Якутский Спасский монастырь. Часть 1.

Настоящая рукопись проверена с документами монастыря Преосв. Дионисием Екнисейским, Якутским и Вилюйским, и отослана назад с следующей заметкой: «Для соображения поверки некоторых фактов, прилагаю выписку из дел о Якутском Спасском монастыре, писанную рукой покойного о. архимандрита Иеронима в ноябре 1839 года. В существе дела рукописи эти не рознятся между собой. Мне кажется, обе записи о. Иеронима и г. Суханова, составлены с одной рукописи, составителем которой, по всей вероятности был Вице-настоятель Якутского Спасского монастыря, — именующий себя и дворянином и послушником, — Василий Новогородв. На желане Ваше иметь какие либо сведения о влиянии монастыря на распространение и утверждение православной Веры между инородцами Якутской области, трудно теперь сказать что либо, потому что монастырь несколько раз истребляем был пожарами до основания вместе с кельями и церквами. Я думаю, эти дела хранятся во всей целости в Иркутской Дух. Консистории; особенно любопытны по этому случаю писания о. Протоирея Алексея Дычковского, о. Терентия Дьячковского, о.о. Григория и Григория Слепцовых (отца и сына); отце впоследствии именовался Иеромонахом Георгием и почил в Якут. Спасском монастыре. Все они апостольствовали в конце прошедшего и в начале настоящего столетия; а о. Терентий скончался в конце сороковых годов нынешнего столетия.

История покорения или завоевания какого либо народа тесно связана с историей распространения в том месте Евангельской проповеди. Рассматривая ту и другую видим, что поборники православной веры совместно действуют с завоевателями и покорителями или уж являются по следам их вскоре, оставляя по себе большей частью в истории светлую страницу между новопросвещенными – доброе имя, добрую память, на месте подвигов – часовни, храмы, монастыри. У нас в Якутской области проповедники прибыли за покорителями и не бесследно проходили свое поприще.

Река Лена и по ней Якутский народ проведаны в 1630 году Енисейскими, Тобольскими и Березовскими служилыми людьми: Федотом Ефремовым и Семеном Тимофеевым с товарищами: они собрали с туземцев ясак и ушли обратно.

В 1632 году на реке Лене поставлен был в Якутах, сотником Петром Бекетовым, острог, на месте тесном и низменном, так что его каждую весну затопляло разливом воды при проходе реки, а потому в 1643 году при воеводе Петре Головине, выше этого острога верстах в 10 на Чепове лугу, построен другой острог с 5-ю башнями в окружности 333 саж., при нем находились казенные амбары, воеводский дом и две церкви: во имя Живоначальной Троицы и Преподобного Михаила Малейна, но участь и этого острога не лучше первого.

В 1683 году при воеводе Иване Приклонном по грамоте блаженной памяти Государя Федора Алексеевича, по челобитию городских жителей построен на том же лугу по р. Лене выше старого острога 580 саж. новый город о четырех стенах с башнями, часть которых видна у нас и в настоящее время. Тут построены были воеводский двор, таможня, каменные амбары, гостиный двор и соборная церковь.

Якутский Спасский монастырь первоначально основан в 1664 году старанием и иждивением жителей города и Якутов; а потому двухвековым своим существованием бесспорно стяжал себе право принадлежать к памятникам древностей нашего города. – к памятникам всегда любопытным для истории и признательного потомства.

Жаль только, что бывшие в обители неоднократные пожары истребили все письменные документы – главнейшие источники для составления ее исторического описания; сообщаемые мною сведения частью взяты из дел нашего архива, частью из рукописей, сохранившихся у старожилов, а потому надеюсь, что любезные товарищи извинят неполноту очерка и бледность картины, — чем был богат, тем и рад.

