Водяной путь по Сибири. Часть 2.
По прибытии в Енисейск, проверив хронометры, г. Сиденснер немедленно отправился опять в село Маковское и оттуда вторично спустился до устья Озерной и потом дальше, до впадения Кети в Обь, у села Тогурского.
Эту вторую поездку по Кети он предпринял с целью исследовать судоходность реки Кети от Озерной до села Колпашева на Оби.
Выехав из села Маковского 17 августа, он прибыл к устью Озерной 21-го августа и поднялся до юрт остяков, у которых ранее оставил свои вещи. На этот раз вода на Озерной была значительно выше и, как гребцами у нас были местные остяки, знающие хорошо реку, то мы ни разу не останавливались на мели, тогда как поднимаясь по ней первый раз, нам приходилось тащить лодку через мели.
Ширина Кети ниже Озерной не менее 40 саж. и постепенно увеличивается до 100 саж.; средняя глубина около двух сажень и менее сажени не было; встречалось иногда пять сажень. Изгибы реки становятся длиннее и отложе, сходные с извилинами Большого Каса. Карчи встречаются очень редко и то в сторону у яровых берегов. Дно Кети по всему течению реки встречается одно и то же: ил с наносным песком и таким рыхлым, что иногда пароходам, ходившим по Кети, случалось садиться на мель, то лопатой углубляли несколько в этом месте реки и следовали далее.
Вечером 22 августа для перемены гребцов останавливались у остяцкого селения Максимояровского, а в конце следующего дня прошли устье реки Орловой. Река эта берет начало недалеко от вершин Тыма и Сыма и на столько значительна, что первое время пароходы ошибочно принимали ее за Кеть.
Ниже устья этой реки ширина Кети превышает 100 саж.; глубина несколько увеличивается; но вскоре опять доходит до своей средней цифры 15 футов. Далее берега становятся ниже, от 8 до 15 ф. и хвойный лес встречается реже. Пески длинные, отлогие и течение слабое. Берега вообще очень сходны с берегами Оби.
24 августа прошли устье реки Лисицы. Река эта тоже выпадает из Комарного болота и, по словам остяков, еще значительнее Орловой. Ниже впадения в Кеть Лисицы встречаются мели; но по сторонам везде можно найти судоходный фарватер. Ширина реки еще увеличилась и она течет еще прямее. Берега, исключительно низменные, около 5 футов.
Во время первой поездки по Кети, выше впадения реки Озерной, остяки указывали небольшой перешеек, всего саженей 40, тогда как извилина, по которой приходилось ехать, тянулась версты на три. Им шутя предложили прорыть этот перешеек, за что обещали дать три рубля. Остяки очень обрадовались предложения и обещались сейчас же начать работу, если дадут им деньги вперед и напоят водкой. Выдали им денег и водку и, едучи во второй раз по Кети, видели прорытую канаву, и остяки уверяли, что в будущем году река пророет здесь себе новое русло.
Образование новых протоков по Кети служит образчиком легкости, с которой могут быть произведены работы по расчистке рек водораздела, так как по характеру почвы и другим обстоятельствам эти реки схожи с Кетью.
Вечером 26 прошли очень длинную и красивую протоку Жигалову. Протока эта саж. 40 и несколько извилиста, поэтому пароходы ходят Кетью, хотя глубина и большая.
В тот же день прошли довольно большую реку Елтыреву, которая берет начало недалеко от вершины реки Лисицы.
27 утром вошли в Тогурскую протоку. Протока эта широка и глубока; но в одном месте есть мель. Пройдя село Тогурское, пошли вверх по течению, по одному из рукавов реки Оби, довольно широкому и глубокому; но при выходе на Обь, дно усеяно наносными мелями и фарватер остается очень узкий.
Наконец в 10,5 часов утра прибыли в село Колпашево на Оби.
По произведенной г. Мошковым нивелировке между Большим и Касовским озерами, последнее оказалось ниже первого на 0,4 саж. Согласно описи пройденного пути водораздела, он представляется естественным соединением бассейнов вод Оби и Енисея и чтобы сделать его судоходным, понадобится произвести некоторые работы для его улучшения.
Эти работы главным образом должны состоять в следующем:
1) В очистке рек Озерной, Ломоватой и Язевой.
2) В прорытии канала между озером Большим и Касовским.
3) В очистке обоих Касов.
4) В спрямлении рек, посредством перекопов, в тех местах, где река делает очень крутые извилины.
Чтобы сделать эти работы при издержках наивозможно меньших, для этого следует ограничиться лишь такими расширениями пути, которые бы удовлетворяли судоходству первого периода времени. В таком предположении достаточно довести глубину по водоразделу до 4 футов, реки расширить до 7 саж., а глубину канала между озерами сделать 4 саж.
