Иркутская Духовная Миссия в 1875 году. Часть 6.

Влиянию Нельхайского миссионера подлежали кроме 6 отдельных родов – Аларского 2592 язычников и 336 душ новокрещенных. С освящением церкви, когда наступила пора для определенного действования по миссии, сделано соответственное распределение с соседним Нукутским станом. К Нельхаю причислен 2 Ользоев род с населением 1286д. и улус Шалотский 1 Икинатского рода с населением 515 душ по ревизии. Таким образом, в район Нельхайского стана вошло 3220 д. об. п.; из них 3 Холтубаевом роде ламаиты, прочие шаманисты и 426 д. крещенных.

Труды миссионера свящ. Анания Куликовского в своем районе, по водворении в Нельхае состояли в наблюдении и распоряжениях по постройке церкви и дома, а потом после пожара в возобновлении дома и устройстве училища. В тоже время он должен был посещать улусы в посты для говения и приобщения св. Таин, исполнения треб между новокрещенными и призыва в лоно св. Церкви, особенно в лице Архипастырского посещения стана. Борьба его с ламаизмом и пропагандой лам Аларского ведомства, обнаруженная в 3 Холтубаевском роде, побудила его усугубить свои действия в 3 Холтубаевском роде между совращенными из шаманства в ламаизм. Большая часть новообращенных были из ламаитов этого рода. Сам родоначальник, с принятием св. крещения, сделался усердным поборником православия. Столь же живое участие в деле православия принимали и другие родоначальники, в особенности Аф. Трубачев и Н. Тархаев. Таким образом, влияние Нельхайского миссионера простиралось во все Аларское ведомство, при посещении коего в Мае он просветил св. крещением четырех сыновей штатного ламы Аларского дацана, рожденных от матери-христианки. Это доброе начало, положенное миссионером о. Куликовским, способствовало потом крещению самих лам Аларского дайана, познавших суету своего идолослужения. Наибольшее число обращенных им было крещено в приезд самого Преосвященнейшего. Всего в отчетном году свящ. о. Ананием Куликовским просвещено 118 душ.

14) по Нукутскому стану.

Нукутский стан, смежный с Нельхайским, существеут с 1861 г. Деревянная церковь святит. Иннокентия, построенная 1841-1859 г., потребовала уже значительного ремонта, которого не в состоянии покрыть ни на свои ничтожные средства, ни на скудные пособия кочевых инородцев, состоящих в ведении миссионера, хотя их уже не малое число (1655 д. об. п.). Миссия все свои надежды возлагает на пособия Совета Православного Миссионерского Общества. Это обстоятельство сильно озабочивает миссию; так как ремонт, поддержка станов дело неизбежное, а в некоторых безотлагательное.

Большая часть кочевых инородцев Нукутского района живут в дацанах соседних приходов: Кимильтейского, Зиминского, Холмогойского и др. Хотя они живут близ русских, но от кочевого быта и совместной жизни с некрещеными зависит то, что некоторые из них увлекаются еще языческими суевериями и вытекающими из того непорядками в семейном быту. Это убеждает в необходимости миссионерского надзора, кроме наблюдения за ними приходских священников, редко посещающих улусы. Миссионер Нукутского стана свящ. Иннокентий Ливанов, уже 25 лет состоящий в Балаганском округе на миссионерском поприще, приобрел зрелую опытность. По давнему пребыванию в Нукуте (с 1861) он знает всех здешних бурят. У него со всей точностью ведутся посемейные списки крещенным и смешанным семействам, поверяемые при посещении улусов и в родовых управлениях. Храм св. Иннокентия служит училищем веры и благочестия для окрестных жителей. Улусы постепенно делаются сплошным населением христианским. Зная туземный язык, миссионер пользуется этим для вразумления заблуждающихся и направляет их на истинный путь. В отчетном году проповедь его была особенно благоплодна. Перед приездом Архипастыря в Декабре он, не смотря на не здоровье, объехал все улусы при предложения св. крещения тем, которые подлежали оному и созрели в своей решимости оставлять заблуждене язычества.

