Якутский Спасский монастырь. Часть 2.

Летописец замечал при этом, что придел во имя всех Святых построен собственно усердием и иждивением правителя эконома Василия Новогородова. Независимо от этого Новогородов сделал серебряные под золотом ризы к образам Спасителя и Божьей Матери и венец с короной, выписал из Москвы: дарохранительницу, крест, Евангелие, потир с дискосом, звездой и прочими принадлежностями. Между тем о. Гавриил вскоре по освящении построенных, вышесказанных, приделов, а именно в 1790 году, поручив управление монастыря Василию Новогородову, отправился в Иркутск и оставался там в сане игумена настоятелем Иркутского Вознесенского монастыря. К сожалению и при этом случае, замечает повествователь, что иеромонах Гавриил, при отправке из Якутска, взял и увез с собой строевую не малотысячную сумму и неизвестно куда употребил, оставив таким образом, по неимению средств, не оконченными начатые им постройки.

Впрочем темный поступок Копырина не умалил, а еще более усугубил ревность благочестивых жителей Якутска к окончанию двух каменных приделов и колокольни. По ходатайству их перед Якутским Духовным Правлением правитель монастыря Василий Новогородов в 1793 году определен был ктитором и на пожертвованные деньги в скором времени не только отстроил не оконченное, но еще приготовил 150 тысяч кирпича и значительное количество другого материала для сооружения каменного храма во имя Нерукотворенного образа Христа Спасителя.

Между тем в 1799 году прибыл в монастырь настоятель архимандрит Нифоит из Троицкого Селенгинского монастыря (что в Забайкальской области). Новогородов, отстроив для жительства его оставшуюся от бывших прежде сего пожаров келарскую и сдав исправно кому следовало находившееся на руках его имущество монастыря, материалы и денежную казну, в 1800 году, за слабостью здоровья, отказался от участия в делах св. обители. При назначении архимандрита Нифонта настоятелем 1799 году в Спасский монастырь, бывший до того времени за штатом, включен в число третьеклассных; но по неимению помещения белое духовенство и монах Вениамин жили в городе на квартирах. В 1800 году, по предписанию архимандрита Нифонта, куплено священником Лукой Шергиным на доставленные ему монастырские деньги три тысячи пудов ржаной муки т двести пудов круп, но эти припасы каким то образом достались, под предлогом доставления в казну, верхоленскому крестьянину Тюменцову, а Тюменцов с крестьянином Белоусовым в числе 10 тысяч пуд. ржаной муки продали в Январе 1801 года в Якутский провиантский магазин. Не получивши хлеба архимандрит снова вынужден был купить в Якутске муки и за 1000 пудов заплатил, как объяснял он в прошении к генерал-губернатору 2200 руб., а за 60 пудов круп 114 руб. Для ходатайства о возврате монастырских убытков архимандрит Нифонт в Марте 1802 года прибыл в Иркутск и пробыл тут до Июля месяца. Издержки из Якутска в Иркутск и обратно и на прочее он исчислил в 1500 руб. Прошением от 20 Июня 1802 он просил заимообразно хлеба из казны и о взыскании с виновных монастырских убытков. В прошении поданном в Иркутске от 27 Марта 1802 года он пишет генерал-губернатору следующее: «За твоя многая, обители всемилостиваго Спаса благодеяния, каковыми удостоилися мы прежде сего пользоваться, да воздаст тебе Христос Царь Израилев в день воздаяния, дарования, его же и ныне от Вашего Высокопревосходительства осмеливаюсь просить, даровати мне благоволи. Не имения прошу, ни драгих утварей церковных, ни о сродниках моих; но хлеба – самонужнейшего пропитания от вас ожидаю. Да престанет ропот, слезы и вопль престарелых собратий моих и обучающагося Якутского юношества, которые от глада ныне погибают. Порученную тебе полную власть в отдаленной губернии сей украси тем единым, да монастырь Спасо-Якутский со школой избавятся от напрасныя смерти, аще милостивейше соизволите отпустить нам убогим старцам провиант 500 пудов монастырю отпущено, а взысканы ли убытки монастыря, неизвестно (из архив. Главн. Упр. В.С. дело № 436 связк. 184, Мая 10 дня 18002 г.)

При управлении монастырем архимандрита Нифонта учреждены в монастыре школа для обучения духовного юношества 1800 г., конечно не надолго, и общежитие 1801 года, продолжавшиеся только два года; также отведены были лавки на малом рынке, ныне уже не принадлежащие, и белое озеро (Во время настоятельства архимандрита Нифонта находился в штате Якутского общежительного монастыря монах и казначей Федор Яковлев Лобашков, из отставных казацких сотников, которому Государь Император Павел Петрович пожаловал за долговечную и беспорочную службу орденскую саблю св. Анны 3 класса с серебряным темляком и диплом; по смерти его в Марте 1803 года эти вещи отосланы Иркутскому генерал-губернатору, от него в капитул).

