Поездка Парфения Архиепископа Иркутского в Тункинский край в месяце июле 1871 год. Часть 5.

19-го июля в 2 часа пополудни Его Высокопреосвященство выехал из Тунки обратно в Иркутск. Перед выездом тункинский заседатель донес архипастырю, что на посланный им формальный вопрос дацану, о приезде ширетуя, почему он не заявился к нему по приезду в Тунку и не показал своего вида, не последовало ответа в определенное время и что он вторично послал означенное требование, и сам намеревался отправиться к дацану для исследования о забайкальском ширетуе.

По прибытии в Гужир. Его Высокопреосвященство встреченный миссионером священником Иоанном Косыгиным, отправился в церковь, где уже ожидало 5 душ, желавших креститься. Крещение началось немедленно и совершено священником Косыгиным. По совершении таинства, архипастырь, удостоив посещением священника Косыгина в его доме, отправился в дальнейший путь, в сопровождении миссионеров-священников Грозина и Косыгина. По прибытии в степную думу, так как день склонялся к вечеру и священник Косыгин объявил, что и здесь есть желающие креститься, Его Высокопреосвященство остался на ночлег в этом месте.

Из Тунки до Степной думы с несколькими бурятами сопровождал Его Высокопреосвященство бурятский родовой староста Атуй. Так как в настоящее время в тункинском ведомстве нет тайши, то на суглане влиятельные буряты выбрали его тайшей. Но как этот выбор произведен был не большинством, а влиянием, то он не был утвержден. Влияние при выборах находится в руках богатых бурят, особенно родовых старост, которые стараются всячески поддержать друг друга. Между ними составляется общественное мнение, которому часто вопреки убеждению подчиняются. Часто бывает, что родовой староста или кто либо из влиятельных бурят хотел бы принять христианство по сознанному превосходству его перед ламством, но не принимает его, чтобы не потерять дружбы прочих влиятельных лиц, или опасения быть осужденным упомянутым общественным мнением. К таким личностям принадлежит и Атуй. Он сознает достоинство христианства, читает св. Евангелие и другие христианские книги, беседует с миссионерами о вере и соглашается с ними во многом, но ради общественного мнения влиятельных лиц ведомства и чтобы не потерять дружбы и своего рода чести, поелику буряты на него смотрят как на умного человека, он не принимает или откладывает принятие св. веры до неопределенного времени. В этом то называемом общественном мнении и, как бы, своего рода порук бурятских старост, заседателей и других влиятельных лиц общества заключается причина, почему некоторые из них против желания откладывают принятие святой веры или вовсе не принимают ее. Учреждение училищ было бы лучшим средством, чтобы новое поколение бурят оставило заблуждения и суеверия своих отцов. Высокопреосвященнейший архипастырь своими заботами достиг того, что при домах миссионеров существуют и училища. Но при степной думе его нет, и есть ли у миссионеров возможность и средства заняться деятельно училищами одним без особых учителей, это покажет время.

20-го июля, в день св. Пророка Илии в молитвенном св. Николаевском доме при степной думе отслужена обедница и к 11 часам утра собрались желающие принять св. крещение. Крещено всех 21 душа. Его Высокопреосвященство всем им раздал крестики и крещальные рубашки. Некоторые из некрещеных бурят приходили только для того, чтобы посмотреть на архипастыря, может быть родственники или соседи крещенных, потому что после крещения подходили к ним и выражали удовольствие и вместе с прочими отправлялись домой. – Нельзя не сказать здесь об усердии к распространению христианства писаря степной думы, Антона Осиповича Лукоцевского. Он с отеческой заботливостью вникает в жизнь и в состояние бурят, своим ласковым обращением приобрел у них уважение, а своей благотворительностью нуждающимся поставил себя высоко во мнении бурят. Потому многие буряты, при его участии, обращаются к св. вере, принимают крещение и даже просят его быть им, при этом крестным отцом.

И так в продолжении всей поездки Его Высокопреосвященства по тункинским миссионерским станам и улусам с 10-го по 20-е июля крещено в селении Шимках – 5 человек; в Тунке – 10 человек; при коймарской церкви — 104 человека; на Хурай-Хобоне – 11 человек; в Тагархае – 54 человека, на Галбае – 29 человек; в Ухор-Шибирском улусе – 15 человек; в Гужирской церкви – 5 человек, при степной думе – 21 человек; Всего – 254 души.

Из степной думы Его Высокопреосвященство выехал 20 июля в два часа пополудни, ночлег имел на култукской почтовой станции, и 21-го числа к вечеру благополучно возвратился в Иркутск.

Один из спутников.

Июля 1871 г.

Опубликовано 19 января 1885 года.

Поездка Парфения Архиепископа Иркутского в Тункинский край в месяце июле 1871 год. Часть 1.

Поездка Парфения Архиепископа Иркутского в Тункинский край в месяце июле 1871 год. Часть 2.

Поездка Парфения Архиепископа Иркутского в Тункинский край в месяце июле 1871 год. Часть 3.

Поездка Парфения Архиепископа Иркутского в Тункинский край в месяце июле 1871 год. Часть 4.

737

Видео

Нет Видео для отображения
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
.