Иркутская Духовная Миссия в 1875 году. Часть 1.

1) Миссионерские станы, личный состав и управление миссии.

В 1875 году состояло в Иркутском отделе Духовной Миссии 15 миссионерских станов, устроенных среди кочевьев бурят шаманистов и ламаитов.

В Иркутском округе:

1) Нилова Пустынь; миссионер – Архимандрит Мелетий; он же настоятель Пустыни и Начальник Иркутской Миссии;

2) Шимковский Архангельский стан; миссионером был иеромонах Алексий;

3) Парфеньевский (бывший Коймарский) Благовещенский, — миссионер священник Павел Грозин;

4) Гужирский – Троицкий; миссионер священник Иоанн Косыгин;

5) Усть-Ордынский (Кудинский) Троицкий; миссионер – священник Филипп Савин.

В Верхоленском округе:

6) Хоготовский Николаевкий; миссионер Михаил Громов;

7) Хорбатовский Николаевский; миссионер священник Павел Берденников;

8) Еланцынский Покровский; миссионер – иеромонах Димитрий;

9) Заложный Иннокентьевский; миссионер – священник Григорий Синявин;

10) Нукутский Иннокентьевский; миссионер священник Иннокентий Ливанов;

11) Бажеевский Николаевский; миссионер священник Иннокентий Преловский;

12) Молькинский Рождество-Богородицкий; миссионер – священник Иаков Дуброва;

13) Бохонский Ильинский; миссионер – священник Николай Флоренсов;

14) Нельхайский с церковью Святителя Николая освященной 14 Декабря 1875 г.; миссионер священник Анания Куликовский;

15) устраивающийся в Тункинском ведомстве (Иркутского округа) Жимыгытский, миссионером был священник Василий Орлов.

В отчетном году окончен постройкой Нельхайский стан, с церковью Святителя Николая, — Этот стан на капитал 30,000 р., пожертвованный благотворителем Иркутской Миссии Коллежским Советником Ив. Ивановичем Базановым. Внезапно случившийся, попущением Божьим, пожар 6 Августа истребил жилище миссионера с училищем, и это несчастье вовлекло Миссию в новые заботы о приискании средств. Пособие того же благотворителя в 500 руб. и пожертвование из Москвы от Потомственного Почетного Гражданина Александра Константиновича Трапезникова в 1500 р. дало возможность возобновить сгоревший дом, с устройством при нем школы. Церковь и надворные постройки при стане к счастью остались невредимыми от огня. В Еланцынском стане тоже построено было здание для училища на счет другого благотворителя Миссии и строителя стана Михаила Агеевича Сапожникова, пожертвовавшего 10,000 руб. на постройку и содержание училища. Но и здесь в Июле, по неосторожности самих рабочих, дом этот до сдачи в Миссию сгорел до основания. На возобновление здания М. А. Сапожников вновь представил в распоряжение Архипастыря Преосвященного Вениамина 3,000 руб. Это новое пожертвование дало возможность тотчас же приступить к делу, — заключен контракт на заготовление новых материалов и постройку училища в прежнем виде с необходимыми пристройками. Благодарение Богу и за благоуспешное возведение нового дома для миссионера Гужирского стана с училищем: постройка благополучно окончена на деньги, жертвованные на училища, и на капитал, оставленный Миссии в Бозе почившим Архиепископом Парфением. В Жымыгытском стане в отчетном году окончены постройкой церковь и дом для миссионера с училищем; дело останавливалось за установкой иконостаса и другими приготовлениями к освящению храма (Освящен 30 Мая 1876 г. Преосвященнейшим Вениамином, Епископом Иркутским и Нерчинским). В Ныгдинском улусе исправлены иконы и производился ремонт по церкви Святителя Алексея, подвергнувшейся в 1873 году повреждению; исправления делались на сумму Бажеевского приходского попечителя в 700 р. при участии бывшего Аларского тайши Никол. Владим. Матханова.

Начальник Миссии архимандрит Мелетий, с Июля 1874 г. находившийся в командировке в г. Казань, по делам службы, возвратился в г. Иркутск к 10 Августа отчетного года, ровно через год, 1 месяц и 1 день, и вступил в отправление своих обязанностей. Проживая при Архиерейском Доме, он поддерживал отсюда сношение со всеми миссионерами, так как г. Иркутск составляет самое центральное место по отношению ко всем, инородческим ведомствам. Затем в личном составе миссии в отчетном году произошли следующие перемены:

1. Хоготовский миссионер свящ. Михаил Громов, по скудости содержания без прихода, перепросился к приходской церкви в Генваре месяце; на место его в Марте поступил присланный Советом Православного Миссионерского Общества Священник Сергий Троицкий.

2. Шимкоский миссионер Иеромонах Алексей во время посещения своей родины в Енисейской губернии с 2 Февраля по 13 Мая получил предложение совсем перейти на службу в Енисейскую епархию, и 13 Ноября, согласно ходатайству Енисейского Преосвященного, уволен туда. На место его переведен из Хорбатовского стана миссионер свящ. Павел Берденников.

3. В Хорбатовском стане назначен священник Андрей Еремеев, некогда служивший при покойном архим. Епифанее, в Хоготовском стане и знакомый с здешним населением. Уволенный во временный отпуск в Алтайскую миссию миссионер Иеромонах Антоний еще не возвращался; с возвращением же оттуда имеет получить новое назначение. Таким образом к концу отчетного года Иркутский отдел миссии состоял кроме начальника миссии – архимандрита, из 3 иеромонахов, 15 священников, 2 диаконов и 13 псаломщиков, из коих 2 инородца. Кроме того к миссии примкнуло четверо бывших лам Аларского ведомства, в отчетном году принявших св. крещение и имеющих желание посвятить себя на служение миссии. В Китойском ведомстве, за неимением особого миссионерского стана, обязанности миссионера исполнял Китойский приходской священник Димитрий Суханов.