Но по словам современника архимандрит Нифонт, не сделав ни какой постройки, бесполезно растратил денежную казну, часть монастырского имущества и приготовленных к сооружению Спасского храма, материалов, а в 1803 году уехал в Иркутск, не сдав никому управления обителью и мущества; мало того, при отправке он увез с собой в Иркутск две местные иконы, оставшиеся от погорелых церквей, а именно: Нерукотвореного Спаса в серебрянной под золотом ризе и божьей Матери Одигитрии в серебрянном под золотом венце и в жемчужной ризе по малиновому бархату с разноцветными камнями. В последствии времени уже по устранении Нифонта от обязанности настоятеля, согласно донесению бывшего ктитора Новогородова, отобраны от него означенные иконы, но не в первоначальном виде; на место старой деки сделана новая гораздо меньше и по ней переделана сама риза без позолоты, риза и венец с Божьей Матери также были сняты, бархат же с жемчугом вовсе потрачены.

Новгородов подробно узнав обо всем долгое время переписывался с вновь назначенным настоятелем архимандритом Иоасафом, об отыскании старой деки Спасителя и о написании новой иконы Божьей Матери, что и было в точности исполнено о. Иоасафом. По получении всех трех образов в Якутской Спасской обители, бывший ктитор на свой счет вызолотил новую икону Спасителя, украсив ее разными в венце камнями, а вновь написанному на старой деке Спасителю сделал серебряный под золотом венец. Первая икона поставлена была в приделе апостолов Петра и Павла, а вторая вместе с иконой Божьей Матери в трапезе деревянного Вознесенского храма в правом и левом углах.

Архимандрит Иоасаф по фамилии Мордовский прибыл в Якутск в 1804 году и в течение тринадцатилетнего своего управления не сделал ничего особенного для св. обители, выстроил только для себя в 1814 году особые келлии и завел настоятельский жезл. Между тем в период этого времени попечитель Василий Новогородов соорудил, вместо пришедшей в совершенную ветхость и развалившейся, новую деревянную ограду с двумя воротамив полуденной стороне, с часовней и подъездом, а в западной с обыкновенными воротами. В 1814 году монастырской казны, с ведома Преосв. Михаила, передано на хранение в уездное казначейство 20,000 руб. (писание Владыки 10 Января 1815 года г. пункт 5-й).

Настоятель же архимандрит Иоасаф волей Божьей скончался в 1816 году 17 Марта и погребен на паперти храма св. Апостолов Петра и Павла в правой стороне. По смерти его остался привителем монастыря известный просветитель всех Якутов монах Гергий по фамилии Слепцов, но управлял не долго так как в 1817 году по воле Божьей оставил земную жизнь, переселяясь с миром в обитель Отца Небесного. Вскоре после его смерти в том же 1817 году сгорела со всей мебелью, двумя стеновыми часами, келарня, обращенная Василием Новогородовым в настоятельские покои.

В 181 году 24 Марта прибыл в св. обитель настоятелем архимандрит Серапион по фамилии Кондаков с двумя иеромонахами Самуилом и Нектарием; по убеждению и настоянию его попечитель Новогородов в 1820 году поступил в штат монастыря послушником и экономом. Новый настоятель при усердном содействии своего послушника и эконома с благословения и разрешения Преосв. Михаила Архиепископа Иркутского приступил к сооружению вышесказанной летней каменной церкви во имя Нерукотворенного образа Христа Спасителя и придела во имя всех Святых, начатого собственно по желанию и усердию послушника Новогородова.

Современник с особенной любовью, благодарностью и похвалой отзывается, что они в короткое время не только окончательно выстроили два начатых храма, украсив их иконостасами и приличной утварью. Но пристроили еще перед папертью св. Апостолов Петра и Павла для входа в приделе всех святых, деревянное в стенах двухэтажное крыльцо, с рундуками с северной и южной сторон и с лица западной стороны с балясами. Придел, устроенный в этом месте согласно желанию и благословению Архипастыря Михаила, освящен был в честь Знамения Божьей Матери. К созданию храма Нерукотворенного Спаса много способствовала жена Якутского головы Якова Попова, Анастасия Львова, пожертвовавшая на постройку 10,000 руб. асс. В 1816 году монастырь был посещен Преосв. Епископом Иркутским Михаилом, во время управления иеромонаха Георгия Слепцова. В бытность в то время Преосвященный был на Якутском празднике – исэхе, устроенном около города; празднующими, по обыкновению, поднесен был ему чаров (Исполинская деревянная чарка, формой и объемом похожая на самовар), наполненная кумысом. Преосвященный благословил ми попробовал.

По сооружении показанных выше трех-придельных храмов архимандрит Серанионов, согласно желанию и усердию эконома Новогородова, испросил Архипастырское от Архиепископа Михаила благословение и разрешение на постройку на юго-восточной стороне каменного четырех-престольного храма и особой деревянной церкви с двумя приделами во имя Вознесения Господа нашего Иисуса Христа и преподобного Михаила Малейна, на место сгоревшей в 1770 году зимней церкви в честь сего угодника Божьего; усердием, попечением и частью иждивением эконома Новогородова, храм в скором времени был выстроен в весьма удовлетворительном виде, снаружи обшит тесом, а внутри обтянут холстом, выкрашен и расписан разными Божественными изображениями, также украшен приличным иконостасом, иконами, паникадилами, лампадами и прочей церковной утварью. Храм этот и ныне существует почти в том же виде. Он перенесен из гостиного двора, прежде именовался Николаевской церковью.

Опубликовано 15 сентября 1873 года.

Якутский Спасский монастырь. Часть 1.

Якутский Спасский монастырь. Часть 3.

Якутский Спасский монастырь. Часть 4.

23

Видео

Нет Видео для отображения
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
.