Иркутская Духовная Миссия в 1875 году. Часть 2.

Приемник иеромонаха Алексея свящ. Павел Берденников с Декабря месяца еще не успел совершить предположенной им поездки на Оку, а только ознакомился с положением дела миссии в Шимковском районе. Кыренский дацан, находящийся в 6 верстах от Шимков, и ламы с их далеко не нравственной жизнью весьма вредно влияют на вообще всех инородцев Тункинского края, в особенности на окрестности, хотя больше половины население уже просвещено св. крещением. Пользуясь дозволением поправить кровлю дацана, ламы самовольно произвели постройки по всему дацану и поставили на кумирне вызолоченный через огонь, как говорят, в Гусино-Озерском дацане, металлический шпиль (сумэру). Ламы, коих с заштатными до 30, проживая в улусах, ведут противозаконную пропаганду, эксплуатируют и обманывают народ за одно с заграничными. Много еще предстоит трудов для миссии в борьбе с невежеством бурят и упорством этих зловредных людей, преследующих своекорыстные виды. Было бы великим благодеянием для края упразднение дацана. Тогда не было соблазна для крещенных инородцев, и остальные тотчас последовали бы благому примеру упредевших их в царство Христово соплеменников. Трудами Свящ. Павла Берденникова в этом районе, благодарение Богу, уже просвещено вновь до 30 душ.

2) по Парфениевскому стану

В районе Парфеньевского стана крещено уже более трех тысяч бурят (1535 муж, 1510 ж.) Не крещенных остается до 800 человек. При перевесе христианства над заблуждением язычества, миссионеру остается теперь почти исключительная забота об утверждении в вере своей юной паствы. В то же время приращение паствы идет своим порядком, как прямое следствие проникновения светом Христовым этой массы.

С благоразумной ревностью о. Павел Грозин, миссионер этого стана, искоренял язычество, где только среди своих пасомых встречал следы язычества. Против этих недостатков была направлена его церковная проповедь, а особенно домашние пастырские увещания, обличения, умоления. По причине частых треб в улусах, он внимательно следил за внутренним бытом инородцев, поучал их всюду и постепенно очищал жилища их от идолов. Но недостаток в миссии св. икон для освящения жилищ нередко становится у нас крайне ощутительным; потребность в них самая настоятельная. Там необходимее снабжать бурят христианской святыней, когда исчезают, чествуемые ими, предметы суеверия, а без веры и выражения оной они быть не могут. По своей природной набожности и простоте, инородцы всегда готовы молиться по русски, пред св. иконами, до крещения своего чтут христианские праздники, ставят свечи пред образами, присягают в церквах с верой в христианских угодников – Святителя Николая, Иннокентия Иркутского и др. Это благоприятствует ведению правил христианской жизни в быт инородцев.

Коймаровский миссионер с утешением замечает в своем отчете об усердии инородцев к посещению храма Божья и неукоснительном исполнении долга исповеди и св. причащения. Во время постов им исповедано и приобщено 1070 человек, кроме того напутствовано 50 больных. В храмовый праздник Благовещения Пресв. Богородицы и на Пасхе здесь так много бывает богомольцев из прихожан-инородцев, что не обширный миссионерский храм Благовещенья едва вмещает молящихся. Разместиться при стане негде, как только под открытым небом. Огомольцы раскладывают костры около Кунхинского минерального источника, над коим устроена часовня во имя Живоносного Источника, празднуемого в пятницу на Пасхе, и купаются всю ночь как крещенные, так и не крещенные, считая воду целительной особенно на день Благовещения Пресв. Богородицы и Живоносного Источника. В том же освященном источнике нередко совершалось таинство св. крещения, возрождение новых чад св. Церкви. Не ограничиваясь приходящими для крещения, миссионер возбуждал бурят к вере в истинного Бога проповедью по улусам. Из числа новообращенных заслуживает особенное внимание один лама, бывший некогда в штате Кыренской кумирни, а теперь явившийся проповедником веры в Христа Спасителя, как новое орудие благодати Божьей для спасения остающихся в суете язычества. Всего в течении отчетного года священником Павлом Грозиным крещено 152 души.

