Якутский Спасский монастырь. Часть 2.
Летописец замечал при этом, что придел во имя всех Святых построен собственно усердием и иждивением правителя эконома Василия Новогородова. Независимо от этого Новогородов сделал серебряные под золотом ризы к образам Спасителя и Божьей Матери и венец с короной, выписал из Москвы: дарохранительницу, крест, Евангелие, потир с дискосом, звездой и прочими принадлежностями. Между тем о. Гавриил вскоре по освящении построенных, вышесказанных, приделов, а именно в 1790 году, поручив управление монастыря Василию Новогородову, отправился в Иркутск и оставался там в сане игумена настоятелем Иркутского Вознесенского монастыря. К сожалению и при этом случае, замечает повествователь, что иеромонах Гавриил, при отправке из Якутска, взял и увез с собой строевую не малотысячную сумму и неизвестно куда употребил, оставив таким образом, по неимению средств, не оконченными начатые им постройки.
Впрочем темный поступок Копырина не умалил, а еще более усугубил ревность благочестивых жителей Якутска к окончанию двух каменных приделов и колокольни. По ходатайству их перед Якутским Духовным Правлением правитель монастыря Василий Новогородов в 1793 году определен был ктитором и на пожертвованные деньги в скором времени не только отстроил не оконченное, но еще приготовил 150 тысяч кирпича и значительное количество другого материала для сооружения каменного храма во имя Нерукотворенного образа Христа Спасителя.
Между тем в 1799 году прибыл в монастырь настоятель архимандрит Нифоит из Троицкого Селенгинского монастыря (что в Забайкальской области). Новогородов, отстроив для жительства его оставшуюся от бывших прежде сего пожаров келарскую и сдав исправно кому следовало находившееся на руках его имущество монастыря, материалы и денежную казну, в 1800 году, за слабостью здоровья, отказался от участия в делах св. обители. При назначении архимандрита Нифонта настоятелем 1799 году в Спасский монастырь, бывший до того времени за штатом, включен в число третьеклассных; но по неимению помещения белое духовенство и монах Вениамин жили в городе на квартирах. В 1800 году, по предписанию архимандрита Нифонта, куплено священником Лукой Шергиным на доставленные ему монастырские деньги три тысячи пудов ржаной муки т двести пудов круп, но эти припасы каким то образом достались, под предлогом доставления в казну, верхоленскому крестьянину Тюменцову, а Тюменцов с крестьянином Белоусовым в числе 10 тысяч пуд. ржаной муки продали в Январе 1801 года в Якутский провиантский магазин. Не получивши хлеба архимандрит снова вынужден был купить в Якутске муки и за 1000 пудов заплатил, как объяснял он в прошении к генерал-губернатору 2200 руб., а за 60 пудов круп 114 руб. Для ходатайства о возврате монастырских убытков архимандрит Нифонт в Марте 1802 года прибыл в Иркутск и пробыл тут до Июля месяца. Издержки из Якутска в Иркутск и обратно и на прочее он исчислил в 1500 руб. Прошением от 20 Июня 1802 он просил заимообразно хлеба из казны и о взыскании с виновных монастырских убытков. В прошении поданном в Иркутске от 27 Марта 1802 года он пишет генерал-губернатору следующее: «За твоя многая, обители всемилостиваго Спаса благодеяния, каковыми удостоилися мы прежде сего пользоваться, да воздаст тебе Христос Царь Израилев в день воздаяния, дарования, его же и ныне от Вашего Высокопревосходительства осмеливаюсь просить, даровати мне благоволи. Не имения прошу, ни драгих утварей церковных, ни о сродниках моих; но хлеба – самонужнейшего пропитания от вас ожидаю. Да престанет ропот, слезы и вопль престарелых собратий моих и обучающагося Якутского юношества, которые от глада ныне погибают. Порученную тебе полную власть в отдаленной губернии сей украси тем единым, да монастырь Спасо-Якутский со школой избавятся от напрасныя смерти, аще милостивейше соизволите отпустить нам убогим старцам провиант 500 пудов монастырю отпущено, а взысканы ли убытки монастыря, неизвестно (из архив. Главн. Упр. В.С. дело № 436 связк. 184, Мая 10 дня 18002 г.)
При управлении монастырем архимандрита Нифонта учреждены в монастыре школа для обучения духовного юношества 1800 г., конечно не надолго, и общежитие 1801 года, продолжавшиеся только два года; также отведены были лавки на малом рынке, ныне уже не принадлежащие, и белое озеро (Во время настоятельства архимандрита Нифонта находился в штате Якутского общежительного монастыря монах и казначей Федор Яковлев Лобашков, из отставных казацких сотников, которому Государь Император Павел Петрович пожаловал за долговечную и беспорочную службу орденскую саблю св. Анны 3 класса с серебряным темляком и диплом; по смерти его в Марте 1803 года эти вещи отосланы Иркутскому генерал-губернатору, от него в капитул).
