От Иркутска до Ниловой пустыни. Часть 5.

V.

В одном из наиболее широких мест ущелья, при впадении в Ихэ ключа Хонхолдой, по обеим сторонам реки, расположены здания пустыни. Горячие ключи бьют из горы, поднимающейся почти отвесно, по левую сторону дороги. Снаружи их не видать, но в том месте, где ключь подземным ходом впадает в реку, почва немного ниже, и в сумерки с этих мест поднимается легкий пар. Расстояние от горы до реки при ключах – саженей 15.

Первое здание при въезде, — это дом для посетителей вод, где и ванна. Напротив этого дома за рекой впадает в Ихэ быстрый Хонхолдой, который недаром назван бурятами «звенящим». По вечерам, в тихую погоду, под шум бьющего о камни Ихэ, вы точно слышите отдаленные звуки колокольчиков и какой-то далекий, невнятный говор. Вот где бы даровитый Ж.Занд подслушал, «что говорит ручей?». Направо от ручья, на углу, образуемом его устьем и рекой, высится голая скала, саженей в 30, на ее вершине открытая площадка и одинокие лиственницы. Но эта площадка – не самая вершины горы; она еще весьма круто поднимается саженей на 40. По левую сторону пади, по которой течет Хонхолдой, опять гора, которая тянется вверх по реке, опускаясь то вертикальным утесом, то крутым скатом. Тотчас у ключа начинаются здания пустыни: церковь, небольшая, но довольно изящная, крашенная под кирпич. Далее, отдельно, колокольня; затем большой архиерейский дом, с мезонином, флигель для настоятеля, кухни и т.д. Хозяйственные здания расположены на той стороне. Вверх по реке, влево три глубоких пади; по последней течет Ихэ тоже, как и прежде, между двумя утесами. Вершина ее, говорят, верстах в 20 от пустыни. Со средины реки, против пустыни, если смотреть вверх по реке, виднеются вдали зубцы гольцов, — жилища оленей, кабарги, горных козлов. Козы, изюбри, кабаны и медведи водятся от пустыни верстах в 5 и по временам навещают саму обитель.

Воздух в пустыни свежий, здоровый; жаров не бывает. Зима начинается рано; с половины ноября по февраль в пустыни почти не видят солнца; за то когда впервые покажется оно на горизонте, — и люди, и животные спешат на гору, обращенную к югу и празднуют возвращение великого светила. Растительность на скатах, обращенных к югу, начинается рано; в марте снег уже стает и в начале апреля цветут анемоны и фиалки. Грозы здесь бывают очень сильны. По временам, особенно перед ненастьем, слышны как в горах пустыни, так и отдалении, сильные выстрелы, подобные пушечным, происходящие, вероятно, от взрыва выходящих из земли газов.

Нилова пустынь обязана своим возникновением минеральным ключам. До 30-х годов здешние воды были известны разве одним бурятам. В это время на них обратил внимание бывший здесь генерал-губернатором Руперт. В 40 году здесь начаты постройки; скоро стали появляться сюда посетители и в числе первых сам Руперт. В 45 году посетил здешние воды архиепископ Нил, и ему пришла мысль устроить здесь пустынь с целью сделать ее центром для ознакомления окрестных инородцев с христианством. Хотя последняя цель, по трудности сообщения пустыни с жилыми местами и по другим причинам и не была достигнута, но ей все-таки обязаны здешние воды своим устройством. Ни казна, ни частные люди не приняли никакого участия в дальнейшем устройстве помещений для посетителей вод и их содержания. Здания, построенные Рупертом и другими богатыми посетителями, по выезде их из Иркутска, должны были остаться в запустении; поддерживать их было бы некому, если бы не устроилась здесь пустынь. Но с другой стороны, вследствие особого назначения пустыни, на воды обращено лишь второстепенное внимание. Суммы, назначенные на содержание пустыни, по своей незначительности, достаточны лишь на поддержание храма и необходимых служб. Не надо забывать также, что опустошительные наводнения часто разрушают в один день постройки, стоившие сотни рублей. Так в прошедшем году снесены были все обрубы, мосты и плотины, укреплявшие берег Ихэ-ухуня. Надо было устроить обруб на протяжении 200 сажень, поставить хоть один мост для соединения зданий пустыни, расположенных по обе стороны реки. Понятно, что при таких расходах не хватает средств поддерживать здания вод в надлежащем порядке и устраивать новые помещения. Посетители вод бывают впрочем не многочисленны; не более 10-15 лиц в лето, и от них пустынь почти ничего не получает. По излишней скромности духовного начальства, нет здесь определенной таксы ни за пользование ваннами, ни за помещение: платить или не платить предоставляется воле каждого.

В настоящее время при водах существуют следующие помещения: при самом въезде довольно большой дом с ванной. При нем три квартиры со всеми удобствами. Кроме того, по нужде дозволяется посетителям занимать так называемый архиерейский дом, в котором также может поселиться человека четыре. В настоящее время, по малому числу посетителей, этих помещений достаточно; но если число первых увеличится, то без сомнения и помещений будет не достаточно. По близости же никакого жилья не существует.

Для полного удобства больных и для того, чтобы здешние воды доступны были для возможно большего их числа, необходимы, по нашему мнению, следующие улучшения:

1. Необходимо устроить прочные мосты, по крайней мере, через главнейшие реки: две Быстрые, Зангисан, Иркут и два на Ихэ-ухуне. Всех рек приходится переезжать в брод до 12.

2. Необходимо (даже и теперь), кроме существующей ванны устроить еще хоть одну. А то в настоящее время в одну и ту же ванну должны идти и женщина и мужчина, и расслабленный и начиненный меркурием. Как хотите, а это не совсем приятно, хотя может быть и невредно в медицинском отношении.

3. Было бы в высшей степени полезно, по крайней мере на весну и лето, командировать туда одного из местных врачей. Теперь же больные пользуются водами наугад; нет даже при ваннах термометра.

4. При хорошем пути и достаточном устройстве, конечно, число посетителей вод значительно бы увеличилось, и тогда какой-нибудь предприимчивый человек устроил бы там что-нибудь в роде табльдота. Теперь же каждый посетитель должен сам заботится о своем продовольствии, а это сопряжено с не малыми затруднениями. Настоятель пустыни не располагает ни какими средствами, чтобы продовольствовать своих гостей, ни достаточным числом прислуги. Необходимо запастись всем необходимым, посудой, припасами. Недалеко от пустыни есть Туранский караул, но там можно достать только разве барана, да ржаной муки. Прочее все должно быть привезено с собой.

Самое лучшее время для пользования водами есть весна с половины марта месяца. Но самое веселое время, когда становится тепло, когда воздух делается теплым, живительным, начинается с половины июня и продолжается до августа. Охотникам же советуется ехать именно в августе и прожить там до ноября; в глубокую осень для них в пустыни – раздолье: всякой дичи, от рябчиков до изюбрей и медведей бесчисленное множество близ самой пустыни.

Пожелаем же, чтобы этот оригинальный, прелестный и столь полезный уголок обратил на себя внимание людей, имеющих возможность устроить удобное сообщение его с Иркутском и столь же удобное там помещение для посетителей.

М. З-н

Опубликовано 29 августа 1864 года.

От Иркутска до Ниловой пустыни. Часть 1.

От Иркутска до Ниловой пустыни. Часть 2.

От Иркутска до Ниловой пустыни. Часть 3.

От Иркутска до Ниловой пустыни. Часть 4.

995

Видео

Нет Видео для отображения
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
.