В училище Парфеньевского стана обучалось 8 мальчиков и 2 девочки. Старшие ученики по Закону Божию прошли краткую Священную Историю и Катехизис, по арифметике дробей, по русскому языку свободно объяснялись и писали под диктовку; в церкви пели и читали. Младшие выучились читать по церковной и гражданской печати, молитвам и писать по прописи. Девочки кроме того занимались рукоделием, разным шитьем, вязанием чулков и столовых скатертей. В Декабре четверо из старших учеников окончили курс в Иркутском училище девиц духовного звания, а в свободное время сам миссионер.

3) по Жимыгытскому стану

Район Жимыгытского стана расположен за рр.Тункой и Иркутом, между Шимковским и Парфениевским станами. Сюда отошло от Парфениевского стана 1562 души, из коих остается некрещеных в 352 смешанных семействах 755 душ об. п. Открытие нового стана в южной половине бывшего Коймаровского района было предложено еще блаж. памяти Архиеп. Парфением, лично посещавшим здешние улусы. Он положил тут много трудов над вразумлением идолопоклонников и таких, которые тяготели к язычеству по той причине, что оставались здесь на окраине ведомства без надлежащего пастырского попечения.

Проходивший здесь с Марта 1874 года, миссионерское служение, священник Василий Орлов, в течении года успел окончить все постройки по сооружению миссионерского стана с церковью Святителя Иннокентия. При церкви построен дом для миссионера, при впадении р. Харагуна в Иркут, училище и дом для псаломщика. В Июле произведено было формальное обмежевание узаконенной пропорции земли, в количестве 55 десятин, так что новый стан упрочивает свое положение для воздействия на среду инородцев и язычников. Благотворность учреждения миссии здесь видна из того, что чем успешнее шла постройка храма, тем более инородцы этому радовались. Им отрадно видеть, что у них будет теперь своя церковь. Замечательно, что во время сооружения церкви много больных выздоравливало без лечения. Это они объясняли покровительством над ними Святит. Христова Иннокентия, возлюбившего эту местность, и врачующего их недуги по силе дарованной ему благодати. Вообще к угоднику Божию Иннокентию буряты имеют веру не менее русских, также как и к святителю Николаю Чудотворцу.

По случаю отпуска иером. Алексея в Енисейск, свящ. Орлов заведовал и Шимковским районом с Ниловой Пустынью. Вообще занятия этого миссионера состояли кроме наблюдений за постройками, в исполнении треб по улусам, беседах о предметах св. Веры и призывании в ней остающихся в идолопоклонничестве. Не мало встречал он досады от назойливых лам, делающих соблазнительные свои вылазки из соседнего дацана вместе с Монгольскими ламами, проникающими тайно из-за границы. Зато поездки миссионера с проповедью Евангельской не пропадали даром. Он всегда находил готовых принять слово спасения. Упорства нигде не встречалось; буряты отвечали миссионеру: «креститься мы не отказываемся, если всех будут крестить». Время всеобщего просветления Тункинцев, конечно, уже приближается. Буряты видят, что свет Христов просвещает всех, когда дикие их степи, прежде омраченные шаманством и грубым идолопоклонничеством ламаизма, наконец уже обстроены храмами Божьими, а благодать Божия невольно преобразует их вековые предрассудки на истинные убеждения. Богослужение совершаемо было миссионером Орловым в своем доме, а во время поста и по улусам. Готовность к молитве он видел в своей пастве почти повсюду. Относительно исполнения долга исповеди и св. причащения инородцы нередко превосходили даже и русских, склонных находить в этом случае разные отговорки. Всего трудами свящ. Орлова в отчетном году просвещено св. крещением 50 душ.

4) по Гужирскому стану.

