насколько железоделательный завод нуждается в лесе, настолько же он нуждается и лошадиной силе для того множества подвозных работ, какими обуславливается подвозная деятельность завода. Кроме того, он предвидел, и то, что с заселением завода переселенцами – горнозаводскими рабочими с Урала, — для них завод должен иметь в запасе достаточное количество сенокосных земель, могущее дать рабочему, переселившемуся с семьей, возможность содержать рогатый скот. В силу этих причин, Кольчугин просил об отводе леса и земли нераздельно, имея в виду и то, что только при нераздельности их возможно устройство такого правильного лесного хозяйства, при котором бы возможно было удовлетворить заводские нужды как в отношении топлива, так и корма для скота, т.е. не истощая и не сводя леса, иметь вечный запас их, а расчищая негодные к лесоразведению пространства, постепенно подготовлять земли для сенокошения.
Наконец, Кольчугин хорошо сознавал те трудности, ч какими придется ему бороться в приобретении рабочей заводской силы, при полнейшем отсутствии сколько-нибудь пригодных для того местных элементов и пустынности того края. Он знал, что ему придется выписать горнозаводских рабочих с Урала, с их семьями, для чего будет необходимо при заводе образовать поселение горнозаводских людей, такое поселение, где бы рабочий до тех пор пользовался правом пользования заводской землей и угодьями, пока он состоит при нем рабочим; чтобы связь его с заводом вытекала единственно из его рабочей только деятельности по отношению завода. Поэтому-то Кольчугин и ходатайствовал об отводе для этой цели достаточного количества земли для 2000 рабочих, с распространением на них всех податных льгот, установленных для переселенцев в Сибирь вообще. Таким образом, для обеспеченного и спокойного существования будущего завода, основатель его признавал необходимым дарование заводу в достаточном количестве леса и земли и устройства поселения горнозаводских людей.
С самых первых шагов своих в основании Абаканского завода, Кольчугин уже встретил препятствия со стороны местной администрации. Енисейская казенная палата, куда было передано генерал-губернатором ходатайство Кольчугина на заключение – нет ли каких препятствий на разрешение завода, высказалась в необходимости произвести удостоверении ев натуре, через землемера, местности, просимой Кольчугиным под заводскую лесную дачу, ввиду отзыва губернского землемера, что таковая не вполне свободна, заключая пашни и покосы казаков и инородцев и чтобы им не было стеснения в приобретении строевого леса и дров, а также, что испрашиваемая местность лежит за гранью Енисейской губернии и потому палата до производства такового удостоверения не считала возможным сделать положительного заключения к удовлетворению ходатайства Кольчугина. Словом, дело открытия завода откладывалось на неопределенное время.
Иначе взглянул на дело генерал-губернатор М.С. Корсаков. Находя, что акт, составленный заседателем минусинского земского суда при командире 5 сотни Енисейского казачьего полка и понятых, вполне доказывает незанятость кем либо местности, испрашиваемой Кольчугиным под рудник и устройство завода, и допуская даже, что некоторые места, если бы оказались принадлежащими сельским обывателям и инородцам, то и тогда должны быть предоставлены Кольчугину с вознаграждением владельцев за отходящую от них землю; что по карте Шварца испрашиваемая местность отстоит от границы Западной Сибири в расстоянии 15 верст; и признав предприятие Кольчугина клонящимся к развитию железного производства в Восточной Сибири вполне заслуживающим одобрения, а также, в виду заявленного Кольчугиным желания приступить тотчас же к необходимым приготовительным работам, как по добыче руд, так и по устройству самого завода – генерал-губернатор признал полезным немедленно отвести Кольчугину заявленный его доверенным Ширяевым по р. Абакану рудник с отводом узаконенной к нему площади.
В том же 1865 году состоялся окончательный осмотр, при участии минусинского земского исправника, местности просимой Кольчугиным и так как никаких препятствий к отводу ее под рудник и устройство завода не оказалось, то таковой и состоялся. Остальные же ходатайства были переданы генерал губернатором на заключение совета главного управления Восточной Сибири. Совет 13-14 сентября 1865 г., признавая предприятие Кольчугина заслуживающим полного внимания и одобрения, как в видах развития промышленности в крае, так и доставления устройством завода новых источников казенного дохода, представил министру финансов на разрешение о том, что если нельзя будет допустить Кольчугину устройство Абаканского завода на основании тех правил, какие проектированы комиссией по пересмотру горного устава для горных заводов, впредь до утверждения таковых в законодательном порядке, то разрешить с отводом необходимой лесной дачи на основании действующих узаконений, с распространением впоследствии на завод Кольчугина и тех льгот, какие утверждены будут законодательным порядком. Что же касается «в отношении просимого Кольчугиным дозволения на переселение в предполагаемый Абаканский завод вольных мастеров и рабочих с уральских и других заводов, совет главного управления, принимая во внимание, что в подобных людях Кольчугин будет иметь настоятельную надобность, и что с переселением на означенные заводы мастеровые и рабочие, обзаведясь домами и собственным хозяйством, полезнее будут временных наемных работников. Как для самого завода, так и для края вообще, полагает одобрить переселение в Минусинский округ к заводам Кольчугина, мастеровых и рабочих из других губерний, по правилам изложенным в 69 и 88 ст. уст. о благоустр. в казенных селен., с предоставлением переселяющимся людям тех льгот, какие существуют для государственных крестьян, переселяющихся добровольно с разрешения начальства из одной губернии в другую».
Ходатайства Кольчугина, однако не были уважены министром финансов, соглашавшимся на устройство Абаканского завода лишь на тех основаниях, на каких было дозволено устроить подобный же завод, в Иркутской губернии, купцу Яковлеву, которому необходимые для заводского действия материалы дозволено было получать за попенную и посаженную казенную пошлину (Благодаря чему дело открытия Яковлевского завода и приостановлено с 1861 г. по несогласию заводовладельца на это невозможное условие).
Генерал-губернатор Корсаков, «находя такое ограничение в пользовании лесом для заводского производства не малым препятствием к учреждению железоделательных заводов в Восточной Сибири, где леса не могут быть подведены под общие условия великороссийских губерний и где они напрасно гниют и истребляются пожарами. И что от неимения в Восточной Сибири, в этом отдаленном крае, своего железоделательного завода, сами интересы казны подвергаются большому ущербу в заготовлении разных продуктов по дорогим ценам от неразвития сельской и фабричной промышленности, чему главным препятствием служит недостаток в железе», — вновь просил, в январе 1866 г., министра финансов об исходатайствовании у Государя Императора, до утверждения в законодательном порядке новых правил по устройству горных заводов, о дозволении в Восточной Сибири купцам Кольчугину и Яковлеву пользоваться лесным материалом из свободных дач для заводских нужд в потребном количестве бесплатно, с обязательством только вести правильно лесное хозяйство. А по утверждении льгот (Какие ожидались от новых правил для горных заводов, да и вообще предполагается полный пересмотр горного устава) распространить их на будущие заводы Кольчугина и Яковлева.
Опубликовано 18 января 1887 года.
Абаканский железоделательный завод. Часть 2.
Абаканский железоделательный завод. Часть 3
Абаканский железоделательный завод. Часть 4.
Абаканский железоделательный завод. Часть 5.