Деревенские письма. Часть 4.

Наша блаженная Сибирь, благодаря всем тем манипуляциям, которым подверглась она в течении 300-летнего пребывания здесь русского элемента, представляет массу непримиримых противоположностей и невообразимых странностей. Например: русские, поселяясь около Байкала, нашли здесь племя бурят, жившее в родовом быте, занимавшееся охотой и скотоводством. Заняв облюбованные ими места, русские выходцы воссоздали здесь общину, стали обрабатывать землю и научили бурят земледелию. Что же оказывается? Конечно, учителя должны идти постоянно впереди своих учеников? Русская община, как высшая ступень общежития, в сравнении с патриархальностью, родовой общиной бурят, должна бы процветать, развиваться и содействовать наибольшему благосостоянию русских, чем бурятская община? Племя русское, как наиболее совершенное, не должно бы стоять всегда впереди монгольского во всем, начиная с внешней культуры и кончая умственным и нравственным развитием? Но то ли мы видим на самом деле? Где больше совершается преступлений – в бурятских улусах или в русских городах и селениях? Где больше безопасности, взаимопомощи и единогласия в общественных делах, — у русских или у бурят? Пусть ответят положа руку на сердце, наблюдатели народной жизни. Сдавленные кК железным кольцом, русским населением, буряты мужественно и не без успеха отбиваются от внесения к ним печальных даров цивилизации, — от поселенцев, кабатчиков, и других цивилизаторов. Не смотря на массу переселенцев, заражающую организм народный, буряты (и якуты) умеют – силой родового единодушия – сдерживать натиск этого элемента в свои улусы: ни беглые с каторги, ни бродящие по стране поселенцы не смеют показываться среди бурят, — и разве организованной шайкой могут вторгнуться в бурятское ведомство. Горе бродяге, затесавшемуся к бурятам, — ему не миновать пули. Точно также умеют буряты с удивительным единодушием отстаивать свои интересы земельные и личные: нищих у них нет, — бесприютный бедняк или сирота – хозяева в каждой бурятской юрте. В случае какой беды, случившейся с бурятом, — весь род, как один человек, встанет на защиту своего сородича: собирают складчину, всем готовы жертвовать, чтобы выручить «своего» из беды. Ничего подобного не замечаем мы у своих, русских: все у нас ползет как-то врозь, каждый держится пословицы: «моя хата с краю, я ничего не знаю». Не смотря на прямые требования закона об ограждении сел и деревень от всякого рода бед и напастей, — русский «мир» без особых настояний и принуждения со стороны начальства и не подумает об угрожающей беде. Лес ли кругом горит, конокрады ли одолевают, хлеб ли с полей тащат или амбары ломают, придет ли валеж на скот, «мир» только плачется, горюет и жмется, а о мерах предупреждения, о спасении от врага, о помощи пострадавшим, — нет и речи. «Слава Богу, что не у меня», думает каждый, при вести о том, что у такого-то угнали за раз три лошади, у другого увезли с поля десять крестов пшеницы, у третьего подломили и очистили весь амбар.

Отчего такая апатия, при всеобщей бедности и трудности добыть лишнюю копейку? Отчего тот же крестьянин, который равнодушно смотрит на расхищение общего достояния и расплачивается за расхитителей собственной мощцой, — до-зарезу рядится из-за каждой копейки с покупателем на городском базаре? Где причины упадка общинного духа, отсутствия инициативы в общественных делах и полного равнодушия к этим делам? Ведь когда русский «топор и соха» впервые явились сюда – в среду враждебных племен и принялись рубить леса, истреблять зверей и возделывать сибирскую новь, — дело стояло, должно быть, иначе? При теперешней розни и отсутствия единодушия, разве справились бы русские пришельцы и с трудностью работы и с окружающими из отовсюду врагами?

Когда толкуешь с отдельными личностями из крестьян об их общественных делах, суждении их оказываются и здравыми и даже смелыми; от куда берется и меткость взгляда и горячность в речах и негодование против мироедов, и всякого зла! Слышатся возгласы: «волки мы, ничего больше! Всякий хочет съесть другого!» А, глядишь, попал тот же правдивый человек на общественную должность, — куда девалась и правдивость, и стойкость, и «поступь гордая, речь высокая»? Из всех, попадающих на должности старшин, старость и т.д. в десяток лет выдается где-нибудь один на округ действительно честный, правдивый и стойкий человек; а то – либо сопьется и свяжется с писарями, целовальниками и мироедами и в конце концов намотает на свою мирскую шею сотни и даже тысячи рублей, а в лучшем случае убежит без оглядки с мечта, проклиная и должность и ее преимущества.

Начало розни в сельских обществах. Как им кажется положено тогда, когда к первым колонистам стали приселяться вольные и невольные пришельцы с разных концов России, люди разных народностей, вер и общественных привычек: тут, в среду вологодских уроженцев, попадал и малоросс, и татарин, и цыган: все это пришлое поселение смешалось механически, но не могло не оставить следов своих воззрений на жизнь – в новом обществе: малоросс внес в сибирскую деревню свою индивидуальность, татарин – страсть к торговле, «шойданичанью» по-сибирски, цыган – «охоту к передвижке мест» и т.д. для разного рода дельцов такая рознь очень выгодна, по принципу: «divide et impera». Какому-нибудь пройдохе писарю или мироеду, конечно, на руку подобное состояние сельского общества, — тут он – полный владыка и творит, что ему угодно: сегодня оберет одного, завтра другого и знает, что общего протеста не будет. Соберется волостной сход; поставит писарь два ведра водки, — глядишь сотни две в год и прибавилось к тысячному жалованию. Также доселе действовали и все, имеющие дело с сельскими обществами.

Понять всю неприглядность и опасность для будущего подобного хода дел, не по силам сельскому населению, темному и беспомощному. Разве кто-нибудь, когда-нибудь подумал разъяснить ему значение и права общины, когда само слово «община» исчезло из русского словаря? Да и теперь, даже с распространением грамотности, хоть один учитель, хоть один грамотей и чиновник прочел ли нашим мирам, например, известные постановления сходам? Мы знаем только одного исправника, который читал их на волостных сходах (хотя сам нередко нарушает их), а писаря прячут эту книгу подальше, — она де нужна только для них?

При таком направлении крестьянской жизни, при всеобщей почти безграмотности, возьмите еще в расчет влияние кабака, уменьшение производительности земли, частые неурожаи, при начинающейся тесноте угодий, отсутствие выгодных промыслов и взаимное соперничество, — и перед вами откроется довольно печальная картина: темные люди и чувствуют, что жизнь их идет не ладно, не стройно, не устойчиво, а выхода из этого положения никто не видит, да и указать некому. Недаром же крестьяне говорят, что в близком будущем «все мы поедим друг друга, а последнего волк съест!»

М.З.

Опубликовано 18 сентября 1888 года.

Деревенские письма. Часть 1.

Деревенские письма. Часть 2.

Деревенские письма. Часть 3.

439

Видео

Нет Видео для отображения
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
.