Иркутская Духовная Миссия в 1875 году. Часть 5.

Самостоятельная деятельность Бохонского миссионера свящ. Николая Флоренсова состояла, как у всех миссионеров, первее всего – в назидании своей паствы, состоящей из полутора тысяч душ, и в призывании в Церковь Христову остающихся в заблуждении. Так как местные жители настолько развиты, что могут понимать церковную проповедь, то миссионер произносил при Богослужениях назидательные поучения, делал пастырские воззвания к инородцам и неусыпно поучал новопросвещенных при посещении их жилищ. Идинское ведомство, кажется, одно из всех по развитию русской грамотности; даже между женщинами это не редкость. В улусах миссионер чаще всего читал бурятам св. Евангелие на русском наречии и беседовал с ними об Иисусе Христе, а по предмету речи производил в уяснение своих бесед вразумительные места из посланий апотольских. Смешанные семейства и крещение детей в оных и здесь тоже не всегда утешали миссионера. При многочисленности шаманистов сравнительно с христианами в улусах, миссионеру нужно много иметь терпения, чтобы преодолевать их не понятное коснение в язычестве. Проповедью миссионера свящ. Николая Флоренсова в отчетном году приобретено для св. Церкви 79 душ, а с крещенными самим Преосвященным и через начальника миссии 224 человека.

Миссионер кроме того занимался в Бохрнском инородческом начальном приходском училище по должности законоучителя, а жена его была учительницей. Учеников было 33; большая часть – некрещеные.

12) по Молькинскому стану.

В 1872 году был открыт в нижней половине Идинского ведомства второй миссионерский стан в урочище Ишотах, на р. Мольке, при церкви Рождества Богородицы, устроенный на сумму, пожертвованную миссии И.И. Базановым. Труды Идинского миссионера, заведовавшего населением 24,643 д. об. п. разделили другой миссионер. С учреждением Молькинского стана действительно дело стало направляться к лучшему, хотя частая перемена миссионеров несколько приостанавливала действия миссии и благоустройство этой паствы. В 1874 году поступил сюда молодой священник о. Иаков Дуброва, полный энергии к своему делу. Успех оказался еще более отрадный, но велика и задача, предлежащая исполнению миссионера. По исповедной росписи у него значится 1131 д. об. п. новокрещенных, и подлежащих крещению из язычества до 10, 000. Между тем, при замечательном успехе миссии встречаются те же трудности, какие неизбежны при введении христианства в среду язычества. Языческие привычки и обычаи составляют главное препятствие полному торжеству христианства. Смесь язычества с христианством является неизбежной в смешанных семействах, когда одно лицо православное, а другое остается в язычестве. А общественные связи еще более путают и затрудняют дело. Устройство браков христианских при обычаях шаманских, противопоставляет проповеднику веры разнообразнейшие случаи затруднения. Невеста, с детства запроданная за калым, без ее добровольного согласия, приходя в возраст, начинает сознавать деспотизм над нею языческих обычаев, тяготится узами этой кабалы, какие господствуют в языческих семействах, принимает крещение и вступает в законный брак. Крещенный инородец избирает себе подругу жизни из крещенных же инорок, как и должно быть, а тут возникают произвольные, иногда бесконечные тяжбы о калымах, не основанные ни на каких законных актах. И вот миссионер должен выносить всю эту неурядицу в борьбе с вековыми обычаями и предрассудками, и среди такого хаоса вводить новые христианские начала жизни. Так как калымы составляют главную запутанность, ведущую к беспорядкам семейной жизни бурят, то общим стремлением в этом ведомстве становится совершенное уничтожение калымов, поддерживающих азиатское рабство. Идинцы уже представляли начальству общественный приговор об уничтожении калымов. Это показывает, что общество, сознающее истину православия, уже вступило в новую фазу христианского развития путем духовного возрождения в крещении и через освящение семейного союза таинством брака.

Молькинский стан выстроен в степном месте; при нем нет еще колонии, хотя она существенно потребна, как и в других местах. Миссионер о. Иаков Дуброва для исполнения своих обязанностей должен был ездить по местам кочевок. В зимние и весенние месяцы он успел объехать кочевья Холтубаева, Архиндеева и 2 Муруева рода, 4 Онгоевых рода, Хурай и Булутский род. С июня месяца, когда буряты выезжают в свои летние кочевья, а от Молькинского стана откочевывают к Ангаре, миссионеру нужно было ездить в их летники. По Августе месяце им были посещены улусы Булутского рода и кочевья к р. Улею и Осе. В Сентябре буряты снова перекочевывают в зимники, где у них находятся и пашни. Осенью миссионер объехал улусы по Убусе и Улею, 2 и 4 Онгоев род. В улусах миссионер обыкновенно крестил и венчал браки, и когда находился в стане, инородцы тоже редко давали ему покой, обращаясь беспрестанно с требованием крещения и устройства их семейного быта с полным к нему доверием.

