Отчет туристской спортивно-научной экспедиции по реке Подкаменная Тунгуска (Катанга). Часть 12.

Бродяга

13 июля в 8.00 подплыли к с.Байкит, расположенному на правом берегу реки на 545 км. В этом месте впадает речка «Байкитка», которая разделяет посёлок на две части. От устья Байкитки вверх по Тунгуске расположена лодочная станция.

Байкит – районный центр, также относится к Эвенкийскому национальному округу с центром Тура. Население составляет 6,3 тыс. человек, территория района 125 тыс. кв. км.

Район имеет три совхоза: оленеводческий, два звероводческих и свиноводческое отделение. Имеется Байкитская нефтеразведочная экспедиция, хорошие современные магазины, две бани, прачечная, дом быта, своя электростанция мощностью в 5800 квт, аэродром с бетонной взлётной полосой (для самолётов Як-40, Ил-14, Ан-2, Ан-10).

На ближайшие 2-3 года намечено построить в районном центре кинотеатр на 350 мест, детский сад на 200 мест, две бани, среднюю школу на 780 мест, больничный комплекс, три спортивных зала.

За 1984 год Байкитский район является победителем в социалистическом соревновании Российской Федерации, а округ во Всесоюзном. Хочется отметить, что Эвенкийский национальный округ награждён орденом Трудового Красного Знамени и орденом Дружбы народов.

Руководитель экспедиции Популовский Д.Н. с председателем райисполкома Петром Тимофеевичев Сухоруковым имел двухчасовую беседу. Тов.Сухоруков встретил радушно, тепло, внимательно выслушал о нашем путешествии и одобрил его, рассказал о перспективах своего района на будущие 2-3 года. При беседе он сказал, что их район посетит наш город и Усть-Илимский район по обмену опытом работы.

Группа сделала отметку о прибытии в этот пункт в своем удостоверении, подана телеграмма в Усть-Илимский горспорткомитет председателю Ицковичу Б.С., о прибытии в с.Байкит и в этот же день в 12.30 дня отплыли из с.Байкит.

На участке с.Байкит – с.Подкаменная Тунгуска группа преодолела следующие пороги: Дедушка, Мучной, Большой, Вельминский, Урочищие щеки и шиверы: Бугорикта, Юктанская, Заборка, Гаингда, Каменная, Горлышко, Бабушка, Подпорожная, Полигус, Бугорская, Царская, Уксиктэ, Огнё, Байкитик, Майгуйская.

Порог Дедушка длинной около 2 км., он имеет как бы два слива, первый сильный, что и представляет некоторую опасность из-за выступающих камней с обоих берегов реки; второй слабый, больше похожи на шиверу. Наш врач Хрущёв А.Е. сделал снимок этого порога.

Порог Мучной – сильный, высотой 1,5 м. Протяжённостью 5 км. характеризуется скальными выступами в речном русле, каменистыми грядами и отдельными камнями-одинцами. Скорость течения достигает до 16 км/ч. Имеются большие завихрения, таких воронок и прижимные течения, направленные в сторону вогнутых берегов, в чем и заключается сложность его прохождения. Такое название ему дано не случайно, воду крутит, как муку в жернове (вода бурлит, как в стиральной машине).

Большой порог – является самым сложным, опасным на участке с.Байкит – с.Покаменная Тунгуска, состоящий из трёх сливов, протяжённостью 8 км. Ширина русла на пороге 120 м. Первый слив форсировали сходу, прошли классно и под сливом сделали остановку. Следует сделать небольшое отступление.

Хрущёв А.Е. пошёл на второй слив, чтобы сфотографировать прохождение нашего плота, только дошёл он до второго слива, как начался дождь, услышав выстрел, мы тронулись форсировать второй слив. Этот слив мощнее и сильнее чем порог НЭБЭ, его длина 1 км, высота волны от 2,5 м до 4 м и мощные крутящиеся как мясорубки воронки. На переднем весле стоял Тепляков В.К., Популовский Д.Н. и Литвин В.М. стояли вдвоём на заднем весле. Снимок сделан, но свету было мало и он не получился. Начинало темнеть, принимали решение под вторым сливом сделать остановку на ночлег, а утром форсировать третий. Усталость взяла своё, несмотря на сплошной гул и шум воды, мы все быстро уснули, спали до утра, отдохнули нормально.

Утром форсировали третий слив, который уже для нас интереса не представлял никакого – слабый короткий с одной крутой волной.

