Иркутская Духовная Миссия в 1875 году. Часть 4.
Заведывающий этим ведомством Китойский свящ. Димитрий Суханов в отчетном году успел разыскать в Кужирском улусе, по указанию Кудинского миссионера, увлеченную в 1870 году в языческий брак крещенную инородку Стефаниду Трапезникову, крестил его мужа Симеона Сергеева с 1,5 летним сыном Илией, но полугодовой их дочери Таньяры не застал уже в живых. Здесь главный родоначальник тоже язычник: а оттого и часты случаи увлечения крещенных невест в языческий брак. Немалого труда стоит их разыскивать по неисполнительности местной управы и укрывательству подлежащих крещению. В отчетном году свящ. Суханов успел просветить св. крещением 7 муж. 4 ж., всего 11 душ, а в 1874 г. было разыскано таковых и крещено 59 д. На все население Китойской инородной Управы таким образом насчитывается до 540 душ христиан, а 1200 душ еще остаются по несчастию в язычестве.
Б. В Верхоленском округе:
7) по Хоготовскому стану.
В таком же не выгодном положении к обществу, как Кудинский стан, остается и Хоготовский, открытый в 1867 году при Верхоленской Степной Думе. В Верхоленском ведомстве был избран в отчетном году выборный из ясачных (а в Кудинском и теперь еще нет), для присутствования в Думе, как представитель христиан и их интересов. И что же? Опыт показал, что это нечто иное, как приражение света ко тьме. Выборный стал действовать по совести, не в угоду язычников, а тайша-язычник осыпает его побоями за честное и верное исполнение обязанности, на посрамление всего общества. Выборный подал в отставку, и только, по особому заявлению начальника миссии, удержан на своем месте. Тяжко отзывается на ход миссии, желающей мира и правды, такое господство язычества и произвола. Нужны особенные усилия, чтобы удержать в верности самих христиан, вращающихся среди язычников при таких примерах, если продолжится, к несчастью их, такое положение дела. Оттого-то здешняя миссия до сих пор безотрадна и задумывается над трудностью своей задачи.
Назначен сюда в отчетном году миссионером свящ. Сергий Троицкий, человек с образованием. Он с энергией взялся за дело, но результатом своих трудов пока еще мало доволен. Чтобы поставить миссионера в ближайшее общение с здешними христианами и найти моральные средства для противодействия язычеству, епархиальное начальство причислило к Хоготовской Николаевской миссион. Церкви ясачные селения: Хоготовское, Баендаевское и Ользоновское.
По совету Архипастыря, о. Сергий Троицкий поставил себе долгом прежде всего позаботиться об утверждении в вере крещенных инородцев, а для того приучил их ходить в церковь и исполнять долг исповеди м св. причастия, потом ознакомиться с нравами и верованиями бурят, и, по достаточном только ознакомлении с предлежащим делом, начал свою миссионерскую деятельность. Для ознакомления с живущими по улусам крещенными инородцами, свящ. Троицкий совершил несколько поездок и посетил на месте всех, кого мог найти. Так как первая поездка совпала с великом постом, то он по улусам приобщил св. тайн готовых к их принятию, по кратком приготовлении, другим по желанию предоставил говеть при церкви, и они явились сюда на страстной неделе. Жилища их миссионер освещал при молебствиях св. водой, давал св. иконы и кресты, где таковых не оказывалось. Неприветливость и грубость не только бурят, но и крещенных, особенно в смешанных семействах. Производили на него, как и не чистота улусов, неприятное впечатление. Еще досаднее было видеть упорство бурят при крещении детей от смешанных браков. Миссионер на первых порах встретил в бурятах большое недоверие, выказывающееся боязнью, как бы не окрестил их. Чтобы приучать их к себе, он должен был сначала почти что прикармливать их для того, чтобы не чуждались. Миссионеру помогло знание медицины. Буряты чаще стали посещать его за лекарствами, а удачное лечение еще более стало сближать с ними.
Свящ. Сергием Троицким в первый год его служения просвещено 12 душ; в том числе один переселенный в Верхоленское ведомство калмык-ламаист.
Такая малочисленность обращений, по замечанию миссионера, может быть объяснена и тем еще, что Верхоленское инородческое ведомство исстари составляло центр шаманизма и общего управления бурят по Якутскому тракту. Шаманизм здесь настолько силен, что в одном Абызаевском роде до 10 шаманов, кроме их учеников. Шаманизму подчиняются, в стыду, даже русские. В соседней деревне есть девица, которую потому никто не берет в замужество, что она зашаманена. В той же деревне есть крестьянин, который бывает главным лицом на тайлаганах и делает брызганья. Свою долю влияния оказывает даже чуждый этим ведомствам ламаизм. Два главных родовича, несколько лет назад, ездили за Байкал. Один просил у лам себе детей, другой – избавить его от глазной болезни, а третий просто на поклонение ламе, а лама снабдил его своими бурханами и разными травами. Этот последний в Январе отчетного года снова воротился из-за Байкала и продавал бурятам разные снадобья, полученные им от хубиткана, которого он разыскивал до самой Читы. Года полтора назад, въезжал сюда какой-то лама и проезжал до Ленского ведомства, но его пребывание сделалось известным Верхоленской Степной думе, и она выслала его из своего ведомства.