Нукутский стан в отчетном году был посещен Преосвященнейшим Вениамином на пути из г. Балаганска нарочито для крещения бурят. Прибыл сюда в 6 часов вечера на 16 Декабря, Архипастырь приступил прямо к оглашению собравшихся в храм для принятия св. крещения. Крещение совершено было Преосвященным соборне, в сослужении начальника миссии, миссионеров: Иннокентия Ливанова, Анания Куликовского и благоч. Свящ. Иннокентия Преловского. Крещено было около 100 душ. Затем следовало всенощное бдение. На Литургии все новокрещенные были приобщены св. Христовых Таин. В обычное время Архипастырь, совершавший литургию, произнес вразумительное слово к новопросещенным об удалении от всего языческого и преданности св. вере Христовой, о посещении храма Божия, ежегодном причащении, молитве и вообще соблюдении правил св. Церкви. – Всего в отчетном году миссионером свящ. Иннокентием Ливановым просвещено по своему району 169 душ.

В Нукутском училище обучалось 42 человека. Закон Божий был преподаваем студентом Иркут. Дух. Семинарии Н.С. Болдоновым. Предметы обучения: превоначальные молитвы, десятословие, символ веры, рассказы из свящ. истории Ветхого и Нового Завета о важнейших событиях, о пророчествах и преобразованиях, излагаемые на русском и бурятском языке. Для миссии г. Болдонов составлял нужные переводы на бурятский разговорный язык.

15) по Бажеевскому стану.

Бажеевский стан с приписной церковью св. Алексея в Ныгдынском улусе Аларского ведомства имеет тоже весьма обширный район. Из журнала миссионера свящ. Преловского видно, что он беспрестанно занят был то исполнением треб по улусам, то Богослужением в местном Николаевском храме, и был положительно обременен перепиской по делам своего обширного прихода (в 1500 душ). Сколько у него остается времени и сил исключительно для миссионерства и проповеди Евангельской для остального языческого, ламайского населения в 10,000 душ, это понятно само собой. Настоит непременная надобность иметь особого миссионера, который бы разделил эти труды. Пресечение ламайской пропаганды Аларского дацана делает это еще более нужным и безотлагательным.

Главное событие, по миссионерству в Аларском ведомтсве, это свершившееся недавно и беспримерное до настоящей поры крещение четырех штатных лам Аларского дацана. Словно спасения, давно возвещаемое в услышанье здешний лам, падало на различную почву. Попавшее на землю каменистую и в терние не выросло или подавлено было земными заботами и пристрастиями, а упавшее на добрую почву возросло и дало плод (Лук. 8, 13).

