От Верхнеудинска до Урлука. (Из путевых заметок). Часть 4.
Со станции Гуляевской, в с. Малую Кудару дорога в начале идет тем же диким ущельем. Эта местность почти та же тайга, только в миниатюрном виде. Может быть за хребтами эта тайга простирается на значительное пространство, но я говорю только о тракте. Известно, что в Сибири тайгою называются необозримые, совершенно дикие пространства, состоящие из горных хребтов, топких болот, поросших лесом и мохом и наконец настоящих дремучих бесконечных лесов, обросших мохом и наполненных валежником. Воздух тайги пропитан сыростью. Откуда произошло слово тайга, трудно определить. У карагасов тайгою называются те высокие кряжи гор, из которых берут начало свое горные реки и речки, т.е. так называемое белогорье. Вероятнее всего, что слово тайга образовано от татарских слов тау – гора и гай – лес.
Из малой Кудары я отправился в Урлук. От Бичуры до Урлука считается 70 верст. Урлук огромное селение, раскинутое без всякого толка и огибающее возвышенно плато с Востока, Юга и Запада. Возвышенность эта с восточной стороны селения до западной простирается слишком на версту. На этом плато построены: церковь, волостное правление урлукской волости, тюрьма, запасные магазины и сельское приходское училище. Тут же одно из четырех кладбищ Урлука. В здешнем селении много единоверцев. Волость считается богатой. Что жители во многом обеспечены, это доказывают гладкие бороды, лоснящиеся лица и приличная толщина. Недаром же родилась пословица: «у богатого мужика и борода в масле». Русский человек в довольстве тучнеет. Всех населенных мест в урлукской волости считается 44. В них 3594 двора. Самое большое по населению место – Урлук, где считается 1213 душ, муж. пола. Самое большое по населению место – Урлук, где считается 1213 душ, муж пола. Самое малое по населению с. Жиндоконское, где 83 д. муж. пола. Всех жителей в волости считается 9251 д. м. пола и 8825 д. ж. пола, всего же 18076 д. обоего пола.
По вероисповеданию они делятся следующим образом:
Муж п. | Жен п. | Итого | |
Православных | 5270 | 4762 | 10032 |
Единоверцев | 3849 | 3973 | 7822 |
Раскольников разных наименований | 41 | 52 | 93 |
Римско-католиков | 15 | 6 | 21 |
Магометян | 35 | 2 | 37 |
Всего | 9251 | 8825 | 18076 |
По сословиям это население делится так:
Муж. п. | Жен. п. | Итого | |
Дворян потомственных | 3 | 1 | 4 |
личных | 7 | 8 | 15 |
Духовенства белого | 25 | 27 | 52 |
монашествующего | 3 | - | 3 |
Крестьян | 7573 | 7633 | 15206 |
Военных поселян | 5 | 12 | 17 |
Ссыльно-поселенцев | 653 | 176 | 829 |
Их детей | 172 | 142 | 314 |
Бессрочно-отпускных солдат | 78 | 33 | 111 |
Отставных солдат | 91 | 115 | 206 |
Их детей | 38 | 43 | 81 |
Оседлых инородцев | 603 | 635 | 1238 |
Всего | 9254 | 8825 | 1876 |
Вся площадь волости заключает в себе 132437 десятин. В том числе усадебной 1597,5, пахотной 19998,75, сенокосной 8265, выгсиной 8400, лесной 14981,5, неудобной 73936,5, количество пахотной, покосной и проч. земли у селений Увырского и Шовойского неизвестно, а также под водами неизвестно, но в общем числе составит 5257,75 десятин. Из числа пахотной земли в 1866 году было действительно засеяно хлебом 10908,75 десятин (99,25 десят. озимого и 10809,5 д. ярового). На посеве употреблено: озимого 198 четв. 4 четв., ярового 24229 чет. В урожае получено озимого 366 чет. 2 четв., ярового 36556 чет. 4,5 четв. За возвращением семян получено в прибыли изимого 167 чет. 6 четв., ярового 15337 чет. 4 четв., 2 гарица. Кроме того было засеяно 465 десятин 2325 чет. Картофеля, не считая прочих овощей. Главный сбыт всех продуктов, за исключением картофеля, производится в Кяхту казакам и на золотые прииски. Картофель и овощи с успехом разводятся в селениях: Гутайском, Доложинском, Хилкотойском, Жиндинском, Галдановском, Тамирском и Киретском, но в продажу не поступает, а потребляется самими хозяевами. Картофеля снято 23285 чет. Значит, в урожае, за возвращением семян, получено прибыли 25610 чет. Здесь сеют лен, но холст приготовляемый из него, довольно груб и обыкновенно не пробеливается, как бы следовало. В остальных местах забайкалья лен растет дико.