В характере здешних бурят миссионер также не видит добрых задатков к скорому обращению, если благодать Божья не коснется их особенным образом, помимо других мер. Бурят с своими привычками и неразвитостью – всецело сын века сего. Он только и смотрит как бы побольше заработать денег; почему, нерабочих дней у них в году только два – Николин день и Пасха Христова. К тому надо прибавить и то, что между собой у бурят существует полнейшая солидарность в бытовом отношении. Они всячески стараются выкупить из беды своего собрата из рук правосудия, или от полнейшего несчастья.
Впрочем миссионер с утешением замечает, что возможность скорого обрусения бурят не подлежит сомнению. Лет 50 назад здешние буряты почти не знакомы были с хлебопашеством, а ныне они сеют едва ли больше здешних русских. Состоятельные имеют дома и домашнюю обстановку не хуже русских. Грамотность они уважают. Это можно видеть из того, что ныне выстроили они другое училище в своем ведомстве (в Ользонах), кроме того – некоторые имеют домашних учителей. Молодое поколение едва не наполовину носит русские имена, хотя в домашнем быту у них есть другие свои. Из этого можно заключить, что обрусение здешних бурят и их ближайших соседей – Ленских идет далеко вперед перед христианством. Будем надеяться, что вместе с обрусением Господь и этих заблудших овец соберет Себе во единое стадо. Но задача деятелей, поставленных на служение Церкви и Государству, насколько благоразумия, настолько и усердия к труду, дабы доброе направить к лучшему, в вредное пресечь хотя не вдруг, но тем не менее решительно, как заразу гибельную для своего организма.
8) по Еланцынскому стану.
Еланцинский Покровский стан близ северо-восточного берега Байкала и Ольхонской Ст. Думы, устроен для такого ведомства, куда луч просвещения едва проникал в умы и сердца инородцев со времени самого покорения Ольхона под власть русских (1643 г.) Живущие на острове Ольхон буряты отличаются особенной дикостью. Немного опередили их в обрусении и жители прибрежной местности, отделенной хребтами гор от русского населения. Ольхонцев всего 5661 д. об. п., из них ясачных и новокрещенных 225 душ.
Для удовлетворения истинным потребностям духа этого населения м постоянством и терпением служит миссионер-иеромонах Димитрий. Он уже четыре года провел здесь при своем стане. Ежегодно он проезжает до крайних пределов жилища Ольхонцев, вразумляет из словом Божьим и просвещает светом Христовым, хотя трудно еще идет здесь дело христианского просвещения. Главное затруднение – дикость и разбросанность населения в отчуждении от русских. Вся паства юных христиан Ольхонского стана рассеяна по берегу Байкала и на острове за «Малым морем». Для молитвы назидания и говения, ближайших миссионер обыкновенно привлекает в свой стан, а остальных должен наведывать в улусах. С этой целью он собрал их в средоточный Семисосенский улус (на острове), где они после краткого вечернего и утреннего приготовления и были удостаиваемы св. тайн. В улусы миссионер ездил часто с прямой миссионерской целью, и с требами, и при всяком случае поучал своих духовных чад истинам св. веры и христианской жизни. Незнающим русского языка он читал огласительное слово о православной христианской вере, говоренное Преосвященнейшим Вениамином, очень простое по изложению и переведенное на бурятский разговорный язык, понятный для бурят Иркутской губернии. Через своего псаломщика (Мочалова), знающего медицину и занимающегося оспопрививанием (а оспа действует тут эпидемически) он тоже подавал бурятам медицинскую помощь, как и соседний Хоготовский миссионер. Оказываемая больным польза и помощь от миссии уже значительно подорвали в бурятах веру в шаманов, которые обыкновенно лечат кырыками, принесением в жертву духам животных с обильным истреблением водки и всего, что шаман хочет. Это дает уже возможность благоприятно действовать миссионеру на их суеверные убеждения и предрассудки. Простота его обращения с инородцами, желание пользы, гостеприимство, оказывание помощи в нуждах и болезни привлекают в стан посетителей ежедневно из ближних, а иногда и из дальних улусов. Но. Не смотря на то, живущие при стане буряты до сих пор еще держатся своего шаманства, хотя в тоже время посещают церковь, усердно молятся и чтут христианские праздники и святых, Покров, Пресв. Богородицы, Святителей Николая, Иннокентия и др. На призыв к крещению они отвечают: «крестимся, когда Бог велит». Так исполняются слова Господа: никто не может прийти ко Мне, аще не Отец пославый Мя, привлечет его (Иоан. 6, 44).
В летнюю пору на берегу Байкала бывает базар, учрежденный для меновой торговли Ольхонцев с русскими купцами на рыбу, пушнину, кожи и проч. Еланцинский стан имеет здесь казенные лавки, при часовне святит. Иннокентия, построенной М.А. Сапожниковым в пользу стана. Пользуясь стечением народа, выезжает сюда и миссионер для Богослужения, и находит удобные случаи для сношений с бурятами и исполнения нужного по делам миссии.
