Поездка Парфения Архиепископа Иркутского в Тункинский край в месяце июле 1871 год. Часть 2.

По приезду в Тунку, едва поезд владыки поравнялся с бурятскими юртами, как без всякого вызова из разных юрт сбежались мужчины с детьми брать от него благословение, а некоторые, может быть некрещеные, издали смотрели. Его Высокопреосвященство всех их благословил и по просьбе некоторых раздавал им шейные крестики. Ежегодное посещение Тунки архипастырем расположило бурят относиться к его посещениям очень внимательно и предупредительно. Неизвестно, как в других местах, а здесь буряты усвоили много доброго от русских обычаев. Крещенные считают особенной честью подражать русским обычаям. С какой преданностью, кротостью и охотой принимали буряты крещение от архипастыря, это покажет описание путешествия Его Высокопреосвященства по миссионерским станам и бурятским улусам.

От села Тунки на запад в 14 верстах стоит Коймарский миссионерский стан. Вокруг него под гольцами рассеяны бурятские улусы. Его Высокопреосвященство давно обратил на это место особенное внимание, так как буряты издавна стекались к минеральному источнику вытекающему из холма. На холме была старая деревянная кумирня, но от ветхости развалилась. Здесь-то заботами Его Высокопреосвященства устроена и освящена в 1868 году церковь во имя Благовещенья Богоматери, потому что этот день почему-то буряты особенно чтили на этом месте.

Утром 10-го июля явилось к архипастырю местное духовенство и Коймарский миссионер священник Павел Грозин и донес, что многие из бурят изъявили желание креститься и только ожидали архипастырского приезда. Его Высокопреосвященство, с радостью принявши эту весть, решился прежде других мест посетить Коймары и отправиться туда немедленно. Между тем местный военный командир, заседатель, купцы, некоторые из знатный жителей, ревнителей о распространении святой веры один за другим спешили отдать долг почтения приехавшему архипастырю и принять от него благословение. Являлись и буряты с просьбой крестить их. Получение и неприятное известие. Говорили, что какой-то казак из бурят шаманил и между крещенными своими собратьями, а другой из крещенных бурят продал за калым свою дочь. Сказывали о суеверии одного бурята, у которого дети мальчики умирали. Родители полагали, что смерть нарочно похищает только мальчиков, оставшегося сына своего мальчика переодевает в женское платье, надеясь, что смерть не узнает, что это мальчик.

Его Высокопреосвященство мог оставить Тунку и отправиться в Коймары едва в 4 часа после полудня. Проехавши 7 верст от Тунки, архипастырь и сопутствующие остановились на время у ключа, почитаемого целебным. Над ключом поставлен деревянный крест; ежегодно в начале июня из коймаровской церкви к этому ключу миссионером совершается крестный ход и освящается вода. Некрещенные буряты имеют обычай, напившись из родников или ключей воды, если она почему либо им покажется целебной, вешать на деревьях около них платки, ленточки, а если это нет, то и конские волосы. Это как бы дань уважения или жертва, без сомнения языческая, за исцеление или пользу. Место, где находится этот чистый и живительный ключ, называется по-бурятски «Галбай», — огонь стоячий, также «хара шибирь» — черная земля, ключ – «тала или харагун» — черная вода. Все эти названия указывают, что эта местность когда-то была вулканом. Не далеко от ключа виден тальский холм и около холма и около ключа множество булыжных перегоревших камней, которые в давнее время вместе с огненной лавой выбрасывались из земли. На этой же местности, только вдали, указывают на такой же холм, где и теперь есть следы кратера, а в не давнее время этот кратер далеко углублялся во внутренность земли.

Напившись воды из ключа и осмотрев местность, Его Высокопреосвященство отправился в путь далее. Недалеко от Коймар виден другой холм «Бухэн хынтыми» (в дословном переводе: Бык-пороз лежит), о котором придется еще говорить после).

По приезду в Коймары Его Высокопреосвященство, встреченный местным причтом. Помолившись в храме, осмотрел часовню, построенную во имя живоносного источника Богоматери при подошве холма, из под которого течет минеральный источник. Вода имеет свойство, смешанной с серой. И на этом холме, называемом Кунхын аршан – горячая вода, заметны остатки вулканических действий. Почва камениста. В упомянутой часовне освящается вода, как в положенное церковью время, так и во время крещения бурят. Несколько ниже часовни устроена купальня, в которой некоторые из бурят купаются и по вере получают исцеление. Храм в Коймарах, как сказано было выше, построен в честь Благовещенья Богоматери, потому что буряты-язычники ежегодно собирались к этому месту и источнику 25 марта, в день праздника Благовещенья. Почему они чтут этот день, неизвестно. При Преосвященном архиепископе Иринсе многие буряты в коймарском округе крещены священником из аларских лам Бутороем и иеромонахом Нифонтом. Не они ли сообщили здешним бурятам понятие о Благовещении. В близком расстоянии от церкви построен дом для священника и для школы.