Первым настоятелем Спасского монастыря был черный поп Евфимий, о котором упомянуто в донесении, писанном в 1680 году к Государю и Великому Князю Федору Алексеевичу; в донесении этом довольно подробно изложено тогдашнее состояние обители, а потому я не излишним считаю выписать подлинником следующее: «велено мне да дьяку отписать к Тебе Великому Государю Царю и Великому Князю Федору Алексеевичу всея великия и малыя и белыя россии Самодержцу к Москве, не замолчав. И в Якутском государьи в Якутском уезде за Корнилием митрополитом монастырей и к монастырям земель и угодий, крестьян, бобылей, и пашенных и непашенных земель, и сенных покосов и скотскиъ выпусков, и рыбный ловел, и звериных промыслов и Ваших Великаго Государя граммат, в приказной избе, про дачу и про строение Якутских монастырей, нет, а построен Государь в Якутском на посаде монастырь по челобитию градских людей и благословению и по граммате Симеона Архиепископа Сибирскаго и Тобольскаго в 172 году т.е. от Адама 7172-м и от Рождества Христова 1664 году. А в том Государь монастыре сооружен храм во имя Нерукотворенного образа Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, да в приделе Успения Пресявтыя Богородицы, да Св. Праведнаго Алексея человека Божия. А в том Государь монастыре, братии, старцов в восемь человек и тем Государь старцам руги, твоего Государева денежнаго и хлебнаго и солянаго жалования, нет. А тот Государь монастырь скудный, скитаются около мирских людей. А к тому Государь монастырю пашенных земель, и сенных покосов, и скотских выпусков, и рыбных ловел без твоего Великаго Государя указа не дано, а в том Спасском монастыре черны поп Евфимий да черный дьяк Алексий, и им Государь твоего Государева денежнаго и хлебнаго и солянаго жалования, в Якутском, дается притов прежняго вашего Великаго Государя указа черных попов и дьяков теж оклады, которые учинены на Москве. Да ездил человек черный поп Макарий по святительскому указу в прошлом в 176 г. послан для святительских дел за море на Индигирку и на Аоарейку и на Кавыму реку и тот черный поп нынешняго 188 (1680 г.) Сентября по 30 ч. не бывал. В 1665 годах был строителем сего Якутскаго монастыря промышленный человек Иван Овчинников, а в 1680 г. настоятель черный поп Евфимий и дьяк Алексий просили о выдаче им хлебнаго жалования».

Но упоминаемый в настоящем донесении, первоначально сооруженный храм л трех престолах по всей вероятности, существовал не долго, так как ни одним из бывших настоятелей об нем не упомянуто; умалчивая вовсе о существовании его, они писали, что в 1632 году тщанием и усердием жителей города Якутска в св. обители сооружена была деревянная двухэтажная церковь о пяти главах. Верхняя во имя Первоверховных Апостолов Петра и Павла с великолепным иконостасом, состоявшим из св. образов в ризах с позолотой и без риз, паникадилами, лампадами и всей церковной утварью, снаружи обведена была вокруг перилами в балясах. Нижняя во имя Неруктворенного образа Христа Спасителя также с великолепным для современника и летописца резным золоченным иконостасом, св. иконами в ризах с позолотой и без риз, со всей приличной утварью и дорогой ризницей.

После настоятеля черного попа Евфимия поступил в монастырь строителем старец Иосиф с 1681 г., между прочим во время своего управления просивший дозволения поставить мельницу на Чечуйском волоке, где находилась земля, принадлежавшая монастырю. Старец церковным был, при нем служивший человек, Семен Рогачев. Иосифу наследовал с 1688 г. старец Иона, при котором находились семь человек братии, казначей Алексий и белец вкладчик Иван Борисов. Затем поступил настоятелем с 1702 г. Архимандрит Варлаам. Ему была прислана Архимандричья шапка- митра, сохранившаяся и доныне; устройство ее следующее: на девяти серебряных досках изображены Архангелы, Апостолы, восемь Хервимов и Серафимов; вверху образ Знамения Пресвятой Богородицы, девять запонок с простыми вставками и восемнадцать вставок с простыми камнями, вынизана по красному бархату Китайским жемчугом и опущена былым горностаем с такого рода на нижнем околышке надписью: «1702 г. Июля 13 дня, по указу Великаго Господина Преосвященнаго Филофея Митрополита Сибирскаго и Тобольскаго, по его указу построена сия шапка в город Якутской, Спасскаго монастыря Архимандриту Варлааму, шил Софийскаго дому казначей Иосиф Милюков».

После Архимандрита Варлаама неизвестно кто был настоятелем, только видно, что были следующие строители: монах Иоанникий с 1740 г., иеромонах Спиридон с 1741 г., иеромонах Венедикт с 1747 года, Архимандрит Нафанаил с 1756 г. прибывший в Якутск, по Высочайшей воле, из Устюга. При нем создана была однопрестольная деревянная зимняя церквоь во имя Преподобного Михаила Малейна, усердием и иждивением блаженной памяти царя Михаила Федоровича; по сказанию летописца она украшена была великолепным иконостасом, святыми образами в ризах с позолотой, усыпанных дорогими камнями, хрустальными с позолотой паникадилами, лучшими лампадами, дорогими, в жемчужных оплечьях священническими облачениями, из коих на одной ризе в подзоре обведена надпись сими словами: «сооружена усердием царя Михаила Федоровича».