Миссионер рассказывает несколько новых случаев, характеризующих отношения бурят к миссионерскому стану и положение его в степи среди бурят, нередко опасное и затруднительное. Так напр. 9 Марта явилась в стан одна инородка Кудинского ведомства. Оказалось, что она была преследуема родным отцом. Была погоня, но она благополучно добралась до Еланцы и была просвещена св. крещением. Только особенная милость Божья, избавившая ее чудесным образом от оспы, предвестие коей она почувствовала на обратном пути, спасла ее от преследований отца, хотевшего растерзать ее; этот зверь оставил свое преследование, при виде кроткой и незлобивой жертвы-христианки.
В Июле месяце явилась в стан молодая бурятка, по виду лет 15 и даже менее. Оказалось, что она уже три года, как отдана в замужество в Умбуринский улус в семейство некоей Авдошки, известной всему Ольхону тем, что она, несколько лет назад, сожгла одному буряту всю спину горячей головней, поссорившись с ним: сидя кругом домашнего очага в своих юртах, буряты скорее всего в соре хватаются за головню и расправляются ей с своими соперниками. По прямой дороге из Умбуринского улуса в Еланцы приходилось пройти не менее 35 верст, но для безопасности от погони нашей путнице необходимо было при первых звуках человеческого движения сворачивать далеко в сторону и идти по кочкам, топям и по лесной чаще. Гонимая опасностью и окрыленная духом, достигла она этим путем до церкви в короткую летнюю ночь. Но не успела еще свободно вздохнуть, как уже является за ней погоня из четырех человек. В виду миссионерского стана, погоня разделилась: один бурят остался в Еланцинском улусе, а трое отправились далее и разместились кордоном в разных местах, предполагая, что она пойдет мимо к своей матери. Два дня они сторожили ее, и только на третий снялись с своего кордона, узнав о месте ее пребывания при Еланцинской церкви, и что она уже крещена. Бывают дела, по видимому, спокойнее. Приходит бурят и говорит миссионеру, что к нему убежала от мужа жена, которых у того две, желает креститься и повенчаться с ней по ее готовности и желанию. Миссионер назначает время и велит с ней приезжать в стан. Бурят с благодарностью и упрашиваниями скрывается, а потом приезжает в стан, и, по должных наставлениях в вере, вместе с женой принимает крещение и союз их скрепляется церковным венчанием. Доволен ли тот, от кого ушла повенчанная? – Конечно нет! Из-за подобных случаев и возникают у бурят тяжбы, жалобы и преследования. Но разве миссионер может поддержать и поощрять многоженство? Разве он должен исхитить томящуюся жертву, запроданную через калым еще с детства дикому плотоугоднику?
В отчетном году миссионер имел утешение в особенно заметном приращении своей паствы, сравнительно с прежними годами. Как событие Ольхона составляет крещение гл. тайши Ольхонского ведомства Албаши Халюева. Обращение его совпало с приездом в Ольхонскую Степную Думу Начальника Иркутской дух. миссии Архим. Мелетия, когда в Думе был суглан. Выслушав предложение начальника миссии, г-н Тайша дал обещание явиться в г. Иркутск для принятия крещения от рук самого Архипастыря, что и исполнил, по должном наставлении от миссионера в истинах св. Веры и христианской жизни. Крещене его совершено было 17 Ноября в крестовой церкви Иркутского Архиерейского Дома Преосвященнейшим Вениамином Епископом Иркутским и Нерчинским в сослужении начальника миссии и крестовой братии. Новокрещенный тайша наречен Александром Платоновичем Бароновым. Восприемником от купели был Г. Генерал-Губернатор Восточной Сибири Генерал-Адъютант Платон Аександрович Фредерик, даровавший своему крестнику право именоваться Бароновым, с выдачей на то свидетельства. Принятие св. Православной Веры, по искреннему желанию и убеждению главным родоначальником, при содействии благодати Божьей, должно послужить примером для всех инородцев Ольхонского ведомства. Столь же отрадное приобретение для Церкви Христовой составляет просвещение св. крещением в самой Еланце, в присутствии начальника миссии, одного из влиятельнейших между Ольхонцами торгующего инородца Одоя Баргеева, который был обращен начальником миссии еще в 1873 г., но до селе откладывал крещение по семейным обстоятельствам. Во св. крещении Баргеев наречен Иннокентием. По крещении он избрал одну из трех своих жен и венчался с ней по православному обряду, а остальных отпустил от себя, показав тем поучительный пример нравственного исправления для своих сородичей. Всего миссионером иером. Димитрием в отчетном году просвещено св. крещением 50 душ об. п.
Опубликовано 6 ноября 1876 года.
Иркутская Духовная Миссия в 1875 году. Часть 1.
Иркутская Духовная Миссия в 1875 году. Часть 2.
Иркутская Духовная Миссия в 1875 году. Часть 3.