Канский Спасский Собор. Часть 3.

Построение нового каменного храма в Канском остроге ознаменовалось делом христианской благотворительности к страждущему человечеству. Канского села крестьян Андрей Иванов Бурмакин, с живым усердием, утешительной заботливостью и истинным христианским милосердием отнесся к этому богоугодному делу. В 1812 году, бывшим в Канском селе присутствующим Красноярского духовного правления протоирею Алексею Алексееву и священнику Федору Парфенову (Неизвестно зачем были в Канском остроге присутствующие Красноярского дух. правления. Имела ли эта поездка частный характер, или было издано распоряжение епарх. Начальства; не поручалось ли им прочитать воззвание Св. Синода, во всех церквах заказа, по случаю отечественной войны 1812 года? (Канс. Спасс. Собор. Тетр 2-я). Бурмакин изъявил желание построить каменную богадельню близ самой церкви. Протоирей Алексеев и священник Парфенов, одобрив желание Бурамкина, и, по его указанию, согласились на построение богадельни в стене церковной ограды с северо-западной стороны. Не так взглянули на это дело священники Канского острога Михаил Евтюхин и Иоанн Коновалов, они нашли, и весьма справедливо, построение богадельни на указанном месте неудобным и неприличным, потому что богадельня будет заслонять собой церковь от обывательских строений и от этого сама церковь теряет красивый свой наружный вид; сверх сего при жительстве богадельщиков на самом пороге храма, по недостатку прислуги, явится нечистота, которая будет производить неприятность впечатления на богомольцев и посетителей храма. Между тем Бурмакин исходатайствовал на построение богадельни разрешение от епархиального и гражданского начальства; но потому ли, что в данном разрешении не указано на местность, где должна быть построена при церкви богадельня, или выбор местности предоставлялся усмотрению местному епархиальному начальству, только когда Бурмакин, заготовил материалы для постройки и запорядив рабочих, хотел приступить в 1813 году к постройке богадельни, то священники Канского острога снова протестовали против постройки оной на избранном месте. Бурмакин вследствие этого отказа обратился с просьбой в Красноярское духовное правление, но уже не застал в живых закащика протоирея Алексеева, дозволившего Бурмакину производить постройку богадельни в стене церковной ограды. Бурмакин принес жалобу благочинному градо-Красноярской Вознесенской церкви священнику Иоанну Слопцову. Благочинный Слопцов горячо вступился за дело Бурмакина и от 1-го Июля 1813 года за № 20 послал строгий приказ Канского острога священноцерковнослужителям. Вот содержание приказа: «Сего 1813 года Июля 1 дня, Канского села крестьянин Андрей Иванов Бурмакин, словесной просьбой объявил мне, что он имеет намерение построить богадельню при Канской Спасской церкви в стене ограды по правую сторону ворот при входе в оные, на каковой предмет приготовлены им потребные материалы и наняты рабочие люди, но в сем ему чинят препятствие Канской Спасской церкви священники, представляя предлогом то, что они не имеют со стороны своего начальства никакого предписания о дозволении строить богадельню в стене ограды. А как мне известно, что означенный крестьянин Бурмакин на постройку богадельни испросил от духовного и светского начальства позволение, почему присутствующими Красноярского духовного правления покойным протоиреем Федором Парфеновым в бытность их в 1812 г. в Канском селе, по желанию Бурмакина место для богадельни в стене ограды по правую сторону ворот при входе в оные было назначено. А потому и предписываю вам сим, ежели вы не имеете других законных предлогов к отклонению Бурмакина от постройки богадельни в стене ограды, то не только не чинить ему в том препятствия, но и употребить со своей стороны все возможные старания и пособия к приведению в действо намериваемого им толико благоугодного и полезного человечеству заведения». 4 Июля 1813 году получен приказ к Канском остроге и священники, не взирая на очевидную неполезность постройки богадельни близ церкви, должны были подчиниться велению благочинного, построить богадельню, но к сожалению его святая заботливость о нищенствующей братии не увенчалась успехом и в построенной им богадельни не нашли возможным поместить бесприютных бедняков, а от этого и самое доброе и святое дело потеряло свою цену и лишилось своего значения. Полуразрушенная богадельня до сих пор стоит укором недальновидности Бурмакина и не приносит никакой пользы. Будь построена богадельня на другом месте не один бедняк укрылся бы под ее кровом и бесприютные сироты и убогие калеки не ходили бы по подоконью, прося милостыни, для которых в Канске до сих пор не имеется никакого общественного человеколюбивого и благоугодного заведения; между тем как в общественном городском банке считается свыше 30 тысяч запасного капитала. Относительно богадельни у нынешнего соборного причта есть предложение, разобрав ее, употребив кирпич на постройку каменного дома для собранного причта, для чего в церковной ограде имеется довольно обширное место на юго-западной стороне церкви.