Порог Вельминский – тоже сильный, мощный, ничем не уступит Большому порогу, скорость 17 км/ч, так же состоит из трёх сливов. Только на этом пороге первый и третий сливы иногда называют Главным порогом, а средний слабее. Течение на пороге стремительное, разнобойное, имеются также Майданы и крутящиеся уловы. Длина порога 7 км, образован нагромождением камней и скальных гряд. Ширина русла на пороге 130 м.

Из перечисленных шивер особый интерес представляют Юктенская – Заборка – Гаингда, отличающиеся большой скоростью течения 10-12 км/ч, были обследованы нашим водолазом Литвиным В.М.

Хочется несколько слов сказать об изучении Урочищие щёки. Длина её 11 км. (108-97 км. столбы). Русло реки на этом участке очень извилистое, каменистое, скорость течения от 10 до 15 км/ч, но волны нет, постоянно наблюдаются прижимные течения в сторону правого берега, отвесные скалы высотой 80-100 м. При следовании на изучение следует отгрестись от прижимных мест.

Участок с.Байкит – с.Подкаменная Тунгуска представляет собой самый красивый участок изо всех перечисленных.

Сразу от с.Байкит берега крутые с обрывистыми ярами, покрыты смешанным лесом. Правый берег образован скалистыми склонами Байкитских гор, постоянно переходящий в отвесные лишённые растительности скалы, затем для обеих берегов характерное чередование отвесных скалистых гор, покрытых хвойным редколесьем.

За время прохождения маршрута с.Байкит – с.Подкаменная Тунгуска наша группа посетила два населенных пункта.

Село Кузьмовка расположено на правом берегу реки; имеет сельский Совет, почтовое отделение, водомерный пост, 150 человек жителей. Беседовали с жителями и с начальником п/о связи с Щёголевым Василием Стахеевичем. Беседа прошла в дружественной обстановке, народ гостеприимный. Все жители охотники и рыболовы.

Село Суломай тоже находится на правой берегу реки, насчитывает 300 человек жителей, также в основном все рыбаки и охотники и имеется бригада на заготовке древесины. Древесину заготовляют по заказу организации с доставкою её прямо заказчику в весеннее половодье.

По прохождению этого участка, участникам группы приходилось спать всего 2-4 часа в сутки, потому что течение реки, не считая порогов и шивер медленное. Группа преодолевала в день 80-100 км. рекордное суточное прохождение 118 км.

Медицинское обследование участников экспедиции показало, что состояние здоровья хорошее.

Наконец ранним туманным утpoм 21 июля 1965 года четвёрка подошла к берегам могучего Енисея. Причалили свой плот около речной пристани Енисейского речного пароходства, так называемый «Бор» (на левом берегу).

После напряженного завершенного путешествия по всей реке Подкаменная Тунгуска четвёрка отважных легко вздохнула, все трудности сплава по этой коварной, свирепой реке остались позади.

Владимир Константинович Тепляков, как главный штурман этого ответственного путешествия поздравил четверых отважных с блестящим и благополучным завершением маршрута протяжённостью 1530 км. туристко-спортивного путешествия по реке Подкаменная Тунгуска на первенство Советского Союза в честь 40-летия Победы и предстоящего ХХVII съезда КПСС. Так же руководитель экспедиции Популовский Д.Н. в своём напутственном слове сказал, что это не последнее путешествие, это только начало, будем готовиться к более сложным, ответственным, более длительным путешествиям. Для нас открываются горизонты, ждут впереди большие испытания и будем делать из невозможного – возможное на то и мы не просто ещё туристы, а путешественники. Возможно на Аляске побываем.

В честь завершения путешествия четвёрка отважных сфотографировалась на берегу могучего Енисея, рядом со своим плотом.

21 июля 1985 года было воскресенье нужно было в срочном порядке решать вопрос с контейнером по отправке туристского экспедиционного снаряжения (палатки, жилеты, надувные матрацы, конструкции плота, водолазное снаряжение и т.д.). Мы сразу узнали от местных жителей пос. Бор, что здесь имеется авиапорт с хорошей посадочной полосой, бетонной полосой, с регулярным воздушным сообщением (Тура, Туруханск, Дудинка, Диксон, Байкит, Красноярск).

В этот же день, в связи с тем, что у Литвина В.И., Теплякова В.К. заканчивались отпуска, они вылетели с Бора через Красноярск в Усть-Илимск. Популовский Д.Н. и Хрущёв А.С. вынуждены были задержаться не несколько дней по вопросу контейнера, а затем с отправкой в нём снаряжения экспедиции.

