Летопись Усть-Кяхтинской Тихвинской церкви. Часть 4.

Содержание причта.

Не будет излишним сказать нечто и о содержании причта во дни оны, так как вопрос о содержании и ныне считается, так сказать, животрепещущим, хотя нам нынешним служителям алтаря Господня должно бы быть стыдно за поднятие таких «вопросов» перед стариками.

Прося себе священника, усть-кяхтинцы обязались: «содержать его, вместо хлеба – руги, на денежном окладе, с каждого венца по пятидесяти копеек, а когда причетников велено будет определить, то и их по тому ж на денежном против обыкновенной руги окладе содержать желают же, и сверх того на доброхотных своих за отправление мирских духовных треб подаяниях». Как же велико было число венцов, а следовательно и полтин (ас.), следующих священнику вместо руги? Обратимся к указу о образовании прихода: «В Усть-Кяхтинской деревне домов 36, венцов 37, прямо той деревни и повыше за Селенгой рекой, вниз по тиечению, кяхтинских же мещан и цеховых и разночинских домов 17, венц. 21; в Софроновской и Переваловской домов 5, венц 12; в прилежащих по близости расстоянии деревнях в Енхорской, прихода зидинской Николаевской церкви, домов 5, венц. 5 же; и вниз по Селенге реке, в Билютойской деревне, из прихода чикойской Петропавловской церкви, домов 10, венц. 12; — всего имеет быть домов 76, венц – 87». – Итак 43 р. 50 к. ас. содержание священнику, а что касается до доходов от треб, то весьма понятна вставка слов – «на доброхотных своих подаяниях». – Положим, что «по насланным от вышних команд указным повелениям о переселении живущих в Удинской провинции в уездах тамошних купцов, мещан и цеховым, по близости их к начальствующему своему судейскому месту при кяхтинской крепости, поданными своими согласиями и подписками, назначена к действительному поселению с прочими за выгодное место, означенная Усть-Кяхтинская деревня, в которой и ныне видно строение домов и поселение заведениями равного чина людей производится и впредь по вышеописанным обстоятельствам в размножении поселением народа безсомнительно предвидится»; но пока эта безсомнительная надежда будет совершившимся фактом, жизнь для причта представлялась не совсем достаточная. Посулили журавля в небе. Но это бы еще не беда, если бы и давали в руки хоть воробья, — а то нет. Поступили как раз по пословице: тонут, топор сулят, а вытащи, — и топорища жаль. Октября 21 дня 1802 г. от причтов требуются сведения: во всех ли селах отведено 33 дес. земли? Получается ли руга? Вообще исполняются ли прихожанами заключенные ими с своими священниками обязательства относительно содержания причтов? На это здешний священник о. Илья Хаминов, от 8 декабря т.г. доносит: «хотя указом Его Императорского Величества было соблаговолено, дабы нам показанное (33 дес.) количество земли принять, но оной мы не получали: а что ж надлежит до руги, то в рассуждении оной было между нами и прихожанами утверждено, по вступлении моем еще в священство к оному приходу, дабы с каждого брачившего получать по 1 р. (с причетниками), но и сего с начала вступления моего, в рассуждении бедности народа, не совсем получали, а наконец прихожане видя, что нам пожаловано показанное количество земли, совсем отреклись давать оную ругу, и других никаких продовольствий не имеем, от чего и имеем себе пропитание, а недостаток, в оном дополняем трудами своими». Посулили, не давали и наконец отказали, видя пожалование землей, которую тоже пока сулили на бумаге. Так вот как жили наши предшественники и жили так долго, очень долго. Приход увеличивался, развивался, процветал, а причт плохо, очень плохо процветал. Земля отведена была в 1810 г., во владение же оной причт вступил не ранее 20-х годов, так как дотоле ею пользовались те, во владении кого земли эти состояли ранее. Причт писал, жаловался, просил, умолял, — толку не выходило. С 20-х годов причт начал выходил из стесненного положения, благодаря, впрочем усиленному земледелию. Руги получается и до сих не более 50-60 пудов в год на весь причт, а то и вовсе не получается, если не хватит охоты написать десятки раз в разные окружные полицейские и другие правления. В последние годы – сначала жалование, а потом вложенные добрыми людьми капиталы в пользу причта, а также устройство домов, — также не многими из прихожан и посторонних, — сделали положение причта сносным.

Священник Михаил Рещиков.

1 мая 1882 года.

Опубликовано 18 сентября 1882 года.

Летопись Усть-Кяхтинской Тихвинской церкви. Часть 1.

Летопись Усть-Кяхтинской Тихвинской церкви. Часть 2.

Летопись Усть-Кяхтинской Тихвинской церкви. Часть 3.

714

Видео

Нет Видео для отображения
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
.