Особенный успех Молькинская миссия имела в Декабре отчетного года в приезд Архипастыря, Пеосвященного Вениамина. 14 Декабря, по освещении церкви в Нельхае, Преосвященный вместе с начальником миссии направил свой путь в г. Балаганск с той же миссионерской целью. В это время на пути, при Усть-Осинской станции, Владыке представился тайша Идинского ведомства Иннокентий Матв. Амагаев с депутацией Идинских инородцев и миссионером Молькинского стана о. Иаковом Дубровой. Поднося Архипастырю хлеб-соль, г. тайша прочел адрес, в котором выразил, что инородцы, давно ожидавшие прибытия святителя, при первой вести о том, дружно собрались в сретение его и ждут вожделенной милости, принять св. крещение от рук святительских. К этому тайша присовокупил, что все инородцы его ведомства, недалеки от принятия св. крещения, если бы не дух партий раздирающий ведомство, то скоро можно было бы ожидать общего всех крещения. Не крещенных в Идинском ведомстве еще до 20 тысяч душ; но все это дозревшая почти ягода, готовая упасть к ногам Вертограда. При единодушном стремлении к цели деятелей, имеющих к тому прямое отношение, как доказал это совершившийся опыт, цель эта действительно могла бы благоприятно исполниться в недалеком будущем.

В г. Балаганске Архипастырь со свитой прямо подъехал к собору и тотчас же приступил к крещению бурят, собравшихся с этой целью. Крещение их Архипастырь совершал соборне с начальником миссии архим. Мелетием, миссионером свящ. Иаковом Дубровой и местными свящ. Сергием Каблуклвым и Владимиром Стуковым. К вечеру на 15 Декабря было просвещено до 80 человек Идинцев. После крещения совершено всенощное бдение. На утро начальником миссии, по благословению Владыки, крещено было еще 70 д. За литургией, совершенной самим Преосвященным, все они были приобщены св. Христовых Таин. В обычное время Преосвященнейшим изустно произнесено слово к народу из текста: слово Христово да вселяется в вас богатно во всякой премудрости, учащее и вразумляющее себе самих во псалмех и пениях и песных духовных, во благодати поющее в сердцах ваших Господеви (Кол. 3, 16). После Литургии в квартире Преосвязенного Идинский тайша Инн. М. Амагаев, обратился к нему с речью, в которой выразил желание от лица своего общества видеть Архипастыря не по окраинам только Идинского ведомства, а и в самом центре его, где сосредоточено управление Идинской Ст. Думы с наиболее густым населенем бурят по рр. Осе и Убусе (8 тыс. д.), но где, при самой настоятельной потребности в миссии, нет еще ни храма, ни училища для просвещения инородцев. Так как посещение Идинской С. Думы не вошло в план поездки Архипастыря и нарушение маршрута повлекло бы к расстройству предначертаний, то г. тайша приглашал Архпастыря посетить Идинскую Ст. Думу в предстоящую поездку, и при этом высказал, что на том месте, где они – инородцы думают устроить праздник в честь святительского посещения, будет, если угодно Господу, заложен ими храм для нового миссионерского стана.

В 1873 году начальник миссии входил в сношение с Идинской Ст. Думой об открытии третьего стана в Идинском ведомстве; но общественные неустройства были причиной тому, что они отнеслись с коебанием и нерешительностью к этому делу, пользу потребность коего сознают все инородцы, живущие в окрестностях Идинской Ст. Думы. Местности по рр. Осе и Убусе находятся в отдалении от станов – Мольки и Бохана, от первой на 60-150 верст, от последнего 50-80. В отчетном году на общественном сулгане решено было устроить при Думе школу для обучения детей русской грамотности, вторую после Бохонской, а о построении новой церкви для третьего стана г. тайша недавно представил тоже общественный приговор. Таким образом, Идинское ведомство, имея в среде своей три миссионерские церкви, будет вполне обеспечено удобствами к водворению православия между остальными инородцами и христианского их просвещения, с тремя школами, из коих при Молькинском стане одна уже существует от миссии и оказывает замечательные успехи.