Впрочем, урожай хлеба в 1866 году был плохой против предшествовавшего года, как от неблагоприятной погоды, так от града и рано выпавшего снега. От последних двух причин погибло 2979,75 и 0,125 десят. хлеба. Надобно заметить, что жители здешние менее усердны к хлебопашеству, чем жители куналейской волости.
На всходы хлеба и его рост по урлукской и кунарейской волостям имели влияние, как я сейчас сказал, разные физические перемены, в особенности весной сухая, холодная погода, затем бездожие, жар и наконец рано выпавший снег, что сильно влияло на урожай. От этого урожай хлеба в 1866 году был хуже, чем в 1865 году. Тоже самое можно сказать и о сене. Кроме того, в некоторых местах куналейской волости, появившиеся в сильные жары кобылка (кузнечик) много истребил хлеба и травы. По собранным сведениям вред, причиненный кобылкой, показан следующий: истреблено ярицы 734,25 десят., пшеницы 119,25 десят., ячменя 2,5 десят., овса 25,25 десят. и проса 4 десят. Сильные инеи, бывшие 17 и 18 августа, и снег, выпавший 25 и 26 августа (в горах до 2 вершков, а в низких местах покрывший землю), нанес также вред поздним посевам. От холода и снега погибло хлеба в куналейской волости: Ярицы 1096,75 десят., пшеницы 311 десят., гречи 22,5 десят., проса 29,5 десят. и конопли 24,5 десят. Вследствие таких неблагоприятных обстоятельств, цена ржи по урлукской волости была от 1 р. 30 к. до 1 р. 50 к. за пуд в зерне. По куналейской волости в течении года рожь от 9 р. 90 к. за четверть доходила до 18 р. 45 к. Мука ржаная от 10 р. 35 к. до 18 р. 90 к. Овес от 6 р. 32,5 к до 9 р. 62,5 к. Картофель от 4 р. до 4 р. 90 к. Самые высшие цены были осенью.
Впрочем, надо сознаться, что сельские власти показывают урожай хлеба против посева по сдохновению, а не в действительности, как оно есть, и при том гораздо менее, чем в действительности. Тут есть свой расчет. При большом урожае может установиться меньшая цена, в случае большого закупа хлеба в казну, а при среднем урожае дело может идти еще и так и сяк. Везде свои лазейки! Из этого видно, что кроме народонаселения вся остальная сельская статистика с изъянцем и только приблизительно верна и то не всегда. Не вполне доверяя точности статистических данных, я не делаю их них никаких выводов. Вот, например, в урлукской волости снято картофеля 23285 четвертей, в куналейской же волости только 3058 чет. 1 четв. И этим цифрам положительно нельзя дать веры. Картофель главная пища крестьян. Его сеют и на полях и в огородах. Его все едят за чаем, за обедом и за ужином, а его показывается снятым по куналейской волости, только 3058 четв. и 1 четверть!
В селении Шимбиликском есть заводы мыловаренный и маслобойный.
Главная река, орошающая урлукскую волость – Чикой, впадающий с правой стороны в Селенгу. Чикой принимает в себя с правой стороны р. Жиндокон, а с левой Катанцу. По Чикою есть минеральные воды, куда приезжают лечиться больные.
Из горных хребтов назовем Жимдинский и Шебартуйский.
Из деревень и кустарников, кроме кедра и других сибирских пород, по Чикою растет еще так называемый персик. Но не думайте, что это тот нежный плод, о котором вам доводилось читать в книжках. Скорее его можно отнести к породе урюка. Видом он походит на финик. Цвета зеленоватого, деревянистый и кислый и потому вовсе негоден к употреблению. Но внутри его заключается твердая, плоская косточка, похожая на урюковую, но только меньше, в которой зерно имеет вкус горького миндаля и довольно ароматно. Из этих зерен можно извлекать зеленоватое масло, довольно ароматное и годное для салата. Избойну же (выжимки) можно подбавлять в стряпню для лучшего вкуса. На этих косточках настаивают водку. Но замечено, что от этой водки, получающей вкус миндаля, делается головная боль. Ягод и орехов кедровых в 1866 году неурожай.
