Водяной путь по Сибири. Часть 3.

На 1300 версте находится предпоследний Ангарский порог «Мурский», имеющий самое крутое падение из всех порогов. Впрочем этот порог длиной всего 40 саж. почему всегда вероятно, что и в каком-нибудь из других порогов, на таком же протяжении найдется падение и круче этого, хотя общее среднее падение, разложенное на всю длину порога меньше. В каких либо улучшениях Мурский порог не нуждается, так как ворота в нем не уже 20 саж. и лежащие вправо от фарватера камень «Беляк» и влево «Плита» ближе 10 саж. от фарватера не находятся. Глубина также более чем достаточна и не менее 10 фут. Падение равно 2 фута 7,5 дюйма, скорость течения по измерению оказалась 14,41 верст в час. Вслед за Мурским порогом находится «Мурская Шивера», которую проплывают саж. на 30 от левого берега. Проходные ворота в нем длиной около 130 с. на всем своем протяжении должны быть расширены, средним числом на 10 саж.; для чего придется разобрать с конца речной гряды около 740 куб. саж. Вся шивера и часть ее наплыва мелки и требуют углубления; по расчету согласно профиля дна, приходится вынимать около 157 куб. саж. в наплыве, и около 280 куб. саж. в самой шивере. Одна верста ниже шиверы, река мелка на протяжении около 100 саж.; средняя глубина здесь 3,5 фута, почему придется вынимать около 315 куб. с. для углубления фарватера. На 1323 версте маленькая шивера «Дрянсуха», которая совершенно безвредна, так как ворота в ней широкие и глубина не менее пяти футов. На 1551 версте находится «Косая шивера» длиной у правого берега не более 200 саж. левая же сторона реки засорена на протяжении около одной версты. Для судоходства эта шивера затруднений не представляет: фарватер в ней широк и только в двух местах футшток показал 4,5 фута; углубить фарватер придется согласно профиля на протяжении около 50 саж. и вынимать около 70 куб. саж. На 1367 версте наискосок реки лежит «Овсяная Шивера»: ворота в ней находятся под самым правым берегом и длиной около 60 саж. Средняя глубина в них 4 фута, почему для достижения нормальной глубины придется вынимать согласно профиля 157 куб. саж. Сверх работ по углублению ворот, еще понадобится разобрать около 170 куб. с. речной гряды, считая, что ширина ворот на всю длину шиверы 15 саж.; скорость течения 7,5 верст в час.