В конце Декабря, по поручению Архипастыря, начальник миссии посетил Молькинский стан и хдесь встретил праздник Рождества Христова. Он убедился, что многосложность обязанностей миссионера не совместима в одном лице. Стечение инородцев было ежедневное, не смотря на одинокость стана в степи. Инородцы, пользуясь всегда гостеприимством миссионера, привыкли к нему; но крайнее беспокойство, сложность и затруднительность дел заставили миссионера просить о том, чтобы хотя на время командировать его, для освежения, на Оку в Тункинский край, где миссия нуждается в особом энергическом деятеле. Крещение инородцев, в присутствии начальника миссии на Мольке происходило тоже ежедневно, и в сам праздник Рождества Христова, при его служении. Всего миссионером свящ. Иаковом Дубровой крещено в отчетном году 118 м. 106 ж., а с просвещенными самим Архипастырем 337 душ об. п.; в числе их один родовой староста, 2 управляющих родом, 11 улусных старшин, 4 шамана и 1 шаманка.

О своей верной и иноверной пастве миссионер замечает, что, вращаясь постоянно в кругу русских, бурята при своей любознательности довольно изучили не только жизнь, но и веру в русских. Положительно можно сказать, что за редкими исключениями буряты христианскую религию понимают не хуже русских крестьян. Многие буряты, порядочно грамотные, прочли Евангелие; лучшие из них знают священную историю, у иных можно встретить и жития святых. Они все знакомы с христианскими праздниками, а некоторые из них знают и историю праздников. Уважение к праздникам христианским у бурят высказывается нагляднее, чем у русских. В день Св. Николая он сотнями собираются в церковь и стараются поставить возможно большее число свечь. Местные инородцы даже некрещеные чтут еще праздник Успения Божьей Матери, когда начинают кочевать из летников в зимники. Покров Пресв. Богородицы, Пасху Христову и Пятидесятницы. Многие ходят по обету в Иркутск на поклонение св. Иннокентию.

В училище при Молькинском стане обучалось от 20-40 мальчиков чтению, пению, письму и молитвам, а старшие сверх того проходили арифметику и начатки христианского учения. Обучением занималась жена миссионера, кончившая курс в Иркутском женском училище духовного ведомства, а в свободное время и сам миссионер с псаломщиком из туземцев.

13) по Нельхайскому стану.

Нельхайский стан, как выше сказано, основан в 1873 году на сумму пожервованную благотворителем Иркутской миссии, Коллеж. Советн. И. И. Базановым, для второй половины Балаганского ведомства, при Бутайском общем Родовом Управлении. В Июле отчетного года как церковь, так и дом для миссионера с надворными постройками были окончены. Оставалось только освятить церковь, после двухлетнего почти скитальчества миссионера по улусам и стойбищам с походной церковью, как внезапно попущением Божьим, в отсутствие миссионера случился пожар, испепеливший его жилье вместе с училищем. Но благодарение Богу, что по крайней мере сохранилась от огня прекрасная церковь, оставшаяся совершенно не вредимой со всей утварью и ризницей, вынесенной из пламени горевшего дома; сохранились и все надворные постройки. Миссии опять предстояла вопиющая нужда о возобновлении дома, для помещения миссионера и школы. В Августе месяце начальник миссии архим. Мелетий был командирован Преосвященнейшим Владыкой для устройства этого дела. Куплен был в Тельминской фабрике новый, еще не достроенный домик, для сплава по Ангаре в Нельхай, за 515 руб.; к этому зданию подведен нижний этаж для школы, пристроена кухня, и вот, к Декабрю м. возник опять на берегу величественной Ангары дом для миссионера и весь стан приведен в должное устройство. А от куда взяты средства? Немало было заботы о приискании способов поправить такую беду. Но Господь устроил все невидимым своим промыслом. Тот же благотворитель И.И. базанов, при очевидности нужды, как выше сказано, подал помощь в 500 р., а потом Господь простер к нам лагодейшую свою десницу через Потомственного Почетного Гражданина Александра Конст. Трапезникова, приславшего из Москвы в полное распоряжение миссии 1500 р. И дело совершилось во славу Божию и к утешению миссии. Все устройство стана таким образом обошлось в 13,611 р. 62 к. Не лишнее заметить, что при всем этом в Нельхае постройки обширнее Бохонского стана, однако ж дешевле. В Нельхае учреждено и училище с помещением для учеников в особом флигеле на ту же сумму, чего нет еще в Бохане.