В ведении Гужирского миссионера свящ. Иоанна Косыгина, состоит две церкви, — в с.Гужирах шестипрестольная каменная, Троицкая, и приписная к ней во имя св. Алексея, при Тункинской Степной Думе, Алексеевская освящена была Преосвященнейшим Вениамином 24 Сентября 1874 года в память того события, что в приезд Великого Князя Алексея Александровича в г. Иркутск в 1873 году было крещено вместе с главным Тайшей 400 душ Тункинских бурят, пожелавших чрез построение церкви увековечить память об этом событии. Инородческий приход этого миссионера состоит из 1612 душ православных и 475 муж. 434 ж. подлежащих крещению.

Начало просвещения св. крещением инородцев Гужирского стана положено было в конце сороковых годов. Но до учреждения правильно организованной при Архиеп. Парфение миссии не было ни значительного приращения Гужирской церкви, ни надлежащего пастырского надзора за крещенными инородцами. Священники, заведовавшие большими приходами, за недостатком времени изредка только посещали новокрещенных, так что последние ускользали от их просветительского влияния, а в своей среде напротив всюду встречали лам языческих и соблазны идолопоклонничества. С учреждением миссии успехи св. православной веры делались год от года быстрее, положение христиан-инородцев во внутреннем их быту стало не сравнено выше и прочнее прежнего. Союз между пастырем-миссионером т новообразуемой паствой сделался непосредственнее, живее и теснее. Опыт привел миссионера в тому убеждению, что труднее врачевать недуги давно крещенных, чем пленять в послушание веры новых чад и держать их под руководством св. Церкви. Он замечает даже, что давно крещенные во многом отстают в вере от крещенных в последние два десятилетия. Это и заставило его на первых порах идти с проповедью к давно крещенным, иногда в ущерб возрождения новых чад Церкви. Советы и убеждения миссионера не остались бесплодны. Обличенные в пристрастии к суеверию бросали свои привязанности к предметам суеверия, покупали и приискивали иконы для домов, благоговейно стали чтить иконы, полученные от миссии, в особенности от самого Архипастыря. Таким образом миссия через пастырские внушения и благоразумные меры обеспечивает дело благоустройства религиозной жизни юных христиан, по духу православия.

Не ограничиваясь отправлением Богослужения в храмах по праздничным и воскресным дням и во время постов, миссионер о. Иоанн Косыгин, по обыкновению, объезжал улусы для проповеди и общественной молитвы. Для говения в каждом улусе выбирался приличный домик, куда и собирались соседние инородцы к Богослужению. Прежде дня через два инородцы, ходившие к Богослужению, уже удостаиваемы были принятия св. Животворящих Тайн. В отчетном году говение для инородцев продолжалось уже долее на один день. Миссионер имеет в виду постепенное приучение инородцев в точному исполнению правил св. Церкви. Во дни светлой недели и в храмовые праздники миссионер с своим диаконом тоже посещад училища своих прихожан по улусам, с Животворящим Крестом м св. иконами. В каждом улусе, по предварительному извещению диакона, приезжавшего вперед, инородцы собирались в один дом, где и совершались молебны с водосвятием. Сюда же собирались подлежащие св. крещению, дабы в святые и великие дни запечатлеть свою веру союзом с св. Церковью.

В конце Апреля была здесь большая засуха. На траву и хлеб напал какой-то червяк. Хлеб и травы стали портиться. В первый ближайший праздник инородцы были повещены, чтобы собрались в церковь, где миссионер самым простым языком вразумил их, чтобы они чаще молились Богу и просили Его помощи о избавлении от наказаний и гнева Божия. На другой день после этого была послана за миссионером депутация в лице заседателя Думы и трех родоначальников для приглашения, по случаю этих бедствий, служить молебны по разным речкам. Просьба их немедленно была исполнена. На местах, где назначалось служение, буряты собирались сотнями как крещенные так и не крещенные, одинаково те и другие брали св. воду и окропляли ею каждый свои поля. И благодарение Богу: Господь услышал их общие молитвы, принесенные от полноты простых сердец. Во время самого молебна поднялась туча и полился обильный дождь… Под проливным дождем богомольцы выстояли службу в легких верхних одеждах, а по окончании молебствия с общего голоса установлено было собираться каждый год на означенные места и совершать общественные молебны.