В Августе месяце начальник миссии архим. Мелетий был командирован Преосвященнейшим Вениамином по делам Нельхайского стана и в Аларское ведомство, куда прибыл в сопровождении миссионера свящ. Анания Куликовского. 30 Августа, после Богослужения в Бажеевской церкви, он прибыл в Аларскую С. Думу, при которой находится и дацан. Сюда явился весь наличный штат дацана: Ширетуй Чойванов, его помощник Базыков и двое других лам. На предложение принять св. крещение и остаться, если угодно, в духовном звании с сохранением привилегий по состоянию, старшие ламы отозвались нерешимостью. Зато двое последних, лама Шойдан Санданов, 33 л., И Санба Кузменов 38 л. решительно объявили о своем намерении оставить заблуждение язычества и посвятить себя, если угодно Богу, на служение миссии. Зная отчасти русскую грамоту, а более монгольскую, они в состоянии читать христианские книги и, как оказалось, читали монгольские переводы свящ. писания. Они рассказывали главные события жизни Господа нашего Иисуса Христа. Новообращенные не желали надолго откладывать своего намерения и желали поскорее по скорее запечатлеть свою веру принятием св. крещения в Черемховской Николаевской церкви. Желание их было исполнено. 31 Августа они торжественно были просвещены св. крещением перед литургией начальником миссии архим. Мелетием в сослужении благочинного свящ. Димитрия Болотова, миссионеров: Нельхайского свящ. Анания Куликовского и Бажеевского Иннокентия Преловского. Санданов наречен Андреем, а Кузменов – Петром. Вместе с ними приняли св. крещение личный дворянин того же ведомства Константин Павлов Батуров. На литургии новокрещенные были приобщены св. Христовых Тайн. Потом дано им наставление быть верными святой вере даже до смерти, чтобы заслужить неувядаемый венец славы, вспомоществовать миссии в трудах ее между их соплеменниками; и они единогласно объявили о своем желании посвятить себя на пользу Церкви. Другие два ламы того же дацана крещены были немного раньше. Вандан Вампилов, сын помощника Ширетуя Базыкова, был крещен 19 Июля местным миссионером свящ. Иннокентием Преловским с именем Вламира, по предварительному крещению его семейства Нельхайским миссионером свящ. Куликовским (26 Мая). Первый шаг всегда труден. Долго колебался и Вампилов, пока благодать Божия, изменяющая сердца и утробы, не коснулась его сердца к умягчению и исцелению, а не к ожесточению, в котором гибнут тысячи их собратьев. Замечательно, что Базыков, в сознании превосходства св. православной веры, усердно помогал крещению как внучат своих, так и сына – Владимира, и сам, как видно, недалек от царствия Божия. Добрый пример Вампилова благотворно подействовал на остальных лам и на многих из народа. Вскоре явился еще штатный лама Сан-Грук-Сайн-Джанов, 40 л., тоже с изъявлением желания перейти в христианскую веру. Он крещен был 14 Августа с именем Александра в Черемховской Николаевской церкви благочинным свящ. Димитрием Болотовым, Добрый пример и благое начало этих избранников да послужат уроком для прочих пестунов ламайского мира.

Самим Архипастырем Аларское ведомство осчастливлено было посещением в Декабре отчетного. Сюда Преосвященнейший Вениамин прибыл из Нукута по Московскому тракту. Для собрания и крещения инородцев назначено было с. Черемхово. Прибыв поздно вечером на 17 Декабря, Владыка отложил крещение инородцев до утра, дабы дать возможность собраться желающим. 17 Декабря перед литургией, Архипастырь облачившись в святительские одежды, совершил крещение над Аларскими бурятами и просветил свыше 120 душ. В том числе крещено 5 почетных граждан, двое старост, 1 помощник и 9 старшин, Архипастырю сослужили кроме начальника миссии, местных благочинный свящ. Димитрий Болотов, Аларский миссионер о. Иннокентий Преловский и свящ. Лавр Копылов. По окончании молитв и тайнодействий крещения, Архипастырь сделал отпуск, а начальник миссии ограждал каждого из новопросвещенных св. животворящим крестом, а они с верой и благоговением целовали изображение Распятого Христа Спасителя. На литургии все они были приобщены св. Христовых Таин. В обычное время о. благочинный, с благословения Архипастыря, произнес приличное событию слово, где уподобил новопросвещенных детям, их же есть царствие Божие; в пример русским своим прихожанам представил их детскую простоту и другие добрые качества, как-то: естественную любовь к родителям и чадам, уважение к пастырям Церкви, взаимную помощь в нуждах, избавляющую их от нищенства (почему они и называются «братскими»), гостеприимство неограниченное, — и в заключение советовал не осуждать их в недостатках внешней из жизни, тем более не презирать их, яко Ангели их на небесах выну видять лице Отца Небеснаго (Мф. 18, 10) – В квартире Преосвященного представлены были Архипастырю все четверо новопросвещенных лам – Петр и Андрей, Владимир и Александр. Владыка святительским словом одобрил их пример, благословил и наградил денежно на их домашние нужды.