Отдохнувши немного с пути, Его Преосвященство отправился в церковь ко всенощной – на кануне воскресного дня, т.е. 11 июля. Некоторые песни петы были на монгольском языке по но переменно с славянским. Во время всенощной было до 20 человек крещенных бурят. По выходу из храма был спрошен один старик: понимает ли он службу на их языке? Он отвечал: мы не можем петь, а дети наши могут научиться. На следующий день к литургии пришло довольно крещенных бурят, были и не крещенные, но готовящиеся к крещению. И здесь пение некоторых песен совершилось на монгольском языке; некоторые экгении, а между ними и эктения об оглашенных возглашались на том же языке.

Так как не все из желавших креститься узнали о приезде архипастыря, то для крещения бурят положено было приехать вторично после поездки в Нилову пустынь. Потому что в этот день никто не крещен. По окончании литургии Его Высокопреосвященство принял в доме миссионера некоторых чиновных лиц приехавших из Тунки в Коймары к литургии и за получением архипастырского благословения. После обеда все присутствовавшие отправились на вышеупомянутый холм «Букэн хынтыми», отстоящий за полторы версты от миссионерского дома. Местность холма очень хорошая. На холме растет много «саранки». Цвет этого растения огненный; в корне он имеет головку, как у человека; на вкус саранка довольно сладкая. Буряты едят саранку (головки) только во время голода. Саранки бывает много особенно весной и осенью. На холме стоит бурятская кумирня, потому что язычники чтут этот холм вот по какой причине. Выше было сказано, что между бурятами носится языческое мифологическое сказание, что из Монголии и Китая перешел через ургудейские гольцы в Тунку Буханоин бык-пороз, покровитель хозяйства и проч, и на этом холме отдыхал. Буряты этому быку шаманят и потому здесь поставлена кумирня. Того же числа из Коймар. Его Высокопреосвященство возвратился в Тунку.

12-го июля утром Его Высокопреосвященство отправился из Тунки в Нилову пустынь и на дороге был встречен Шимковским миссионером иеромонахом Алексеем отправившемся в Тунку, чтобы представиться архипастырю. О. миссионер донес Его Высокопреосвященству, что 13 июля буряты–язычники собираются праздновать в честь Майдора – своего ожидаемого божества, что к этому дню собираются заштатные ламы и что между бурятами и ламами существует возбуждение умов и самоуверенность в возможности пропаганды по следующему обстоятельству. В этом году разрешено начальником поправить дацан. Между тем Хамба-лама секретно послал в Тунку забайкальского ширетуя в качестве ревизора, чтобы он объехал тункинские улусы и запретил бурятам слушать проповедь миссионеров и принимать от них крещение. Пред бурятами ширетуй выставлял себя, как имеющий особенную власть над ними, а пред тункинским начальством показывал вид, что он приехал лечиться здешними водами, потому что очень толст, в доказательство чего показал билет от забайкальского начальства. Но вместо лечения водами ширетуй, полтора месяца и более жил в дацане. Чтоб увлечь бурят, он объявил им, будто тот час по своем приезде он испросил у богов дождь, которого прежде не было в Тунке в этом году; а дождя не было потому, как объявлял ширетуй, что буряты обращаются в христианство. Значит, христианство, говорит ширетуй, не имеет силы. Это бессилие и христианства и миссионеров его видно из того, доказывал ширетуй, что дозволено поправить дацан и проч. Миссионер доложил Его Высокопреосвященству, что на следующий день, 13 ч. должно ожидать особенного собрания бурят, для своего праздника, разве только приезд архипастыря в Нилову пустынь помешает тому. Действительно, накануне бурятский заседатель, ревностный ламаист, отклонил архипастыря от поездки в Нилову пустынь.

Опубликовано 22 декабря 1884 года.

Поездка Парфения Архиепископа Иркутского в Тункинский край в месяце июле 1871 год. Часть 1.

Поездка Парфения Архиепископа Иркутского в Тункинский край в месяце июле 1871 год. Часть 3.

Поездка Парфения Архиепископа Иркутского в Тункинский край в месяце июле 1871 год. Часть 4.

Поездка Парфения Архиепископа Иркутского в Тункинский край в месяце июле 1871 год. Часть 5.

672

Видео

Нет Видео для отображения
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
.