Построив богадельню, которая вследствие неудачно избранного места не принесла ожидаемой пользы не только страждущей и бедствующей братии, но и Канской Спасской церкви, кроме безместного помещения в ней бывшего Канского духовного правления, Бурмакин хотел увековечить свое имя в памяти потомства другим добрым делом. В 2-х верстах от города издревле был поставлен черный крест перед которым каждогодно отправлялось в 21-й день Мая Господу Богу молебствие и изобилии плодов земных. Чтобы ознаменовать сие священное место приличным блгоукрашением, Бурмакин, всегда с готовностью и усердием относившийся к церкви Божьей, предпринял намерение на месте, где водружен крест, построить открытую каменную на четырех столбах часовню и за разрешением на это доброе дело обратился к Красноярскому протоирею Михаилу Кремлеву. Протоирей до разрешения высшего начальства в таковой постройке Бурмакину отказал; вскоре и сам Бурмакин скончался не исполнив своего обещания, завещав однако зятю своему причетнику Канской Спасской церкви Алексею Стефанову Евтихееву привести в исполнение его желание. Вследствие сего прихожане Канской церкви 6 Июля 1821 года, составив общественный приговор, снова заявились в г. Красноярск к протоирею Кремлеву с просьбой о дозволении, согласно завещанию Бурмакина, построить часовню зятю его причетнику Евтихееву. Протоирей Кремлев приговор прихожан внес в Красноярское духовное правление при предложении от 8 Июля 1821 года, объявив в оном, «что в бытность его прошлого 1820 года в городе Тобольске им по сему предмету лично докладывано Его Высокопреосвященству, и он (Кремлев) получил тогда же словесное Архипастырское на то соизволение». В разрешение настоящего предложения духовное правление приказом от 9 Июня того же года за № 350 дало знать священно-церковно-служителям Канского острога: «просимую часовню, открытую на каменных столбах при Канском остроге на выше изъясненном месте коштом умершего крестьянина Андрея Бурмакина зятю его Канской Спасской церкви дьячку Алексею Евтихееву, построить позволяется». Часовня построенная по завещанию Бурмакина, возобновлена золотопромышленником Г. А. Машаровым и украшена иконным писанием на открываемых двух половинках дверей с четырех сторон. Крыша покрыта железом и часовня обнесена кругом деревянной решетчатой оградой. Крестный ход до ныне совершается 21 Мая с особенной торжественностью при многочисленном стечении богомольцев из городов и окрестных селений. Честный Крест с изображением Распятого и предстоящих Божией Материи возлюбленного ученика Иоанна Богослова, утвержденный посреди часовни служит обильным утешением в скорби и печали для наших горожан и свидетелем горячей любви нужного сострадания и сердечной радости их при разлуке и свидании с родными и ближними, при отъезде которых в дальние страны принято обычаем провожать и встречать у часовни. Здесь пол сенью Креста Господня они отдают целование, нередко последние в житии, родным, друзьям и знакомым; здесь же в восторге сердечной радости, с радостными приветствиями и дружеским целованием встречают благополучно возвращающихся из долгих странствий родных и дорогих для сердца их людей!

Опубликовано 29 апреля 1872 года.

Канский Спасский Собор. Часть 1.

Канский Спасский Собор. Часть 2.

Канский Спасский Собор. Часть 4.

Канский Спасский Собор. Часть 5.

Канский Спасский Собор. Часть 6.

58

Видео

Нет Видео для отображения
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
.