Вблизи сего храма над амбаром сооружена была деревянная колокольня, украшенная снаружи св. образами с довольным числом колоколов и каменная ризница.

Внутри ограды первоначально находились следующие строения: деревянные покои для настоятеля обители на 7 саженях с лица, окруженные перилами в балясах и с передней стороны – садом с разными деревьями и беседкой, братственные келлии также деревянные в шести корпусах, с пристойными комнатами и прислугой. Один корпус назывался келарней и состоял из двух половин, в одной трапеза для братии, а в другой для служителей. К восточной стороне от этих строений срублена была большая шестиугольная поварня для варения пива и кваса. Внутри же ограды устроено было из круглого леса девять амбаров с погребами и подвалами; сарай для экипажей и две бани настоятельская и братсвенная.

Вокруг всех показанных выше св. храмов и строений обнесена в 500 квадр. Сажень деревянная, лежачим заплотом, ограда с воротами, расположенными во всех 4-х сторонах. Над воротами в полуденной стороне сооружена была обнесенная вокруг перилами часовня, украшенная внутри св. иконами в серебряных окладах и венцах.

В упомянутой часовне и водружен был честный крест Христов с такой на обороте надписью «Великаго и Преславнаго и Всемилосерднаго Бога и Господа нашего Иисуса Христа излияся благодать на благородное величество, верному его слуге Благочестивому и Богом избранному и святым Елеом помазанному, изрядному хранителю и крепкому поборнику св. православныя и правоверныя Христианския веры, благородному и Христолюбивому, Ьогу венчанному и Богом превознесенному и Благочестивому всея великия и малыя и белыя России Самодержцу, скипетр великих Государств на востоце и на севере содержащаго и оных многих стран и Государств Государя и обладателя; при державе Его Царскаго Величества и детей Его: Великаго Государя, Цесаревича и Великаго князя Алексея Алексеевича всея великия и малыя и белыя России и Государя Царевича и Великаго князя Федора Алексеевича всея великия и малыя и белыя России и при Преосвященном Архиепископе Корнилие Сибирском и Тобольском в лето 7174 Марта в 3-й день сей животворящий крест поставлен на поклонение всем православным христианам в новом Спасском монастыре Нерукотворенного образа Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа при стольнике и воеводе при Иоанне Федоровиче, большем Голенищеве-Кутузове, согрешший раб Алексий Худонцев Устюжанин».

Над воротами в западной стороне была устроена летняя церковь, также вокруг с перилами, в честь Знамения Божьей Матери с приличной церковной принадлежностью и утварью. Обои ворота назывались святыми для отличия от двух остальных, называвшихся обыкновенными, по той причине, что через них открыт был для всех вход в монастырскую ограду.

За оградой также были строения, принадлежавшие монастырю, а именно: в полуденной стороне ограды три небольшие кельи, в которых проживали монахини схимницы и монастырская просфирня. Ныне на этом месте стоит дом казака Попова.

В северной стороне подьяческий дом, служивший монастырской канцелярией, дом для послушников и служителей, обители с амбарами, баней, поветями, сенниками и конюшней для рабочих лошадей. В юго-восточной стороне выстроен был с необходимыми прислугами и огородами под посев разных земных плодов для Настоятеля, братии и служителей. Дом этот носил название дворца, может быть потому что в нем жили женатые служители монастыря и коровницы с принадлежащим монастырю рогатым скотом в немалом количестве. Под всем показанным выше строением вне ограды монастырской заключалось земли в длину к югу 500 саж., а поперечнику 250 саж., пространство это шло по южную сторону ограды до самого угора, на котором и ныне приметны развалины первоначальных окладов и остатки бывших столбов. К угодьям монастыря и тогда принадлежал, так называемый теперь, монастырский остров, заключавший в себе пространства более 80-ти десятин и расположенный по реке Лене ниже города верстах в 3-х (В настоящее время этих показаний подтвердить ничем нельзя. Не известно на чем основывался г. Суханов. Около 1830 года возникала переписка о прописанных монастырских землях, но гражданское начальство не признало доводов указаний монастыря законными). По западной стороне заоградных строений расположены были принадлежащие обитателям хлебопахотные места, а по юго-восточной стороне ограды вдоль по озеру называемому ныне монастырским, к югу огорожена была поскотина для выпуска в летнее время конного и рогатого скота в длину более 500 сажень, поперечнику на 200 саж. и достигала до бывших тогда казенных магазинов. Остатки столбов поскотины еще приметны и в настоящее время.

