Якутский Спасский монастырь. Часть 3.
Сохранились две челобитные о построении монастыря которые мы и приводим здесь; первая челобитная гласит слово в слово так:
«Царю Государю и великому Князю Алексею Михайловичу всея великия малыя и белые России самодержцу бьет челом холоп твой Якутскаго острогу служилой человек Ивашко Офонасьев. В нынешний, великий Государь, во 171 году (т.е. от сотворения мира 7171, от Р.Х. 1663 г.) Якутскаго острогу дети боярские и сотники и атаманы и съезжие избы подьячие и пятидесятники и десятники и рядовые служилые люди всего града, по обещанию и по вере своей изволить быть в Якутском остроге монастырю во имя Спаса Нерукотвореннаго образа Господа Бога нашего Иисуса Христа и пречистыя Его Богоматери честнаго и славнаго Ея Введения, и святаго преднаго Алексея человека Божия церковь, и для того монастырскаго строения выбрали меня холопа твоего быть строителем и дали мне холопу твоему челобитную за своими руками ходить в Тобольск и бить челом Преосвященному Симеону Архиепископу Сибирскому и Тобольскому, чтоб, великий Государь, по твоей великаго Государя милости, Преосвященный Симеон Архиепископ Сибирский и Тобольский своим святительским благословением благословил на монастырское строение и на церковь лесу выронить, и на престол антиминс дать, и меня холопа твоего в черные священники сподобить. Милосердный Государь, Царь и великий князь Алексей Михайлович, всея великия и малыя и белыя России самодержец, пожалуй меня холопа своего, вели, Государь, своему Государеву стольнику и воеводе Ивану Федоровичу большему Голенищеву Кутузову, по челобитью градских людей, с той челобитной отпустить меня холопа твоего в Тобольск к Преосвященному Симеону Архиепископу Сибирскому и Тобольскому для благословенной грамоты ми заводу манастырскаго и по аниминс и свою великаго Государя подорожную до Тобольска дать, Царь, Государь, смилуйся».
Из этой челобитной видно, что первоначальная церковь монастыря была деревянная трехпрестольная во имя Нерукотворенного образа Господня, во имя Введения Богоматери и во имя Алексея человека Божьего. Тоже самое говорится и в челобитной воеводы Голенищева Кутузова к Тобольскому Архиепископу Симеону. Вот она:
«Великому господину Преосвященному Симеону Архиепископу Сибирскому и Тобольскому Иван Большой Голенищев Кутузов челом бьет. В нынешний великий Господине, во 171 году, Августа бил челом великому Государю и великому князю Алексею Михайловичу, и всея великия и малыя и белыя России самодержцу Якутскаго острога в служебной избе поданым мне челобитьем Якутскаго острогу детей боярских и сотников и атаманов и подъячих и служилых людей и з братством строителей монастыря во имя Спаса нашего Иисуса Христа и пречитыя его Богоматери честнаго и славнаго ея Введения, и святаго праведнаго Алексея человека Божия, церковь состроити и отпустити в Тобольск бить челом тебе преосвященному Симеону Архиепископу Сбирскому и Тобольскому, чтоб благословил на монастырское строение и на церквоь лесу выронить и на престол антиминс дать, и ево Ивашка в черные священники сподобить, и чтоб ево великий Государь пожаловать велел к тебе великому Господину братскою челобитной. И тот Ивашко отпущен к тебе, Господине, в Тобольск».
В это же время усердием Новогородова, с благословения и позволения настоятеля Архимандрита Серапиона внутри ограды в полуденной стороне каменного четырех-престольного храма выстроена деревянная часовня и в ней поставлен иордан для освящения воды в день Богоявления Господня; снаружи часовня выкрашена было кофейной краской, окружена перилами в балясах и имела со всех четырех сторон врата, в которые в верхней половине вделана слюда для пропущения солнечного света, внутри же убрана была св. образами. Часовня эта и ныне существует.
Затем о. Архимандрит Серапион обратил свою деятельность на улучшение состоявших внутри и вне обители строений и занялся сооружением новых, разумеется также при содействии своего усердного эконома Новогородова; старая братственная келлия, расположенная над амбрами в юго-западной стороне, была исправлена, обшита тесом и с новым прирубом составила четыре удобных для жилья комнаты с коридором, крыльцом и в добавок садом с разными деревьями; амбары, кузница, поварни, баня, сеновалы отстроены были в это время как нельзя лучше и представляли для взора путника и посетителя прекрасную картину, обнаруживавшую благоразумие, хозяйство и деятельность правителя.
На восточной стороне перед двумя храмами каменным и деревянным вдоль по ограде проведен был решетчатый забор со створными воротами, расположенными между каменной церковью и часовней; в этом отделении забора погребались и ныне погребаются покойники. Вне ограды в северо-западной стороне выстроен был для служителей монастыря дом с баней и дворами для конного и рогатого скота, а вокруг монастырского озера обведена жердяная поскотина для летнего выпуска.
Пастырские наставления о. Архимандрита Серапиона, его неусыпная деятельность к устройству и усовершенствованию св. обители, его кротость и смирение привлекли к нему не только чиновников, граждан и разночинцев Якустска, но и диких инородцев, обитавших в разных местах нынешней области. Летописец прибавляет далее, что в знак внимания, признательности и любви чиновники и почетные граждане, по освящении сооруженных храмов во имя Нерукотворенного образа нашего Спасителя и Вознесения его, поднесли о. Серапиону аттестат с приличными трудами его похвалами с доведением о всем, стороны бывшего в то время в Якутске начальника статского советника и кавалера Михаила Ивановича Миницкого, до сведения в Бозе почившего Государя Императора Александра благословенного. По Высочайшей его воле о. Серапион награжден был в 1825 году наперсным крестом, усыпанным бриллиантами; но монаршая награда не застала уже в живых деятельного подвижника. В том же 1825 году после кратковременной болезни он расстался с своей обстроенной обителью, — по словам летописца: «отъиде в вечное блаженство Отца Небеснаго, уготованное добре подвизающимся на поприще земнаго странствования»; он с подобающей честью погребен в летней церкви Нерукотворенного образа Христа Спасителя у правого клироса. «Мир праху твоему добрый и деятельный пастырь», восклицает повествователь, при окончании своего рассказа о подвигах о. Серапиона.
Опубликовано 22 сентября 1873 года.
Якутский Спасский монастырь. Часть 1.