По чикойской системе, т.е. по речкам: Морозовой, Долотою, Ашанце и другим находятся золотые прииски, которые имеют значительное влияние на благосостояние крестьян. Скотоводство здесь не очень значительно. В 1866 году количество лошадей считалось 11847 голов, рогатого скота 13485 голов, овец 31700 г., свиней 8604 г. и коз (яманов) 1462, итого 67098 голов.
Официальные данные говорят, что в 1866 году упромышлено всех зверей на сумму 8655 р., менее против 1865 года на 1797 р. Но как известно, что не все упромышленные звери показаны по сведениям, то и ценность улова должна быть более, которую круглым числом можно пожить в 9000 р.
Добыто сохатых 4 шт., изюбрей 31 шт., коз 732 шт., кабарги 375 шт., кабанов 2 шт., медведей 2 шт., волков 10 шт., лисиц 25 шт., соболей 15 шт., белки 45000 шт., хорьков 80 шт. При первом взгляде на эти цифры является сомнение, действительно ли медведей и кабанов убито по 2 шт.! Не верится. На Чикое только и можно поесть кабанину. Цена соболя, смотря по достоинству, доходила до 30 р. сер. за штуку. Белка от 18 до 20 к. хорек стоит 80 к. Кабаргиная струя, или, как здесь говорят, хабарожья 2 р. Но вот частно собранные мной сведения о белке: белки по Чикою и Хилку один купец, который делает там постоянно закупы этой пушнины, закупил 60000 шт., на сумму около 44000 р. Кроме его были и другие покупатели. Конечно, часть белки приходится на куналейскую волость, но все-таки вышеозначенные цифры (официальные) только приблизительно верны.
Рыбный промысел, судя по статистическим данным весьма незначителен. Всей рыбы добыто на 1184 р., менее против 1865 г. на 486 р., а именно тайменей 25 пуд., линков 237 пуд., щук 25 п., налимов 120 п. и хариусов 270 п. Здесь уже цифры не могут быть приблизительно верны. Кто упомнит, сколько штук или пудов рыбы он добыл в течении года и скушал со своим семейством, или продал обязательному еврею-скупщику за полцены! Количество пудов или штук говорится наобум. Нельзя поверить, чтобы только было упромышлено 25 п. щук, в числе 72 штук на целую волость! Откуда же Кяхта довольствуется рыбой? Неужели ее снабжает один Байкал?
Проходя по улицам некоторых деревень куналейской и урлукской волостей, я заметил что на средине оконных рам нарисованы кресты. В тех же домах, где вместо стекол вставлена коровья брюшина, берестяные кресты нашиты на этой брюшине посредине оконницы. Иногда встречаются на одной оконнице по два и по три креста. Это обыкновение соблюдается старообрядцами. Православные, живущие между ними, также приняли это обыкновение из подражания, а более из религиозного чувства.
Урлукское сельское приходское училище имеет довольно порядочный дом. Преподаванием занимаются учитель и помощник, принадлежащие оба к крестьянскому сословию. Учеников считалось 15 человек, что судя по количеству народонаселения, очень мало. Причина тому та, что единоверцы все таки мало доверяют нашим училищам, что ясно доказывают следующие цифры: учеников православного исповедания 13 и единоверцев 2. По сословиям ученики делились так: духовного звания 1, мещан 1 и крестьян 13. Кроме того ученики сельских училищ преимущественно жители того же селения, где существует училище. Этот факт нельзя упускать из виду в учебной статистике, в особенности в определении пропорции числа учащихся к числу жителей целой волости.