Таким образом, труды Бажеевского миссионера свящ. Иннокентия Преловского в отчетном году увенчались небывалым доселе успехом. – Всего просвещено св. крещением в течении года аларцев-ламаитов 238 душ, кроме крещенных в Нельхае из 3 Холтубаева рода, отчисленного в ведение Нельхайского миссионера. – Свящ. Преловский сверх того прилагал попечение об исправлении Ныгдынской Алексеевской церкви, как выше о том было упомянуто; по надлежащем ремонте, церковь эта имеет быть в скором времени освящена, чего усердно желает строитель ее, бывший Аларский тайша, Николай Влад. Матханов. При храме он желает восстановить бывшее там инородческое училище.

Таким образом преимущественных успех Иркутская духовная миссия имела по Балаганскому округу: в трех ведомствах было крещено 1015 душ; из них более половины просвещено самим Архипастырем, Преосвященнейшим Вениамином, Епископом Иркутским и Нерчинским. – А по всей Иркутской миссии в отчетном году просвещено св. крещением 1729 д. об. п. (965 муж. 764 жен.) из шаманского и ламайского идолопоклонничества. Сверх того приходскими священниками крещено язычников 98 (63 м. 35 ж.), всего из идолопоклонничества 1827; из других вероисповеаний: евреев 6 муж. 2 ж., магометан 1, католиков 5, лютеран 1 м. 2 ж.; всех вообще 1844 д. об. п.

В видах упрочнения христианства в среде инородцев, признаются полезными переводы вероучительных и назидательных христианских книг и устройство школ. Миссия по мере сил своих стремится к осуществлению того и другого предначертания.

Еще до поездки в Казань начальник миссии употребил старание о напечатании в местных епархиальных ведомостях поучения к новопросвещенным о святой православной христианской вере, с переводом на бурятский разговорный язык (Иркут. еп. Вед. 1874 № 6), сказанного Преосвуященейшим Вениамином на месте действия миссии. В нем изложена сущность христианства. Это огласительное слово теперь употребляется миссионерами, как практическое руководство при объяснении инородцам христианской веры. Имеется в виду от времени до времени пополнять это оглашение при новых изданиях. В Казани сделан был экстраординарным Професс. Академии В. В. Миротворцевым опыт научного перевода на разговорный язык другой вероучительной книжки, со слов туземного переводчика, бывшего в Казани при начальнике миссии, Я. А. Чистохина; это перевод огласительной беседы: учение перед принятием св. крещения (Казань 1875) с русским текстом, изложенным блаж. Памяти архим. Макарием, бывшим начальником Алтайской миссии, где подробно излагается учение о догматах христианской религии и христианской жизни в виде беседы с инородцами. Перевод этот, сделанный при помощи туземного переводчика, приспособлен преимущественно к пониманию Забайкальских бурят и составляет пока первый опыт, удачного издания на бурятском разговорном языке, хотя и за Байкалом много наречий и поднаречий, где может встретиться затруднение в понимание речи. Для Иркутских же бурят сочтено было нужным снова переделать означенный перевод, по изложению туземца, студ. Болдонова. – Миссия надеется найти довольно материалов к изданию, только были бы средства, всегда заставляющие задумываться на пути к цели. В отчетном году приготовлен к изданию перевод книжки: «хлеб насущный», с объяснением молитвы Господней, символа веры и десятисловия и «исповедь» с молитвами из требника. Есть перевод Евангелия от Матфея, по просмотре и поверке, тоже предложенный к изданию. Переводы эти требуют тщательного исследования на месте о пригодности для народа. Желательно, чтобы право издания переводов под местною цензурой, дарованное Алтайской миссии, было распространено и на Иркутско-Забайкальскую миссию.

