Устье Селенги. (Из путевых записок по Восточной Сибири). Часть 5.
На байкале.
Постройка и снаряжение судов дело совершенно другого рода: оно хорошо знакомо всякому; за него принимаемся и дело ведется …*не разборчиво*… значительно и на глазах. Где-нибудь поблизости от Байкала есть несколько плотников, пользующихся хоть и хорошею, но все-таки различною репутацией, один из них т хороший бы плотник по всем статьям, да отчаянный пьяница, другой строит и скоро и крепко, да не умеет придать судам ходкости, рубит их как говорится, из всего дерева, а этот делает и ходко, да непрочно, — и все обыкновенно жалуются, что хорошие плотники перевелись. Но все-таки сообразно расчетам каждого из хозяев, плотник нанят, выдан ему задаток, и он со своей стороны, в благонадежном исполнении заказа представил двух или трех надежных почитателей, и началась работа. Сперва сплачиваются между собою несколько сосновых или еловых досок верхов 7 или 8 толщиною, листвянь по своей тяжести для этого не годится, преимущественно же стараются выбрать ель, которой длина и ширина обыкновенно определяется будущим размером судна, которое бывает обыкновенно в 0,3 шире днища. Таким образом из этих совершенно отдельных досок образуется полукруглое днище судна, потом вокруг всего этого днища располагается кокорник (шпангоуты), еловое или сосновое дерево, верхов восьми толщиною, со всем корнем, так чтобы дерево составляло с корнем колено почти под прямым углом. Этот кокорник составляет нижний ряд судовых ребер, на которых утверждается еще ряд таких же кокор, называемых стойками, потом наверху они чрез всю ширину судна соединяются брусьями (дуги) – вот и готов остов судна, потом на дуги уже наставляется палуба, во всю длину которой от носа до кормы, кладется толстый брус от носа до мачты – сверх палубы, а от мачты до кормы – снизу; бурс этот называется лисицей, а для отделения носа и кормы собственно от судна поперек его кладутся тоже толстые брусья (курица), и когда палуба готова, сверх борта делается барьер, по большей части из двух досок, вышиною до колена человеку среднего роста, почему и называется покольни. Около мачты по обеим сторонам судна к покольням прибивается еще по доске стоймя – это бычки – подставки для поддержки спущенной вниз реи. На носу на самом остром его конце вышиною с аршин над палубой делаются полати, место для лоцмана. Само собой разумеется, что кругом обшивается досками законопачивается и заливается смолой. Гвозди для скрепления частей судна употребляются деревянные (пятники), и таким образом судно почти готово. Хозяин его приготовляет угощение и для рабочих и для знакомых, потому что спуск судна в воду для него составляет праздник и праздник не из частых – тоже, что для иного новоселье, если еще не больше. Позван священник, принесены образа из ближайшей церкви и, после молебна, подпорки выколочены и судно по намазанным салом покатам скатываются в воду при громком, веселом «ура» рабочих, и зрителей и за тем начинается снова работа – оснастка мачты и окончательная отделка судна. В носовой и кормовой частях под палубой настилается еще пол, так чтоб человек высокого роста мог свободно стоять т в прорубленный ранее люк ставится лестница – это каюты – шакши; в носовой они просторнее, там помещаются рабочие, а в кормовой поменьше, в ней помещаются начальствующие, т.е. хозяин судна или прикащик; в ней обыкновенно складывается печка голландка, прорубается окно с боку судна несколько люменаторов сверху. Посредине судна несколько ближе к корме утверждается мачта, а сейчас же за мачтой строится буточка, в которой помещается очаг для варения рабочим пищи, а сзади очага печка; топка ее снаружи. Сейчас же за очагом кладутся две широкие доски с наколоченными поперек их палочками для упора ноги – это потопня, на ней помещается кормщик и, через очаг поглядывая на нос судна, поворачивает сопец – руль. Руль составляется из клюки, один конец которой в руках у кормщика, а другой загибаясь, опускается с судна в виде широкой доски – это огниво, к огниву приколачивается не большой деревянных цилиндр, служащий для облегчения