Сверх описанных выше угодий были в ведении обители, в Якутских инородческих селениях выше и ниже города, покосные места до 500 десятин на островах, именуемых верхним и нижним улусами; на этих местах становилось сено и содержался конный и рогатый монастырский скот. Государственные крестьяне верховьев р. Лены, занимавшиеся хлебопашеством, каждогодно приплавляли для продовольствия монастыря на барках хлеб разного рода тысячами пудов.

Таким образом св. обитель, владея достаточным количеством пахотных, сенокосных и выпускных мест, при хорошем управлении хозяйством, в состоянии были принимать и без нужды питать каждого приходящего странника до 1762 года, в котором исключена была из штата и оставлена под зависимостью Якутского Духовного Правления; с того времени все постройки постепенно начали приходить в ветхость, имущество и скот по распоряжению начальства были распроданы, бывшими тогда правителями, а вырученные деньги отсылались в Иркутскую Духовную Консисторию, земли монастырских крестьян поступили обратно в казну, в Якутских же селениях Якутам.

После Архимандрита Нафанаила в 1760 году был настоятелем иеромонах Ириней, которого сменил в 1770 году игумен Исаакий Кондаков. При бытности сего последнего настоятеля, в 1770 году, от случившегося вдруг пожара, сгорела зимняя церковь во имя Преподобного Михаила Малейна со всей церковной утварью и ризницей вместе с бывшим в церкви трапезником без всякого чего либо спасения; были полуденные св. врата ограды, с бывшей над ними часовней. На поправление оной поступила от разных доброхотных дателей небольшая сумма денег, но напрасно, так как игумен Кондаков увез ее с собой в Иркутск и неизвестно куда употребил, и представил ли в тамошнюю Консисторию. По отъезде Исаакия был настоятелем монастыря игумен Исаия с 1775 по 1780 г.

Спустя после первого пожара десять лет, а именно в 1781 году, при житии и управлении монастырем иерея Иакова Перхурова, сгорела и летняя церковь во имя Нерукотворенного образа Христа Спасителя и Апостолов Петра и Павла со всей церковной утварью. Пожар этот, не смотря на дальнейшие меры жителей города и начальства к потушению его, распространился с такой быстротой и силой, что в непродолжительное время обхватил соседние монастырские строения. При этом несчастном случае также сгорели: бывшая над воротами церковь Знамения Божьей Матери, со всей утварью, стоявшая вблизи колокольня с колоколами, пять келий братственных и настоятельская, и четыре амбара со всем хранившимся в этих зданиях, монастырским и частным имуществом. Уцелело только два корпуса братственных с каларней и пивоварней, расположенных в северной стороне, остальное все представляло лишь пепелище и печальные для взора прохожего развалины. Такова первоначальная судьба Якутской Спасской обители. К сожалению, замечает летописец, при потушении и настоящего пожара многое было сложено и разрушено без всякого основания и пользы, — что нередко бывает и в наш век в подобных случаях.

Печальные последствия пожаров возбудили большую ревность и усердие в набожных гражданах к восстановлению обители в первобытное состояние, — старание и труды их были не безуспешны. Во главе ревнителей благоугодного дела стояли: городской голова дворянин Алексей Димитриев сын Новогородов и канцелярист Савва Корякин; испросив благословение Преосвященного Михаила Иркутского на сооружение каменного храма во имя Нерукотверенного образа Христа спасителя с приделом св. Апостолов Петра и Павла, взялись они с усердием за заготовление постройки потребного количества материалов и уже вырыто было, для забучения фундамента, ров, как вдруг в 1796 г. прибыл в монастырь сей с званием строителя иеромонах Гавриил Копырин. О. Гавриил сполна принял от поименованных выше лиц приготовленный, для сооружения церкви, материал и денежную, собранную ими, сумму и в том же году с помощью сына Алексея Новогородова отставного дворянина Василия Новогородова, приступил к созданию храма в честь Нерукотворенного образа Христа Спасителя; но по недостатку прикладной суммы должен был на некоторое время остановиться постройкой его; на место этого соорудил зимнюю ныне существующую двух престольную церковь во имя Апостолов Петра и Павла и под колокольней во имя всех Святых; впрочем означенный храм не был в это время отстроен должным образом, так как оставался без надлежащей крыши, куполов, шпиля и глав.

Опубликовано 8 сентября 1873 года.

Якутский Спасский монастырь. Часть 2.

Якутский Спасский монастырь. Часть 3.

Якутский Спасский монастырь. Часть 4.

1046

Видео

Нет Видео для отображения
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
.