Кроме того в видах практического приложения начальник миссии испросил от Совета Православного Миссионерского Общества средства на приобретение в г. Казани и С-Петербурге Монгольских переводов Священного Писания из Библейского Депо Английского миссионерского Общества. На означенную сумму Г. Никольсон и К° послал в миссию 26 экземп. Нового Завета и 4 экземп. Библии. Нелишнее было бы приобрести в складе 38 экзем. Нового Завета и 710 отдельных частей Свящ. Писания. Г. Никольсон в письме на имя начальника Иркутской миссии от 27 Ноября изъявляет готовность предпринять новое издание этого перевода на счет Английского Общества. По дешевизне и аккуратности издания нельзя не согласиться между грамотными бурятами, знающими по монгольски, и для распространения через пограничные караулы нашими миссионерами в соседнюю Монголию. Миссия также имеет в своем распоряжении несколько экземпляров Богослужебных книг, — перевод Архиепископа Нила и Прот. Доржеева. Книги эти, с трудом понимаемые бурятами различных ведомств, говорящих особыми наречиями, по неприменимости ни к одному из них, могут быть не бесполезны однако же для домашнего употребления и для соображения при новых переводах. Принятие св. православной веры четырьмя ламами Аларского ведомства дает возможность заняться с ними поверкой прежний переводов, так и изданием новых, по мере требования.

Школы как мы уже видели, существуют почти во всех миссионерских станах, как то Шимковском, Парфениевском, и Гужирском (Тункинского ведомства), Молькинском и Нельхайском (Балаганского округа) пособиями от Совета Православного Миссион. Общества; вновь устраиваются училища в Жимыгытском, Хоготовском, Бажеевском от миссии, и при Еланцынском стане Ольхонского ведомства на содержании М.А. Сапожникова. Кроме того у инородцев есть училища народные от Министерства Народного Просвещения, таковы при Балаганской Степной Думе, в Бохонском улусе Идинского ведомства, при Ольхонской, Аларской Верхол. Думах, где миссионеры или сами занимаются преподаванием Закона Божия или следят за ходом и направлением учения. Хорошо было бы составить особую книгу для первоначального чтения, в которой бы описывались предметы, взятые из повседневной жизни инородцев, в форме, соответственной из мировоззрению, вследствие того доступной пониманию учащихся. Буряты, как вообще и все прочие Азиатцы, по складу своего ума, менее всего способны понимать мысль в отвлеченной форме логических понятий. Они любят и легко усвояют себе во всем только то, что облечено в образы фантазии, или представлено в картине. Необходимо, чтобы предлагаемые для изучения христианские истины представлены были им как можно нагляднее. Пособием для этого могут служить раскрашенные картины с изображением событий из Священной Истории, или с образным представлением истин догматических, напр. Символ веры в образах, и истин нравственных, особенно изложенных в Евангельских причтах.

Кроме занятий в училищах и Евангельской проповеди к инородцам вообще, миссионеры занимаются составлением записок, которые служат хорошим пособием к ознакомлению с миссионерским служением вновь поступающих лиц. Некоторые занимаются и учеными трудами. Ольхонский миссионер Иеромонах Димитрий составил краткие очерки истории христианской церкви, изданные Протоер. В. Гречулевичем (СПБ. 1874). Книга эта весьма полезная для старших учеников миссионерских училищ, для ознакомления с историей христианской церкви во все ее периоды до современного ее состояния. Миссионером свящ. Иннокентием Ливановым составлены поучения на молитву Господню и представлены некоторые поучения с переводом на бурятское наречие. Начальником Иркутской д. миссии в г. Казани изданы между прочим следующие книги: 1) древние церковные грамоты Восточно-Сибирского края (1653-1726) и сведения и Даурской миссии (Казань, 1875), где выясняется история ведения христианства в Восточно-Сибирском крае, тем же самым путем, как и теперь, т.е. через призывание в св. православную веру и через колонизацию инородцев; 2) Пустынник Варлаам, основатель Иоанно-Предтеченского скита на границе Китайской Монголии. Эпизод из истории православного миссионерства в Сибири (Спб. 1875), где раскрывается история устройства Единоверческих церквей между Забайкальскими раскольниками и вообще ход миссионерства в Иркутской Епархии. Расход по изданию «грамот» в количестве 236 р. 71 к. обязательно покрыт Советом Православного Миссионер. Общества возвратом оных в Комиссию по изданию в Казани миссионерского противомусульманского сборника, по ходотайству Экстраордин. Профессора Казанской Д. Академии, священника о. Евфимия Малова, принявшего искреннее участие в трудах начальника миссии.