При таких размерениях пути по нем могут ходить пароходы около 60 сил и баржи, поднимающие до 6 т. пудов каждая (длина баржи приблизительно 12 саж., ширина 3 саж. и глубина 3,5 фута). Считая навигационное время на водоразделе в 150 дней и, полагая, что в это время ежедневно будет проходить в оба конца по две грузовые баржи с 12-ю тысяч пудов, груза может быть перевезено в одну навигацию около 3,5 миллионов.
При таких размерах работ и свойствах почвы, которая почти по всей этой линии встречается одна и та же и на дне рек состоит из ила с песком, за исключением некоторых мест по Большому Касу, где у каменистых берегов на дне реки встречается дресва; при таких условиях издержки не могут быть велики и самая главная часть их уйдет на земляные работы по углублению и расширению рек, и также на прорытие канала и перекопов, необходимых для спрямления рек в тех местах, где они представляют извилины неудобные для судоходства.
Раньше углубления рек до предположенной глубины нужно очистить их от завалившихся на дне деревьев и карчей, как главных причин образования мелей. Разрыхлив после этого дно реки, можно рассчитывать, что следующей весной ледоходом и стремлением воды мели будут размыты и дно будет выровнено, оставшиеся уже после этого мели потребуется расчистить вынутием грунта.
Кроме земляных работ и расчистки русла рек водораздела от карчей и ломов, могут представиться еще следующие работы:
1) Берега канала и части рек, протекающих по болотистому грунту, понадобится одеть фашинником.
2) От устья реки Озерной до устья Малого Каса, по одному из берегов понадобится устроить бичевник.
3) В некоторых местах необходимо будет построить караульные дома, с помещением для рабочих.
4) Вместо расчистки русла рек водораздела посредством вынутия грунта при высоких берегах Малого Каса и Ломоватой может быть окажется удобнее и выгоднее устроить в некоторых местах плотины со шлюзами; но об этом предмете нельзя делать никаких заключений, раньше производства подробной нивелировки и более продолжительных наблюдений над состоянием воды в реках. Однако все заставляет думать, что недостатка воды быть не может, так как реки эти вытекают из обширного болота, текут по местности болотистой и, не принимая в себя значительных речек, несут к своим устьям большую массу воды против той, которую они получают у истока.
Которые бы из этих сооружений ни предстояло делать для устройства пути, все они будут небольших размеров и как нужные для этого материалы находятся под рукой в изобилии, а работы не будут усложняться ни твердостью грунта, ни быстрым течением, то эти сооружения не поведут за собой больших издержек. По собранным сведениям одна кубическая сажень земляных работ обойдется в два рубля, следовательно стоимость собственно земляных работ обойдется около 700,000 руб., полагая за тем стоимость остальных работ в 300,000 руб., расход на осуществление этого предприятия не превзойдет 1,000,000 рублей.
Время в которое могут быть выполнены все эти работы при их несложности и небольшом размере, не превзойдет трех лет; но при удачном ведении работ, грузы можно будет посылать по этому пути на третье лето со времени открытия работ.
Таким образом, единственно только река Кеть представляет наиболее выгодные условия, чтобы служить сообщением обоих бассейнов.
Обстоятельство это важно еще в том отношении, что в этой местности нет возможности рассчитывать на какие-нибудь сообщения, кроме водяных.
Хотя и этот путь проходит по местности не населенной; но будучи кратчайшим из наиболее удобных, он все же представляет возможность устройства поселений для надобностей судоходства.
Что касается продолжительности навигации по этому пути, то по неимению точных сведений о времени вскрытия и замерзания реки Кеть и ее притоков, предстоит обратиться к таблице вскрытия и замерзания реки Енисея в Енисейске, как местности ближайшей к пути водораздела, и сведения о которой имеется точные и за довольно продолжительное время.
По сложности 53 летних наблюдений оказывается с среднем выводе, что первое движения льда у Енисейска приходится апреля 24-25 и, по сложности тридцати лет, река замерзала ноября 4-5. Поэтому в среднем выводе река бывает свободна от льда 194 дня.
Нет сомнения, что реки водораздела при их незначительном и слабом течении покрываются льдом несколько ранее, по словам остяков, около одной, или двух недель; но если положить разницу эту даже в один месяц, то все же навигация по всему пути водораздела может продолжаться около 160 дней.
Для доказательства, насколько своевременно устройство этого водяного пути, необходимо обратиться к состоянию судоходства и пароходства, существующего в настоящее время в Сибири, на обоих бассейнах Оби и Енисея. Это обозрение более всего пояснит, насколько своевременно устройство Кетского канала и даст возможность предвидеть, до некоторой степени, представит ли эта деятельность, шансы на покрытия издержек, сопряженных с этим предприятием.