14 Декабря окончательно назначено было для освящения Нельханского стана. Для устройства вообще дел миссии и должных приготовлений, начальник миссии снова был командирован Преосвященнейшим Владыкой из г. Иркутска 30 Ноября. Он успел посетить все ведомства Балаганского округа – Идинское, Балаганское и Аларское, и лично объявил повсюду о времени освящения церкви в Нельханском улусе и предлагал инородцам день праздника ознаменовать принятием св. крещения. В тоже время он просил местные власти сделать известным приезд Архипастыря между инородцами, чтобы желающие креститься воспользовались этим случаем принять крещение от святительских. – Начальник миссии был уполномочен от Архипастыря начать крещение инородцев, как только откроется у них к тому готовность. Почему, по прибытии в Нельхай совершена была поездка в Молтинский улус, и здесь просвещено было из семейства бывшего управляющего рода Н. Тархаева – 6 душ, в том числе больная мать семейства мария Мелетьева, сестра Аларского тайши Самсонова ширетуя Аларского дацана-ламатика. К 6-му Декабря архим. Мелетий, сопутствуемый миссионером о. Ананией Куликовским, возвратился в стан. Совершено было праздничное Богослужение и вновь просвещено 12 душ, пожелавших креститься в сам праздник особенного чтимого ими Святит. Николая. Все они были приобщены запасными св. дарами, а во время молебствия начальник миссии сказал им изустно общедоступное поучение, в коем из жизни Святит. Николая указал черты для подражания в благоустройстве их частной религиозной и общественной жизни. Отсюда он отправился в Аларское и Идинское ведомства и для встречи Архипастыря в Бохонском улусе, откуда снова прибыл в Нельхай накануне 14 Декабря, дабы встретить Архипастыря. Преосвященнейший Владыка прибыл в Нельхай в 6 часов вечера через с. Каменку и Евсеево, — и был встречен в новом храме начальником миссии с собором духовенства и множеством народа их русских и бурят, собравшихся на торжество освящения храма из отдаленных мест. Архипастырь, облачившись в алтаре, опять вышел в храм к купели, поставленной при самой амвоне, по причине тесноты от народа. Крещено было 44 души, большей частью возрастных мужчин. В том числе крестились 2 родовых старосты, 5 улусных старшин и 3 шамана. За тем совершено было всенощное бдение по уставу, положенному на освящение храмов. Архипастырь выходил на литургию и величание: на первой раздавал благословенный хлеб, на втором помазывал освященным елеем. При этом служении был вынесен для чествования Образ Святителя Николая в сребропозлащенной ризе со стразами, пожертвованный через совет миссион. Общества Московским свящ. С.Д. Цветковым, и Евангелие в сребропозлащенном окладе, присланное в благословение и дар миссии от Высокопреосвященнейшего Иннокентия Митрополита Московского и Коломенского, Председателя Совета Правосл. Миссион. Общества, Члена Святейшего Синода. На утро совершено было освящение храма в честь Святит. Николая Чудотворца, особенного чтимого бурятами. Литургию и освящение храма Архипастырь совершал при соучастии начальника миссии архим. Мелетия, миссионера свящ. Иннокентия Ливанова, Благочинных: о. Димитрия Болотова, Иннокентия Преловского и Алексея Казанского, миссионера о. Анании Куликовского и свящ. Авксентия Копылова. Все новопросещенные за Литургией были приобщены св. Христовых таин, а в обычное время Архипастырь сказал глубоко трогательное слово на текст из пророка Исании: радуйся, пустыня жаждущая, возопий неболящая, яко много чада пустыня паче, нежели имущия мужа. Архипастырь выразил свою радость о умножении чад св. церкви Христовой из неплодствовавшей пустыни язычества, в виду того, что и Нельхайская пустыня, недавно оглашавшаяся бубнами и неистовством шаманов, теперь благодатно осветилась храмом Божьим для служения истинному Богу; поучал новокрещенных быть преданными сынами св. православной церкви. Кроме праздничной трапезы в квартире миссионера, устроенной для Владыки с духовенством и почетных попечителей, на открытом дворе миссионерского стана по степному обычаю предложена была закуска для инородцев и простого народа, собравшегося в ночь на праздник по юртам и даже под открытым небом, за неимением в улусе удобных помещений. Народы было за полторы тысячи душ. Это было уже вторе посещение Нельхая самим Архипастырем в отчетном году. Проездом в Илимский край, 15 Января Владыка заезжал сюда с тракта, и был встречен в одной из зал миссионерского дома (сгоревшего), в котором помещалась походная церковь. После обычной миссии Владыка осматривал постройку стана, училища и только что начинавшуюся, а теперь за благословением Божьим оконченную постройку храма, благодатью Божью освященного.

Опубликовано 13 ноября 1876 года.

Иркутская Духовная Миссия в 1875 году. Часть 1.

Иркутская Духовная Миссия в 1875 году. Часть 2.

Иркутская Духовная Миссия в 1875 году. Часть 3.

Иркутская Духовная Миссия в 1875 году. Часть 4.

Иркутская Духовная Миссия в 1875 году. Часть 6.

1000

Видео

Нет Видео для отображения
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
.