Якутский Спасский монастырь. Часть 3.

Сохранились две челобитные о построении монастыря которые мы и приводим здесь; первая челобитная гласит слово в слово так:

«Царю Государю и великому Князю Алексею Михайловичу всея великия малыя и белые России самодержцу бьет челом холоп твой Якутскаго острогу служилой человек Ивашко Офонасьев. В нынешний, великий Государь, во 171 году (т.е. от сотворения мира 7171, от Р.Х. 1663 г.) Якутскаго острогу дети боярские и сотники и атаманы и съезжие избы подьячие и пятидесятники и десятники и рядовые служилые люди всего града, по обещанию и по вере своей изволить быть в Якутском остроге монастырю во имя Спаса Нерукотвореннаго образа Господа Бога нашего Иисуса Христа и пречистыя Его Богоматери честнаго и славнаго Ея Введения, и святаго преднаго Алексея человека Божия церковь, и для того монастырскаго строения выбрали меня холопа твоего быть строителем и дали мне холопу твоему челобитную за своими руками ходить в Тобольск и бить челом Преосвященному Симеону Архиепископу Сибирскому и Тобольскому, чтоб, великий Государь, по твоей великаго Государя милости, Преосвященный Симеон Архиепископ Сибирский и Тобольский своим святительским благословением благословил на монастырское строение и на церковь лесу выронить, и на престол антиминс дать, и меня холопа твоего в черные священники сподобить. Милосердный Государь, Царь и великий князь Алексей Михайлович, всея великия и малыя и белыя России самодержец, пожалуй меня холопа своего, вели, Государь, своему Государеву стольнику и воеводе Ивану Федоровичу большему Голенищеву Кутузову, по челобитью градских людей, с той челобитной отпустить меня холопа твоего в Тобольск к Преосвященному Симеону Архиепископу Сибирскому и Тобольскому для благословенной грамоты ми заводу манастырскаго и по аниминс и свою великаго Государя подорожную до Тобольска дать, Царь, Государь, смилуйся».

Из этой челобитной видно, что первоначальная церковь монастыря была деревянная трехпрестольная во имя Нерукотворенного образа Господня, во имя Введения Богоматери и во имя Алексея человека Божьего. Тоже самое говорится и в челобитной воеводы Голенищева Кутузова к Тобольскому Архиепископу Симеону. Вот она:

«Великому господину Преосвященному Симеону Архиепископу Сибирскому и Тобольскому Иван Большой Голенищев Кутузов челом бьет. В нынешний великий Господине, во 171 году, Августа бил челом великому Государю и великому князю Алексею Михайловичу, и всея великия и малыя и белыя России самодержцу Якутскаго острога в служебной избе поданым мне челобитьем Якутскаго острогу детей боярских и сотников и атаманов и подъячих и служилых людей и з братством строителей монастыря во имя Спаса нашего Иисуса Христа и пречитыя его Богоматери честнаго и славнаго ея Введения, и святаго праведнаго Алексея человека Божия, церковь состроити и отпустити в Тобольск бить челом тебе преосвященному Симеону Архиепископу Сбирскому и Тобольскому, чтоб благословил на монастырское строение и на церквоь лесу выронить и на престол антиминс дать, и ево Ивашка в черные священники сподобить, и чтоб ево великий Государь пожаловать велел к тебе великому Господину братскою челобитной. И тот Ивашко отпущен к тебе, Господине, в Тобольск».

В это же время усердием Новогородова, с благословения и позволения настоятеля Архимандрита Серапиона внутри ограды в полуденной стороне каменного четырех-престольного храма выстроена деревянная часовня и в ней поставлен иордан для освящения воды в день Богоявления Господня; снаружи часовня выкрашена было кофейной краской, окружена перилами в балясах и имела со всех четырех сторон врата, в которые в верхней половине вделана слюда для пропущения солнечного света, внутри же убрана была св. образами. Часовня эта и ныне существует.

Затем о. Архимандрит Серапион обратил свою деятельность на улучшение состоявших внутри и вне обители строений и занялся сооружением новых, разумеется также при содействии своего усердного эконома Новогородова; старая братственная келлия, расположенная над амбрами в юго-западной стороне, была исправлена, обшита тесом и с новым прирубом составила четыре удобных для жилья комнаты с коридором, крыльцом и в добавок садом с разными деревьями; амбары, кузница, поварни, баня, сеновалы отстроены были в это время как нельзя лучше и представляли для взора путника и посетителя прекрасную картину, обнаруживавшую благоразумие, хозяйство и деятельность правителя.

На восточной стороне перед двумя храмами каменным и деревянным вдоль по ограде проведен был решетчатый забор со створными воротами, расположенными между каменной церковью и часовней; в этом отделении забора погребались и ныне погребаются покойники. Вне ограды в северо-западной стороне выстроен был для служителей монастыря дом с баней и дворами для конного и рогатого скота, а вокруг монастырского озера обведена жердяная поскотина для летнего выпуска.

Пастырские наставления о. Архимандрита Серапиона, его неусыпная деятельность к устройству и усовершенствованию св. обители, его кротость и смирение привлекли к нему не только чиновников, граждан и разночинцев Якустска, но и диких инородцев, обитавших в разных местах нынешней области. Летописец прибавляет далее, что в знак внимания, признательности и любви чиновники и почетные граждане, по освящении сооруженных храмов во имя Нерукотворенного образа нашего Спасителя и Вознесения его, поднесли о. Серапиону аттестат с приличными трудами его похвалами с доведением о всем, стороны бывшего в то время в Якутске начальника статского советника и кавалера Михаила Ивановича Миницкого, до сведения в Бозе почившего Государя Императора Александра благословенного. По Высочайшей его воле о. Серапион награжден был в 1825 году наперсным крестом, усыпанным бриллиантами; но монаршая награда не застала уже в живых деятельного подвижника. В том же 1825 году после кратковременной болезни он расстался с своей обстроенной обителью, — по словам летописца: «отъиде в вечное блаженство Отца Небеснаго, уготованное добре подвизающимся на поприще земнаго странствования»; он с подобающей честью погребен в летней церкви Нерукотворенного образа Христа Спасителя у правого клироса. «Мир праху твоему добрый и деятельный пастырь», восклицает повествователь, при окончании своего рассказа о подвигах о. Серапиона.

Опубликовано 22 сентября 1873 года.

Якутский Спасский монастырь. Часть 1.

Якутский Спасский монастырь. Часть 2.

Якутский Спасский монастырь. Часть 4.

659

Видео

Нет Видео для отображения
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
.