От Овсяной шиверы, река на протяжении 125 верст, по всей своей ширине глубока, и до того безопасна, что спускающиеся по Ангаре паузки, даже рискуют проплывать эту часть реки по ночам. На 1492 версте находится «Шунтарская» шивера. Река на ⅔ своей ширины запружена каменной грядой, идущей с левого берега, с правого же берега ей навстречу идет мель, так что из всей двух-верстной ширины реки осталась только полоса шириной около 50 саж. и достаточно глубокая для прохода судов. Ниже шиверы, которая длиной не более 30 с., правый берег совершенно чист, но левый на протяжении 25 верст мелок и засорен камнями. У деревни Потокуй эти каменные мели засорили около ⅔ ширины реки и образуют «Потокуйный Бык», не представляющий впрочем другого неудобства кроме того, что фарватер в одном месте мелок и требует углубления 150 куб. саж. На 1524 версте начинается «Аладьина Шивера», растягивающаяся на 670 саж. вниз по реке. Проплывается она под правым берегом, в расстоянии от 30 до 15 саж. от него. В шивере, три узких прохода, или ворота; из них верхние шириной около 30 саженей, так что они в сущности не затрудняют судоходства; 100 саж. ниже этих ворот, с реки выдалась гряда, которая с берегом образует довольно широкую, около 50 саж. полосу для прохода судов; глубина около 9 фут. Затем река около берега чиста и глубока на протяжении 350 с.; откуда уже начинаются действительные препятствия шиверы. Сначала судно входит между двумя грядами, образующими средние ворота. Направление этих ворот не совпадает с общим направлением фарватера, и поэтому заставляет судно не надолго дать курс в реку, который по проплытии этих ворот снова должен быть дан в берег, дабы попасть в нижележащие последние ворота, которые образуются камнем «Караульщиков», слева и выступающей справа на 10 саж. от берега, подводной скалой «Солоухой». С разборкой береговой грядки в средних и с уборкой «Солоухи» и «Караульщика» в последних воротах, получился бы через всю шиверу, ниже входных ворот, довольно широкий и прямой фарватер, вполне обеспечивающий судоходство. Ниже Караульщика близко к фарватеру лежит другой камень «Боец», который не мешало бы за одно убрать. Общая глубина достаточна и только ворота требуют углубления; всего по расчету приходится вынимать 270 к.с. Размеры вышесказанной речной грядки, приблизительно следующие: длина 60 саж.; средняя ширина 10 саж. и сидит под водой около одного фута, так, что для ее уничтожения придется разобрать или взорвать около 340 к.с. На 1540 версте расположилась одна из длиннейших Ангарских заруб «Выдимский Бык», длиной около 750 саж. Здесь как и в предыдущей шивере, судно должно пройти трое ворот или проходов только последние требуют расширения, так как они шириной всего 10 саж.; оба же остальные широки, более 20 саж. Фарватер не особо затруднителен, исключая разборки конца бережной гряды, в последних воротах, на протяжении около 20 саж. по длине, 10 по ширине, или всего 114 куб саж. На 1570 версте находится «Грибинский бык», который весь заключается в одной гряде, выступающей от правого берега и запрудивший ширину реки на ⅓. От этого Быка фарватер все время до с. Рыбинского следует вдоль правого берега, хотя бы было значительно короче идти прямо на село Рыбинское; держась левого берега у выступающего мыса берега, где расположено село Рыбинское, находится несколько надводных и подводных камней, дающих этому месту название «Бык», хотя глубина перед ними не менее 27 фут. Ниже Рыбинска начиная от 1604 версты вдоль правого берега тянется мель до 1625 вер. где часто встречают подводные камни, и корни застрявших деревьев. На 1625 версте находится «Мурожный бык» и шивера, один вслед за другим. Ширина ворот в быке не менее 20 саж. почему не требует расширения, но в конце их, семь сажень от фарватера находится камень, который следовало бы убрать. В шивере ворота немного уже и по этому должны быть расширены на 50 с., для чего разобрать придется около 140 к. с. Затем фарватер свободен и глубок на протяжении 40 верст, т.е. до «Татарского Быка», где река мелка и засорена камнями. По средине реки ворота длиной около 50 саж.; шириной в столько же, но глубиной только 4 фута, почему здесь придется вынимать грунта, около 130 к.с. для углубления фарватера. Ниже быка на 1677 вер. находится «Татарская шивера», ее обыкновенно проходят по середине через ворота. Расчистки здесь не нужно, но глубина в шивере не достаточна и должна быть увеличена выемкой около 370 куб. с. Шесть верст выше слияния Ангары с Енисеем находится последний Ангарский порог «Стрелковский», имеющий совершенно особенный характер. Сухие и подводные скалы и камни, разбросанные без всякого порядка, засорили реку, оставляя по середине совершенно чистую и глубокую полосу реки, шириной не менее 70 саж. Перед самим порогом стоят два камня, «Бойцы», служащие маяками для обозначения фарватера; от них направление дается на два ниже лежащих камня «Отбойщики», из которых один сидит до того глубоко под водой, что лодки его не задевают; другой в малую воду сух, но находится в стороне от фарватера. От них поворачивают немного вправо, чтобы обогнуть находящуюся по середине порога скалу «Сухоплитник». Течение между «Отбойщиками» и этой скалой, направлено косо в берег, так что если судно отдаляется много влево от этих камней, оно рискует быть занесенным на «Сухоплитник», поэтому всегда стараются держатся как можно ближе к «Отбойщикам». Эта единственная осторожность, которую нужно иметь в виду, в этом пороге, так как миновав благополучно плиты, судно уже вне всякой опасности. Длина порога, измеренная вдоль правого берега 336 саж., которые проплывают в 5,5 минут, откуда средняя скорость течения равна 9,64 вер. в час. Падение порога 5 фут. 5 дюйм. или 0, 0019. За исключением уборки одного отбойщика здесь улучшений никаких не предвидится, так как порог и безопасен и глубок. На 1705 версте реки Ангара и Енисей сливаются.

Во всех вышеописанных порогах, шиверах, быках и кармагулах, дно твердое, но какого именно грунта, трудно сказать. Судя по характеру этих мест и по строению берегов, нужно полагать, что подпочва в низ всех без исключения, скалистая. Тоже нужно сказать относительно внутреннего строения гряд и россыпей, образующих эти зарубы; состоят ли они из отдельных свободных камней, или валунов; или из сплошных подводных скал? Нужно полагать, что в них попадают как сплошные скалы, так и валуны. Вследствие этой неизвестности о грунте, нет возможности точно определить, во сколько обойдется каждая куб. саж. выемки для углубления фарватера и для разборки гряд в разных местах. Основываясь на приблизительной стоимости работ можно вывести то окончательное заключение, что приведение р. Ангары в судоходное состояние обойдется до 1,200,000 рублей.

Опубликовано 7 августа 1877 года.

Водяной путь по Сибири. Часть 1.

Водяной путь по Сибири. Часть 2.

717

Видео

Нет Видео для отображения
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
.