Но по словам современника архимандрит Нифонт, не сделав ни какой постройки, бесполезно растратил денежную казну, часть монастырского имущества и приготовленных к сооружению Спасского храма, материалов, а в 1803 году уехал в Иркутск, не сдав никому управления обителью и мущества; мало того, при отправке он увез с собой в Иркутск две местные иконы, оставшиеся от погорелых церквей, а именно: Нерукотвореного Спаса в серебрянной под золотом ризе и божьей Матери Одигитрии в серебрянном под золотом венце и в жемчужной ризе по малиновому бархату с разноцветными камнями. В последствии времени уже по устранении Нифонта от обязанности настоятеля, согласно донесению бывшего ктитора Новогородова, отобраны от него означенные иконы, но не в первоначальном виде; на место старой деки сделана новая гораздо меньше и по ней переделана сама риза без позолоты, риза и венец с Божьей Матери также были сняты, бархат же с жемчугом вовсе потрачены.
Новгородов подробно узнав обо всем долгое время переписывался с вновь назначенным настоятелем архимандритом Иоасафом, об отыскании старой деки Спасителя и о написании новой иконы Божьей Матери, что и было в точности исполнено о. Иоасафом. По получении всех трех образов в Якутской Спасской обители, бывший ктитор на свой счет вызолотил новую икону Спасителя, украсив ее разными в венце камнями, а вновь написанному на старой деке Спасителю сделал серебряный под золотом венец. Первая икона поставлена была в приделе апостолов Петра и Павла, а вторая вместе с иконой Божьей Матери в трапезе деревянного Вознесенского храма в правом и левом углах.
Архимандрит Иоасаф по фамилии Мордовский прибыл в Якутск в 1804 году и в течение тринадцатилетнего своего управления не сделал ничего особенного для св. обители, выстроил только для себя в 1814 году особые келлии и завел настоятельский жезл. Между тем в период этого времени попечитель Василий Новогородов соорудил, вместо пришедшей в совершенную ветхость и развалившейся, новую деревянную ограду с двумя воротамив полуденной стороне, с часовней и подъездом, а в западной с обыкновенными воротами. В 1814 году монастырской казны, с ведома Преосв. Михаила, передано на хранение в уездное казначейство 20,000 руб. (писание Владыки 10 Января 1815 года г. пункт 5-й).
Настоятель же архимандрит Иоасаф волей Божьей скончался в 1816 году 17 Марта и погребен на паперти храма св. Апостолов Петра и Павла в правой стороне. По смерти его остался привителем монастыря известный просветитель всех Якутов монах Гергий по фамилии Слепцов, но управлял не долго так как в 1817 году по воле Божьей оставил земную жизнь, переселяясь с миром в обитель Отца Небесного. Вскоре после его смерти в том же 1817 году сгорела со всей мебелью, двумя стеновыми часами, келарня, обращенная Василием Новогородовым в настоятельские покои.
В 181 году 24 Марта прибыл в св. обитель настоятелем архимандрит Серапион по фамилии Кондаков с двумя иеромонахами Самуилом и Нектарием; по убеждению и настоянию его попечитель Новогородов в 1820 году поступил в штат монастыря послушником и экономом. Новый настоятель при усердном содействии своего послушника и эконома с благословения и разрешения Преосв. Михаила Архиепископа Иркутского приступил к сооружению вышесказанной летней каменной церкви во имя Нерукотворенного образа Христа Спасителя и придела во имя всех Святых, начатого собственно по желанию и усердию послушника Новогородова.
Современник с особенной любовью, благодарностью и похвалой отзывается, что они в короткое время не только окончательно выстроили два начатых храма, украсив их иконостасами и приличной утварью. Но пристроили еще перед папертью св. Апостолов Петра и Павла для входа в приделе всех святых, деревянное в стенах двухэтажное крыльцо, с рундуками с северной и южной сторон и с лица западной стороны с балясами. Придел, устроенный в этом месте согласно желанию и благословению Архипастыря Михаила, освящен был в честь Знамения Божьей Матери. К созданию храма Нерукотворенного Спаса много способствовала жена Якутского головы Якова Попова, Анастасия Львова, пожертвовавшая на постройку 10,000 руб. асс. В 1816 году монастырь был посещен Преосв. Епископом Иркутским Михаилом, во время управления иеромонаха Георгия Слепцова. В бытность в то время Преосвященный был на Якутском празднике – исэхе, устроенном около города; празднующими, по обыкновению, поднесен был ему чаров (Исполинская деревянная чарка, формой и объемом похожая на самовар), наполненная кумысом. Преосвященный благословил ми попробовал.
По сооружении показанных выше трех-придельных храмов архимандрит Серанионов, согласно желанию и усердию эконома Новогородова, испросил Архипастырское от Архиепископа Михаила благословение и разрешение на постройку на юго-восточной стороне каменного четырех-престольного храма и особой деревянной церкви с двумя приделами во имя Вознесения Господа нашего Иисуса Христа и преподобного Михаила Малейна, на место сгоревшей в 1770 году зимней церкви в честь сего угодника Божьего; усердием, попечением и частью иждивением эконома Новогородова, храм в скором времени был выстроен в весьма удовлетворительном виде, снаружи обшит тесом, а внутри обтянут холстом, выкрашен и расписан разными Божественными изображениями, также украшен приличным иконостасом, иконами, паникадилами, лампадами и прочей церковной утварью. Храм этот и ныне существует почти в том же виде. Он перенесен из гостиного двора, прежде именовался Николаевской церковью.
Опубликовано 15 сентября 1873 года.
Якутский Спасский монастырь. Часть 1.