Миссия состояла под непосредственным управлением Иркутского Преосвященного до возвращения из Казани Начальника миссии. В Августе м. Архим. Мелетию снова поручено заведывание всеми миссионерскими станами.

Действия Миссии и обращение идолопоклонников к Христианству.

А) в Иркутском округе.

1) По Ниловой Пустыни и Шимковскому стану.

В отсутствие Архим. Мелетия районом Ниловой Пустыни заведовал Шимковский миссионер Иеромонах Алексей. Но 1875 год, как выше упомянуто, был последним в его служении здешней миссии. К заслуге иеромонаха Алексея нужно отнести труды его пятикратного посещения Окинской местности, лежащей от Ниловой Пустыни на запад по границе Монголии в 280 верстах. Поездки эти, начатые им с 1869 года, сопряжены были с неимоверными трудностями при переправах бродом через горные речки и тундры, через гольцы и ущелья гор, где нет никакого жилья и пристанища для путника, а переезды в 70 и 150 верст. В отчетном году он совершил туда поездку с 15 Июля по 18 Августа. В передний путь он проехал туда через Туранский, Хангинский и Нарин-Хоройский (Гарган) караул. 24 Июля из Окинского караула посетил улус Хара-Гужирский и через кочевья «Балахта» проехал на р. Тису. 26 Июля снова из Окинского караула совершил путь на кочевья Сарым, Шарсанур, Дагуй, Кутул и на Усть-Сенцу. 28-го числа проехал кочевья Оботай, Ургулик и Алак-Шилун-Деджелгу. 31 Июля он посетил кочевья: Монгольжин, Обтой, Былык-Шибен, Мольту, Тугурен-Талу, и Бурун-Гол в низовьях Оки. Просветительская деятельность миссионера состояла в повторении верующих истин Евангельских, напоминании Христианского долга исповеди м св. причастия, приобщении запасными св. Дарами, по кратком приготовлении, крещении, в ограждении инородцев своими советами ль ламайской пропаганды, проникающей сюда обоюдно из Монголии и из Кыренского дацана Тункинской местности. Эту пропаганду поддерживает здесь лама, живущий на Бурун-Голе, рассчитывавший более для себя выгодным оставить свою штатную должность при дацане, чтобы заниматься идолослужебным промыслом частно, что еще более противозаконно. Он ведет сношения с заграничными ламами, дает им приют у себя, имеет в доме своем кумирню, и, заодно с Монгольскими ламами, пользуясь простотой инородцев обирает их табуны и стада. Возвратившись с низовьев Оки снова в Окинский караул, миссионер еще раз отслужил здесь молебен в ветхой часовенке, и в память пятикратного своего посещения здешней местности оставил там свое Евангелие, в том чаянии, что придет время, когда здесь построится Церковь, столь необходимая для этой отдаленной и дикой местности, где живут однако ж люди, где непременно нужен пастырь, который бы позаботился о спасении юной паствы, остающейся теперь при столь неблагоприятных условиях религиозно-нравственной жизни. Еще труднее был обратный путь миссионера с Оки. Ему нужно было пробраться к Соетам, ведущим бродячую жизнь между гольцами и близ озера Ильчира. 3 Августа он отправился по р. Бурун-Голу через Адаринский голец в местность Ха-модон, где их и нашел к немалому своему утешению, совершил в найденных там семействах крещение детей, а возрастных приобщил св. Таин. Отсюда, чтобы не возвращаться опять на Оку, он с одним спутником проехал через Дабатайский голец в верховья р. Ханчина; потом через Дундойский голец к Бутогольскому графитному прииску Алибера, и с приисковой заимки Алибера через Бырхи-Аруйский голец (он же Бутагольский) в верховья р. Хорока, далее вверх по р. Хороку через Хороцкий голец и Ирхугарган на оз.Ильчир, где однако ж путники не нашли никого. С Ильчира миссионер поднялся вверх по р. Тулте в вершину р. Китоя, (в низовьях оной особое Китойское инородческое ведомство) и наконец через Тымэлицкий и Холугатыйский гольцы в Нилову Пустынь. По этому, так называемому, Соетскому тракту миссионеру нужно было перебираться через шесть гольцов, 300 бродов, а всего в одну поездку сделано около 1300 верст в разных направлениях верховой ездой. При одной переправе через р. Оку на бурятском бате перевозчик – упомянутый Бурунгольский лама так сильно ударил его по неосторожности прямо в лицо, чуть только не в глаз, что у бедного миссионера свет померк в глазах, очки разлетелись в дребезги, и сам он чуть не свалился в воду на глубине четырех сажень при страшной быстроте течения. Результатом такой трудной экспедиции было крещение 85 душ бурят и Соетов. В Шимковском районе им крещено в течении года 25 душ.

Опубликовано 2 октября 1876 года.

Иркутская Духовная Миссия в 1875 году. Часть 2.

Иркутская Духовная Миссия в 1875 году. Часть 3.

Иркутская Духовная Миссия в 1875 году. Часть 4.

Иркутская Духовная Миссия в 1875 году. Часть 5.

Иркутская Духовная Миссия в 1875 году. Часть 6.

71

Видео

Нет Видео для отображения
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
.