В летнюю и осеннюю пору занятия миссионера несколько задерживались по случаю полевых работ. Но он находил себе дело частью по постройке училища, благополучно совершившейся в отчетном году, а более по исполнению треб куда являлся по первому требованию, и даже без требования, когда узнавал, что настоит в том где либо надобность. В Сентябре был следующий случай. Посетив одного инородца для напутствия, на обратном пути миссионер почувствовал жажду и для утоления ее заехал в первую попавшуюся юрту, но в ней ни чего не нашел, кроме одного бурята, лежащего на полу едва дышащего. Он оказался зараженным оспой и оставлен был без всякого призора. У него не было ни жены, ни детей, а соседи совсем его бросили. Видя его безнадежным к выздоровлению, миссионер утешил его и напутствовал в вечную жизнь св. тайнами. Назавтра посланный узнать о здоровье больного привез весть, что он уже скончался. О смерти его было объявлено соседям, но соседи отказались принять участие в погребении по той причине, что намеревались отправиться на звериный промысел, а по из суеверному понятию, перед отправкой на промысел не должно прикасаться к покойникам, ни смотреть на них, ни ходить по дороге к кладбищу. Не исполнившие этого предрассудка не будет иметь «ользона», т.е. счастья в промысле. На погребение миссионер употребил свои средства, а общественникам объяснил, что отдать последний долг умершему есть дело христианского милосердия к ближнему и они должны были похоронить умершего собрата христианина с подобающей честью, по чувству братского с ним общения, непрерываемого и по смерти.

Трудами свящ. Иоанна Косыгина в отчетном году крещено из язычества 121 душа. Утверждения их в верности православию он достигал через церковную и общественную молитву, к коей приглашал их по повестке, и через пастырские наставления. А для упрочнения православия в юном поколении, как наилучшее к тому средство, есть при стане миссионерское училище.

В училище обучалось 10 бурятских мальчиков; из них 8 православных, а 2 ламайских родителей. Они изучали катехизис, священную историю, из арифметики первые четыре действия, по русскому языку читать, писать, говорить и понимать русскую речь. Обучением занимался сам миссионер, а за отлучкой из стана, жена его, кончившая курс в Иркутском училище девиц духовного звания. В воскресные и праздничные дни диакон Алексей Попов обучал их церковному пению. Старшие ученики исправляли должность псаломщиков в церкви и в поездках миссионера по улусам.

Всего в Тункинском крае в отчетном году крещено 532 души.

5) По Усть-Ордынскому стану

Миссионерский стан для Кудинского и Капсальского ведомства устроен при Кудинской степной Думе, где, при содействии благонамеренных родоначальников, казалось бы, всего легче найти миссионеру законное содействие, а христианам, если не покровительство, то по крайней мере суд и правду. Но вот, уже почти пять лет, как начались здесь миссионерские действия, и когда миссия по другим ведомствам достигает уже значительных успехов, здесь однако ж происходит совсем противное. Христианство стеснено, и миссия не успевает, а только скорбит о трудном положении дела. Причина в том, что все местные власти состоят из язычников, а не многочисленное общество христиан до того подавлено и загнано, что не смеет и заявить о себе, или интересах веры. Чем опаснее для язычников уступить первенство и власть в руки христиан, тем сильнее они теснят христиан, стараясь подавить возникающее православие. История миссии в этом крае ежегодно обозначается ужасающими чертами притеснений и обид, делаемых крещенным инородцам безбоязненно, в тех расчетах, что легко все скрыть виновным за языческой властью и избегнуть правосудия.

Опубликовано 9 октября 1876 г.

Иркутская Духовная Миссия в 1875 году. Часть 1.

Иркутская Духовная Миссия в 1875 году. Часть 3.

Иркутская Духовная Миссия в 1875 году. Часть 4.

Иркутская Духовная Миссия в 1875 году. Часть 5.

Иркутская Духовная Миссия в 1875 году. Часть 6.

856

Видео

Нет Видео для отображения
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
.