​От Верхнеудинска до Урлука. (Из путевых заметок). Часть 2.

Я думаю, что раскольничьих толков за Байкалом гораздо более, чем известно по официальным данным. Впрочем, это такая непроходимая трущоба, что трудно дать себе отчет в их подразделениях. Делят их обыкновенно: на поповцев, беспоповцев, молакан, субботников и скопцов. Между тем как в некоторый из этих главных делений существуют свои оттенки, свои подразделения.

Простой народ не любопытствует узнать все эти тонкости, да ему и времени нет. Чиновнику же трудно что-нибудь узнать по той замкнутости, в которой держат себя все раскольники в отношении всех официальных лиц, видя в них, по сохранившемуся преданию, лиц, желающих поживиться. Вот, например, в деревне Вахмистровой есть в одном месте три сосны, растущие одна подле другой. У этих сосен похоронен молакан. Зачем же он похоронен у трех сосен, а не в другом месте, спрашивал я одного крестьянина. – «Да вишь, по их вере, нужно хоронить у трех деревьев». Вот вам и все объяснение. «А чудно же, братец ты мой, они молятся, — продолжал он, — возьмет, сядет где-нибудь к стене, найдет сучек, да и водит кругом его пальцем. Это значит он молится, потому сук-то сотворен Богом, а не человеческими руками. Несотворенному, знаешь молюсь. Либо станут друг против дружки, да и кланяются. Потому человек не руками сделан, а от Бога сотворен». И больше не было у моего рассказчика никаких сведений об этой секте. Верно ли он объяснял или только это создала досужая фантазия, — лежит на его совести.

Говор старообрядцев отличается от сибирского. Они говорят с высока и почти не употребляют монгольских слов. У них существует своя литература, до которой добраться очень трудно. Стихи свои они показывают не всякому. Содержание из религиозное, сочинены ли они здесь или занесены из Руси –не знаю, так как я не удостоился из видеть, а говорю по слуху. Грамотность их ограничивается преимущественно знанием церковно-славянского языка. Есть между ними такие грамотеи, что знают только читать по славянски и петь священные гимны особенным напевом, но писать решительно не умеют. Отцы мало и учат детей своих письму, думая, что из грамотея выйдет какой-нибудь пьяница или плут. Такое мнение возникло, вероятно, от того, что встречаются грамотные поселенцы, которые злоупотребляют своей грамотностью, применяя ее то сутяжничеству, то к деланью фальшивых билетов и кредитов.

Я уже заметил, что старообрядцы чуждаются православных, хотя наружно и не показывают этого, по крайней мере в отношении чиновничества. Отчуждение это простирается до пренебрежения. Всякий, не принадлежащий к их кругу, есть еретик, поганец. Если есть малейшая только возможность избегнуть, невольного столкновения, — они всегда этим воспользуются. Те, которые по необходимости принимают к себе в дом православных, например на обывательской квартире, или где останавливаются купцы, имеют для них особую посуду, чтобы не осквернить свои телеса запахом табашников! Женщины говорят, что у них голова болит от табачного дыма. У них существует легенда от куда произошло это поганое зелье – табачище! Рассказать эту легенду я считаю не удобным. Секта беспоповцев еще далее простирает это отчуждение.

У них есть особые иконы для православных, стоящие в приемной комнате и которым они сами не молятся. Члены семейства имеют отдельные иконы, каждый для себя. Если бы кто-нибудь случайно осенил себя крестом перед иконой, которая принадлежит одному из членов семейства, то икона эта выставляется в приемную комнату и ей перестают воздавать почтение, т.е. молиться. Иконы членов семейства закрываются пологами, т.е. занавесами, повешенными перед иконами на шнурках. Члены семейства имеют каждый отдельную посуду, как-то чашки, ложки. Те же из них, которые называются «от миру прочь», имеют отдельные горшки для приготовления пищи и кушают отдельно от прочих членов семейства. Не есть ли это глупейшее сумазбродство! «От миру прочь» — это что-то в роде монашества. Имеются ли у забайкальских старообрядцев скиты – неизвестно и ничего подобного не слышно.

От Тарбагатая до барского селения 24,5 версты. Здесь дорогу пересекает небольшая барская возвышенность, носящая громкое имя хребта.

От барского селения до мухоршибирского 33 версты. В обоих селениях живут старообрядцы вперемешку с сибиряками. Мухоршибирь порядочное селение. В Мухоршибири волостное правление мухоршибирской волости и церковь.

Говорят, что шибирь значит болото, от сюда мушор-шибирь – будет комолое болото, между тем как один монгол объяснял мне, что шибирь значит ельник, от сюда мухоршибирь – обломанный ельник или небольшой ельник. Толкование это, я думаю ближе к истине. Сибирь страна лесистая, страна ельника. Монгольское шибирь легко могло сделаться татарским Сибирь, по прежнему родству монгол и татар, а от последних перешло к русским и изменилось в Сибирь. Впрочем, немного мы выиграем, если докажем точное происхождение этого слова. Все местности Забайкалья в настоящее время носят по преимуществу названия монгольские, реже тунгусские и еще реже русские. Все прочие народности, которые когда-то здесь жили, не оставили по себе памяти в географических названиях. Все жители, бывшие и сущие, заклеймены общим названием азиатцев, что все равно варваров, тогда как Азия (по Бахру) значит отечество Азов, т.е. богов.

Православные мужички мухоршибирской волости думали основать училище. Но как такое заведение нужно содержать сбором с каждой ревизской души, а старообрядцы, которых достаточно в волости, не согласились на эту раскладку, то дело и отложено в долгий ящик. Впрочем, кого тут винить? Старообрядцы, а за ними и единоверцы не хотят участвовать в устроении школы по предубеждению, а первые даже по нерасположению к нашим учителям – табачникам, по нелюбви к нашим книгам, к выговору букв а, бе вместо любезных аз, буки и ко многому другому, что им не нравится. Наши же мужики не хотят нести эту повинность одни, а желают отбывать ее целым обществом, затем де, что имеют одинаковый надел покосами и проч. как и страдообрядцы. Каждый из них, отдельно взятый, соглашается беспрекословно с вами в пользе грамотности, но не решается действовать один, а ссылается на общество, как де оно присудит, а оно-то, состоя из двух противоположных элементов, и не может согласиться.

Опубликовано 22 июля 1867 года.

От Верхнеудинска до Урлука. (Из путевых заметок). Часть 1.

От Верхнеудинска до Урлука. (Из путевых заметок). Часть 3.

От Верхнеудинска до Урлука. (Из путевых заметок). Часть 4.

От Верхнеудинска до Урлука. (Из путевых заметок). Часть 5.

От Верхнеудинска до Урлука. (Из путевых заметок). Часть 6.

874

Видео

Нет Видео для отображения
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
.