Не смотря на отсутствие непрерывного водного пути и на разрозненность таких двух огромных областей, как водные системы Оби и Енисея, несмотря на все неудобства, какие встречает на обоих бассейнах, а на первом даже находится в цветущем состоянии. Зарождение его происходило с большими усилиями и развитие его хотя шло медленно, но постоянно подвигалось, так как с изобретением пароходом значение водяных путей еще более увеличилось и нет сомнения, что реки Сибири будут служить главными жилами ее движения.
В настоящее время по Обской системе плавает более 30 пароходов, имеющих в сложности около 2000 сил.
По реке Кети судоходство производилось с самого давнего времени. В начале нынешнего столетия с Маковской пристани доставлялось различных грузов на сумму от 3,500,000 до 10,000,000 руб. Всего приходило около 30 судов, которые совершали свое плаванье вниз по Кети в течении 15 дней и до 30 дней вверх.
Пароходы по Кети стали ходить только с 1868 года. Получивший привилегию на плаванье по этой реке купец Родюков в товариществе с купцом Смородниковым, послал вверх по Кети 40 сильный пароход «Тобольск», который в этом году прошел только две трети пути до села Маковского. С следующем году тот же пароход доставил уже в село Маковское до 8,500 разных товаров. В 1870 из 22 тысяч пудов разных товаров, следовавших в Енисейск 11 т. благополучно доставлены в Маковское, а друга половина при крушении баржи была подмочена. За неустройством собственных пароходов в определенный срок, привилегия Родюкову была уничтожена; но купец Смородников продолжал доставлять грузы по Кети своими пароходами, делая ежегодно при полной воде по одному рейсу в село Маковское и обратно.
Количество грузов, перевозимых ежегодно пароходами по Оби и ее притокам, превышает два миллиона пудов и никого сомнения, что пароходное дело на этом не остановится; напротив того с окончанием уральской дороги, а также с устройством Кетского канала, оно примет такие размеры, определить которые теперь нет никакой возможности, и нет сомнения, что развитие пароходства будет иметь громадное влияние на развитие всего Сибирского края.
По Енисею ниже Енисейска судоходство не встречает никаких затруднений в течении всего лета; но выше впадения Ангары против станции Казачинской есть так называемый Енисейский порог, представляющий препятствие судоходству вверх по реке. В настоящее время вверх по Ангаре судоходства вовсе не существует; но из Иркутска в Енисейск приходят ежегодно до 25 судов с грузом до 150.000 пуд. В верхней части Ангары до порогов уже несколько лет ходят пароходы.
Из обозрения пароходства в Сибири видно, насколько велика деятельность на ее реках и насколько, следовательно своевременно устройство Кетского канала.
Огромное пространство Сибири щедро наделено от природы судоходными реками, которые расположены весьма счастливо по всей стране, представляя естественный водяной путь, связывающий между собой местности Сибири. Четыре системы: Обская, Енисейская, Ленская и Амурская отделены между собой небольшими волоками, устранение которых проведением каналов, или железных дорог, представило бы обширный паровой путь от Урала до берегов Тихого океана.
Путь по Туре, Тоболу, Иртышу, Оби и Кети представляет линию непрерывного судоходства на протяжении 3,000 верст.
С устройством Кетского канала, судоходство по этим рекам было бы связано с судоходством по Енисею, Ангаре, озеру Байкал, Селенге, еще около 2,000 верст.
Далее незначительный волок отделяет верховья реки Хилок, впадающей в Селенгу, от реки Ингоды, притока Шилки, впадающей в Амур. Хотя Яблоновый хребет, разделяющий верховья этих рек и не допускает соединения их непрерывным водным путем; но нет сомнения, что некоторые улучшения этих рек значительно сократят между ними волок, место которого представляет все удобства для проведения железной дороги.
С севера к верховьям реки Хилок приближается река Витим, приток Лены, еще академик Паллас, путешествовавший по Сибири по повелению Императрицы Екатерины II, находил возможным соединить бассейны Лены и Енисея с помощью канала по этим рекам.
В 1848 году Комитет по начертанию линий водяных сообщений, обращая внимание на это предположение, находил его в общем виде полезным; но по неизвестности местных условий ценности работ, признавал необходимость провести изыскания, для окончательного соображения о выгодах предприятия.
По многим из этих рек судоходство – пароходство уже существует; но плавание по некоторым их них встречает затруднение в мелководье, и на реке Ангаре оно затрудняется порогами и быстротой течения. Главное же препятствие развитию судоходства по сибирским рекам представляет разрозненность Обского бассейна от бассейнов Волги и Енисея. Проведением уральской железной дороги один из этих волоков уничтожается, другой перерыв устранит проведение Кетского канала.