поворота руля – это сердечник и наконец уже к сердечнику прикрепляется перо – доска, опущенная в самую воду. Но от мачты к носу становятся на судне два деревянных пропущенных до самого дна столбы, вышиною до груди человека, окруженные деревянным пьедесталом (беть) – это бабки для привязывания якорного каната (шейма); за канат этот привязывается обыкновенно кошка о четырех лапах, части ее называются: кольцом, веретено, головка и лапки и к ней же на особую веревку привязывается деревянный поплавок (кубасто) для того, чтобы в случае потери якоря, легче было определить место, где он находится. Кошка постоянно лежит на углу, образуемого покольнями и поворотом к носу. Оснастка байкальского судна обыкновенно бывает следующая: от вершины мачты прямо к носу одна снасть – это носовая базанная нога к концам кормы две снасти – это кормовые базанные ноги; потом с каждой стороны борта еще по шесть снастей – средняя и переметные ноги; на верху мачты помещается какой-нибудь образ. Если к этому прибавим еще небольшую полочку сокольня, приколоченную сзади кормы, да широкие двери с боку судна в трюм, то будем иметь возможность полную картину байкальского судна. Теперь нам остается еще сказать несколько слов о парусах байкальских судов. Употребляется только всего три вида паруса: два косых кливера для кормы и носа и один большой во всю ширину и высоту мачты; для большого паруса на мачте привешивается рея (райка), для подъема которой служат блоки, называемые талями; маленькие же паруса поднимаются на дроках. Две веревки привязанные к обоим концам реи, для поворота ее – это вожжи, а веревка, привязанная к концам парусов для их крепления, называется скутом. Самое большое байкальское судно 12 саж. длины, 10 аршин ширины, 5 аршин вышины, от дна до палубы. Такое судно может поднимать до 12 т. пудов грузу и стоит около 4 т. рублей сер; самое маленькое судно 6 саж. длины, 5 аршин ширины, 3,5 аршина вышины, поднимает грузу до 3 т. пуд., стоит тысячи 1,5. Рабочих нужно на большом судне 18 человек, на маленьком 6 человек. Кроме судов, по Байкалу еще ходят морские лодки пониже и пошире судов на 0,3.
Само собой разумеется, что байкальские судовщики чужды всяких теоретических сведений о мореплавании, а ходят по морю, во первых, как Бог понесет, а во вторых руководствуясь опытами прошлых лет. Лоцмана и кормщики чуть только что не родились на Байкале. Чтоб попасть в Посольск ли, в Баргузин ли, они берут какую-нибудь заметную точку на противоположном берегу – мыс ли, гору ли, покрытую снегом, и держат прямо на нее и потом уже, по мере приближения к ней, определяют какую-нибудь другую и таким образом, перебираясь от точки на точку, приходят к месту. Вовремя туманов употребляется иногда и компас, но мне самому не случалось видеть его употребления. Мели находятся только при устьях рек и тут постоянно промеривая глубину шестами, с намеченными на них четвертями. Лот, хоть и лежит для чего-то на судне, но его не употребляют. Особенных течений в Байкале, препятствующих плаванию, нет, а подводные камни все слишком хорошо известны, чтобы попасть на них без какой-нибудь особенно причины, напр. ветер. Вот список ветров дующих на Байкале и их местные названия.
N, Сивер. NW, Гора – два сильных ветра.
V, Полдень.
SW, Култук, он дует чаще всего, и от Листвянничного самый попутный ветер для того, чтобы перейти на другую сторону.
SSO, Шелоник.
SO, Холод с земли.
O, Баргузин. NO, Верховик – этими двумя ветрами ходят из Баргузина и Ангарска.
Для более же подробного знакомства с образом плавания на судах, да и вообще со всем бытом на судне, я представлю некоторые выписки из дневника, веденного мною.
Н.Ушаров.
Опубликовано 5 июня 1865 года.
Устье Селенги. (Из путевых записок по Восточной Сибири). Часть 1.
Устье Селенги. (Из путевых записок по Восточной Сибири). Часть 2.
Устье Селенги. (Из путевых записок по Восточной Сибири). Часть 3.
Устье Селенги. (Из путевых записок по Восточной Сибири). Часть 4.
Устье Селенги. (Из путевых записок по Восточной Сибири). Часть 6.
Устье Селенги. (Из путевых записок по Восточной Сибири). Часть 7.