В куналейском же училище, имеющем очень не выгодное помещение, считалось 34 учащихся православного исповедания. По сословиям ученики делились: духовного звания 3, крестьян 29 и инородцев 2. В числе учащихся было две девочки – крестьянки. Это доказывает, что между здешними крестьянами есть такие, которые начинают сознавать пользу грамотности, не только для себя, но и для женского пола. Впрочем, много нужно еще времени, чтобы просвещение искоренило разные предрассудки и суеверия, иногда даже гибельно отзывающиеся на нашем мужичке. Я уже не говорю о таких невинных верованиях, которые, не принося существенной пользы, в тоже время не могут вредить здоровью. Например: вера в заломы хлеба, в разрыв траву, в шапку невидимку, в любовный крючок и петельку. Или например уверенность, что живая змея, отпущенная в лагушку, наполненную дегтем, полезна от скотского падежа! Также змея, конечно убитая, или даже ее шкура, положенная под шесток печи так, чтобы никто не видал и не знал, выгоняет клопов из дома. После заката солнца нельзя починать, т.е. резать, целую ковригу хлеба, потому что хлебушка спит. А потому домовитая хозяйка после обеда соображает, достанет ли на ее семью початой ковриги и если не достанет, то, благословясь, берет ножик и лезвием осеняет край ковриги крестным знамением и затем край срезает или, как говорят, отрезает краюшку. А вот заговор от зубной боли: «Месяц Каин, брат его Авель, у него зубы не болят и у раба Божия (имя-рек) не болят по сей день, по сей час и по сию минуту. Аминь». Заговор этот читается трижды и если после такого радикального средства зубы ваши продолжают болеть, то уж верно не от чего иного, как от уроков или сглазу, от которых нужно новое средство и новый заговор, значит новая плата знахарю или знахарке, т.е. лекарю или лекарке. Чтобы описать все заблуждения крестьян нужно написать отдельную книгу. Особенно сильно влияние знахарей во время свадьбы и родин. Но есть такие предрассудки и лекарства, которые прямо действуют на здоровье и даже на жизнь. Что же касается до семейских, то у них, не смотря на их религиознее построение, едва ли не более предрассудков, унаследованных ими от отцов и святохранимых, как и все перешедшие по наследству.
В тех селениях, где нет училищ, обучением детей грамоте, конечно втихомолку, занимаются доморощенные учителя. Родителям не хочется, а иногда и совсем невозможно отсылать детей в училище, которое лежит часто за сотню слишком верст от их жилья, а между тем хочется научить мальчонку грамоте хоть мало-мало. Вот и отдают на выучку таким грамотеям. Ребятишки, вооружившись указкой, кричат нараспев: аз, буки, веди, протыкая указкой буквы. Без указки в деревнях не учат. Учитель время от времени наделяет учеников волосянкой и родители довольны. Они благодарят педагога, что не дает баловать их малышам! Поучился год-два и в такое долгое время едва научился, пополам с грехом, подписывать свое имя и довольно! Да и учитель-то более того сам не знает. Многие из крестьян убеждены, что большая грамотность принесет вред крестьянину, что такой грамотей непременно или сойдет с ума, или посидит в остроге! Нередко от них можно слышать, что такой-то спятил потому собственно, что все читал книжки. К сожалению, это убеждение существует и не у одних крестьян, его встретите и у горожан! Много, много еще лет пройдет, пока рассеются подобные предрассудки, пока человек, выдвинувшийся из окружающей его среды своим умом, своими познаниями не будет возбуждать страха и сожаления, или низкой зависти и злобы своих собратов.
В Урлуке я слышал, что жители ездят в ильинскую волость и там выменивают на хлеб сушеную черемуху и даже молотую, которая идет на пироги, а сваренная с суслом составляет род лакомства. Верховые волости, расположенные по Селенге, богаты хлебом, который они плавят на плотах в Верхнеудинск и далее в ильинскую волость, нуждающуюся в хлебе и взамен того получают: омули, черемуху, которой избытой в ильинской волости и проч. Кроме того они приплавляют орехи, идущие большей частью в Иркутск, а собственно для жителей Верхнеудинска, они приплавляют соленные грузди, которых в Верхнеудинске, по отсутствию березняка, нет. В окрестностях Верхнеудинска родятся только рыжики, сухие грузди и масляники, т.е. те породы грибов, которые водятся в сосняках. Из тарбагатайской волости приплавляют в Верхнеудинск еще дрова и строевой лес. Но советую предметы эти покупать на наличные деньги, только тогда, когда они приплавлены, а отнюдь не задавать под них деньги, потому что редко получите исправно, несмотря на контракты и на ручательство целого общества своим имуществом. Лишь бы выманить деньги, а контракт многими не считается делом обязательным и деньги ваши пропали навсегда. Говорю по опыту.
С южной стороны Урлука, вдали от селения, возвышается гора, за которой лежит чикойский монастырь.
Из Урлука я проехал тем же трактом обратно в Мухошибирь.
Опубликовано 9 сентября 1867 года
От Верхнеудинска до Урлука. (Из путевых заметок). Часть 1.
От Верхнеудинска до Урлука. (Из путевых заметок). Часть 2.
От Верхнеудинска до Урлука. (Из путевых заметок). Часть 3.