Но удобством Уральской железной дороги будет пользоваться лишь западная Сибирь, восточная со всеми богатствами будет так же мало участвовать в этой новой жизни, как же мало участвовала и прежде. Теперь, как и прежде ввозная торговля ее вращается около дороговизны товаров, на которые не имеет чувствительное влияние ни какой способ доставки. Между тем вся остальная пушнина, все продукты звероловства, рыболовства, земледелия расходятся только около места производства и доставляют жителям восточной Сибири весьма малую прибыль.
Вся промышленность восточной Сибири, сколько-нибудь значительная, сосредотачивается около золотых приисков; но в настоящее время разрабатываются только богатые прииски, разработка остальных не считается выгодной. Доставка рабочих из губерний томской и тобольской, доставка машин и других орудий, при настоящем сообщении, слишком дороги для таких приисков. Само продовольствие приисков, не смотря на плодородие Енисейской губернии недостаточно обеспечено, при отсутствии сообщения с западной Сибирью. В обыкновенные годы продовольствие доставляется из минусинского округа по Енисею и его притокам и отчасти из иркутской губернии, но в годы неурожая, когда хлеб и другие предметы приходится доставлять из томской губернии, и вообще с запада, перевозка гужом до Енисея сильно увеличивает цену на эти предметы и сама доставка не всегда может быть сделана с требуемой скоростью и верностью.
Упоминая о богатствах восточной Сибири следует сказать особенно о рудах енисейской губернии, так как они будут главным источником развития края с устройством Кетского канала.
Привозная торговля с восточной Сибирью производится еще в меньших размерах. Помимо того, что сухопутная перевозка на лошадях увеличивает цену товаров, не всегда возможно определить с точностью и срок доставки грузов, что имеет везде большое значение для торговли, в особенности же в таком крае, как Сибирь, где при громадных расстояниях, товары могут рисковать не успеть во время к месту своего назначения и принуждены будут оставаться в дороге, в ожидании зимнего пути.
Таким образом, при настоящем трудном сообщении восточной Сибири с Россией и даже с западной Сибирью, обмен местных произведений на привозные товары делается крайне несоразмерным, отчего жители ее достигают благосостояния лишь относительно, так сказать, первобытного.
С устройством Кетского канала изменятся все неблагоприятные обстоятельства Енисейского края, в промышленном и торговом отношении. Водный путь, делая перевозку правильной и дешевой, установит лучшую соразмерность между ценами привоза и вывоза; существующая промышленность оживится, разовьется и привлечет новых деятелей. Возникнут новые отрасли промышленности, а с ней, естественно, и новые потребности; обороты и передвижения грузов увеличатся до размеров, которые теперь нет возможности предвидеть.
В настоящее время пароходство удешевило доставку по рекам, чем увеличилось количество перевозимых грузов и оживило западную Сибирь. Более тридцати пароходов движется по системе Оби и стоимость их с баржами и пристанями доходит до двух миллионов рублей, если не более. Пароходство западной Сибири в скором времени еще увеличится с проведением железной дороги через Уральский хребет, ибо удешевление провоза в пермскую губернию дает возможность западной Сибири отправлять в Россию такие товары, которые теперь сбываются на месте и производятся в количестве, соответствующем этому сбыту.
По сведениям, доставленным управами Енисейска и Ачинска, число грузов, идущих из российских губерний в восточную Сибирь доходит до двух миллионов пудов. Количество грузов, идущих одним только ачинским трактом простирается до 600,000 в обе стороны.
Нет сомнения, что большая часть этого количества направится новым путем, стоимость доставки которым год от года должна становиться дешевле; тогда как напротив того доставка грузов сухопутно постоянно дорожает.
В настоящее время стоимость провоза например от Ирбити до Енисейска обходится до двух рублей 50 коп. с пуда, а летом при помощи водяного сообщения до 1 р. 25 к., несмотря на то, что от села Бирелюз на Чулыме до Енисейска они следуют волоком на протяжении около 250 верст и не смотря на то, что судоходство по Чулыму производилось только во время весеннего полноводья.
При устройстве правильного и непрерывного водяного сообщения, стоимость доставки грузов может быть рассчитана приблизительно следующим образом.
От Томска до села Колпашева, у устья Кети 25 к., Кетью до устья Озерной 15 к. по рекам водораздела 20 к. и Енисеем до Енисейска 15 к., а всего от Тюмени до Енисейска 75 копеек.
Опубликовано 10 июля 1877 года.