Общие выводы.

Таким образом по благоустройству Иркутской Духовной Миссии необходимо предлежит к исполнению следующее: 1) устройство новых миссионерских церквей; а) в Тункинском крае, в 280 верстах от Ниловой Пустыни, в Окинском карауле, где необходим по крайней мере молитвенный дом с алтарем и пристанищем для приезжего миссионера; б) при Идинской Степной Думе для центрального густого населения Идинцев, согласно общественному их приговору (от 6 Янв. 1876 г. № 347); в) при Аларской Ст. Думе, для окончательного ниспровержения ламаизма и по многочисленному населению бурят. Устройство церквей в означенных местах несравненно настоятельнее, чем для небольших ведомств, Китойского и Кансальского, близ г. Иркутска, а потому выступает на первый план.

2) Окончательное устройство и открытие новых миссионерских училищ при станах.

3) издание полезных книг и переводов на бурятском наречии.

Не рассчитывая на оильные приношения от обществ кроме необходимых уступок и жертв, миссия не может ожидать на все эти нужды пособий только от Православного Миссионерского Общества.

От местной администрации справедливость требует ожидать: 1) отвода земель для коонизации крещенных инородцев, согласно выразившейся потребности и запросу: а) при Усть-Ордынском стане Кудинского ведомства, б) при Еланцынском стане Ольхонского ведомства, в) при Молькинском Идинского ведомства, и г) Жимыгытском (Тункинского).

2) введения христианского управления в тех ведомствах, где тайши и родоначальники, оставаясь в язычестве, задерживают и останавливают успехи православия. Таковы в настоящее время Кудинское, Верхоленское, Ленское, Китойское и Капсальское.

3) Принятие мер против лам Кыренского и Аларского дацанов, нарушающих положение о ламайском духовенстве, а с тем вместе сохранение ламам, принявшим православие тех участков земель, коими они пользовались, и других прав, усвоенных по их состоянию в привилегированном сословии.

Содержание миссии

Жалование миссионерам и все расходы по миссионерским станам производились Иркутским епархиальным Комитетом миссион. Общества, по рассмотрении и утверждении смет Высочайше учрежденным Советом Прав. Миссион. Общества в Москве. Из поступивших в распоряжение Комитета 24,343 р. 78 коп. в 1875 году употреблено в расход без остатка по Иркутской миссии: 1) на жалование начальнику миссии, миссионерам, 1 диакону и псаломщикам 7991 р. 30 к. 2) церквоные потребности и ремонт церквей 900 р., 3) рахъездв миссионерам 1680 р., 4) жалование учителям 690 р., 5) содержание училищ и учеников 931 р. 20 к., 6) белье, крестики и подарки беднейшим бурятам 1816 р. 53 к., 7) окончательную постройку Гужирского стана 1188 р., 8) построение в Нельхайском и Жимыгытском станах церквей и домов с училищами 7046 р. 75 к., и 10) построение Ольхонского училища 2100 р.

Начальник Иркутского отдела Духовной Миссии

Архимандрит Мелетий

Опубликовано 20 ноября 1876 год.

Иркутская Духовная Миссия в 1875 году. Часть 1.

Иркутская Духовная Миссия в 1875 году. Часть 2.

Иркутская Духовная Миссия в 1875 году. Часть 3.

Иркутская Духовная Миссия в 1875 году. Часть 4.

Иркутская Духовная Миссия в 1875 году. Часть 5.

85

Видео

Нет Видео для отображения
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
.