23 июня был решён вопрос с 3-х тонным контейнером через администрацию речной пристани (хотя это было не легко). Вечером в тот же день был загружен контейнер со снаряжением экспедиции и отвезён к контейнерной площадке и сдан для отправки к месту назначения с оформлением документов.

За время нахождения в Боре, хотя времени у нас абсолютно свободного не было, так как оно полностью было занято выбиванием контейнера, но всё-таки мы с Александром Ефимовичем, хотя бегло ознакомились с посёлком Бор.

В селе Бор имеется с/совет, население с небольшим 6 тыс. человек. Имеется геологоразведочная экспедиция, строительно-монтажное управление, заказчиком является геологоразведочная экспедиция и другие небольшие организации.

В основном из населения охотники, рыбаки, имеется лесхоз, дом культуры, десятилетняя школа, место песчаное, берега высокие, обрывистые, магазины выглядят на уровне лавок 30-х годов.

В заключении можно подвести итог.

Маршрут 1530 км явился очень сложным маршрутом, который никто не проходил за такой период и такой протяжённостью. Сложность маршрута заключается в многочисленном количестве сильных порогов и шивер, на которых, как говорит статистика, за последние 12-15 лет погибло более 100 человек.

Сложность заключается и в природных условиях: сильные ветра, постоянные туманы на реке, которые рассеиваются к половине дня, масса гнуса, неустойчивая погода. Большая часть каменистых, скалистых берегов реки практически является недоступными, непроходимыми для человека.

Преодолеть этот маршрут могли только сильные, хладнокровные, мужественные люди. Люди которых объединяет одна единая цель в осуществлении задуманной идеи, не ради личной цели, не ради корыстной славы. Мало найдётся людей, рискнувших на такое опасное путешествие за личный отпуск.

Чтобы пройти сложные опасные пороги участникам приходилось предварительно делать разведку и преодолевать пороги на резиновых лодках по пояс в холодной воде в течении нескольких часов. После разведки приходилось брать бумагу и карандаш и делать наброску прохождения данного порога, расчёты каждого участника экспедиции при его преодолевании.

Успех нашего пройденного маршрута заложен в тщательной полутора годовой подготовке к путешествию:

Подбор людей на психологическую совместимость экипажа.

Детальная, технически продуманная разработка маршрута, маршрутные карты плавсредств, режима питания, графика продвижения.

Подготовка снаряжения, экипировка участников экспедиции, их оснащения.

Предварительные тренировки по прохождения на надувных резиновых лодках, тренировки по подводному плаванию, тщательная физическая подготовка каждого участника.

Своевременная проверка и испытание всех плавсредств и снаряжения.

Руководитель научно-спортивно-туристической экспедиции по реке Подкаменная Тунгуска Д.Н.Популовский

1 марта 1986 г.

Отчет туристской спортивно-научной экспедиции по реке Подкаменная Тунгуска (Катанга). Часть 1.

Отчет туристской спортивно-научной экспедиции по реке Подкаменная Тунгуска (Катанга). Часть 2.

Отчет туристской спортивно-научной экспедиции по реке Подкаменная Тунгуска (Катанга). Часть 3.

Отчет туристской спортивно-научной экспедиции по реке Подкаменная Тунгуска (Катанга). Часть 4.

Отчет туристской спортивно-научной экспедиции по реке Подкаменная Тунгуска (Катанга). Часть 5.

Отчет туристской спортивно-научной экспедиции по реке Подкаменная Тунгуска (Катанга). Часть 6.

Отчет туристской спортивно-научной экспедиции по реке Подкаменная Тунгуска (Катанга). Часть 7.

Отчет туристской спортивно-научной экспедиции по реке Подкаменная Тунгуска (Катанга). Часть 8.

Отчет туристской спортивно-научной экспедиции по реке Подкаменная Тунгуска (Катанга). Часть 9.

Отчет туристской спортивно-научной экспедиции по реке Подкаменная Тунгуска (Катанга). Часть 10.

Отчет туристской спортивно-научной экспедиции по реке Подкаменная Тунгуска (Катанга). Часть 11.

Отчет туристской спортивно-научной экспедиции по реке Подкаменная Тунгуска (Катанга). Часть 13.

Отчет туристской спортивно-научной экспедиции по реке Подкаменная Тунгуска (Катанга). Часть 14.

39

Видео

Нет Видео для отображения
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
.